несомненное улучшение состояния подвижного состава железных дорог создают достаточную опору для дальнейших упорных и планомерных усилий по полному оздоровлению и развитию путей и средств сообщения Советской Республики.
Причинами достигнутых успехов Съезд считает самоотверженную работу всех сознательных и честных работников транспорта, повышение трудовой дисциплины, более правильную организацию аппарата управления транспортом и методы плановой работы в виде общих для всей сети календарных производственных программ по важнейшим отраслям железнодорожного дела. Так, успешности работы по оздоровлению подвижного состава в высокой мере способствуют плановые приказы по ремонту паровозов и вагонов (NN 1042 и 1157).
Съезд считает необходимой дальнейшую работу по организации ремонта подвижного состава на основе массового производства обезличенных запасных частей таким образом, чтобы это последнее стало также и основой производства новых однотипных паровозов и вагонов.
В этих целях Съезд признает необходимым скорейшее введение в жизнь назревших постановлений в области нормализации частей подвижного состава и вменяет в обязанность Экономическому Совещанию Совета Труда и Обороны всемерно ускорить разработку, декретирование, применение и дальнейшее развитие всеми заинтересованными ведомствами мероприятий по нормализации как выдвинутых первым съездом работников по вопросам паровозостроения, ремонта и нормализации при Основной Транспортной Комиссии, так и дальнейших мероприятий в том же направлении.
Съезд придает большое значение выработке единого эксплуатационного транспортного плана, охватывающего как железнодорожные, так и водные пути и тщательно согласованного со всеми ведомствами, обслуживающими хозяйственные нужды страны.
Съезд признает безусловно правильным происшедшее объединение железнодорожного и водного транспорта и считая развитие водного транспорта одной из важнейших задач Республики, в лице всех ее органов, вменяет Народному Комиссариату Путей Сообщения задачу дальнейшего сближения и сочетания обоих важнейших видов транспорта – железнодорожного и водного – в административном, техническом и эксплуатационном отношениях как в центре, так и на местах. Съезд предлагает в срочном порядке произвести технический пересмотр основных трудовых процессов в целях их рационализации и механизации, в первую очередь в сфере погрузочных и разгрузочных операций водного транспорта.
В целях обеспечения работы по возрождению подвижного состава, Съезд вменяет в обязанность Совету Народных Комиссаров принятие действительных мер к усилению производства ударными заводами всякого рода запасных частей, инструментов и материалов.
Съезд считает необходимым выработку и проведение в жизнь годового плана снабжения железных дорог топливом, а также всеми необходимыми лесными материалами и в первую очередь шпалами.
Съезд вменяет в обязанность как центральным, так и местным органам Советской власти оказывать полное содействие ведомству путей сообщения в деле борьбы с угрожающими транспорту в ближайшие месяцы стихийными бедствиями: снежными заносами, половодьем и пр.
Основным условием дальнейших успехов в области транспорта Съезд считает всемерное улучшение материального положения рабочих и служащих, повышение их технического и культурно-политического уровня и возлагает принятие всех необходимых для этого мер как на центральные, так и на местные органы Советской власти. Вместе с тем Съезд ожидает со стороны всех без исключения работников железнодорожного и водного транспорта самоотверженной работы по возрождению транспорта и обеспечению хозяйственного преуспеяния рабоче-крестьянской Республики.
VII. Восстановление Донбасса
Л. Троцкий. ОСНОВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ПО ДОНЕЦКОМУ БАССЕЙНУ[230]
(Проект)
На основании своего ознакомления с постановкой угольной и связанной с ней металлургической промышленности на Донбассе Полномочная Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В настоящее время Донецкий бассейн дает стране около 13 – 15 миллионов пудов угля и антрацита в месяц (за вычетом расходуемого топлива на себя). Этот результат не только не отвечает потребностям, но и совершенно не оправдывает тех огромных усилий, какие затрачиваются на месте – органами Главугля,[231] профсоюза и прежде всего самими рабочими. Между тем при нынешнем положении Донбасса в общегосударственном хозяйстве нет никакого основания рассчитывать на поднятие донецкой угольной промышленности. Мерами агитационного, организационного и репрессивного характера на месте можно достигнуть лишь временных улучшений, за которыми следует реакция в виде стачек, усиленного невыхода, кратковременного пребывания под землей и пр.
