опубликована за подписью «С», то есть третий «сотрудник» — все тот же Д.Святополк-Мирский.
405
В этой же рецензии было отмечено: «Некоторые страницы „Нового мира“ войдут в историю литературы — Борис Пастернак».
406
Из его статьи «Поэты и Россия».
407
Ольминский (псевд.; наст. фамилия — Александров) Михаил Степанович (1863–1933) — деятель революционного движения, публицист, критик и историк литературы, редактор.
408
Из поэмы «Крысолов». Глава 5.
409
Имеется в виду статья Н.Берберовой (опубликована под псевдонимом Ивелич) «„Они“ о нас» (ПН. 1926, № 2031, 14 окт.), являющаяся откликом на статью Горбова «Мертвая красота и живучее безобразие» (см. в настоящем издании).
410
См. его статью «Мертвая красота и живучее безобразие» в настоящем издании.
411
Чернов Виктор Михайлович (во втором браке — муж О.Е.Колбасиной-Черновой; 1873–1952) — общественно-политический деятель, публицист, социолог, мемуарист.
Лебедев Владимир Иванович (1883–1956) — общественно-политический деятель, публицист, журналист, литературный критик, прозаик. В 1920–32 являлся соредактором газ., затем ж. «Воля России».
412
М.Слоним «Литературные отклики». См. отрывки из этой статьи в настоящем издании, с. 303.
413
Имеется в виду кн.: Воспоминания Казановы / Пер. и вступ. статья М.Слонима. Берлин: Нева, 1923. (Вышли в одном томе.)
414
Статью Антона Крайнего «О „Верстах“ и о прочем» см. в настоящем издании. Статья Цетлина М. «Версты» [№ 1] была помещена в газ. «Дни» (1926. № 1087, 22 авг. С. 3).
415
О программе «Верст» см. в статье И.Бунина, помещенной в настоящем издании.
416
В № 1 «Верст» были помещены «Вольница» А.Веселого, статья «Воистину (Памяти В.В.Розанова)» А.Ремизова, «Поэма Горы» М.Цветаевой.
417
Первые строки стихотворения Г.Державина «Лебедь».
418
В статье «О „Верстах“ и о прочем» Гиппиус отмечала: «Существуют индивидуальности с некоторым органическим дефектом — в смысле отсутствия известного внутреннего критерия. Есть признаки, что г-н Святополк принадлежит к их числу».
419
Эпиграфом к своей поэме М.Цветаева взяла слова из романа немецкого поэта-романтика Фридриха Гельдерлина (1770–1843) «Гиперион, или Отшельник в Греции».
420
Из стихотворения «Не краской, не кистью!..» (из цикла «Деревья», 6).
421
Имеется в виду выдуманное А.Ремизовым в 1908 году общество ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛ (обезьянья-великая-и-вольная-палата) со своими Конституцией, Манифестом и различными «донесениями» (об этом см. в его книге: Взвихренная Русь. Париж, 1927. С. 272–277).
422
Перифраз реплики Молчалина из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Действие 3, явление 3).
423
См. статьи И.Бунина «Версты» (№ 1), В.Злобина «Версты» (№ 1), З.Гиппиус «О „Верстах“ и о прочем», отрывки из которых помещены в настоящем издании.
424
См., например, статью З.Гиппиус «О „Верстах“ и о прочем», отрывки из которой помещены в настоящем издании.
425
В статье «Записная книжка» (Возрождение. 1926. № 513, 28 октября. С. 3–4) Бунин отметил: «Невежда и хам ни с того ни с сего объявил заборную орфографию: опять покоряйся, пиши по ней! Я отвечаю: не могу, не хочу — уже хотя бы потому, что по ней написано за эти десять лет все самое низкое, подлое, злое, лживое, что только есть на земле». Это высказывание Бунина задело М.Гофмана, который сразу же на страницах «Последних новостей» опубликовал открытое письмо писателю, вызванное обидой «за память людей, подобных Шахматову». Ответ Бунина не замедлил появиться. В письме в редакцию «Возрождения» («О новой орфографии». 1926. № 522, 6 ноября. С. 3) он конкретизирует свою точку зрения: «Он [Гофман] дивится, что я назвал орфографию, истинно „хамски“ навязанную России большевиками, заборной. Но как же она не заборная, когда именно забор и в точном и в переносном смысле этого слова так долго служил ей?» (Подробнее см. текст и комментарии к нему: Бунин И.А. Публицистика 1918–1953 годов. Москва: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. С. 228, 232, 559–563).
426
См. статью Н.Мельниковой-Папоушковой «О „Благонамеренном“», отрывки из которой помещены в настоящем издании.
427
В статье «Мертвый дух» Гиппиус писала о Шаховском: «Что — он? Даже не орудие — веревочка, которая в хозяйстве годится. Его прирожденно-старого всякий вяжет и ведет куда хочет».
