поэзии
Русская мысль (Москва). 1912. № 7. С. 24–25.
На эту пренебрежительную рецензию В.Брюсова М.Цветаева вновь откликается стихотворением «В.Я.Брюсову» («Я забыла, что сердце в вас — только ночник…»), которое помещает в свой следующий сборник «Из двух книг» (1913), где упрекает критика в зависти. Вероятно, именно этот упрек привел В.Брюсова к мысли незамедлительно ответить на подобные обвинения (а они появлялись в печати довольно часто) и объяснить свое значение открывателя и руководителя молодых талантов. Его ответ имел форму краткой заметки и предназначался для неосуществившегося сборника «Miscellanea». В начале заметки поэт цитировал задевшие его стихотворные строчки М.Цветаевой: «Жестоко упрекали меня как критика, находя, что я слишком беспощадно отношусь к стихам молодых поэтов; видели в этом даже зависть. Одна поэтесса так и написала, что вся моя поэзия создана из книг да из зависти критика…»
13
С.Логунов
Обзор книг и журналов
Светлый луч (С.-Петербург). 1913. № 3. С. 5, 7.
Логунов Самсон Рувимович — сотрудник петербургского ж. «Заветы».
14
И.Ларский
Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг.
М.: Книгоиздательство «Оле-Лукойе», 1913
Московские вести. 1913. № 86. 13 апреля. С. 3.
Рецензия опубликована за инициалами И.Л.
Ларский И. — критик, публицист.
В петербургском ж. «Мир Божий» писал корреспонденции для рубрики «По России» (1906). С конца 900-х до начала 1920-х гг. сотрудничал в отделе «Вопросы текущей жизни» в ж. «Современный мир».
15
П.Перцов
Интимная поэзия
Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг.
М.: Книгоиздательство «Оле-Лукойе», 1913
Новое время (С.-Петербург). 1913. № 13327. 20 апреля (3 мая).
С. 9–10.
16
З.Бухарова-Казина
Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг.
М.: Книгоиздательство «Оле-Лукойе», 1913
Россия (Москва). 1913. № 2279. 20 апреля (3 мая). С. 4.
Бухарова (в замужестве — Казина) Зоя Дмитриевна (1876–1923) — поэтесса, театральный критик.
С 1903 г. постоянно печаталась в журнале «Театр и искусство», сотрудничала в «Записках Передвижного театра». Позже работала в библиографическом отделе газ. «Россия».
17
Н.Ашукин
Современные женщины-поэты (А.Ахматова, М.Цветаева,
Е.Кузьмина-Караваева, Л.Столица, М.Шагинян)
Мир женщины (Москва). 1913. № 19. С. 6.
Статья опубликована под псевдонимом Новинский Н.
Ашукин Николай Сергеевич (1890–1972) — поэт, критик, историк литературы.
В 900-х гг. выступал с небольшими рецензиями в ж. «Путь», «Русская мысль», «Новый журнал для всех» и др. После 1917 г. занимался главным образом историей русской литературы.
Появление женской поэзии, ее благотворное влияние на литературу в целом отмечали многие. О том, что «темы, являвшиеся до сих пор почти недоступными», удалось раскрыть именно женщинам, «подлинным поэтам… подлинным художникам», написали И.Эренбург (Новые поэтессы // Гелиос. 1913. № 2. С. 45–46) и Ольга Огинская (О поэзии Анны Ахматовой // Женское дело. 1914. № 10. С. 13–14).
18
В.Нарбут
Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913;
Мариэтта Шагинян. Orientalia. М., 1913
Вестник Европы (С.-Петербург). 1913. № 8. С. 355–356.
Нарбут Владимир Иванович (1888–1944) — поэт, прозаик, журналист.
В 1911 г. состоял членом редакции еженедельного иллюстрированного журнала литературы, искусства, науки и студенческой жизни — «Gaudeamus». В 1913 г. он работал редактором-издателем либерального «Нового журнала для всех». В 1918 г. стал во главе воронежского ж. «Сирена».
19
Из архива издательства «Огни»
Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг
Публикуется по копии из архива Л.А.Мнухина.
Акционерное издательское общество «Огни» было основано в Петербурге в 1909 г. и просуществовало до 1923 г. Выпускало художественную, детскую, мемуарную, историческую и др. литературу. Архивные материалы издательства хранятся в Пушкинском Доме в С.-Петербурге.
20
Н.Львова
Холод утра (Несколько слов о женском творчестве)
Отрывки
Жатва (Москва). 1914. Кн. 5. С. 249–250, 252–255.
Львова Надежда Григорьевна (1891–1913) — поэтесса.
Свои поэтические установки она обосновала в данной статье, подчеркивая важную, непреходящую роль женского начала в современной лирике.
М.Цветаева познакомилась с ней на вечере Общества свободной эстетики, о чем позже вспоминала в очерке «Герой труда».
21
В.Ходасевич
Альциона: Альманах издательства «Альциона». Москва, 1914. Кн. 1. С. 209.
Ходасевич Владислав Фелицианович (1886–1939) — поэт, критик русского зарубежья, мемуарист.
