Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
На пути к социализму. Хозяйственное строительство Советской республики

было принято съездом.

Помимо этих вопросов, на съезде рассматривались: 1) доклад о деятельности ЦК союза (Платонов); 2) об охране труда; 3) о положении снабжения транспорта; 4) о роли транспорта и транспортников в борьбе с эпидемией; 5) доклад Наркомпрода; 6) доклад о милитаризации труда. С общим докладом о задачах профсоюза и, в связи с этим, об организационных формах союза выступил на съезде тов. Троцкий.

Из общего числа делегатов (с решающим голосом – 429, с совещательным – 25) членов РКП было 418; беспартийных – 19; сочувствующих – 11; анархо-синдикалистов – 1; анархо-коммунистов – 1. В президиум съезда были избраны: Пятницкий, Амосов, Лебит, Вольпе, Рудзутак, Рогов, Абрамов, Бандура. В состав ЦК были избраны: Троцкий, Розенгольц, Емшанов, Вольпе, Амосов, Никольский, Соловьев, Бумажный, Антипов, Гессен, Карклин, Хрулев, Алифанов, Артем, Аронштам, Савельев, Мамаев, Антонович.

190

Викжель и Викжедор. – Викжель (Всероссийский Исполнительный Комитет железнодорожников) был образован на апрельской конференции 1917 г. Викжель не был профессиональным союзом в полном смысле этого слова, он был скорее «железнодорожным парламентом», выбранным на основе четыреххвостки неорганизованной железнодорожной массой. По своей структуре это не был чисто профессиональный орган, а скорее орган политический с «профессиональными функциями». Во главе Викжеля стояли меньшевики и так называемые «независимцы», большевиков было в нем всего два. В период Октябрьской революции он не примкнул полностью к Октябрьскому перевороту и занял нерешительную и выжидательную позицию. Отсюда слово «викжелить» стало впоследствии употребляться в смысле «вилять».

В январе 1918 г., после всероссийского чрезвычайного съезда железнодорожников, на котором коммунисты и левые эсеры составляли половину, был создан новый орган железнодорожников – Викжедор (Всероссийский Исполнительный Комитет железнодорожников), бывший также скорее железнодорожным советом рабочих депутатов, с лозунгом «железные дороги – железнодорожникам», чем настоящим профсоюзом. Викжедор стремился взять в свои руки все управление железными дорогами. С другой стороны, коммунистами был организован союз мастеровых и рабочих, который на своем всероссийском съезде, в декабре 1917 г., открыл борьбу против Викжеля, а затем и Викжедора. Вскоре образовалась федерация профсоюзов железнодорожников, стоявших на почве резолюций союза мастеровых и рабочих, – так называемый «Всепрофжель» (Всероссийский профессиональный союз железнодорожников). Уже в июле 1918 г. половина делегатов на I конференции железнодорожных профессиональных союзов высказалась за более тесное объединение и за переход от федерации к единому производственному союзу с ограниченными правами для отдельных секций. Наконец, после постановления ЦИК о роспуске Викжедора (в начале января 1919 г.) в феврале собрался I всероссийский съезд железнодорожных профессиональных союзов, который хотя и создал единый производственный союз, но был вынужден временно сохранить внутри единого союза отдельные секции. Центральный Комитет союза был образован на фракционно-секционных началах.

191

Антипов – работник Главполитпути и затем Цектрана, ко II съезду ж.-д. выпустил тезисы о линейном строительстве (см. прим. 194).

192

«Гудок» – с 1921 г. центральный орган ЦК транспортных рабочих. В тот период (в 1920 г.) был боевым органом Главполитпути и выполнял большую работу в области восстановления транспорта. Газета была тесно связана с железнодорожной массой и откликалась на все злободневные события в жизни железнодорожников. Кроме того, в ней уделялось много места вопросам производства. «Гудок» сыграл большую роль в производственном воспитании железнодорожников и в выполнении приказа N 1042.

