– в узь,
Щеки – в глянц.
– Ну и гусь!
– Ну и Ганс!
С кузовом серебра –
Девоньку?
– Сеяли!
– Полную житницу
Девоньку?
– Жните же!
– Нотный тюк!
Штанный клок!
– Ну – супруг!
– Ну – зятек!
Уж и шустр!
Уж и быстр!
Ржет без чувств
Свадебку?
– Ратсгерры!
– Первую в городе
Девушку?
– Боровы!
«Будь то хоть бес, хоть жид,
Тот кто освободит
Город – хоть слеп, хоть спятил! –
В дом бургомистра зятем
Вступит, в графу особ
В городе – первых»…
– Стоп!
Не в хороводе, небось, дуда, –
В думе! Шажком! Анданте!
Только про беса и про жида,
Где же про музыканта
Сказано?
Как завершен обряд –
Милости просим, брате!
Всяк музыканту на свадьбе рад, –
Только не в роли зятя.
За музыканта! за нотный крюк!
Звук! – флейтяную дырку!
Где ж это видано, чтобы вдруг
Да с музыкантом – в кирку?
За музыканта! За нервный ком –
Дочку! милей ковач мне!
Что же и делать-то ей с тюком
Нотным – на ложе брачном!
За музыканта! за голый боб!
Может – в краях незнамых –
Только не слыхивал Гаммельн, чтоб
За музыкантов – замуж!
– Что́ есть музыка? Щебет птах!
Шутка! Ребенок сладит!
– Что́ есть музыка? – Шум в ушах.
– Увеселенье свадеб.
– Беспоследственный дребезг струн.
А к каплуну – приправа.
– За – бывается: молод был –
Сам загибал преловко!
– Мешанина из бычьих жил,
Дерева и сноровки.
– Околпачивающий пар.
– Нет! Музыкантов кормим
Для того, чтобы пищи вар
В нас протекал проворней.
– Полегонечку – за пивцом –
Да чтобы женский пол был…
Две-три арийки перед сном…
Только не очень долго.
– Что есть музыка? с первых нот:
«Что бы вам, братцы, кончить?»
– Ну а я так – наоборот:
Только бы что погромче,
Побасистее!
– Рано встав,
– Превышение всяких прав.
С лентами.
– Шлиф.
– К зёву позыв.
– Так… перелив…
– После сольцы – пирожное…
– Из пустоты – в порожнее…
Не осведомлены, префект:
Аффектация неких чувств,
Коих и нету. Хам, мол –
Кто не чувствует.
– Как ни тщусь
Беспоследственно.
– Рукоделие праздных дур.
Что до меня – так стойко:
Пуще всяческих увертюр
Мне по нутру – настройка
Перед оными.
Нежель чулок с ажуром.
Выше-высказанное – вздор.
Думали – гриф
С лентами? Шлиф?
К зёву позыв?
Так… перелив –
Музыка? Тиф –
По степи – скиф!
Жил перерыв!
За головню – да голыми –
Пострашнее, чем шум в ушах,
Грезы, глаза зажмуря.
Раскрепощенье фурий.
Приглашается папа Пий
На Рождество предместий.
Quatuor четырех стихий,
Раскрепощенье бестий.
Рабской сущности унтергрунд –
Бунт галуна в передней.
Не невеста: – клоком – фата! –
За фортепьяно – ведьма!
Лучше шулера пощади,
Чем музыканта! Дрема –
В креслах? Бесы на площади́
Думской – и бесы в доме!
Женской сущности септ-аккорд –
Лупоглазого школяра
В пасмах – кулак Потсдаму.
Ратсгерры, вот вам гамма!
В оперении райских птах
Демоны: stirb und todte!
Тайного рата Гёте –
Пред Бетховеном.
Брови – вверх,
Краска – в нос.
Раты – в перх,
Герры – в чес.
Раты – в крёхт,
Герры – в чох.
– С нами фохт!
– С нами Бог.
Только, талант непризнан,
Ратсгерр от Романтизма,
Новорожденски-розов
И Филомелой прозван:
«Музыка в малых дозах –
Это не так серьезно».
Бурго-же-мистр, величав и льдист:
– В Вас говорит артист.
Ратсгерр от Романтизма:
Tempi passati!
Ратсгерры, сядьте!
Шутки – за рюмкой.
Думсгерры, думьте!
Можно ли – непостижим Господь –
За музыканта – плоть
Нашу?
* * *
В городе – впрочем, одна семья
Гаммельн! Итак, в семействе
Гаммельнском – местоименье «я»
За исключением веских благ
Я означает – всяк.