Начиная с середины 1910-х гг., он помещал литературно-критические статьи и рецензии в ж. «Русская мысль», «Аполлон», «Вестник литературы», газетах «Утро России», «Русские ведомости», «Понедельник власти народа». В 20–30-е гг., живя за границей, рецензии и статьи публиковал практически во всех крупных эмигрантских периодических изданиях. Вел отдел критики в газ. «Возрождение».
Личное сближение двух ведущих поэтов русского зарубежья, Цветаевой и Ходасевича, относится к концу 1920-х — началу 30-х годов. Этому периоду предшествовало многолетнее взаимное непонимание и даже неприятие, сопровождавшееся отдельными выпадами против друг друга как в печати, так и в письмах. Подробнее историю их отношений см. во вступ. статье С.Карлинского к его публикации переписки поэтов (Новый журнал. 1967. № 89. С. 102–109).
Письма М.Цветаевой к нему см.: СС. Т. 7. С. 463–467.
22
М.Шагинян
Женская поэзия
Отрывки
Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1914. № 116. 4 мая. С. 4
23
С.Дмитриев
Вечер современных поэтесс
Отрывки
Женская жизнь (Москва). 1916. № 2. 22 января. С. 19–20; см. также Рампа и жизнь. 1916. № 3. С. 10; Рампа и жизнь. 1918. № 5. С. 9.
Дмитриев Сергей Иванович — драматург.
24
И.Оксенов
Отклики поэтов
Рец.: Тринадцать поэтов. Пг., 1917
Отрывки
Знамя труда (Петроград). 1918. № 151. 8 марта (23 февраля). С. 4.
Оксенов Иннокентий Александрович (1897–1942) — поэт, критик.
В 20-е гг. его критические статьи и отзывы публиковались в ж. «Печать и революция», «Звезда», «Новый мир», «Книга и революция», в «Красной газете».
25
И.Эренбург
Четыре [поэтессы]
Отрывки
Новости дня (Москва). 1918. № 16. 13 апреля (31 марта). С. 4.
Эренбург Илья Григорьевич (1891–1967) — поэт, прозаик, драматург, мемуарист, публицист, переводчик, общественный деятель.
Во время Первой мировой войны он становится корреспондентом сначала московской газеты «Утро России», а затем петроградской «Биржевые ведомости». Живя в 1922 г. в Берлине, он являлся соредактором ж. «Вещь», редактором антологии «Поэзия революционной Москвы». Сотрудничал в ж. «Новая русская книга», газ. «Накануне» и др. В 1932–40 гг. был парижским корреспондентом московской газ. «Известия».
Знакомство М.Цветаевой с И.Эренбургом состоялось в 1917 г. На короткое время между ними установились дружеские отношения.
К нему обращен ее стихотворный цикл «Сугробы». В своей книге «Люди, годы, жизнь» Эренбург оставил прекрасные страницы воспоминаний о Цветаевой.
Ее письма к нему см.: СС. Т. 6. С. 211–216.
В данной заметке Эренбург дает краткие характеристики поэтесс: В.Инбер, В.Меркурьевой, Н.Крандиевской и М.Цветаевой. (Нами помещены отрывки, связанные с М.Цветаевой. — Сост.)
26
К.Бальмонт
Марина Цветаева
Современные записки (Париж). 1921. № 7. С. 92.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942) — поэт, прозаик, переводчик, критик, эссеист.
Первое выступление в печати состоялось в 1885 г. в ж. «Живописное обозрение». Был ведущим сотрудником ж. «Весы» и «Золотое руно». В эмиграции — с 1920 года. Там он сотрудничал во многих периодических изданиях, в том числе ж. «Воля России», «Годы», «Своими путями», «Современные записки», «Перезвоны» и др.; газ. «Звено», «Возрождение», «Последние новости», «Россия и славянство», «Дни», «Руль», «Сегодня», «За свободу» и др.
М.Цветаева познакомилась с поэтом в 1917 г., и их дружба длилась до конца ее жизни. Ему посвящены два очерка: «Слово о Бальмонте» (1922) и «Бальмонту» (1925). О Цветаевой он оставил очерк «Где мой дом?».
27
Н.Павлович
Рец.: Марина Цветаева. Версты: Стихи. М.: Костры, 1921
Феникс: Сборник художественно-литературный, научный и философский. Кн. 1. М.: Костры, 1922, с. 187–188.
Статья опубликована под псевдонимом Михаил Павлов.
Павлович Надежда Александровна (1895–1980) — поэтесса, прозаик, мемуарист.
В 1922 г. критические заметки печатала в петербургском ж. «Литературные записки».
28
А.Свентицкий
Рец.: Марина Цветаева. Версты: Стихи. М.: Костры, 1921
Утренники. Кн. 2 / Под ред. Д.А.Лутохина. Пг., 1922. С. 153
Свентицкий Андрей Эдуардович — критик, публицист.
Являлся сотрудником «Журнала журналов» (1916), «Красной газеты» (1920-е).
