Скачать:TXTPDF
Проблемы культуры. Культура старого мира

нам назвать первые два произведения романами… если только вообще согласится включить их в изящную литературу.

108

См. Bartels. «Die Deutsche Dichtung der Gegenwart», 1901 г.

109

Г. И. Успенский. Изд. Павленкова. Т. I. Стр. 707. Ред.

110

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра». – Ред.

111

Как это ни курьезно, «Зеленый Попугай» советскими театральными спецами был сопричислен к революционному репертуару – повсюду ставится, как сущая революционная пьеса! – VI. 22. Л. Т.

112

Леонид Андреев. Рассказы. Издание второе. 1902. Книга посвящена Алексею Максимовичу Пешкову.

113

Леонида Андреева уже сравнивали с Эдг. По, с этой «планетой без орбиты». Сравнение, вообще, говоря, поверхностное. Сопоставьте, напр., «Молчание» Андреева с «Безмолвием» По: два самостоятельных творческих микрокосма, при однородности темы. Только в неудачной «Лжи» г. Андреев как бы сознательно пытается вступить в больное царство По (ср., напр., с рассказом последнего «Сердце-предатель»).

114

Приговор над своим критическим «методом» суровый критик мог бы найти у Добролюбова в его введении к разбору «Грозы» («Луч света в темном царстве»). Этот, жестоко осужденный Добролюбовым, «метод» состоит в том, что критик ищет в произведении интересных для него фактов, положений, выводов (напр., дознания о причинах самоубийства) и, не найдя, осуждает автора, независимо от сущности его писаний.

115

О драме Зудермана «Es lebe das Leben!». Ред.

116

Речь у нас идет о пятиактной пьесе Зудермана[344]

117

«Да здравствует жизнь

118

«Лагерь Либкнехта», «единомышленники Бебеля» – по цензурным условиям того времени автор называет так германских социал-демократов. Ред.

119

Перед нами шестнадцатое – и, надо думать, не последнее издание этой драмы. Немецкая публика относится к Зудерману, по-видимому, более сочувственно, чем немецкая критика. См., напр., о Зудермане крайне уничижительный отзыв Adolf Bartels’a в его книге «Die deutsche Dichtung der Gegenwart», 1901, S. 242 и 252.

120

См. прим. 98 к этому тому. – Ред.

121

См. прим. 69 к этому тому. – Ред.

122

См. прим. 106 к этому тому. – Ред.

123

Толстой и русские цари. Письма Л. Н. Толстого 1862 – 1905 гг. Под редакцией Черткова. Москва 1918 г. Издание книгоиздательств «Свобода» и «Единение». – Ред.

124

Социал-демократы. К 1914 г. они исправились! – VI. 22. Л. Т.

125

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Спор». Полн. собр. соч. Петроград. 1916. Т. II. Стр. 349. Ред.

126

Трагедия А. К. Толстого. Ред.

127

Boulevard de St. Michel – улица в Париже. Ред.

128

Студенческий квартал в Париже. Ред.

129

См. статью «Франк Ведекинд» в этом томе. Ред.

130

Одно из действующих лиц романа Достоевского «Идиот». Ред.

131

Ф. М. Достоевский. «Подросток». Ред.

132

Слуга Хлестакова. «Ревизор», Гоголя. – Ред.

133

Кстати сказать. Метафизика «нового» религиозного сознания уже очень давно обращается на международном рынке политических идеологий. Вот что, напр., пишет консервативнейший немецкий тайный советник в консервативнейшем ежемесячнике: «Консерватизм приветствует и поддерживает со своей стороны всякий прогресс, с той лишь разницей по отношению к либерализму, что он – посредством приобщения материальных ценностей к божественному – подымает их из сферы чисто материальной в сферу нравственных благ». Подставьте вместо консерватизма – «новое религиозное сознание», вместо либерализма – материализм или хотя бы «позитивизм», – и вы получите квинтэссенцию бердяевщины. Для сравнения прочитайте полемику Бердяева с Розановым в «Русской Мысли» за январь текущего, 1908 года.

