Л. Д. Переход к всеобщей трудовой повинности в связи с милиционной системой (тезисы) 1919 г.
1. Социалистическое хозяйство предполагает общий план, охватывающий всю территорию со всеми ее естественными богатствами, средствами производства и живой человеческой силой, каковые средства и силы пролетариат использует в пределах общегосударственного целого с такой полнотой, с какой отдельный предприниматель стремится использовать свои силы и средства в пределах своего завода или своего сельскохозяйственного имения.
2.Непрерывность и полнота производственного процесса должны поддерживаться и обеспечиваться всеобщей трудовой повинностью, при которой каждый здоровый гражданинв известных возрастных пределах обязан известную часть своего времени отдавать той или другой отрасли производственного процесса.
3.Законченное и вполне целесообразное распределение живой рабочей силы между сельским хозяйством, обрабатывающей промышленностью, транспортом, как и между различными отраслями сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, может быть достигнуто лишь постепенно, путем хозяйственного опыта, удовлетворения общественных потребностей планомерно организованным трудом, путем все более и более точного учета рабочей силы, ее мобилизации и применения.
4.До тех пор пока всеобщая трудовая повинность не войдет в норму, не закрепится привычкой и не приобретет бесспорного и непреложного для всех характера (что будет достигнуто путем воспитания, социального и школьного, и найдет полное выражение лишь у нового поколения), до тех пор, в течение значительного еще периода, переход к режиму всеобщей трудовой повинности должен неизбежно поддерживаться мерами принудительного характера, т. е., в последнем счете, вооруженной силой пролетарского государства.
5.Элементарным условием всякого дальнейшего хозяйственного развития является обеспечение рабочих обрабатывающей промышленности, транспорта и городского населения вообще необходимыми предметами питания. До соответственного поднятия обрабатывающей промышленности и до установления между этой последней и сельским хозяйством естественного и обоюдовыгодного продуктообмена, извлечение из деревни предметов продовольствия естественно останется для сознания наиболее зажиточных круговкрестьянства натуральным государственным налогом, правильность поступления которого может быть обеспечена только принудительной силой государства.
6.Не может быть и речи о том, чтобы из нынешнего состояния величайшего разрушения производительных сил и хозяйственного хаоса, в котором сочетаются обломки прошлого и зародыши будущего, возможен был непосредственный скачок к законченному централизованному хозяйству в общегосударственном масштабе. Неизбежен длительный период, в течение которого усилия сверху централизовать на новых социальных основах хозяйство будут дополняться попытками и усилиями возрождения местных очагов хозяйства при помощи сил и средств ближайших районов.
7.Искусство государственной власти пролетариата должно состоять в том, чтобы не только не глушить местной инициативы во имя схематизированного государственно-хозяйственного плана, а, наоборот, всячески поддерживать местную инициативу, питать ее идейно-технически и материально, внося в нее необходимые коррективы и видоизменяя самый общегосударственный план в зависимости от темпа и масштаба развития отдельных хозяйственных очагов на территории страны.
8.В соответствии с этим всеобщая трудовая повинность ни в коем случае не может пониматься в смысле обезличенной трудовой повинности, при которой известные возрастные категории мобилизуются сплошь и распределяются в зависимости от схематизированного хозяйственного плана, – подобно тому, как это делается всякой, в том числе и Советской, властью в отношении воинской повинности. Наоборот, задача состоит в том, чтобы для трудовой повинности найти опору в районных и земляческих трудовых связях, навыках и привычках, положив в основу трудовой повинности известные территориально-производственные округа, определенные на основании естественно-исторических, производственных и бытовых условий.
9.Те же самые территориально-хозяйственные округа должны лечь в основу как территориально-административной советской системы (область, губерния, уезд, волость), таки местных военных органов (комиссариаты) с постепенным переходом от постоянной армии к милиции.
10.Смысл милиционной системы состоит в территориальном и бытовом приближении армии к хозяйственному процессу, так что живая человеческая сила определенных хозяйственных районов является в то же время живой человеческой силой определенных воинских частей.