428
5 апреля 1926 г. в помещении Союза молодых поэтов и писателей Д.Святополк-Мирский прочел лекцию «Культура смерти в русской литературе». На нее сразу же откликнулись Г.Адамович «Литературные беседы. Лекция кн. Святополк-Мирского» (Звено. 1926. № 169. С. 1–2), М.Цетлин «О литературном консерватизме и князе Д.Святополк-Мирском» (Последние новости. 1926. 8 июля) и др. В письме к Б.Пастернаку от 10 июля М.Цветаева сообщила: «Его сейчас пресса дружно дерет на части за тебя и меня» (СС. Т. 6. С. 265).
429
См. ее в настоящем издании.
430
Статья была опубликована в ж. «Версты». 1927. № 2. С. 247–254.
431
Из «Поэмы Конца».
432
Среди поэтов, «подражающих» Цветаевой или находящихся под ее влиянием, были А.Гингер (см.: Зноско-Боровский Е. «Парижские поэты». Воля России. 1926. № 1; Елита-Вильчковский К. «Заметки о книгах». Бодрость. 1939, 18 июня), Д.Резников (См.: Ходасевич В. «Заметки о стихах». Дни. 1926, 14 марта), В.Андреев (См.: Ходасевич В. «Молодые поэты». Возрождение. 1928, 28 июля; Слоним М. «Литературный дневник». Воля России. 1928. № 7.), В.Лебедев (См.: Струве Г. «Заметки о стихах». Россия и славянство. 1929, 24 авг.), Ю.Иваск (Бем А. «Письма о литературе». Меч. 1938, 12 июня), Несмелов А. (критик, скрывшийся за инициалами Н.З. Чураевка. 1934, октябрь), Н.Снесарева-Казакова (См.: Пильский П. «Книга». Сегодня. 1929, 28 сент.), М. Комиссарова (См.: Пильский П. «Клочки на ветру». Сегодня. 1927, 27 июля) и др.
433
Маркевич Болеслав Михайлович (1822–1884) — писатель, драматург, публицист.
434
Из стихотворения К.Павловой «Ты, уцелевший в сердце нищем…»
435
См. статьи Вяч. Иванова «Копье Афины» (Весы. 1904. № 10) и «Манера, лицо и стиль» (Труды и дни. 1912. № 4–5).
436
Воля России. 1927. № 5/6. С. 3–27.
437
Символизм подвергся резкой критике за уход от всего земного. См. статьи О.Мандельштама «Утро акмеизма» (1919), Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С.Городецкого «Некоторые течения в современной поэзии» (Аполлон. 1913. № 1).
438
Имется в виду баллада Н.Тихонова «Махно» (1921).
439
Алексеев Глеб Васильевич (1892–1938) — прозаик.
Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892–1975) — писатель, мемуарист.
Дроздов Александр Михайлович (1895–1963) — прозаик.
440
Стихотворение З.Гиппиус «Домой».
441
Мемуарными сплетнями о большевиках Д.Горбов называет «Мои службы». См. его статью «Мертвая красота и живучее безобразие» в настоящем издании.
442
Из стихотворения «Пуще чем женщина…»
443
В детстве М.Цветаева проводила лето в окрестностях городка Тарусы, на даче Песочное, где ее родители арендовали небольшую усадьбу. Там она и познакомилась с Кирилловнами (хлыстовками), народная русская речь которых впоследствии нашла отражение в поэме «Переулочки». См. очерк «Хлыстовки».
444
Райнер Мария Рильке умер 29 декабря 1926 г. М.Цветаева с ним никогда не встречалась, а была знакома заочно (см. их письма в кн. «Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке». СПб., 1992). Познакомил их Борис Пастернак, и тогда же завязалась тройная переписка. Мечте когда-нибудь увидеть Рильке не суждено было сбыться: «Борис, мы никогда не поедем к Рильке. Того города — уже нет» (из письма от 1 января 1927 г. СС. Т. 6. С. 266). Смерть великого австрийского поэта М.Цветаева переживала очень глубоко. Памяти Рильке она посвятила поэму «Новогоднее», очерк «Твоя смерть».
445
Скорее всего имеется в виду рецензия Р.Гуля на ее сборник «Версты» (1922). См. ее в настоящем издании.
446
В стихотворении «Поэма Заставы».
447
Из стихотворения «Кто-то едет — к смертной победе».
448
Из стихотворения «Что же мне делать, слепцу и пасынку…»
449
Из стихотворения «Самовластная слобода!» (из цикла «Провода»).
450
Возможно, что это было сказано в разговоре с кем-нибудь, или же Ходасевич имеет в виду рецензию В.Брюсова на сборник М.Цветаевой «Версты: Стихи. М.: Костры, 1921», где тот обмолвился: «С тех пор многое из делаемого теперь М.Цветаевой уже сделано другими».
451
См. его рецензию «Марина Цветаева. Мóлодец» в настоящем издании.
452
Ростопчина (урожд. Сушкова) Евдокия Петровна (1811/12–1858) — поэтесса, прозаик.
453
Из стихотворения «Хвала богатым».
