5. Союзные державы неоднократно указывали на возможность взаимного отказа не только от возмещения военных издержек, но и от возмещения причиненных войной убытков. Согласно с этим, каждой из воюющих держав пришлось бы нести только расходы за своих подданных, попавших в военный плен, а также за убытки, причиненные на собственной территории частным лицам – подданным противника – насильственными деяниями, нарушающими международное право. Предложение российского правительства о создании особого фонда для этих целей может быть обсуждаемо лишь в том случае, если другие воюющие державы примкнут к мирным переговорам до истечения известного срока.
К пункту 6. Из четырех союзных держав одна лишь Германия владеет колониями. Германская делегация в полном согласии с русскими предложениями по этому поводу заявляет следующее:
«Возврат насильственно захваченных во время войны колониальных территорий составляет существенную часть германских требований, от которых Германия ни в коем случае не может отказаться. Равным образом, германским намерениям соответствует требование российской делегации о немедленной очистке оккупированных противником колониальных территорий.
Имея в виду природу колониальных территорий Германии, осуществление права на самоопределение на этих территориях, помимо раньше высказанных принципиальных соображений, в формах, предложенных российской делегацией, в настоящее время представляется практически невозможным. То обстоятельство, что в германских колониях туземцы, несмотря на величайшие затруднения и при минимальных шансах на победу в борьбе с противником, во много раз более сильным, пользующимся неограниченным подвозом по морю, в самых тяжелых положениях оставались верны до смерти германским друзьям, может служить доказательством их привязанности и их решимости при всех обстоятельствах сохранить принадлежность к Германии, доказательством, своим значением и весом далеко превосходящим какое бы то ни было «изъявление народной воли».
Предложенные российской делегацией, в связи с означенными шестью пунктами, принципы руководства при воссоздании хозяйственных отношений всецело одобряются делегациями союзных держав, всегда отрицавших всякое насилие в области экономической жизни и усматривающих в восстановлении урегулированных хозяйственных отношений, отвечающих интересам всех причастных народов, одно из важнейших условий для подготовки и выработки дружественных отношений между державами, ведущими в настоящее время войну.
Приложение N 5
Оценка декларации Четверного Союза от 25 (12) декабря в российской декларации, оглашенной 25 (12) декабря 1917 г. тов. Иоффе.
Заслушав ответ делегаций Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции на свое предложение, российская делегация с удовлетворением констатирует, что провозглашенные российской революцией принципы всеобщего демократического мира без аннексий восприняты народами Четверного Союза, и что Германии и ее союзникам совершенно чужды планы каких-либо территориальных захватов и завоеваний, равно как и стремление уничтожить или ограничить политическую самостоятельность какого-либо народа.
Признавая все огромное значение этого шага вперед на пути ко всеобщему миру, российская делегация не может, однако же, не отметить, что признание принципов «мира без аннексий» в ответной декларации держав Четверного Союза находит себе существенное ограничение в пункте 3.
Отказ от аннексий есть лишь логическое следствие более общего принципа, а именно – принципа самоопределения национальностей, т.-е. права каждой народности самостоятельно решать свою судьбу. Право это существующими конституциями признается обыкновенно в весьма ограниченных размерах, если признается вообще; поэтому ссылка на обычный конституционный путь, как на средство осуществления названного права, фактически уничтожает самый принцип.
Отказываясь от применения права сильного в отношении к территориям, оккупированным во время настоящей войны, державы Четверного Союза в то же время дают всем противникам немедленного всеобщего мира основание утверждать, что право сильного, после беспримерного кровопролития, тем не менее, сохраняется во всей неприкосновенности внутри каждого из договаривающихся государств.
Война, выдвинувшая вопрос о государственном существовании мелких и подавленных наций, не может закончиться без того, чтобы попранные права этих наций были восстановлены. Российская делегация по-прежнему настаивает на том, что эти нации должны в самом тексте мирного трактата, устанавливающего общий мир между всеми воюющими странами, получить на основах международного соглашения гарантии того, что их законные права будут ограждены. Историческая давность ни в коем случае не узаконяет насилия одного народа над другим.
Российская делегация с удовлетворением констатирует заключающееся в пункте 5 признание принципа «без контрибуций». Однако, российская делегация считает необходимым отметить, что вознаграждение за содержание военнопленных, являясь одним из видов военных издержек, может на деле превратиться в скрытую контрибуцию.
Подтверждая, что международный фонд должен быть результатом взаимного соглашения всех воюющих держав, российская делегация настаивает на том, что средства этого фонда должны быть употреблены на возмещение убытков частных лиц, пострадавших от военных действий.
Российская делегация не видит противоречия с заявленными ею принципами в том, чтобы германские колонии, занятые войсками воюющих с Германией держав, были очищены этими войсками и было уничтожено введенное в них во время войны новое управление. Однако, российская делегация указывает, что факт участия какого-либо народа в военных действиях отнюдь не может лишить его права открытого волеизъявления. Трудности, могущие возникнуть при проведении этого принципа в колониях, подлежат детальному обсуждению в специально созданных для этой цели комиссиях.
В ответ же на заявления Германии и союзных держав о приемлемости для них основных положений российской декларации, как основы для общих переговоров о мире, российская делегация считает необходимым тут же заявить, что она, в свою очередь, несмотря на указанные выше разногласия, полагает, что заключающееся в декларации держав Четверного Союза открытое заявление об отсутствии с их стороны каких-либо агрессивных планов дает фактическую возможность немедленно приступить к переговорам о всеобщем мире между воюющими странами.
