и снабжения фронтов, постановляются губисполкомами и объявляются в приказах Комитета по Трудовой Повинности.
7. В сельских местностях Отделы Труда и Отделы Управления возлагают выполнение соответствующей части работы на волостные и сельские исполкомы, инструктируя и подкрепляя их на время работы своими сотрудниками и представителями.
Для разработки вопроса о карах за уклонение от трудовой повинности создается комиссия в составе представителей Наркомтруда, Наркомвнудела, Центрокомдезертир и Наркомюста. Означенной комиссии разработать систему привлечения к ответственности с таким расчетом, чтобы все основные случаи уклонения от обязанности по трудовой повинности карались Революционным Трибуналом, а также формулировать свои предложения таким образом, чтобы предоставить Главному и местным Комитетам по Всеобщей Трудовой Повинности в меру необходимости административные права наказаний.
Созыв комиссий возлагается на Наркомтруд.
Учредить редакционную комиссию в составе Наркомтруда, Наркомвнудела, Центростатистики, ВЦСПС и Наркомюста. Означенной Комиссии поручается:
1. Представить проект положения в основных чертах о Главном и местных Комитетах по Трудовой Повинности и взаимоотношения их с работой соответственных ведомств.
2. Согласовать и точно редактировать принятые тезисы относительно создания органов по трудовой повинности и их функций.
Созыв Комиссии возлагается на Наркомтруд.
Подкомиссии по согласованию требований ведомств на рабочую силу работу свою продолжить с тем, чтобы добиться от ведомств требований, более определенных во времени, в районах и сроках работ, по основным категориям рабочих сил, по характеристике продовольственных условий и по обеспечению инвентарем рабочих. Для участия в работах комиссии привлечь Центростатистику. Доклад представить к следующему заседанию.
Председатель Междуведомственной Комиссии по введению всеобщей трудовой повинности Троцкий.
Приложение N 2
Положение о комитетах по всеобщей трудовой повинности
§ 1. В целях планомерного осуществления всеобщей трудовой повинности и объединения деятельности различных ведомств в этом направлении, создаются Главный, губернские, уездные, а в необходимых случаях и городские Комитеты по всеобщей трудовой повинности, на каковые учреждения возлагается полностью ответственность за фактическое проведение всех видов и форм трудовой повинности.
§ 2. Главный Комитет непосредственно подчиняется Совету Обороны и состоит из трех лиц, по одному представителю от Наркомвнудела, Наркомтруда и Наркомвоена. Состав Главного Комитета утверждается Советом Обороны, состав местных – соответственным Исполкомом.
§ 3. Губернские, городские и уездные Комитеты находятся в непосредственном подчинении губ., гор. и уездн. Исполкомов и состоят из трех лиц, по одному представителю от Военного Комиссариата, Отдела Управления и Отдела Труда.
Примечание: В состав Главного Комитета и местных Комитетов по трудовой повинности входят с совещательным голосом представители Центрально-Статистического Управления и его местных органов.
§ 4. В задачу Главного Комитета по Всеобщей Трудовой Повинности входят:
а) Согласование составленных производственными и вообще хозяйственными органами планов снабжения рабочей силой отдельных отраслей хозяйства в целях привлечения населения к трудовой повинности и правильного распределения наличной рабочей силы.
б) Установление порядка применения различных форм трудовой повинности, выработка инструкций местным Комитетам по вопросам трудовой повинности, составление и внесение в Совет Обороны проектов соответственных постановлений.
в) Использование аппаратов различных ведомств для проведения трудовой повинности, а равно объединение их деятельности в этой области.
г) Разрешение всех вопросов, возникающих в порядке проведения трудовой повинности.
д) Наложение кар в административном порядке в пределах, определяемых § 5 постановления ЦИК от 29 января с. г.
§ 6. Все постановления Главного Комитета по Всеобщей Трудовой повинности обязательны для выполнения местными Губернскими, Городскими и Уездными Комитетами; постановления Губернских Комитетов обязательны для Городских и Уездных Комитетов.
