балконе…
Ах! а с балкона…
Вроде ожога…
Вроде поклона…
Вроде Шираза
Щёчного — тссс…
Кажется — розу
Поднял флейтист?
(Дело вежливости!)
Не задерживаться!
Вышел радоваться, —
Не оглядываться!
Вот он, в просторы — лбом,
Города крайний дом.
* * *
— Око — ём!
Грань из граней, кайма из каём!
«Отстаем», —
Вот и рифма к тебе, окоём!
В семитысячемилевых, флот,
Обогнавший нас раз
Навсегда — дальше глаз, дальше лба:
Бредовар!
Растопляющий всякую явь —
Аки воск, —
Дальше всех наших воплей и тоск!
Тоскомер!
Синим пó синю (восемь в уме),
Как по аспиду школьной доски,
Давшей меру и скорость тоски:
Окохват!
Ведь не зря ж у сибирских княжат
Ходит сказ
О высасывателе глаз.
Ведь не зря ж
Эта жгучая женская блажь
Орд и стай —
По заглатывателю тайн.
Окоим!
Окодер, окорыв, околом!
Ох, синим —
синё око твое, окоём!
Вышед в вей,
Допроси строевых журавлей,
В гаолян —
Допроси столбовых каторжан!
— Он! — За ним?
— Он же! — Ну а за? — Он же…
— Джаным!
Увези меня за
Горизонт!..
* * *
— Шел или спал?
— Штиль или шквал?
— Рус или сед?
— Наш ли уж свет?
— Дали не те!
— Ели не те!
— Горы не те!
— Гулы не те!
— Наш или тот?
— Час или год?
— Год или три, —
Сколько же шли?
— Даль не та!
— Пыль не та!
— Синь не та!
Тень не та!
— Плыл или мчал?
— Гаммельн? Квартал.
— Гаммельн? Проспал.
— Гаммельн? Читал
В сказке.
— Весьма не новая
Сказка: левей Ганновера.
— Лес не тот!
— Куст не тот!
— Дрозд не тот!
— Свист не тот!
— Юн как Ахилл!
— Гаммельн? Гостил!
— Гаммельн? Простыл!
— Гаммельн? Учил
В книжке, покамест тáмбуром
Тетки…
— С меня, так Гамбурга
Хватит!
— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!
Синь, а не бел!
— Гаммельн? Пробел.
— Гаммельн? Прозрел:
Блюдо, и ел
С пивом, в одном приятном
Обществе: Hammelbraten.[27]
Славный кусoк!
— Гаммельн? Дай cpoк!
— Гаммельн? Заскок!
— Гаммельн? Отек
Мозга.
— Вниманья требую:
Гаммельна просто не было:
Пыль.
Мель.
Моль.
Нуль.
Пусть злее чумы, —
Всё ж соль земли — мы!
Наша кровь — та же смоль!
Раз кровь — кровью смой!
Пусть ропщут умы, —
Всё ж кровь земли — мы!
Пав ниже земли, —
Всё ж цвет ее…
— Говорю вам: не те холмы!
— Не Германия!
— Не Германия!
— И не Галлия!
— Одурманены!
— Знай да взахивай!
— Не Германия!
— И не Влахия!
— Тише тихого!
— Дольше длинного!
Коль не Скифия,
Значит…
— Индия!
ФЛEЙTA:
Индостан!
Грань из граней, страна из стран.
Синий чан —
Это ночь твоя, Индостан.
Здесь на там
Променявший, и дай на дам,
Гамма гамм,
Восходящая прямо в храм.
Рис, маис,
Промываемый девой из
Кув — шинá:
Тишина твоя, Индостан.
Как стрелок
После зарослей и тревог
В пушинý —
В тишину твою, Индостан —
* * *
— Пáгоды куполá!
— Что-то синим-синё!
— Рисовые поля!
— Пальмовое вино!
С первоначальных бед,
С первоначальных дрём
Сахарным тростником.
Миру который год?
Миру который миг?
Перец, в ветрах, цветет!
Сахар, в ветрах, шумит!
У синевы налет
Сливы. — Четвертый день
И никоторый год.
Смол
Гул.
Вол.
Мул.
Красок. Дотварный ил.
Творческая мазня
Гения. Проба сил
Демона. В первый раз
Молотом о кремень.
Миру четвертый час
Де — вы
Ганга!
Твари. Вперись, поэт:
Миру четвертый миг!
Час предвкушаю: смяв
Ока последний взмах —
И никоторый миг
Миру…
СТАРАЯ КРЫСА:
Так-таки и зудит!
Что-то — будто бы — точно — вид
Этой местности мне знаком.
Смахивает…
СТАРАЯ КРЫСА:
Чтó за Индия, где овин
На овине…
— Бомбей! Базар!
Дервиш с коброю!
СТАРАЯ КРЫСА:
— И амбар
На амбаре…
— Дворец раджи!
