М.Лохвицкой прочла актриса Л.Эрарская (Русские ведомости. М., 1916. № 18. С. 4)
103
Имеется в виду сборник «Стихи: Тетрадь вторая» (М., 1914).
104
Сборник вышел в Петербурге в 1917 г. Он содержал в себе одно или несколько стихотворений следующих поэтов: Г.Адамовича, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Зенкевича, Г.Иванова, Рюрика Ивнева, М.Кузмина, Вс. Курдюмова, М.Лозинского, О.Мандельштама, М.Цветаевой, Вл. Шилейко, М.Струве.
105
Из стихотворения «Над церкувкой — голубые облака…».
106
Из стихотворения «С большою нежностью — потому…». Оно было опубликовано в «Альманахе муз» (Пг., 1916).
107
Из стихотворения «Чуть светает…». Негативной репликой отозвался на него и Маяковский в неподписанной заметке «Братская могила» по поводу выхода сборника «Тринадцать поэтов»: «Среди других строк — Цветаевой: „За живот, за здравие раба Божьего Николая…“ откликались бы, господа, на что-нибудь другое!» (Газета футуристов. М., 1918. 15 марта. С. 1).
108
Имеются в виду популярные в Европе путеводители по разным странам, которые издавал немец Карл Бедекер (1801–1859).
109
См. стихотворения «Он приблизился, крылатый…», «Встреча» («Вечерний дым над городом возник…»), «Але».
110
См. цикл стихотворений «Стенька Разин».
111
Ноайль (Ноай) Анна Элизабет, графиня Матьё де (1876–1933) — французская писательница и поэтесса. Ее роман «Новое упование» в переводе Цветаевой был опубликован в конце 1916 г. в ж. «Северные записки» (№ 9–12).
112
К.Бальмонт проживал в Москве с 1917 по 1920 г., затем уехал в Берлин, а с 1921 г. как эмигрант поселился во Франции.
113
См. его очерк «Где мой дом?» (Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта. М.: Аграф., 2002. С. 116–123).
114
Из стихотворения «В черном небе слова начертаны…»
115
Из стихотворения «Я счастлива жить образцово и просто…»
116
Из стихотворения «Знаю, умру на заре! На которой из двух…»
117
Сама М.Цветаева позже отметит в очерке «Мать и музыка» (1934): «Мать залила нас музыкой. (Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплывали — на свет дня!)» (СС. Т. 5. С. 20).4
118
Из стихотворения «Настанет день — печальный, говорят!..» В своей заметке «Московские впечатления» Н.Павлович более конкретно отмечает роль Москвы в поэзии Цветаевой: «…Самые ритмы московских поэтов своей тревогой и насыщенностью говорят о том подземном, а может быть, воздушном течении, которое сильнее всех нэп’ов. Оттого могла она дать и прерывистый, шалый, степной ритм Марины Цветаевой. Ведь эти характерные спондеи, рифмы, звучащие выкликами, спали под прежней плавной поступью „московской боярыни Марины“, как спали все возможности революции в тихих переулках Арбата и Ордынки, в Кремлевских башнях, в сонно-зеленых бульварах» (Литературные записки. Пб., 1922. № 2. С.8). Ср. также с тем, что писал позднее Михаил Осоргин: «Если здесь (т. е. в эмиграции. — Сост.) как будто ярче расцвела муза Марины Цветаевой, то этим она обязана опять-таки Москве и пережитому в тяжкие годы; начатое там — здесь было лишь доработано и отшлифовано в сравнительном покое…» (Современные записки. 1924. № 22. С. 429).
119
Из стихотворения «Цыганская свадьба».
120
Из стихотворения «Милые спутники, делившие с нами ночлег!..»
121
Из стихотворения «Только закрою горячие веки…»
122
Из стихотворения «Развела тебе в стакане…»
123
Противоположное мнение высказал Н.Асеев в статье «Поэзия наших дней» (Авангард. 1922. № 1. С. 14): Марина Цветаева, давшая в сборнике «Версты» «несколько свежих и острых строф», отнесена им к числу «вторых призывников символической армии».
124
Первый свой сборник «Вечерний альбом» М.Цветаева издала в 1910 г.
125
Радлова Анна Дмитриевна (урожд. Дармолатова, 1891–1949) — поэтесса. 2
126
Из стихотворения «Але» («Когда-нибудь, прелестное созданье…»)
127
Из стихотворения «По холмам — круглым и смуглым…»
128
См. стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…», стихотворный цикл «Стенька Разин».
129
Из стихотворения «У первой бабки — четыре сына…» Первая бабка (по отцовской линии) — Екатерина Васильевна Цветаева (ок. 1825–1858). Другая (по материнской линии) — Мария Лукинична Бернацкая, в замужестве Мейн (1841–1869).
130
Из стихотворения «Над церкувкой — голубые облака…»
131
Кобленц — город в Германии. Возможно, речь идет о кобленцской феодально-монархической эмиграции, существовавшей в XVIII веке.