Славное слово, и есть в нем прок:
Всяк! Так и льнет шубейкой!
Автору же этих скромных строк
– Озолоти! убей хоть! –
Только одна в нем – зато моя! –
Буква понятна: я.
Необоримая! Так алмаз
Жив в черноте пожара.
Неповторимая! Что есть аз?
Что́ не бывает парой.
На языке невозвратных рас
Аз означает: раз.
(Азры)…
В городе Гаммельне лишь азы…
Впрочем, язык прикусим.
Страшное слово! Страшней грозы
Я! (В пожирающем большинстве
Я означает – все́).
Как у соседей! как у людей!
Не мое дело – все́ так!
Автору же, ясновидцу лжей,
Оку – из самых светлых,
Только одна в нем – прошу понять –
Буква доступна: ять.
Я: нагруженная по края
Яблонь: снимай не снимешь!
В Гаммельне ж – вместо именья: я –
Мы – (лишь тогда не мнимость,
Не глухонемость, не пень, не тын –
С буквы когда – в аршин!)
(Право гигантов!)
– За музыканта?
Это пикантно!
Это пикантно!
Время – пропало!
– За зубоскала!
– За голодранца!
– Без будущего!
– За дудочника!
В доме – гнусь.
В лавке – долг.
Черный гусь!
С крыши – душ,
В спальне – штранд.
– Кто ваш муж?
– My – зы – кант.
Рук – вместо платы,
– За звездохвата!
– За лоботряса!
В грезы да в планы
Первенца кутай.
– За великана!
– За лилипута!
– За опусника!
– За фокусника!
Вечный иск!
Всё в ломбард!
Крысиный писк
Квинт да кварт.
Деток – кладь,
Geld ist Sand.
– Кто ваш зять?
– My – зы – кант.
Дудка! для этого нужен дых
Не затруднительно в молодых
Летах, а что с одышкой?
Не пригодишься в нужники
Чистить. В слепцы, с жестянкой?
А неоплатные должники –
Все́ они музыканты!
Ратсгерры белым
Полнятся гневом:
– Первую в целом
Городе – деву?
Первому? – браво!
Встречному? – ново!
– За крысодава?
– За крысолова?
– Бессахарника?
– За каторжника!
Общий ров.
Гроб в обрез.
Ни венков.
Ни словес.
Помер – прей.
Unbekannt.
– Кто был сей?
– My – зы – кант.
Сомущены – в сумятице –
Глазки, обычно в маслице,
Губки, обычно бантиком,
Ратсгерра от Романтики:
– «В городе Гаммельне вечных благ
Нет, хоть земных и густо.
Гения с Гаммельном – тот же брак,
Что соловья с капустой.
К Розе приписана соловью
Страсть. Изменив пенатам,
Над соловьем моим слезы лью,
Гения с Гаммельном – где же такт?
Вкус? – не в родстве! не в тоне!
Невразумительней есть ли факт,
Чем соловей – в законе?
Брак – это за́ борт: засесть, залечь,
Не небожителя слышу речь,
Други, а мещанина!
Сам в бургомистровы рад бы влезть
Туфли – так я – предместье!
Но небожителю – что́ за честь
Звать бургомистра – тестем?
Многозначителен – так красив,
Высокосерд – так знатен.
Миродержателя сыном быв,
Стать бургомистра зятем?
Кухонку?
Куколку?
Кольчико?
Только-то?
Что не для лириков – Гименей –
Вам и ребенок скажет.
Остепенившийся соловей –
Коль небожители в царстве тел –
Ни лоскутка на дыры
Вам, ибо правильный был раздел
Благ при начале мира:
Нам – только видимый, вам же весь
Коль божество, в мясники не лезь,
Как в божества не лезем.
Вам – миродержствовать, нам – родить:
Но музыканту счастливым быть –
По́просту непристойно!
Так предоставьте же сладкий кус
Обыкновенным смертным!
Ваша амброзия слаще уст
Женских, и чище – нектар.
Иерофанты в грязи колес,
Боги в чаду блудилищ –
Плачьте и бдите, чтоб нам спалось,
Мрите – чтоб мы плодились!
А бургомистрову дочку – план
Дольний – другим заменим.
Впрочем, в подобных делах профан
И ожидаю мненья
Следующих…»
Лбищи понапружили.
В Гаммельне собственных мыслей нет,
Только одне чужие.
Немудрено: на земле живут,
Не в облаках витают.
Да и чужих не сказать, чтоб пуд, –
Только одна, и та ведь
Авторская… Шепоток вдоль стен:
«Что́ бы ему взамен?»
– Что-нибудь нужное!
Удочку! Дюжину
Недорогих носков!
