нам назвать первые два произведения романами… если только вообще согласится включить их в изящную литературу.
108
См. Bartels. «Die Deutsche Dichtung der Gegenwart», 1901 г.
109
Г. И. Успенский. Изд. Павленкова. Т. I. Стр. 707. Ред.
110
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра». – Ред.
111
Как это ни курьезно, «Зеленый Попугай» советскими театральными спецами был сопричислен к революционному репертуару – повсюду ставится, как сущая революционная пьеса! – VI. 22. Л. Т.
112
Леонид Андреев. Рассказы. Издание второе. 1902. Книга посвящена Алексею Максимовичу Пешкову.
113
Леонида Андреева уже сравнивали с Эдг. По, с этой «планетой без орбиты». Сравнение, вообще, говоря, поверхностное. Сопоставьте, напр., «Молчание» Андреева с «Безмолвием» По: два самостоятельных творческих микрокосма, при однородности темы. Только в неудачной «Лжи» г. Андреев как бы сознательно пытается вступить в больное царство По (ср., напр., с рассказом последнего «Сердце-предатель»).
114
Приговор над своим критическим «методом» суровый критик мог бы найти у Добролюбова в его введении к разбору «Грозы» («Луч света в темном царстве»). Этот, жестоко осужденный Добролюбовым, «метод» состоит в том, что критик ищет в произведении интересных для него фактов, положений, выводов (напр., дознания о причинах самоубийства) и, не найдя, осуждает автора, независимо от сущности его писаний.
115
О драме Зудермана «Es lebe das Leben!». Ред.
116
Речь у нас идет о пятиактной пьесе Зудермана[344]
117
«Да здравствует жизнь!»
118
«Лагерь Либкнехта», «единомышленники Бебеля» – по цензурным условиям того времени автор называет так германских социал-демократов. Ред.
119
Перед нами шестнадцатое – и, надо думать, не последнее издание этой драмы. Немецкая публика относится к Зудерману, по-видимому, более сочувственно, чем немецкая критика. См., напр., о Зудермане крайне уничижительный отзыв Adolf Bartels’a в его книге «Die deutsche Dichtung der Gegenwart», 1901, S. 242 и 252.
120
См. прим. 98 к этому тому. – Ред.
121
См. прим. 69 к этому тому. – Ред.
122
См. прим. 106 к этому тому. – Ред.
123
Толстой и русские цари. Письма Л. Н. Толстого 1862 – 1905 гг. Под редакцией Черткова. Москва 1918 г. Издание книгоиздательств «Свобода» и «Единение». – Ред.
124
Социал-демократы. К 1914 г. они исправились! – VI. 22. Л. Т.
125
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Спор». Полн. собр. соч. Петроград. 1916. Т. II. Стр. 349. Ред.
126
Трагедия А. К. Толстого. Ред.
127
Boulevard de St. Michel – улица в Париже. Ред.
128
Студенческий квартал в Париже. Ред.
129
См. статью «Франк Ведекинд» в этом томе. Ред.
130
Одно из действующих лиц романа Достоевского «Идиот». Ред.
131
Ф. М. Достоевский. «Подросток». Ред.
132
Слуга Хлестакова. «Ревизор», Гоголя. – Ред.
133
Кстати сказать. Метафизика «нового» религиозного сознания уже очень давно обращается на международном рынке политических идеологий. Вот что, напр., пишет консервативнейший немецкий тайный советник в консервативнейшем ежемесячнике: «Консерватизм приветствует и поддерживает со своей стороны всякий прогресс, с той лишь разницей по отношению к либерализму, что он – посредством приобщения материальных ценностей к божественному – подымает их из сферы чисто материальной в сферу нравственных благ». Подставьте вместо консерватизма – «новое религиозное сознание», вместо либерализма – материализм или хотя бы «позитивизм», – и вы получите квинтэссенцию бердяевщины. Для сравнения прочитайте полемику Бердяева с Розановым в «Русской Мысли» за январь текущего, 1908 года.
134
См. прим. 74 к этому тому. Ред.
135
См. прим. 53 к этому тому. Ред.
136
Трагедия Шекспира. – Ред.
137
Ф. М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели». – Ред.
138
З. Н. Гиппиус.
139
Роман Арцыбашева. Ред.
140
Редакторы «Речи», органа конституционно-демократической (кадетской) партии. – Ред.
141
Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». – Ред.
142
«Леонардо да Винчи», роман Мережковского. Ред.
143
Роман известного террориста Бориса Савинкова (Ропшина). Ред.
144
См. прим. 189 к этому тому. – Ред.
145
Настоящая статья написана была в тоне вызова тому национально-кружковому мессианизму интеллигентских кофеен, от которого даже на большом расстоянии (Петербург, Москва – Вена) становилось невмоготу. Статья долго лежала в портфеле «Киевской Мысли»: редакция не решалась печатать. Начинавшееся политическое оживление 1912 г. освежило атмосферу, и статья увидела свет, правда, с жестокими сокращениями. В этом своем урезанном виде она печатается и здесь. Л. Т. VI. 1922 г.
146
См. Гарт. «Почему зашаталась Россия?». С.-Петербург 1910 г.
147
См. прим. 37 к этому тому. – Ред.
148
См. прим. 93 к этому тому. – Ред.
149
Речь идет, разумеется, об октябре 1905 г.
150
Влиятельная и распространенная венская газета, орган австрийской либеральной буржуазии. Ред.
151
Литературный критик, сотрудник «Биржевых Ведомостей». – Ред.
152
Близко к этому высказался и г. Куприн.
153
Ф. Сологуб. «Мелкий бес». Ред.
154
Юмористический журнал европейского типа с политической и художественной сатирой. – Ред.
155
Художественное cabaret. – Ред.