29
Д.Святополк-Мирский
Современное состояние русской поэзии
Марина Цветаева
Новый журнал (Нью-Йорк). 1978. № 131. С. 93–94.
Святополк-Мирский Дмитрий Петрович (1890–1939) — князь; критик, историк литературы, публицист, поэт, переводчик, участник евразийского движения. Писал также на английском и французском языках.
В 1920-е гг. публиковал критические статьи в ж. «Современные записки», «Воля России», «Звено», «Благонамеренный» и др. Являлся учредителем и соредактором ж. «Версты» (1926–1928), который выпускался при ближайшем участии Цветаевой, Ремизова и Шестова.
Данная статья, состоящая из отдельных главок, посвященных русским поэтам, была написана в 1921–22 гг. и предназначалась для выходившего в Софии под ред. П.Б.Струве ж. «Русская мысль». Позже статью обнаружил в архиве отца Г.П.Струве, который и опубликовал ее в «Новом журнале».
30
И.Эренбург
Марина Ивановна Цветаева
В его кн.: Портреты русских поэтов. Берлин: Аргонавты, 1922.
С. 150–152; см. также в его кн.: Портреты современных поэтов. М., Первина, 1923. С. 73–74.
31
И.Эренбург
Рец.: Марина Цветаева. Разлука: Стихи.
М.-Берлин: Геликон, 1922;
Стихи к Блоку. Берлин: Огоньки, 1922
Новая русская книга (Берлин). 1922. № 2. С. 17.
32
О.Мандельштам
Литературная Москва
Россия (Москва). 1922. № 2. С. 23.
Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938) — поэт, прозаик.
Активно печатался в ж. «Аполлон» (стихи, статьи, рецензии),
ж. «Гиперборей». В 20-е гг. сотрудничал в ж. «Россия».
С О.Мандельштамом М.Цветаева познакомилась в 1915 г. Дружескими встречами, пожалуй, их отношения назвать нельзя. Поэтическое творчество Мандельштама Цветаева ценила очень высоко, в то время как он к ее поэзии относился предвзято. Ему адресованы очерк «История одного посвящения» и ряд стихотворений, а также критический разбор «Шума времени» под названием «Мой ответ Осипу Мандельштаму». Цветаевой он посвятил стихи «В разноголосице девического хора…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Не веря воскресенья чуду…»
33
С.Бобров
Рец.: Марина Цветаева. Конец Казановы. М.: Созвездие, 1922
Печать и революция (Москва). 1922. № 2. С. 363–364.
Бобров Сергей Павлович (1889–1971) — поэт, прозаик, переводчик, критик.
Рецензия опубликована под псевдонимом Э.П.Бик.
В 1914 г. организовал издательство «Центрифуга». С.Бобров участвовал в нем в качестве поэта, критика и художника. Параллельно он активно печатался в различных футуристических изданиях. В 20-е гг. сотрудничал с ж. «Красная новь», помещал множество рецензий и критических статей в ж. «Печать и революция».
34
М.Слоним
Рец.: Марина Цветаева. Разлука: Стихи. М.-Берлин: Геликон, 1922
Воля России (Прага). 1922. № 13. 1 апреля. С. 24.
Статья опубликована за инициалами М.С.
Слоним Марк Львович (1894–1976) — общественно-политический деятель, писатель, литературовед, критик, публицист, переводчик, журналист, мемуарист, редактор.
Как критик начал печататься в ж. «Вестник Европы». В 1918 г. был редактором киевской газеты «Народное дело». В эмиграции (конец 1920 г.) обосновался в Праге, где выступил редактором ж. «Новости литературы» (1922), а также соредактором и корреспондентом ж. «Воля России» (1922–1932). В 1931 г. основал в Париже двухнедельник литературы и искусства «Новую газету».
С М.Цветаевой Слонима познакомил в 1922 г. в Берлине А.Белый. Общение продолжалось до 1939 г.
См. очерк Слонима «О Марине Цветаевой» (Марина Цветаева в воспоминаниях современников. Годы эмиграции. М.: Аграф, 2002. С. 90–145).
35
Л.Львов
Рец.: Марина Цветаева. Стихи к Блоку. Берлин: Огоньки, 1922
Новая русская жизнь (Гельсингфорс). 1922. № 86. 13 апреля. С. 4.
Статья опубликована за инициалами Л.Л.
Львов Лоллий Иванович (1888–1967) — поэт, прозаик, историк литературы, художественный критик, журналист.
36
П.Пильский
Рец.: Марина Цветаева. Стихи к Блоку. Берлин: Огоньки, 1922
Сегодня (Рига). 1922. № 90. 23 апреля. С. 5.
Статья подписана последними буквами фамилии — ский.
Пильский Петр Моисеевич (1879–1941) — журналист, литературный и театральный критик, прозаик, публицист, мемуарист.
Широкую известность как журналист и театральный критик он получил в начале 1900-х гг. Сотрудничал в ж. «Перевал», «Журнал для всех» и др. С 1920 г. в эмиграции. В 20-е гг. сотрудничал в таллиннской газете «Последние