193

Платонов – видный работник Цекпрофсожа. В своей статье, опубликованной незадолго до II съезда производственного союза железнодорожников («Гудок» N 56 от 16 июля 1920 г.), он писал о растущей коммунистической сплоченности союза, единство которого еще так недавно нарушалось деятельностью меньшевиков и эсеров, выступавших под маской «независимцев». Призывая дать отпор этим «независимцам», которые на съезде попытаются внести раскол в ряды союза, тов. Платонов пишет, что о трудности и сложности работы по возрождению транспорта «может судить только железнодорожник, и только он может понимать, какова должна быть союзная дисциплина в нашей среде».

194

Дискуссия о районных и линейных организациях. – Накануне II съезда железнодорожников открылась широкая предсъездовская дискуссия среди работников союза железнодорожников об организационной структуре союза. Целый ряд железнодорожных организаций – съезд железнодорожников в Гомеле, саратовское совещание железнодорожников и транспортные работники Петрограда и Харькова – поднял вопрос о перестройке железнодорожного союза по принципу линейных организаций (Дорпрофсож), с сохранением прежней структуры союза только в Москве, Петрограде и других крупных центрах. Главполитпуть поддержал это предложение. Против него выступал, главным образом, Цекпрофсож, который высказался за оставление прежней порайонной структуры (райпрофсож). II съезд железнодорожников принял предложение Цекпрофсожа. (Подробнее о дискуссии см. прим. 189.)

195

Ломоносов – видный работник транспорта, инженер. До войны работал в Америке. Автор имеет в виду статью тов. Ломоносова «В каком виде должны быть восстановлены русские железные дороги», напечатанную в «Экономической Жизни» N 144 от 3 июля 1920 г.

196

Брошюра Вегера (старшего), – под заглавием «К учету железнодорожного транспорта» вышла впервые в июне месяце 1920 г. Все содержание брошюры посвящено вопросу о плане ремонта паровозов и общей работы НКПС за 1920 г. В главе IV тов. Вегер указывает, что «план ремонта паровозов должен быть частью общего плана восстановления железнодорожного хозяйства». Приказ же N 1042, по его мнению, оторван от общего плана ж.-д. хозяйства и поэтому не может служить исходным пунктом для восстановления транспорта. По расчетам Вегера, этот приказ предусматривает ремонт 2.000 лишних паровозов. В заключение автор указывает на отсутствие общего плана ж.-д. хозяйства и дает общую отрицательную оценку приказу N 1042. В таком же смысле он высказывается и о приказе N 1157, относящемся к плану ремонта вагонов. В январе 1921 г. брошюра Вегера была выпущена вторым изданием.

197

Цюрупа, А. Д. – член ЦК ВКП(б). С 1898 г. участвует в революционном рабочем движении. Провел три года в ссылке и один год в тюрьме. С 1917 г. Цюрупа работает в Уфимской губернии в качестве председателя губернского Продовольственного комитета; после Октября избирается членом губревкома и губкома; в 1918 г. тов. Цюрупа назначается Народным Комиссаром Продовольствия. Проводит «жесткую» продовольственную политику в самые тяжелые годы гражданской войны. В 1922 г. был назначен Нар. Ком. Раб. Крест. Инспекции. С апреля 1923 г. работал заместителем Председателя СНК. С 1924 г. состоит председателем Госплана.

198

Вильсон – см. том XIII, прим. 6.

199

Фельетон тов. Воронова «На реке» был напечатан в «Гудке» 17 июля 1920 г.

200

Цектран. – Центральный комитет рабочих железнодорожного и водного транспорта был создан по постановлению пленума ВЦСПС от 3 сентября 1920 г. Работа железнодорожного союза приобретала в тот период решающее значение ввиду необходимости немедленно начать борьбу с развалом железнодорожного хозяйства. Старый Цекпрофсож был не в состоянии справиться с этой задачей.

В целях быстрого и решительного проведения в жизнь милитаризации труда, единоначалия, суровой трудовой дисциплины в транспортном деле, ЦК партии бросил на транспортный фронт до 800 ответственных работников и обратил внимание на усиление союза железнодорожников. В состав Цектрана вошли следующие товарищи: Розенгольц (председатель), Бумажный (член президиума), Антипов (завед. организ. – инструкт. отделом), Богуславский (завед. культпросвет.), Мясников (член президиума), Гессен (член президиума). Цектран, наряду с Главполитпути, провел большую работу, имевшую огромное значение в деле возрождения железнодорожного транспорта и выполнения приказа N 1042 (см. прим. 125).