132
Из стихотворения «Идешь, на меня похожий…»
133
Общество свободной эстетики, или товарищество «Свободная эстетика», возникло в Москве в 1907 г. Его возглавил В.Брюсов. Основное ядро составляли поэты-символисты. Выступление М.Цветаевой в Обществе свободной эстетики состоялось 3 ноября 1911 г., куда она была приглашена В.Брюсовым. Об этом вечере см. ее очерк «Герой труда».
134
Рембо Жан Артур (1854–1891) — французский поэт-символист. Его стихотворение «Венера Анадиомена» (1870) явилось злой пародией на излюбленный парижанами образ Венеры.
135
См. заключительные строки стихотворения М.Цветаевой
«— Москва! — Какой огромный…»: «И льется аллилуйя // На смуглые поля. // Я в грудь тебя целую, // Московская земля!»
136
И.Эренбург с мая 1921 г. находился в Париже, затем в Брюсселе, а осенью переехал в Берлин.
137
Ященко Александр Семенович (1877–1934) — специалист в области права, профессор Петербургского и Томского университетов. С 1918 г. жил в Берлине, где в 1921 г. основал ежемесячный критико-библиографический журнал «Русская книга» (в 1922–1923 гг. он стал выходить под названием «Новая русская книга»).
138
М. Цветаева выпустила в Москве «Вечерний альбом», а И.Эренбург в Париже «Стихи».
139
Отдельным сборником «Лебединый стан» был напечатан лишь в 1957 г. в Мюнхене.
140
Барбье д’Оревильи (1808–1889) — французский писатель, литературный критик.
141
Из стихотворения «Башенный бой…»
142
Из стихотворения «Домики старой Москвы».
143
Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949) — поэт, писатель, философ, переводчик.
144
См., например, стихотворения «Из Польши своей спесивой…», «Безупречен и горд…», «Доброй ночи чужестранцу в новой келье!..» и др.
145
Из стихотворения «Я знаю, я знаю…»
146
М.Цветаева жила в Борисоглебском переулке, д. 6 с 1914 по 1922 г. Этому дому посвящено стихотворение «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак…»
147
Из стихотворения «Ростком серебряным…»
148
Потебня Александр Афанасьевич (1835–1891) — украинский и русский филолог-славист. Разрабатывал вопросы словесности (природа поэзии, поэтика жанра и др.), фольклора, этнографии, общего языкознания.
149
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886–1959) — литературовед, доктор филологических наук. В ряде исследований занимался проблемами поэтики.
Жирмунский Виктор Максимович (1891–1971) — филолог. Широко известны его труды по теории литературы, поэтике, стиховедению, фольклору, истории русской и зарубежной литературы.
Шкловский Виктор Борисович (1893–1984) — русский писатель, литературовед, член ОПОЯЗа.
150
Адалис (настоящая фамилия Ефрон) Аделина Ефимовна (1900–1969) — поэтесса, переводчица.
151
Известен случай, когда в 1919 году М.Цветаева принесла свои стихи, собранные в два сборника «Юношеские стихи» и «Версты I», в Лито, которым заведовал Брюсов. Через год ей стихи вернули с нелестными о них отзывами Брюсова и его «поклонника, последователя и ревнителя» (слова М.Ц.) Боброва, о чем позднее М.Цветаева вспоминала в очерке «Герой труда». В частности, последний о «Верстах» заметил: «Стихи написаны тяжелым, неудобоваримым, „гносеологическим ямбом“». В 1922 году сборник вышел в Госиздате (СС. Т. 4. С. 31).
152
В начале ХХ в. очень популярна была так называемая бульварная пятикопеечная серия, которую составляли небольшие по объему повести авантюрного и приключенческого жанра.
153
Из стихотворения «Башенный бой…»
154
Ср., например, с его поэмой «Солнцев перстень».
155
Неточная цитата из стихотворения «Смуглой оливой…»
156
Из стихотворения «Не проломанное ребро…»
157
См.: И.Эренбург. «Марина Цветаева. Разлука. Стихи. М.-Берлин: Геликон, 1922; Стихи к Блоку. Берлин: Огоньки, 1922» в настоящем издании.
158
Из стихотворения «Ты проходишь на Запад Солнца…»
159
Из стихотворения «Как слабый луч сквозь черный морок адов…»
160
Из стихотворений «Нежный призрак…» и «Думали — человек!»
161
Из стихотворения «Други его — не тревожьте его!..»
162
Из стихотворения «Спит, муки твоея — веселье…»
163
Из поэмы «На Красном Коне».
164
Из городского романса «Я милого узнаю по походке».
165
Из стихотворения «Ростком серебряным…»
166
Издательство «Геликон» было основано в 1918 г. в Москве А.Г.Вишняком и выпускало художественную литературу, книги по искусству. Его деятельность делится на два периода — московский и берлинский (1921–1923). В «Геликоне» издавались Брюсов, А.Толстой, Эренбург, Ремизов, Пастернак и др. Все книги отличались высоким уровнем художественно-графического оформления.