СТАРАЯ КРЫСА:
Черным пó белу, по складам:
Пальма? Мельня. Бамбук Шлагбаум.
Мы от Гаммельна в четырех
Милях, — горсточка, а не полк!
Кривотолк!
Рвите шкурника, чтобы смолк!
Крив и кос
Тот, кто в хоботе видит нос
Собственный и в слоне — закром.
Крив и хром.
(Хлеще! хлеще! рассыпай! нижи
Хроматические гаммы лжи!)
Тот, кто в будущем видит — гуз,
Мертв и сгнил
Тот, кто, идучи, видит тыл
Собственный, и в просторах — порт.
Перевёрт!
Передёрг!
Верьте Музыке: проведет
Ибо Музыки — динамит —
Младше…
— Озеро!
— Яхонт!
— Розовым
Взмахом
— Видишь? —
Самим бы!
Ибис!
СТАРАЯ КРЫСА:
Синее — топит!
— Зеркало тропик!
Кротость —
В сапфирах!
В воду —
Как в спальню.
Озepy —
Пальмы
— Смоем!
— Напьемся
Соком лотосовым: покой.
Спят и пьют.
СТАРАЯ КРЫСА:
Говорю вам, что это — пруд
Гаммельнский: триста лет, как сгнил!
ФЛЕЙTA:
Кро — ко — дил!
— Сбудется!
— Близится!
СТАРАЯ КРЫСА:
Лужица!
Жижица!
— Шелком лáстится!
СТАРАЯ КРЫСА:
Головастики!
Безголовым и главарю:
Головастики, говорю!
Словарю —
Смыслов нищему корчмарю,
Делу рук —
Царь и жрец.
CTAPAЯ КРЫСА:
Говорю вам, что это лжец,
Лжет не Музыка — инструмент!
СТАРАЯ КРЫСА:
Trug und Schand![28]
Обосóбь!
СTAPAЯ КРЫСА:
Говорю вам, что это топь,
Гать!
Пусть так!
СТАРАЯ КРЫСА:
Что в том?
Сплыл, чем сгнил!
Ведь не в луже, а в звуке — мрут!
Век тела — пены трель!
Нир — вана, вот он, сок!
Ствол пальмы? Флага шток.
В мир арок, радуг, дуг
Чтó — руки! Мало двух.
Звук — штоком, флагом — дух.
Есмь: слышу! («вижу» — сон!)
Смысл выше — ниже тон,
Ни — жайший. Тела взмёт,
И — тихо: нота нот.
(В смерти…)
С миром глаза смежи…
— Этой Индии мы — раджи!
* * *
Раджа на радже!
Но крыс тех уже —
Круги на воде.
В РАТУШЕ
(Глава пятая)
Тайные, статские —
Здравствуйте, ратсгерры!
Старого Гаммельна
Стены избавлены
От даровых жильцов.
Праздник котлов,
Шествие прóтвеней, —
Крысы утоплены!
Не был Цезарем бы —
Стал бы поваром бы…
Бейте в сковороды!
Бейте в сковороды!
Дням беспрепятственно
Радуйтесь, ратсгерры!
Ибо очищены
Склады — от хищников,
Головы — от идей.
В скóвороду — бей!
Иллюминацией
Празднуйте, ратсгерры,
— Цукром с цикорием —
Чудо-викторию
Без кулаков, без пуль.
Праздник кастрюль.
Ратсгерры, дожили:
Крысы уложены.
Сладко ль, солоно ли —
Вам — исполненное,
Мне — обещанное.
Трепеток.
Шепоток.
Раты — вкось,
Герры — в бок.
Щеки — мак,
Брови — еж:
— То есть — как?
— То есть — что ж?
(Полка с мопсами
В лавке глиняной!)
— Что же — собственно?
Что же — именно?
— Ясно и точно, без некто и где-то:
В собственность деву, по имени Грета.
— Грету? Не Греты у нас и нет:
В землях живем германских.
В городе Гаммельне столько ж Грет,
Сколько, к примеру, Гансов.
Ганс или Грета. Не Грета — Ганс.
За валунами в реку —
В Гаммельн за Гретами. Контраданс:
Коли не Ганс — так Грета.
Выйдет тебе
Суженая!
Выводками!
Дюжинами!
Уж себе Грету сыщешь!
Яминка — всé на один покрой! —
В ямку и прыщик в прыщик.
Оспа в оспину,
Чутка в чуточку.
Чью же собственно
Грету?
— Шутите!
Чью же, думали, высвистывал
Грету — как не бургомистрову?
Топотёж.
Раты в скок,
Герры — в лёжь,
Раты — в ик,
Герры — в чих.
— И шутник!
— И жених!
Сто кабанов захрюкало:
Заколыхали брюхами.
— Ой насмешил! Утешил же!
