Украины]{22}.)
[[5. Немедленная отмена частной собственности на помещичьи, монастырские, церковные, кабинетные земли без выкупа и передача их в заведывание крестьянских комитетов, впредь до решения аграрного вопроса Учредительным Собранием.
6. Организация рабочего контроля над производством и распределением в общегосударственном масштабе; централизация банкового дела и контроль над банками и национализация важнейших отраслей промышленности; всеобщая трудовая повинность; немедленные меры по демобилизации промышленности и организации снабжения деревни продуктами промышленности по твердым ценам, согласованным с твердыми ценами на хлеб, перестройка государственных финансов, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, введение поимущественного налога и конфискация прибылей сверх установленной нормы.
7. Немедленное установление 8-часового рабочего дня и введение всестороннего социального страхования.
8. В виде экстренной меры, необходимой для оздоровления политической атмосферы и раскрытия язв судебного ведомства – мы требуем немедленного назначения авторитетной для демократии следственной комиссии, для всестороннего расследования событий 3 – 5 июля и для проверки действий всех судебно-следственных агентов старого режима, властей, ведших до настоящего времени следствие этого дела. (Впредь до окончания следствия этой комиссии немедленное освобождение всех арестованных революционеров и назначение скорейшего гласного суда по всем начатым делам.)]]{23}.
Мы считаем нужным сказать, что в основу созыва настоящего совещания положены совершенно произвольные критерии представительства, которые в своей совокупности отводят наименее революционным, соглашательским элементам демократии такое место, на которое они совершенно не вправе претендовать по своей действительной политической роли. Армейские организации представлены совершенно недостаточно и при том лишь в лице своих далеко стоящих от солдатской массы и полгода не переизбиравшихся верхушек. Думы и земства, лишь на половину реформированные, уже в силу своего специального назначения в крайне несовершенной степени отражают революционно-политический опыт демократии и ее взгляды. Еще в большей степени это относится к кооперативам, где подбор руководящих лиц стоит лишь в крайне отдаленной связи с политическими воззрениями демократических масс и с эволюцией их настроений. По сравнению с думами, земствами и кооперативами, крайне урезано представительство Советов. Между тем, именно эти организации вернее всего отражают политическую волю рабочих, солдат и крестьян. Именно Советы овладели всем положением, а во многих местах и всей властью в критические дни Корниловского восстания. Вот почему мы считаем, что только те решения и предложения настоящего Совещания, направленные на полное упразднение личного режима Керенского, могут найти себе путь к осуществлению, которые встретят признание со стороны Всероссийского Съезда Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов. Безотлагательный созыв такого Съезда есть сейчас важнейшая задача.
Настоящая декларация почти целиком была написана Л. Д. Троцким. Напечатанное курсивом составляет первоначальный текст, не вошедший в официально опубликованный. В конце декларации имеются вставки, сделанные другими товарищами. Авторство их удалось выяснить через Истпарт.
Приложение N 15
Предлагаю разделить декларацию на четыре основных части:
1. Отношение к текущему моменту.
2. Отношение к Демократическому Совещанию.
3. Отношение к вопросу об организации власти.
4. Политическую и экономическую программу фракции.
При этом предлагаю:
1) В первой части указать точно причины, приведшие к корниловским дням, причины постоянных кризисов власти, причины полевения масс и поправления мелкой буржуазии (кооперативов и т. д.).
2) Во второй части разграничить вопрос об отношении к составу Совещания, как таковому, указав возможность совместной работы фракции со всеми представителями действительного пролетариата и беднейшей части крестьян, – и отношение к возможности на данном Совещании организовать власть, подчеркнув, что случайность состава и фальсификация действительных представителей масс заставляет нас признать это Совещание не представляющим мнения революционной демократии и потому
3) заявить от имени фракции о необходимости созвать Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, которым и поручить организацию власти и контроль над ней. По отношению к вопросу о нашей программе надо выделить: а) вопрос об освобождении армии от контрреволюционных элементов; б) вопрос о международном положении и необходимости гарантий для демократии против мира с империалистическими целями, могущими вызвать поддержанную западно-европейской буржуазией контрреволюцию; в) вопрос о срочном освобождении арестованных и прекращении репрессий в армии и преследований рабочей печати и рабочих организаций.