– Туфельку для часов.
– Что-нибудь на́ стену!
Краскою масляной
Кайзера на коне!
– Дело ведь не в цене!
– Нотную папочку!
– Тросточку! На́ плечи
Что-нибудь из тряпья!
– Кисточку для бритья!
– Так себе – чуточку!
– Штучно! – Посуточно!
Не при дворе ж! в глуши!
– Главное – от души!
– Самую капельку!
– Крохотку! – Крапинку!
Я б предложил – утюг:
Прочно и дешево!
– Главное – пошибом
Взять: для подобных бар
Прочее – дорого.
– Дешево – здорово!
Без роковых затрат,
В дельности – аттестат.
Деньги – безвкусица!
Каперцы, устрицы, –
– Гений мечтами сыт.
Доброе мнение –
Вот она, гению,
– Смертный дороже б взял.
Стало быть – аттестационный лист.
Ратсгерр от Романтизма:
– Эврика! В руки бейте!
Коль по призванию он – флейтист,
Значит – футляр на флейту!
Раты – в плеск,
Герры – в хлоп.
– Ну и мозг!
– Ну и лоб!
Geben – frisst,
Leb’ heisst spar’…
Раз флейтист –
Так футляр.
– Слажено! – Сложено!
– Замшевый! – Кожаный!
– Для музыкальных душ
Так же приятен плюш.
– Стало быть – плюшевый!
– Ратсгерры, кушанье
Стынет. – Коль нежность – цель,
Так же нежна фланель.
– Главное – умысел!
– В траты не сунувшись,
Чтоб от души – к душе –
Так из папье-маше!
Прок был – у всех была бы.
А в переводе папье-маше –
Жеваная бумага.
Хоть не корова, а нажую!
Боги – а рты замажем!
Так же как критика – соловью:
Жвачкой, притом – бумажной.
– Чистой! без примеси!
– Принято! Принято!
– Хлопковой! Рисовой!
– Браво! Подписано!
Не проскочил – в зятья!
Но, человека чтя
И в музыканте –
Ратсгерры, встаньте!
Девы, монет не тратящей,
Постановление ратуши:
Гаммельн – не в царстве душ.
Раз музыкант – не муж,
В названной отказать
Девушке. (В царстве цен!)
И предложить взамен
Нечто из царства чар:
На инструмент – футляр.
Жвачно-бумажный.
Ибо не важно –
Что́ – («Вещество – лишь знак».
Гёте) – а важно – ка́к.
Тих как мех.
Тих как лев.
Губы в смех.
Брови в гнев.
Выше звезд,
Выше слов,
Крысолов.
«Раз музыкант – так мот.
Дудки не бережет
Дудочник. Треснет – свистнет.
Чехолоненавистник
Он – и футлярокол
Раз музыкант – так гол.
Чист. Для чего красе –
Щит? Гнойники скрывают!
Кто со всего и все́
В мире – чехлы срывает!
Нехороша – так пнуть!
Не в ушеса, а в слух
Вам протрубят к обедне
В день, когда сбросит дух
В день, когда станут – льды.
В душу, – и без трубы.
Не в инструменте – в нас
Зорче всего – без глаз
Видящий. Самый гудкий
И благодарный зал –
Не соловью беречь
Что до футляра – в печь!
Или наденьте на́ нос…
Ратсгерры! Долг и мзду –
Дочь бургомистра. Жду».
Зашушукали: шу-шу-шук…
«За каких-нибудь десять штук
Жалких – благо бы крыс! – мышей!
Не видать как своих ушей».
Грета, Грета, попалась в сеть!
Легче уши свои узреть,
Нежель душу.
– Камыш, шурши!
Не видать как своей души.
Детский рай
(Глава шестая и последняя)
А будильник – зол.
В школу! В школу! В школу! В школу!
Норд-Ост – в спину! Норд-Вест – в полы!
Не продравши глаз –
Жарче шуб, слаще дынь –
А будильник: дзинь!
Разрывай-рывай глаза!
Собирай-бирай мозги!
Тьма – ни зги! ни зги! ни зги!
Но – гами в чан!
Не роман и не драма, – скушна весьма!
Из-под крана смывайте румяна сна!
Но, говоря разумно,
Так от готов и гуннов – а мир был мал! –
Гул да балл.
Гунн да галл.
(Спутал – влет.)
Галл да гот.
Гот да галл.
– Слишком мал –
Гунн да гот,
– Бутерброд.
Гунны – конные, ножки гнуты.
Цезарь – немец.
Сейчас проснусь.
– Спать не сметь! не сметь! не сметь!
– Отосплюсь –