Заполыхали плешами.
— В эдаком фартучке
Девоньку?
— Так-таки.
— С кóробом почестей
Девоньку?
— В точности.
Раты — в фырк,
Герры — в верт.
— Ну и франт!
— Ну и ферт!
Очи — в узь,
Щеки — в глянц.
— Ну и гусь!
— Ну и Ганс!
С кузовом сéребра —
Девоньку?
— Сеяли!
— Полную житницу
Девоньку?
— Жните же!
— Нотный тюк!
Штанный клок!
— Ну — супруг!
— Ну — зятек!
Уж и шустр!
Уж и быстр!
Ржет без чувств
Свадебку?
— Ратсгерры!
— Первую в городе
Девушку?
— Боровы!
«Будь то хоть бес, хоть жид,
Тот, кто освободит
Город — хоть слеп, хоть спятил! —
В дом бургомистра зятем
Вступит, в графу особ
В городе — первых»…
— Стоп!
Не в хороводе, небось, дуда, —
В думе! Шажком! Анданте!
Только про беса и про жида,
Где же про музыканта
Сказано?
Как завершен обряд —
Милости просим, брате!
Всяк музыканту на свадьбе рад —
Только не в роли зятя.
За музыканта! за нотный крюк!
Звук! — флейтяную дырку!
Где ж это видано, чтобы вдруг
Да с музыкантом — в кирку?
За музыканта! За нервный ком —
Дочку! милей ковач мне!
Что же и делать-то ей с тюком
Нотным — на ложе брачном!
За музыканта! за голый боб!
Может — в краях незнамых —
Только не слыхивал Гаммельн, чтоб
За музыкантов — замуж!
— Чтó есть музыка? Щебет птах!
Шутка! Ребенок сладит!
— Что есть музыка? — Шум в ушах.
— Увеселенье свадеб.
— Беспоследственный дребезг струн.
А к каплуну — приправа.
— За — бывается: молод был —
Сам загибал преловко!
— Мешанина из бычьих жил,
Дерева и сноровки.
— Околпачивающий пар.
— Нет! Музыкантов кормим
Для того, чтобы пищи вар
В нас протекал проворней.
— Полегонечку — за пивцом —
Да чтобы женский пол был…
Две-три арийки перед сном…
Только не очень долго.
— Что есть музыка? с первых нот:
«Что бы вам, братцы, кончить?»
— Ну а я так — наоборот:
Только бы что погромче,
Побасистее!
— Рано встав,
— Превышение всяких прав.
С лентами.
— Шлиф.
— К зёву позыв,
— Так… перелив…
— После сольцы — пирожное…
— Из пустоты — в порожнее…
— Не осведомлены, префект:
Аффектация неких чувств,
Коих и нету. Хам, мол, —
Кто не чувствует.
— Как ни тщусь
Беспоследственно.
— Рукоделие праздных дур.
Что до меня — так стойко:
Пуще всяческих увертюр
Мне по нутру — настройка
Перед оными.
Нежель чулок с ажуром.
Выше-высказанное — вздор.
Думали — гриф
С лентами? Шлиф?
К зёву позыв?
Так… перелив —
Музыка? Тиф —
Пó степи — скиф!
Жил перерыв!
За головню — да голыми —
Пострашнее, чем шум в ушах,
Грезы, глаза зажмуря.
Раскрепощенье фурий.
Приглашается папа Пий
На Рождество предместий.
Quatuor[29] четырех стихий,
Раскрепощенье бестий.
Рабской сущности унтергрунд —
Бунт галуна в передней.
За фортепьяно — ведьма!
Лучше шулера пощади,
Чем музыканта! Дрема —
В креслах? Бесы на площади
Думской—и бесы в доме!
Женской сущности септ-аккорд —
Лупоглазого школяра
В пасмах — кулак Потсдаму.
Ратсгерры, вот вам гамма!
В оперении райских птах
Демоны: stirb und töte![31]
Тайного рата Гёте —
Пред Бетховеном.
Брови — вверх,
Краска — в нос.
Раты — в перх,
Герры — в чёс.
Раты — в крёхт,
Герры — в чох.
— С нами фохт!
— С нами Бог.
Только, талант непризнан,
Ратсгерр от Романтизма,
Новорожденски-розов
И Филомелой прозван:
«Музыка в малых дозах —
Это не так серьезно».
Бурго-же-мистр, величав и льдист:
— В вас говорит артист.
РАТСГEРР ОТ РОМАНТИЗМА:
Tempi passati![32]
Ратсгерры, сядьте!
Шутки — за рюмкой.
Думсгерры, думьте!
Можно ли — непостижим Господь —
За музыканта — плоть
Нашу?
* * *
В городе — впрочем, одна семья
Гаммельн! Итак, в семействе
Гаммельнском — местоименья «я»
За исключением веских благ
Я — означает всяк.