2. Самые напряженные усилия подрываются крайне плохим состоянием продовольственного снабжения. Меры, принимавшиеся до сих пор для продовольствования рабочих, не находятся ни в каком соответствии с тем значением, какое имеет донецкая угольная и металлургическая промышленность для жизни всей страны. Необходимо решительно порвать с применявшейся до настоящего времени политикой частичных мероприятий и неосновательного самоутешения в деле снабжения Донбасса всем необходимым, и в первую голову в продовольственной области. Нужны исключительно широкие меры с привлечением к этому всего продовольственного аппарата РСФСР с целью как обеспечения правильного покрытия текущих продовольственных потребностей в размере 100 % установленных норм, так и образования крупного, по крайней мере месячного, а в дальнейшем и двухмесячного запаса. Во главе донецкого продснабжения необходимо немедленно поставить энергичного и опытного работника, сделав его ответственным за снабжение Донбасса в полном размере.
3. Столь же широкие меры необходимы для обеспечения одеждой донецких рабочих, трудармейцев и семейств рабочих.
4. Одновременно с этим нужно приступить к самым энергичным работам по ремонту жилищ и по строительству, поскольку оно допускается зимним временем, и особенно по подготовке планов, материалов и пр. к широкому строительству в будущем году, возложив немедленно определенные обязательства на соответственные главки по внеочередному удовлетворению заявок ЦПКП{10}.
5. В области технического оборудования и снабжения необходимыми материалами нужно Донецкий бассейн поставить в несравненно более привилегированное положение, чем сейчас, и помимо более энергичного и полного использования наличных ресурсов страны, в частности крымских трофеев, необходимо во что бы то ни стало получить из-за границы наиболее неотложно-необходимые предметы оборудования горной промышленности, возложив заботу о том на определенное ответственное лицо.
6. В области рабочей силы: немедленно передать Донбассу из армии квалифицированных горнорабочих и мобилизовать для Донбасса специалистов – инженеров и техников горного дела, работающих ныне не по прямой специальности.
7. Для проведения намеченных в предшествующих пунктах мер со всей той энергией, какая отвечает важности вопроса, необходимо создание при Совете Труда и Обороны временного совещания по снабжению Донецкого бассейна с возложением на это совещание общего наблюдения за работой всех органов, на которые должно быть возложено доставление Донбассу всех необходимых предметов снабжения. В состав совещания должны войти представители Наркомпрода, ВСНХ, Наркомвоен, ЧУСО НКПС, ВЦСПС и ЦК горнорабочих, персонально утвержденные Совобороны.
В пределах Украины соответственная задача возлагается на Укрсовтрударм.
8. Аппарат управления донецкой промышленностью необходимо укрепить и приблизить к самому производству. Необходимо в самом Донецком бассейне создать фактически руководящий производственный центр, тесно связанный не только с районами, но и с кустами, держащий на учете всех работников, подбирающий личный состав и составляющий таким образом централизованный аппарат управления государственной донецкой угольной промышленностью.
9. Для того чтобы сделать возможной такого рода работу, необходимо немедленно же передать в распоряжение ЦПКП и производственного союза несколько десятков опытных, способных и испытанных на организационной работе товарищей, не только для районов, но и для кустов, от правильной работы которых прежде всего зависит ход угольной промышленности.
10. Сокращение числа районов и ликвидацию нежизнеспособных кустов необходимо провести с величайшей энергией и в возможно короткий срок, во всяком случае не позже 1 января, для чего ЦПКП в лице своих руководящих органов необходимо переселиться в Бахмут не позднее 1 декабря.
11. Объединить работающие в Донецкой губернии военно-трудовые части в особую Донецкую трудармию{11}, поставив ее в трудовом отношении в подчинение ЦПКП. Вопрос о комендатурах и их взаимоотношении с органами ЦПКП предоставить усмотрению ЦПКП. Командующий Донецкой трудармией в отношении оперативно-трудовом является помощником управляющего угольной промышленностью (или председателя ЦПКП).