Мих. Шефлер.
Настоящий документ написан, как это было выяснено в Истпарте, тов. М. Шефлером. Мы помещаем его, как материал, рисующий процесс выработки декларации, оглашенной 18 сентября.
Ред.
Приложение N 16
I.
… И когда мы с негодованием отмели такое утверждение, Церетели сделал попытку наложить моральное клеймо на нашу партию, в лице ее представителей в совещании Президиума. Принимая во внимание, что председатель собрания немедленно же не пресек попытки Церетели переложить – в столь недостойной форме – ответственность за новый крутой поворот руководимой Церетели части демократии от революционного пролетариата к кадетской партии, мы своим уходом покажем массам, что мы в новой сделке за счет интересов народа никакого участия не принимаем, всякие противоположные утверждения отметаем с негодованием, и все политические обстоятельства вместе с завершившим их инцидентом доводим до сведения делегировавших нас организаций и стоящих за ними масс.
Наша партия принимала участие в Совещании, состав которого был заранее подобран против интересов представляемого нами класса и связанных с ним солдат и беднейших крестьян. Но наша партия ни прямо, ни косвенно не может покрывать закулисное соглашение с врагами народа, – соглашение, для которого это Совещание вчерашним решением превращается в ширмы.
В виде протеста против поведения президиума, своим пристрастием прикрывшего противонародный компромисс своих руководящих групп, мы отзываем…
Вопрос об участии нашей партии в Предпарламенте мы ставим сейчас в прямую зависимость от тех мер, которые предпримет Всероссийский Съезд Советов, дабы создать революционную власть, способную обеспечить действительный созыв неподтасованного Учредительного Собрания.
Коалиция с.-д. не выйдет Тогда власть Керенскому Дума и Сове «Призыв к выступлениям». Почему. А неучастие в правительстве? Ногин: вроде 3 – 5 июля. Каменев. Почему же не войти?{24} Рыков. Парламент. Рязанов. Потребовать министра финансов. Приход – расходы.
II.
Официальной целью Демократического Совещания и создания Предпарламента было; левый блок, упразднение личной диктатуры Керенского, создание ответственной власти.
На деле Предпарламент стал опорой безответственного правительства, в котором решающая роль принадлежит контрреволюционной буржуазии.
Цензовые элементы ультимативно потребовали этой безответственности за 1 1/2 месяца до созыва Учредительного Собрания, в котором цензовые элементы окажутся в несравненно менее выгодном положении, чем в Предпарламенте. Один этот факт непререкаемо свидетельствует о том, что цензовые элементы совершенно не считаются с Учредительным Собранием, как с реальностью, и ставят своей задачей использовать остающиеся недели безответственного хозяйничанья для окончательного срыва Учредительного Собрания.
Внешнее положение страны ухудшается с каждым днем. Разруха углубляется. Создается атмосфера крайнего напряжения, в которой все чаще вспыхивают раздраженные выступления отчаявшихся масс (города и деревни).
Нарастающее движение масс не стоит ни в какой связи с вопросом о Предпарламенте, конструкция которого совершенно не выражает соотношения революционных сил. По своей глубине и по своему размаху это движение совершенно не может ни в каком случае регулироваться из недр Предпарламента.
И это факт – глубокое несоответствие между формально-оппозиционной политикой нашей партии, с одной стороны, и объективным положением, которое заострилось на альтернативе: либо контрреволюционный переворот, либо переход власти к рабочей партии.
Не вытекающий из соотношения революционных сил, искусственно скомбинированный верхами соглашателей и кадетами Предпарламент главной своей задачей имеет сейчас замаскировать революционную альтернативу власти от масс, отвлечь их внимание и облегчить контрреволюции разрешение ее задачи.