167
Неточное цитирование стихотворения «Последняя дружба…» из цикла «Подруга», обращенного к Н.А. Нолле-Коган (1888–1966), близкой знакомой А.Блока в последние годы его жизни.
168
Из стихотворения «Башенный бой…»
169
В 1922 г. вышла монография Б.Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха».
170
Ссылки на стр. 24 и 30 относятся к поэме «На Красном Коне».
171
Из стихотворения «Все круче, все круче…»
172
М.Цветаева приехала в Берлин 15 мая 1922 г. и поселилась в пансионе на Прагерплац.
173
Из стихотворения И. Эренбурга «Тяжелы несжатые поля…»
174
Из его стихотворения «Из земной утробы Этновою печью…»
175
Из его стихотворения «Какой прибой растет в угрюмом сердце…»
176
Из его стихотворения «Любовь не в пурпуре побед…»
177
Из стихотворения «Ты проходишь на Запад Солнца…»
178
Из стихотворения «Облака — вокруг…»
179
Из стихотворения «У меня в Москве — купола горят…»
180
Муратов Павел Павлович (1881–1950) — эссеист, искусствовед, литературный и художественный критик, переводчик, публицист.
181
Из стихотворения «Цыганская свадьба».
182
Из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
183
Из стихотворения «Проста моя осанка…»
184
Из стихотворения «Пожирающий огонь — мой конь!..»
185
Из стихотворения «Не самозванка — я пришла домой…»
186
Из стихотворения «Мой путь не лежит мимо дому — твоего…»
187
«Воспоминания о Блоке» были опубликованы в ж. «Эпопея» за 1922–23 гг. (№ 1–4).
188
По поводу данного очерка на страницах эмигрантской печати можно найти отдельные замечания. Так Лутохин П., отметил: «…Пастернак талантливый, но этого „кровного славословия“ не заслужил» (Рец. на: «Эпопея» № 3. Накануне. 1923. № 28, 13 марта. С. 5), Тансман А. написал, что это не критика, а «вакхический дифирамб» (Хроника литературы и искусства. «Эпопея» № 3. Звено. 1923. № 11, 16 апреля. С. 3); много позднее, уже в 1927 г., появится оценка и в советской прессе, где «Световой ливень» назовут «дифирамбом своей (Марины Цветаевой. — Сост.) критической прозорливости и поэту» (Красильников В. Борис Пастернак. Печать и революция. № 5. С. 79).
189
Имеется в виду стихотворение «Как разгораются — каким валежником!..»
190
Из стихотворения «В своих младенческих слезах…»
191
Из стихотворения «Други его, не тревожьте его…»
192
Из стихотворения «Думали — человек…»
193
Что подразумевается под «недвусмысленными „политическими“ стихами» Цветаевой в ее сборнике «Версты» (М.: Костры, 1921) неясно. Стихи этого сборника к разряду «политических» отнести вряд ли возможно. Скорее всего, речь идет об «известных Госиздату» эмигрантских изданиях, как, например, ж. «Современные записки» (1920. № 1), где было помещено стихотворение «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак…», ж. «Русская мысль» (София. 1922, № 8–12), куда вошли цикл «Дон», «С Новым годом, Лебединый стан!..» и др.
194
Из стихотворения «Разлетелось в серебряные дребезги…»
195
Шенгели Георгий Аркадьевич (1894–1956) — поэт, переводчик. Речь идет о стихах из его сб. «Раковина» (М.-Птг.: ГИЗ, 1922) и стихах П.Соловьевой из сб. «Последние стихи» (М.: ГИЗ, 1923).
196
Из стихотворения «Собирая любимых в путь…»
197
Мещеряков Николай Леонидович (1865–1942) — советский литератор. С 1920 по 1924 гг. был главным редактором Госиздата.
Имеется в виду его статья «Волна мистики (Из настроений современной эмиграции)» (Печать и революция. 1922. № 2. С. 32–43.)
198
Волчанецкая (наст. фамилия — Ровинская) Екатерина Дмитриевна (1881–?) — поэтесса, детская писательница. Автор сборника «Серебряный лебедь» (М.-Птг.: ГИЗ, 1923).
199
Из стихотворения Е. Волчанецкой «Зима» («Есть радость тайная в сгорании…»)
200
Из стихотворения Е. Волчанецкой «Всходило солнце, полное любви…»
201
Из стихотворения Е. Волчанецкой «Скоро, когда со всеми…»
202
Неточное цитирование стихотворения А. Ахматовой «Ведь где-то есть простая жизнь и свет…»
203
Из стихотворения О. Мандельштама «Ахматова».
204
Заключительная строфа «Ночи третьей» поэмы-сказки «Царь-Девица».
205
Имеются в виду стихи А. Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…», «Я так молилась „Утоли…“»
206
Из стихотворения «Пустоты отроческих глаз! Провалы…»
207
Строфа ранней редакции стихотворения «Идешь,