12. Южбюро союза горнорабочих и Подонбасс[232] до 1 декабря переселяются в Бахмут и немедленно проводят меры по организационному объединению своей работы для подготовки полного слияния обеих организаций не позже 1 февраля 1921 года согласно соглашения, достигнутого между горносоюзом и Подонбассом.
Начальник Политотдела входит в партком для обеспечения полной согласованности работы и всемерного содействия со стороны парткома объединенной работе Горносоюза и Подонбасса.
13. Просить ЦК РКП и ВЦСПС оказать всемерное содействие Южбюро союза горнорабочих, систематически питать его работниками, материальными и техническими средствами, чтобы дать ему возможность выполнять ту организационную и воспитательную работу, без которой не может быть и речи о действительном, т.-е. устойчивом и планомерном, возрождении донецкой промышленности.
14. Взаимоотношения ЦПКП и Южбюро Горносоюза определяются особым положением, обеспечивающим сотрудничество обеих организаций в деле руководства угольной промышленностью. «Положение» при сем прилагается.
15. В целях достижения наибольшей ясности и отчетливости организационных отношений, особенно важной в период предстоящей реорганизации, коллегия ЦПКП упраздняется. Во главе угольной промышленности ставится управляющий. Ему придаются: а) помощник по технической части, опытный специалист горного дела с серьезным стажем; б) помощник по политической части; в) помощник по военно-трудовой части (командующий Донецкой трудармии).
Все распоряжения управляющего по техническо-производственной части должны быть скреплены подписью помощника-техника, распоряжения по общеадминистративным вопросам должны быть подписаны помощником по политической части, распоряжения по трудчастям скрепляются командующим трудовой армии. В тех случаях, когда приказ затрагивает разные стороны вопроса, распоряжения подписываются одновременно заинтересованными помощниками.
В случае несогласия с распоряжением, помощник представляет особое мнение, не задерживая исполнения распоряжения.
1920 г. Архив.
Л. Троцкий. ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАНА ПОЛНОМОЧНАЯ КОМИССИЯ
(Извещение Полномочной Комиссии Совета Народных Комиссаров по делам Донецкого бассейна)
Сейчас, когда Красная Армия добивает Врангеля, вопросы хозяйства встают на первый план. Рабоче-крестьянская власть главной своей задачей имеет поднять общенародное хозяйство как промышленное, так и земледельческое на большую высоту, для того чтоб избавить всех трудящихся от голода, холода, невежества и обеспечить им возможность достойного человеческого существования.
Советская Республика должна стать республикой всеобщего равенства, но это должно быть равенство не в лишениях, не в нищете, а равенство в довольстве и процветании. С такой же энергией, с какой мы боролись и боремся против контрреволюционных полчищ, мешающих нашей творческой работе, мы должны ныне поднять промышленность, транспорт и сельское хозяйство.
Ключом ко всей этой работе является топливо. Если бы обеспечить топливом наши заводы, они уже сейчас могли бы выпускать для крестьян и рабочих гораздо больше предметов потребления и личного обихода (ткань, гвоздь, стекло и пр. и пр.). Сельское хозяйство нуждается в орудиях и машинах, которые могли бы доставляться во все большем количестве нашими заводами, если бы их обеспечить топливом. Наши железные дороги могли бы уже сейчас перевозить с окраин гораздо больше продовольствия и сырья для нашей промышленности, если бы они были обеспечены достаточным количеством пригодного топлива.
Важнейшим видом топлива является уголь. Недаром Донецкий бассейн назван Всероссийской Кочегаркой.
Возрождение хозяйства Российской и в частности Украинской Советской Республик невозможно без возрождения угольной промышленности Донецкого бассейна. Сейчас нет во всей стране другого более важного вопроса.
Исходя из этой оценки роли и значения Донецкого бассейна, Совет Народных Комиссаров РСФСР по соглашению с Советом Народных Комиссаров УССР постановил отправить в Донецкий бассейн Полномочную Комиссию в составе председателя Высшего Совета Народного Хозяйства (или его заместителя), Народного Комиссара путей сообщения,