454
По-видимому, речь идет о Вл. Ходасевиче.
455
См. статью М.Слонима «Марина Цветаева. После России: Стихи 1922–1925».
456
Из стихотворения «Спаси, Господи, дым!..»
457
Из стихотворения «Други! Братственный сонм!..»
458
Перефразированная библейская строка «Не желай им мира и благополучия» (23:6 — Второзаконие, Пятая книга Моисея).
459
Примеры взяты из поэмы «Мóлодец».
460
Из стихотворения «Так вслушиваются (в исток)…»
461
Н.Гумилев был расстрелян 25 августа 1921 г. как участник контрреволюционного заговора.
462
Журнал «Современные записки» выходил по три-четыре книги в год.
463
Имеются в виду романы Бунина «Жизнь Арсеньева» и Алданова «Ключ». 2
464
В кн. 36 публиковались начало повести Б.Зайцева «Анна», продолжение романа М.Алданова «Ключ», первая часть трагедии М.Цветаевой «Тезей».
465
Щербаков Михаил Васильевич (ок. 1890–1956), поэт, прозаик. Речь идет о его рассказе «Закон тайги».
466
Кузнецова Галина Николаевна начала публиковать стихи и прозу в парижской эмигрантской периодике с 1922 г.
467
Род своего драматического произведения «Опрометчивый турка, или: Приятно ли быть внуком?» Козьма Прутков определил как «Естественно-разговорное представление». По замечанию Вл. Соловьева, оно явилось «образцом еще не существовавшего в то время рода драматических произведений» (Соловьев Вл. Прутков // Энциклопедический словарь Брокгауз — Ефрон. 1898. Т. 50. С. 633–634).
468
См. рецензию Г.Адамовича на кн. 36 «Современных записок».
469
Сюжет литературнуго памятника средневековья и нового времени «Тристан и Изольда» («Роман о Тристане и Изольде») был популярным сюжетом рыцарских романов. К этой легенде на протяжении многих столетий обращались разные авторы. В начале ХХ в. А.Блок сделал наброски драмы «Тристан», привлекала эта легенда и М.Цветаеву.
470
С символистами Цветаеву сближали В.Брюсов (см. статью «Среди стихов»), К.Зелинский (см. «Отзыв о сборнике стихов Марины Цветаевой»).
471
Имеется в виду стихотворный цикл «Деревья» (1–9). Неточно цитируется второе стихотворение.
472
По-видимому, так он расценивает дневниковую прозу «Мои службы». См. его статью «Мертвая красота и живучее безобразие».
473
Расин Жан (1639–1699) — французский драматург, представитель классицизма.
474
Клейст Генрих фон (1777–1811) — немецкий писатель. В трагедии «Пентезилея» автор изображает страсти, не контролируемые разумом.
475
Корнель Пьер (1606–1684) — французский драматург, представитель классицизма. Начинал как поэт.
476
Стихотворение «Крым» отсутствует в «После России». Было впервые напечатано в «Последних новостях» (1928, 8 ноября).
477
«Свадебка» — хореографические сцены с пением и музыкой.
478
Из стихотворения «Сомкнутым строем…»
479
Из стихотворения «С архангельской высоты седла…» (из цикла «Георгий»)
480
Из стихотворения «Два зарева! — нет, зеркала!..»
481
Из стихотворения «На заре — наимедленнейшая кровь…»
482
Из стихотворения «Хвала богатым».
483
Из стихотворения «Поэт — издалека заводит речь…» (из цикла «Поэты»).
484
Из стихотворения «Емче органа и звонче бубна…»
485
Ирманцева (наст. фамилия — Кроткова; в замужестве Франкфурт) Кристина (Христина) Павловна (1904–1965) — поэтесса, переводчица, критик.
486
Эдмон Жалу (1878–1949), французский писатель, критик. Имеется в виду издание: Jaloux E. Rainer Maria Rilke. — Paris: Йmile—Paul, 1927.
487
Последняя предреволюционная выставка «Мира искусства» состоялась в Петрограде в феврале 1917 года (Марсово поле, д. 7, угол Мойки, 1, где и располагалось «Художественное бюро» Н.Е.Добычиной).
488
О «бессмысленности» стихов, «нагромождениях слов» у Цветаевой и т. д. писали Г.Иванов (см. с. 172), В.Ходасевич (с. 145), Н.Берберова (с. 118), Г.Адамович (с. 183) и др.
489
Из стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»
490
Из стихотворения «Идешь — на меня похожий…»
491
Из стихотворения «Други! Братственный сонм…»
492
Из стихотворения «Душа».
493
Из очерка «Герой труда» (Т. 4. С. 55).
494
По-видимому, речь идет о Г.Адамовиче.
495
Строкой «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» начинается Евангелие от Иоанна.
496
Из «Поэмы Горы».
497
Из стихотворения «Что же мне делать, слепцу и пасынку…»
498
Имеются в виду работы советского критика Полонского (Гусина) Вячеслава Павловича (1886–1932), проповедовавшего реализм, но