В своем отчете перед всероссийским совещанием работников союза Цектран характеризует первый период своей работы (от июля до октября 1920 г.), как период подготовительный, «ибо только в октябре были построены новые дорожные организации союза, способные разрешить те задачи, которые перед ним стоят». Кроме того, только в октябре началось фактическое слияние союзов железнодорожников и водников.

В заключение Цектран намечает две задачи: 1) постепенно, но неуклонно подыматься к управлению производством, принимая все большее участие в работе по организации транспорта, входя все глубже в процесс управления транспортом, все больше сближая и постепенно соединяя свои аппараты с соответствующими аппаратами НКПС; 2) укрепить связь выборных союзных органов с рабочими массами. «Эти задачи, – так заканчивается отчет Цектрана, – неотделимы одна от другой. Союз может овладеть производством только как массовая организация, теснейшим образом связанная с широчайшими кругами объединенных им рабочих. Союз может втянуть массы в круг производственных интересов, лишь втягивая свою организацию, сверху и донизу, в круг производственной работы. Только идя этим путем, мы создадим подлинно-массовую организацию подлинно-производственного союза».

201

Фомин – старый член партии. Вел большую работу в годы гражданской войны и красного террора в ВЧК. После этого, в 1920 г., был назначен Комиссаром Главного Управления путей сообщения, а затем заместителем Наркомпути.

202

Колегаев – один из бывших руководителей левых эсеров. В 1918 г. вступил в ряды нашей партии. Работал в 1920 г. в качестве Начальника Хозяйственно-Материального Управления НКПС. С 1921 г. тов. Колегаев был заместителем Председателя Москуста.

203

Амосов – старый работник Цекпрофсожа. В 1919/20 г. был заместителем председателя Цекпрофсожа.

204

Кирсанов – работник Цектрана.

205

Розенгольц – старый член ВКП(б). С момента организации Красной Армии принимал энергичное участие в военном строительстве, занимая пост члена Реввоенсовета Республики. В боях под Казанью в 1918 г. и в момент отступления из-под Уфы в марте – апреле 1919 г. проявил себя выдающимся и талантливым организатором. В 1920 г. вынес на своих плечах огромнейшую работу по организации Главполитпути и созданию Цектрана (Председатель Цектрана), сыгравшего наряду с НКПС решающую роль в деле возрождения транспорта.

После расформирования Главполитпути тов. Розенгольц входит в коллегию Наркомфина и ведет работу по организации налогового аппарата. В 1923 г. был назначен начальником Главвоздухофлота. В 1925/26 г. – работает в Англии в качестве уполномоч. по торгов. делам.

206

Широкий пленум Цектрана. – В декабре 1920 г. был созван Центральным Комитетом широкий пленум Цектрана, на котором впервые были подведены итоги работе Цектрана и намечены очередные задачи союза. По докладу тов. Троцкого об очередных задачах союза была принята резолюция, в которой констатировалось, что «превращение союза работников транспорта в действительный производственный союз может на деле совершиться только одновременно с работой по возрождению самого транспорта». В заключение резолюция подчеркивала, что «милитаризация труда в пролетарском государстве есть самоорганизация рабочего класса» и поэтому «совещание отвергает в корне вредные попытки противопоставить методы рабочей демократии милитаризации труда».

По отчету о деятельности Цектрана совещание одобрило основную линию его работы и очередными задачами в его работе признало «постепенный переход к методам рабочей демократии путем все большего применения выборного начала в производственной организации». Затем было предложено выдвинуть вопрос о «целесообразности дальнейшего существования учпрофсожей, райкомводов и учкомводов в настоящих их границах, подготовив его для внесения на разрешение предстоящего всероссийского съезда союза», что и было зафиксировано в резолюции по докладу о низших органах союза. На этом всероссийском совещании Цектрана образовалась так называемая «группа 10-ти», радикально разошедшаяся с Цектраном в вопросе о методах работы (во главе группы стояли старые работники и руководители

Скачать:TXTPDF

На пути к социализму. Хозяйственное строительство Советской республики Троцкий читать, На пути к социализму. Хозяйственное строительство Советской республики Троцкий читать бесплатно, На пути к социализму. Хозяйственное строительство Советской республики Троцкий читать онлайн