156
Герой известного романа Федора Сологуба «Мелкий Бес». Ред.
157
Литературный сборник, издававшийся в Петербурге и группировавший вокруг себя писателей модернистского направления. – Ред.
158
Автор детективных романов. – Ред.
159
Сотрудник «Нового Времени», брат премьер-министра Столыпина. Ред.
160
Судья в «Ревизоре» Гоголя. Ред.
161
Вождь английских суфражисток, см. прим. 173 к этому тому. – Ред.
162
Династия, царствовавшая в Австро-Венгрии до 1918 г. – Ред.
163
См. предыдущую статью. – Ред.
164
Процесс киевского ремесленника, еврея Бейлиса – по обвинению в «ритуальном» убийстве христианского мальчика. Инсценирован был совокупными усилиями правительства, всероссийской черной сотни и местного уголовного элемента. Судом присяжных Бейлис был оправдан. – Ред.
165
А. П. Чехов. «Моя жизнь». Ред.
166
Н. В. Гоголь. «Записки сумасшедшего». – Ред.
167
Денис Давыдов. «Современная песня». – Ред.
168
А. Г. Горнфельд. – Ред.
169
См. прим. 266 к этому тому. – Ред.
170
«Как жаль, что все прекрасное проходит, – даже и твое величие. Зрелость делает тебя подобной всем прочим остолопам. Аромат исчез, – ты становишься обыденной».
171
Союз Союзов – конституировавшаяся в мае 1905 года федерация интеллигентских союзов: академического, инженеров и техников, конторщиков и бухгалтеров, учительского и адвокатов, фармацевтов, писателей и т. д. «Платформа» его – преобразование государственного строя на началах «конституционной демократии».
172
См. статью «Лукавый бес мещанства». – Ред.
173
Французский сатирический журнал. – Ред.
174
F. Wedekind. «Die vier Jahreszeiten». Gedichte. 1905.
175
Ренановскую философию банкротства и пассивности, написанную неподражаемым французским языком, гг. Струве и Франк пытались в трижды покойной «Полярной Звезде» перевести на тощий язык своей философской ограниченности. Это, конечно, нечто большее, чем плохой перевод: это траурное философское предвосхищение, заблаговременная политическая эпитафия. Когда доктринеры партии, объективно вынужденной симулировать признаки жизни, обворовывают философию политического равнодушия для своего credo, тогда запах философского плагиата заглушается трупным запахом заживо-гниющего либерализма.
176
Так пел Арно Гольц: «поэтому – сюда, сюда ко мне, вы, обремененные! Царство мое от мира сего! Царство мое от времени сего! – Терновый венец рабства да будем рассечен моим мечом, из рабов я хочу сделать вас свободными людьми!».
177
«Тело женщины, это – поэма, которую господь бог вписал в великую книгу природы в порыве вдохновения» (Г. Гейне). – Ред.
178
Знаменитый кафешантан в Париже. – Ред.
179
«Будь смелей, не бойся греха: из греха вырастает наслаждение». («Дух земли».)
180
«И если женщина покинула жизнь моей души, тогда потухли для меня все лампы, а за то, что остается еще для меня после этого, я не дам ни гроша» (Ведекинд).
181
«Всегда надеялся я, что мою муку успокоит другая. Но каждый раз я чувствовал лишь горечь и не находил покоя. Ибо это была всегда лишь адская похоть, которая не оставляла после себя никакой радости».
182
Князь Эйленбург, один из приближенных бывшего германского императора Вильгельма II, прославившийся скандальным гомосексуальным процессом. – Ред.
183
Германский государственный канцлер. – Ред.
184
Деятельный сотрудник «Симплициссимуса» в первый период его существования, Ведекинд был, между прочим, в связи с этим сотрудничеством осужден за оскорбление величества.
185
Герой комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». – Ред.
186
Династия, царствовавшая в Пруссии до 1918 года. Ред.
187
Рассеянные по всему Берлину дешевые рестораны-пивные, называвшиеся по имени их владельца. Ред.
188
В характеристике Берлина здесь несомненно не учтен реформистский и национально-ограниченный характер германской социал-демократии. В других работах того же приблизительно периода автору случалось указывать на то, что социал-демократия может оказаться самой контрреволюционной силой в тот момент, когда история скажет: «Здесь Родос, здесь прыгай!». – VI. 1922. Л. Т.
189
«Хлеб – единственное универсальное, что есть у наших университетов». – Ред.
190
Президент Сев. – Америк. Соед. Штатов. – Ред.
191
Дворец в Вашингтоне, резиденция президента Соединенных Штатов. Ред.
192
Американский государственный деятель, член демократической партии, известный своей пропагандой биметаллической денежной системы. – Ред.
193
Такова была позиция германской социал-демократии, разумеется, совершенно недостаточная с революционной точки зрения. Л. Т.
194
П. Зингер – член ЦК германской с.-д., современник Бебеля и Либкнехта-отца. Происходя из богатой буржуазной семьи, в 80-х годах порвал все связи с либерализмом и буржуазией и вскоре стал популярнейшим вождем берлинских рабочих. Талантливый партийный организатор. Член рейхстага с 1884 г., бессменный председатель германских партейтагов и международных социалистических конгрессов. Стойкий «ортодокс» в эпоху ревизионизма. Умер 31 января 1911 г.
195
Суфражисток.
196
Th. I. Masaryk. «Zur russischen Geschichts– und Religionsphilosophie». Soziologische Skizzen. B. I. u II. Verlegt bei Eugen Diederichs in Jena. 1913.
197
Речь идет о романе Ропшина (псевдоним Бориса Савинкова) «Конь бледный». Ред.
198
Th. G. Masaryk. «Zur russischen Geschichts– und Religionsphilosophie».