§ 7. В случае несогласия местных Исполкомов с постановлениями Главного Комитета по Трудовой Повинности Исполкомы обжалуют такие постановления в Совет Обороны, но ни в коем случае не приостанавливают их действия.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин). Секретарь С. Бричкина.
«Правда» N 25, 5 февраля 1920 г.
Приложение N 3
Телефонограмма тов. Рыкову, копия тов. Ленину
Жизнеспособность Совета Трудовой Армии будет зависеть, особенно в первое время, от взаимоотношений представителей различных ведомств. Нужно заставить их спеться во что бы то ни стало. Если у каждого будет заместитель, то это усложнит отношения и без того достаточно сложные и внесет величайшую организационную путаницу. Поэтому я высказываюсь против института заместителей, особенно в первое время, пока организация не встала на ноги.
Предреввоенсовета Троцкий.
15 января 1920 г. Архив.
Приложение N 4
Реввоенсовет 3. Совтрударм. Талица
1. Трудовая армия подчиняется в военном отношении Реввоенсовету Республики на правах особой армии и сносится непосредственно с Полевым Штабом Реввоенсовета Республики.
2. Оперативно-трудовые сводки доставлять Полевому Штабу, который будет немедленно сообщать мне и Совету Обороны.
3. Организационные изменения в учреждениях армии, поскольку они необходимы по ходу работ, производить как временные, докладывая о них Полевому Штабу.
4. Главное: твердо помнить, что каждый шаг практической работы важнее всех организационных перестроек и переименований.
5. Надеюсь прибыть к вам в феврале. Тогда необходимые вопросы будут разрешены на месте.
Предреввоенсовета Троцкий.
23 января 1920 г. Архив.
Приложение N 5
Телеграмма т.т. Ленину и Рыкову
Необходимо поставить Совнархозу самостоятельную задачу во что бы то ни стало поднять производство бумаги. Без гигантского развития агитации нельзя серьезно говорить о трудармиях и трудовой повинности. Происходящее сокращение агитлитературы, закрытие уездных газет и прочее в корне подрывают работу хозяйственного подъема. Предлагаю этому вопросу совещание для принятия чрезвычайных мер.
11 февраля 1920 г. Архив.
+++
Примечания
1
I сессия ВЦИК 7-го созыва – открылась 9 февраля 1920 г., через 2 месяца после VII съезда. В центре работ сессии стояли вопросы об организации труда (плановое использование рабочей силы), о создании экономических органов на местах, продовольственный вопрос и вопрос о транспорте.
Основные задачи, стоящие перед Республикой, были следующим образом сформулированы тов. Лениным во вступительном слове: «Мы должны переходить на новые хозяйственные рельсы. Мы не можем распустить своей армии, ибо враг еще жив, но мы не можем не использовать той силы, которая у нас имеется, для борьбы с разрухой. Энергия, проявленная на войне, должна быть в такой же мере проявлена в области труда и в той же форме».
В докладе тов. Рыкова об экономической политике были особенно подчеркнуты два момента: 1) Поднятие промышленности без развития добычи топлива немыслимо. Поэтому необходимо обратить внимание на восстановление топливной промышленности, в первую очередь торфяной, так как добыча торфа не требует больших затрат и сложного технического оборудования. 2) Вторым условием восстановления промышленности и поднятия производительных сил является надлежащее техническое оборудование фабрик и заводов. Вопросы технического оборудования тесно связаны с экспортом сельскохозяйственного сырья за границу, откуда можно получить машины. Отсюда очередная задача – повысить производительность сельского хозяйства.
Третий доклад, посвященный транспорту, был сделан тов. Красиным, который отметил тяжелое состояние транспорта, несмотря на некоторые улучшения, достигнутые благодаря работе Главполитпути.
Четвертым вопросом стоял доклад о трудовых мобилизациях (тов. Троцкого), пятым – доклад о положении Ревтрибунала (тов. Крыленко), шестым – о всеобщей переписи (тов. Попова).