Нашей задачей в этих условиях является вскрыть перед массой вопрос борьбы за власть во всей его остроте и во всей его неотложности. Нужно со всей наглядностью показать массам, что гражданская война поставлена нашими классовыми врагами в порядок дня, что Предпарламент является средством подготовки контрреволюционного переворота, тогда как наша борьба за власть идет через Советы. Борьба за Съезд Советов, мобилизация масс под этим знаменем, перенесение всех наших организационных усилий в Советы, – в частности, в областной северный Съезд, – все это сейчас является нашей борьбой за власть.
Привлечь крестьян и городские низы – в условиях неслыханной и все обостряющейся разрухи – нельзя речами и декларациями в предпарламентах. Только та революционная партия, которая, опираясь на пролетариат и связанные с ним войска, возьмет в свои руки власть и даст крестьянам мир и землю, привлечет на свою сторону крестьян. Объективное положение, внешнее и внутреннее требует, чтоб рабочая партия взяла в свои руки власть. Выход из Предпарламента означает постановку вопроса о власти ребром.
Настоящие документы являются отражением внутренней борьбы во фракции Демократического Совещания. Первый документ является частью декларации фракции, оглашенной 22 сентября. Это ясно видно из заключительного абзаца этого документа, который целиком совпадает с концом упомянутой декларации.
Обрывки записей, которые здесь приводятся, были сделаны на обороте этого документа. Их значение пояснено в ниже помещаемом объяснении т. Троцкого.
Второй документ, как явствует из характера текста, не предназначался для декларативных заявлений, а являлся лишь проектом внутрипартийной резолюции. Объяснения т. Троцкого таковы:
«Самым существенным на этих листочках являются записи, явно относящиеся к прениям в нашей фракции Демократического Совещания. Здесь перечислены выступления т. Каменева: „Почему же не войти?“, т. Рыкова, который, отождествляя Предпарламент с парламентом вообще, доказывал нецелесообразность бойкотирования в отношении Предпарламента совершенно так же, как в отношении любого буржуазного парламента, и т. Рязанова, который говорил, что мы в Предпарламенте потребуем от министра финансов предъявления приходо-расходной книги. Я не помню, сколько было присутствующих на заседании нашей фракции. Кажется, свыше 100. Прения были длительные и очень горячие. Основной доклад и контр-доклад делали я и т. Каменев. Бойкотистская позиция потерпела поражение, но разница в числе голосов была невелика. Приведенные выше мнемонические записи служили канвой моего ответа в защиту бойкота Предпарламента. Я развил в этой речи те же соображения, которые изложены в документе N 2, предназначенном для ЦК и фракции Предпарламента. Почему эта рукопись не закончена? Насколько я могу припомнить, как раз в то время, когда я писал тезисы о необходимости ухода из Предпарламента, – после того как была отклонена моя резолюция, предлагавшая бойкотировать Предпарламент, – получилось письмо т. Ленина, решительно солидаризировавшегося с тактикой бойкота и настаивавшего на выходе из Предпарламента. Письмо это дало решительный перевес сторонникам выхода из Предпарламента, и в моем письме не было уже нужды. Так оно и осталось незаконченным черновиком, который, к удивлению моему, случайно сохранился».
По поводу конечного абзаца первого документа т. Троцкий добавил следующее:
«По поводу маленькой резолюции о невхождении в Предпарламент (набросок карандашом N 1), я могу дать следующее объяснение – больше по комбинации, чем по памяти: мое предложение о бойкоте Предпарламента провалилось. Тогда я предложил, не входя пока в Предпарламент, отложить решение вопроса до Съезда Советов. По существу это было то же самое предложение бойкота, так как Съезд Советов должен был решить вопрос о захвате власти. Но по внешности резолюция получала как бы компромиссный характер в том смысле, что категорического решения о невхождении в Предпарламент не