11.Учет населения под углом зрения воинской повинности должен быть согласован с учетом его под углом зрения трудовой повинности, так чтобы нынешний аппарат военноговедомства (местные военные комиссариаты), надлежащим образом измененный и непрерывно совершенствуемый, явился бы аппаратом трудовой мобилизации народных масс.
12.При демобилизации значительнейшей части Красной Армии лучшие ее кадры должны получить наиболее целесообразное, т. е. наиболее приспособленное к местным производственно-бытовым условиям размещение на территории страны и обеспечить, таким образом, готовый аппарат управления милиционных частей. Кадры полков, бригад, дивизий,приспособленные к указанным выше территориально-производственным округам и их подразделениям, будут выполнять работу всеобщего обучения военному делу рабочих икрестьян, не эксплуатирующих чужого труда, по программе, вполне обеспечивающей боеспособность милиционной армии.
13.Милиционные кадры должны постепенно обновляться в смысле личного состава в направлении теснейшей связи с хозяйственной жизнью данного района, так чтобы кадры дивизии, расположенные на территории, охватывающей, например, горный завод с примыкающей к нему деревенской периферией, состояли из лучших элементов местного пролетариата.
14.В целях указанного обновления кадров курсы командного состава должны быть территориально распределены в соответствии с хозяйственно-милиционными округами, и через эти курсы должны проходить лучшие представители местных рабочих и крестьян.
15.Переход к милиционной системе должен иметь характер необходимой постепенности, так чтобы смена военной системы не лишала Советскую Республику ни на один день необходимой обороноспособности. С этой целью из состава нынешней Красной Армии должно быть сохранено известное число дивизий, которые надлежит разместить на наиболее важных или наиболее угрожаемых направлениях. Старшие возрасты, как и вообще старослужащие красноармейцы, могут быть в более или менее краткий срок уволены из состава дивизий и заменены мобилизованными 1901 года.
16.Таким образом, для проведения продовольственного налога и трудовой повинности государство должно и будет в переходный период располагать известным числом наиболее испытанных, надежных и дисциплинированных частей, преимущественно пролетарского состава.
17.Ближайшей задачей хозяйственного строительства является составление «малого», т. е. рассчитанного на завтрашний день производственного плана, исходящего в своихрасчетах из наиболее неотложных производственных потребностей и возможностей.
18.Этот план должен прежде всего заключать в себе точное требование на рабочую силу для шахт, рудников, торфяных и сланцевых залежей, важнейших заводов и советских хозяйств.
19.В армиях должен быть произведен немедленно профессиональный учет красноармейцев, так чтобы при демобилизации наиболее квалифицированные элементы сразу могли получить соответственное назначение в рамках «малого» хозяйственного плана.
20.Что касается неквалифицированной рабочей силы, то таковая должна быть обеспечена как путем мобилизации возрастов, не вовлеченных в Красную Армию, так и путем досрочного освобождения из армии недавно призванных по мобилизации под условием работы в течение известного периода на промыслах, ближайших к месту родины.
21.Необходимо немедленно же создать комиссию из наиболее ответственных работников Высовнархоза с широким привлечением надлежащих специалистов и статистиков для разработки первоначальной черновой схемы трудовой мобилизации, отвечающей «малому» производственному плану на ближайший период.
22.Означенный план должен быть передан военному ведомству для разработки вопроса, во-первых, о применении методов и аппарата военной мобилизации в целях мобилизациитрудовой и, во-вторых, для приспособления системы территориально-милиционных округов к округам территориально-производственным.
23.Окончательная разработка системы трудовой повинности должна быть делом междуведомственной комиссии из представителей Высовнархоза, военного ведомства, Наркомвнудела, Наркомзема, Наркомпрода, Наркомтруда и Центрального Совета профессиональных союзов.
24.Исходя из всего вышеизложенного, предлагаю Центральному Комитету дать вытекающие из настоящих тезисов задания соответственным ведомствам, в первую голову Высовнархозу и Наркомвоену.
Москва, 16 декабря 1919 г.