2
Разгром Юденича – произошел в октябре 1919 г., после его вторичного наступления на Петроград. Первое наступление было произведено 14 мая 1919 г. При вторичном наступлении Юденич захватил (20 октября) Гатчину, Детское Село, Павловск. В это же время в Питере был раскрыт белогвардейский заговор. Тогда на оборону Красного Питера встали все трудящиеся города. Петроград был превращен в военный лагерь. Сюда были срочно перекинуты курсантские части, коммунистические и рабочие батальоны. Действовавшие в этом районе 7-я и 15-я армии 21 октября зашли Юденичу в тыл. 23 октября красные войска выбили Юденича из Детского Села. 31 октября была взята Луга. В результате этих поражений отряды Юденича стали отступать, терпя большие потери. К 1 декабря их остатки перешли через эстонскую границу, где вскоре разложились.
3
Неудачи на фронте Латвии. – Еще в конце 1918 г., после расторжения нами Брест-Литовского мира с Германией, была организована 7-я латышская армия, входившая в состав Западного фронта. К середине февраля 1919 г. задача латышской армии – освобождение Курляндии и Лифляндии и передача власти на этой территории в руки трудящихся – на три четверти была выполнена. Но сама армия попала в тяжелое положение, потому что наполовину оказалась окруженной врагами. Наступление противника на Белорусско-Литовском фронте в апреле 1919 г., а также опасность с северо-запада со стороны Юденича, которого поддерживала Эстония, заставили вскоре Красную Армию, понесшую значительные потери, оставить территорию Латвии.
4
Обращение СНК РСФСР к Польше и польскому народу – было опубликовано в советских газетах 30 января 1920 г. Приводим текст обращения:
«Польша стоит теперь перед решением, которое может иметь тягчайшие последствия на долгий ряд лет для жизни обоих народов. Все данные свидетельствуют о том, что крайние империалисты Согласия, сторонники и агенты Черчилля и Клемансо, напрягают в настоящий момент все усилия к тому, чтобы ввергнуть Польшу в беспричинную, бессмысленную и преступную войну с Советской Россией.
В сознании ответственности за судьбу трудящихся масс России и в стремлении предотвратить новые неисчислимые бедствия, жертвы и разрушения, грозящие обоим народам, —
1) Совет Народных Комиссаров заявляет, что политика РСФСР в отношении Польши, исходя не из случайных, временных, военных или дипломатических комбинаций, а из незыблемого принципа национального самоопределения, безусловно и безоговорочно признавала и признает независимость и суверенность польской республики и это признание с первого момента образования независимого польского государства кладет в основу всех своих отношений к Польше.
2) Сохраняя во всей силе последнее мирное предложение Народного Комиссариата по Иностранным Делам от 22 декабря, Совет Народных Комиссаров, чуждый каких бы то ни было агрессивных намерений, заявляет, что красные войска не переступят нынешней линии Белорусского фронта, проходящей вблизи следующих пунктов: г. Дрисса, г. Дисна, г. Полоцк, г. Борисов, м. Паричи, ст. Птичь, ст. Белогоровичи. В отношении Украинского фронта Совет Народных Комиссаров от своего имени и от имени временного правительства Украины заявляет, что советские войска Федеративной Республики не будут совершать военных действий к западу от занимаемой ныне линии, проходящей вблизи м. Чуднова, м. Пилявы, м. Деражни и г. Бар.
3) Совет Народных Комиссаров заявляет, что советское правительство не заключало ни с Германией, ни с какими-либо другими странами соглашений или договоров, прямо или косвенно направленных против Польши, и что характер и смысл международной политики Советской власти исключает самую возможность подобных соглашений, равно как и попыток использовать возможное столкновение Польши с Германией или другими государствами в целях покушения на независимость Польши и на неприкосновенность ее территории.
4) Совет Народных Комиссаров заявляет, что, поскольку речь идет о действительных интересах Польши и России, не существует ни одного вопроса: территориального, экономического или иного, который не мог бы быть разрешен мирно, путем переговоров, взаимных уступок и соглашений, как это имеет место сейчас в переговорах с Эстонией.
Поручая Народному Комиссариату по Иностранным Делам испросить в ближайшую февральскую сессию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета торжественное подтверждение со стороны высшего органа республики указанных здесь основ советской политики в отношении Польши, Совет Народных Комиссаров считает со своей стороны, что настоящим своим категорическим заявлением он исполняет свой долг в отношении к