Поэтому российская делегация предлагает 10-дневный перерыв – до 10 час. вечера 4 января 1918 г. – с тем, чтобы народы, правительства которых не примкнули еще к ведущимся переговорам о всеобщем мире, имели возможность достаточно ознакомиться с устанавливаемыми ныне принципами такого мира. По истечении указанного срока переговоры должны быть восстановлены независимо от того, присоединятся ли к переговорам другие воюющие державы и в каком числе.
Приложение N 6
Австро-германские условия мира, предложенные 28 (15) декабря 1917 г. в Брест-Литовске
Статья 1
Россия и Германия заявляют о прекращении между ними состояния войны. Оба государства решили впредь жить в мире и взаимной дружбе. Германия готова, при условии заранее выраженной полной взаимности по отношению к союзникам, как только мир будет заключен и демобилизация российской армии будет проведена, очистить теперешние позиции и занятые российские области, поскольку это не будет противоречить статье 2.
Статья 2
Так как российское правительство в соответствии со своими принципами уже провозгласило для всех без исключения народов, входящих в состав российского государства, право на самоопределение вплоть до полного отделения, то оно принимает к сведению решения, в коих выражена воля народов, населяющих Польшу, Литву, Курляндию и части Эстляндии и Лифляндии, к полной государственной самостоятельности и к выделению из российского государства. Российское правительство признает, что эти заявления при настоящих условиях надлежит рассматривать, как выражение народной воли, и готово сделать вытекающие отсюда выводы.
Так как в тех областях, к которым применено вышеизложенное положение, вопрос изменяется в том смысле, что эвакуация не может быть произведена согласно ст. 1, то сроки и способы необходимого, по мнению русских, подтверждения уже состоявшихся заявлений о выделении путем всенародного голосования, при котором должно быть исключено какое бы то ни было военное давление в каком бы то ни было виде, – предоставляются обсуждению и установлению особой комиссии.
Статья 3
Трактаты, договоры и соглашения, бывшие в силе между договаривающимися сторонами до объявления войны, вступают опять в силу, поскольку они не стоят в противоречии с изменениями, происшедшими во время войны во владениях этих стран. Каждая сторона обязуется в течение 3 месяцев после подписания прелиминарного мирного договора сообщить о практических договорах и отдельных соглашениях, которые, согласно ст. 1, не должны вновь вступать в силу; если дело касается при этом отдельных постановлений, другой стороне предоставляется в течение месячного срока отказаться от договора в целом.
Теряющие силу отдельные постановления договоров должны быть возможно скорее заменены новыми договорами, соответствующими изменившимся воззрениям и условиям.
Каждая сторона, по истечении известного срока, может считать недействительными те положения договора, которые окажутся противоречащими условиям данного момента.
Статья 4
Каждая из договаривающихся сторон ни в коем случае не будет относиться к подданным, судам или товарам другой стороны, во всех вопросах правового или хозяйственного характера, с меньшим благоприятствованием, чем к подданным, судам или товарам какого-либо иного государства, не пользующегося в данном отношении никакими установленными договором правами.
Статья 5
Договаривающиеся стороны согласны, чтобы с заключением мира война окончилась и в экономической области. Они не будут участвовать обоюдно ни в каких мероприятиях, которые имели бы целью продолжение враждебных действий в экономической области, прямо или косвенно, и будут всеми находящимися в их распоряжении средствами препятствовать внутри своей государственной границы таковым мероприятиям, даже если бы они исходили из инициативы частной или какой-либо другой стороны. Кроме того, они будут устранять с пути все препятствия, которые мешают возобновлению дружеских торговых и деловых отношений, и будут облегчать товарообмен между обеими сторонами, в особенности путем покрытия избытками одной стороны нехваток другой.
В течение переходного времени, которое потребуется для преодоления последствий войны и нового урегулирования отношений, они будут относиться к неизбежным пока ограничениям сношений, каковы запрещение вывоза, урегулирование ввоза и т. п., таким образом, чтобы эти ограничения по возможности менее стесняли обе стороны. С другой стороны, они в течение этого времени будут возможно менее обременять доставку необходимых предметов ввозными пошлинами и с этой целью вступят по возможности скорее в переговоры, чтобы поддержать и расширить установленное во время войны временное снятие пошлин. Вместе с тем они используют это время для организации товарообмена. Для этой цели будут образованы смешанные комиссии, которые должны приступить к работе возможно скорее.
Статья 6
Договаривающиеся стороны в возможно скором времени вступят в переговоры о заключении – вместо аннулируемого торгового договора о торговле и мореплавании от 1894 г. и 1904 г. – договора о торговле и мореплавании, постановления которого соответствовали бы новым обстоятельствам.
Статья 7
Безотносительно к заключению нового договора о торговле и мореплавании, договаривающиеся стороны предоставляют друг другу в течение по крайней мере 20 лет в вопросах торговли и мореплавания права наиболее благоприятствуемой нации.
Ни одна сторона, однако, не будет претендовать на участие в преимуществах, которые предоставляются при мелких пограничных отношениях, или которые Россия предоставит пограничным азиатским странам, или самостоятельным государствам, выделившимся из русского государства, или же которое Германия окажет Австро-Венгрии либо другим, связанным с Германией в настоящее время или в будущем таможенным союзом странам, или своим колониям.
Статья 8
Россия выражает согласие на то, чтобы Европейской Дунайской комиссии было поручено постоянное управление всем устьем Дуная и чтобы эта комиссия состояла только из представителей прибрежных государств Дуная и Черного моря, в то время как управление Дунаем выше Браилова было бы поручено прибрежным государствам этой части реки.
Статья 9
Военные законы, которые