134

См. прим. 74 к этому тому. Ред.

135

См. прим. 53 к этому тому. Ред.

136

Трагедия Шекспира. – Ред.

137

Ф. М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели». – Ред.

138

З. Н. Гиппиус.

139

Роман Арцыбашева. Ред.

140

Редакторы «Речи», органа конституционно-демократической (кадетской) партии. – Ред.

141

Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». – Ред.

142

«Леонардо да Винчи», роман Мережковского. Ред.

143

Роман известного террориста Бориса Савинкова (Ропшина). Ред.

144

См. прим. 189 к этому тому. – Ред.

145

Настоящая статья написана была в тоне вызова тому национально-кружковому мессианизму интеллигентских кофеен, от которого даже на большом расстоянии (Петербург, Москва – Вена) становилось невмоготу. Статья долго лежала в портфеле «Киевской Мысли»: редакция не решалась печатать. Начинавшееся политическое оживление 1912 г. освежило атмосферу, и статья увидела свет, правда, с жестокими сокращениями. В этом своем урезанном виде она печатается и здесь. Л. Т. VI. 1922 г.

146

См. Гарт. «Почему зашаталась Россия?». С.-Петербург 1910 г.

147

См. прим. 37 к этому тому. – Ред.

148

См. прим. 93 к этому тому. – Ред.

149

Речь идет, разумеется, об октябре 1905 г.

150

Влиятельная и распространенная венская газета, орган австрийской либеральной буржуазии. Ред.

151

Литературный критик, сотрудник «Биржевых Ведомостей». – Ред.

152

Близко к этому высказался и г. Куприн.

153

Ф. Сологуб. «Мелкий бес». Ред.

154

Юмористический журнал европейского типа с политической и художественной сатирой. – Ред.

155

Художественное cabaret. – Ред.

156

Герой известного романа Федора Сологуба «Мелкий Бес». Ред.

157

Литературный сборник, издававшийся в Петербурге и группировавший вокруг себя писателей модернистского направления. – Ред.

158

Автор детективных романов. – Ред.

159

Сотрудник «Нового Времени», брат премьер-министра Столыпина. Ред.

160

Судья в «Ревизоре» Гоголя. Ред.

161

Вождь английских суфражисток, см. прим. 173 к этому тому. – Ред.

162

Династия, царствовавшая в Австро-Венгрии до 1918 г. – Ред.

163

См. предыдущую статью. – Ред.

164

Процесс киевского ремесленника, еврея Бейлиса – по обвинению в «ритуальном» убийстве христианского мальчика. Инсценирован был совокупными усилиями правительства, всероссийской черной сотни и местного уголовного элемента. Судом присяжных Бейлис был оправдан. – Ред.

165

А. П. Чехов. «Моя жизнь». Ред.

166

Н. В. Гоголь. «Записки сумасшедшего». – Ред.

167

Денис Давыдов. «Современная песня». – Ред.

168

А. Г. Горнфельд. – Ред.

169

См. прим. 266 к этому тому. – Ред.

170

«Как жаль, что все прекрасное проходит, – даже и твое величие. Зрелость делает тебя подобной всем прочим остолопам. Аромат исчез, – ты становишься обыденной».

171

Союз Союзов – конституировавшаяся в мае 1905 года федерация интеллигентских союзов: академического, инженеров и техников, конторщиков и бухгалтеров, учительского и адвокатов, фармацевтов, писателей и т. д. «Платформа» его – преобразование государственного строя на началах «конституционной демократии».

172

См. статью «Лукавый бес мещанства». – Ред.

173

Французский сатирический журнал. – Ред.

174

F. Wedekind. «Die vier Jahreszeiten». Gedichte. 1905.

175

Ренановскую философию банкротства и пассивности, написанную неподражаемым французским языком, гг. Струве и Франк пытались в трижды покойной «Полярной Звезде» перевести на тощий язык своей философской ограниченности. Это, конечно, нечто большее, чем плохой перевод: это траурное философское предвосхищение, заблаговременная политическая эпитафия. Когда доктринеры партии, объективно вынужденной симулировать признаки жизни, обворовывают философию политического равнодушия для своего credo, тогда запах философского плагиата заглушается трупным запахом заживо-гниющего либерализма.

176

Так пел Арно Гольц: «поэтомусюда, сюда ко мне, вы, обремененные! Царство мое от мира сего! Царство мое от времени сего! – Терновый венец рабства да будем рассечен моим мечом, из рабов я хочу сделать вас свободными людьми!».

177

«Тело женщины, это – поэма, которую господь бог вписал в великую книгу природы в порыве вдохновения» (Г. Гейне). – Ред.

178

Знаменитый кафешантан в Париже. – Ред.

179

«Будь смелей, не бойся греха: из греха вырастает наслаждение». («Дух земли».)

180

«И если женщина покинула жизнь моей души, тогда потухли для меня все лампы, а за то, что остается еще для меня после этого, я не дам ни гроша» (Ведекинд).

181

«Всегда надеялся я, что мою муку успокоит другая. Но каждый раз я чувствовал лишь горечь и не находил покоя. Ибо это была всегда лишь адская похоть, которая не оставляла после себя никакой радости».

182

Князь Эйленбург, один из приближенных бывшего германского императора Вильгельма II, прославившийся скандальным гомосексуальным процессом. – Ред.

183

Германский государственный канцлер. – Ред.

184

Деятельный сотрудник «Симплициссимуса» в первый период его существования, Ведекинд был, между прочим, в связи с этим сотрудничеством осужден за оскорбление величества.

185

Герой комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». – Ред.

186

Династия, царствовавшая в Пруссии до 1918 года. Ред.

187

Рассеянные по всему Берлину дешевые рестораны-пивные, называвшиеся по имени их владельца. Ред.

188

В характеристике Берлина здесь несомненно не учтен реформистский и национально-ограниченный характер германской социал-демократии. В других работах того же приблизительно периода автору случалось указывать на то, что социал-демократия может оказаться самой контрреволюционной силой в тот момент, когда история скажет: «Здесь Родос, здесь прыгай!». – VI. 1922. Л. Т.

189

«Хлеб – единственное универсальное, что есть у наших университетов». – Ред.

190

Президент Сев. – Америк. Соед. Штатов. – Ред.

191

Дворец в Вашингтоне, резиденция президента Соединенных Штатов. Ред.

192

Американский государственный деятель, член демократической партии, известный своей пропагандой биметаллической денежной системы. – Ред.

193

Такова была позиция германской социал-демократии, разумеется, совершенно недостаточная с революционной точки зрения. Л. Т.

194

П. Зингер – член ЦК германской с.-д., современник Бебеля и Либкнехта-отца. Происходя из богатой буржуазной семьи, в 80-х годах порвал все связи с либерализмом и буржуазией и вскоре стал популярнейшим вождем берлинских рабочих. Талантливый партийный организатор. Член рейхстага с 1884 г., бессменный председатель германских партейтагов и международных социалистических конгрессов. Стойкий «ортодокс» в эпоху ревизионизма. Умер 31 января 1911 г.

195

Суфражисток.

196

Th. I. Masaryk. «Zur russischen Geschichts– und Religionsphilosophie». Soziologische Skizzen. B. I. u II. Verlegt bei Eugen Diederichs in Jena. 1913.

197

Речь идет о романе Ропшина (псевдоним Бориса Савинкова) «Конь бледный». Ред.

198

Th. G. Masaryk. «Zur russischen Geschichts– und Religionsphilosophie».

Скачать:TXTPDF

Проблемы культуры. Культура старого мира Троцкий читать, Проблемы культуры. Культура старого мира Троцкий читать бесплатно, Проблемы культуры. Культура старого мира Троцкий читать онлайн