субкультурных традиций) // Антропология насилия. СПб., 2001.
139. Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век: Прекрасен наш союз… М., 1991.
140. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
141. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
142. Юрганов А. Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3.
143. Якушкин П. И. Путевые письма // Якушкин П. И. Сочинения. М., 1986.
144. Янель З. К. Феномен стихийности и повстанческая организация массовых движений феодального крестьянства России // История СССР. 1982. № 5.
145. Янов А. Л. Тень Грозного царя: Загадки русской истории. М., 1997.
Примечания
1
чтобы стать учителем (фр.).
2
плут (нем.).
3
К этому месту относится «Пропущенная глава», отброшенная Пушкиным и сохранившаяся только в черновом автографе. См. с. 122-133.
4
Глава эта не включена в окончательную редакцию «Капитанской дочки» и сохранилась в черновой рукописи, где названа «Пропущенная глава». В тексте этой главы Гринев именуется Буланиным, а Зурин – Гриневым. См. с. 108.
5
Чего изволите? (фр.)
6
Я хочу спать у вас (фр.).
7
Сделайте одолжение, сударь… извольте соответственно распорядиться (фр.).
8
Зачем вы тушите, зачем вы тушите? (фр.)
9
спать (фр.).
10
я хочу с вами говорить (фр.).
11
Что это, сударь, что это? (фр.)
12
13
прощайте (фр.).
14
все расходы (фр.).
15
16
Сказки нашей жизни и бытия (нем.).
17
Из другого текста (фр.).
18
«Один из предков Пушкина был приговорен к смерти Петром Великим» (фр.).
19
Статистов (от фр. слова «figurant»).
20
Сохраняю пушкинскую орфографию. (Примеч. М. И. Цветаевой.)
21
Есть в «Истории пугачевского бунта» и Гринев, но там он подполковник и с Пугачевым не встречается. (Примеч. М. И. Цветаевой.)
22
Боясь, чтобы он внезапно не умер от страха (фр.).
23
Прикасался. (Примеч. М. И. Цветаевой.)
24
История – наставница жизни (лат.).
25
26
То, что меняется сообразно месту и времени, не является истинным (лат.).
27
Идентичность (кризис идентичности, личная идентичность) – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются нормы поведения и ценности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя отождествляет. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной идентичности. Если ему не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности.
28
29
Катарсис – духовное очищение, просветление, внутреннее освобождение, которое испытывает человек.
30
Легитимность – правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям.
31
Ментальность – стиль коллективного мышления эпохи или общества, выраженный в интуитивных, бессознательных образах, архаичных по происхождению. В основе ментальности лежит культурный архетип.
32
Сакрализация – превращение кого-, чего-либо в предмет поклонения, наделение его священными свойствами. Десакрализация – прямо противоположное понятие.
33
Харизма – личная благодать, особый, сверхъестественный дар.
34
Провиденциализм – представление о ходе исторических событий как обусловленном не их внутренними закономерностями, а волей провидения.
35
Менталитет – умонастроения людей, связанные с традициями, нравами, обычаями. Включают в себя представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы. При этом все эти представления не подвергнуты логической систематизации. Они связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием. Поэтому менталитет регулирует не мышление, а поведение человека.
36
Дискурсивный – рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями (противоп. интуитивный).
37
Существует и другая версия этих событий, восходящая к показаниям бывшего екатерининского офицера М. А. Швановича: «Во время захвата оренбургского форпоста он [Пугачев. – В. М.] был в церкви Георгия Победоносца. Здесь в порыве самоутверждения он сел на престол и, плача, говорил присутствовавшим: “Вод, детушки! Уже я не сиживал на престоле двенадцать лет…” Многие толпы его поверили, а другие оскорбились и разсуждали так: есть ли бы и подлинно он был царь, то непригоже сидеть ему в церкве на престоле» [90; 214, 330].
38
Интересные соображения по этому поводу высказал историк О. Г. Усенко, отметивший, что «традиционный параллелизм Бога и монарха с XVI века уступал место тождеству… Уже в середине XVI века для простых людей “великий государь” был фактически заменен земным Богом. Соответственно отличительной чертой “подлинного” царя считалась богоизбранность, наличие у него харизмы (личной благодати, сверхъестественного дара)» [124; 41].
39
Вербальный – выраженный в словах, словесный.
40
Топонимика – совокупность топонимов (собственных названий географических объектов – города, реки, горы и т. п.).
41
Наличие традиционной символики топора подтверждает, например, и тот факт, что во времена Петра I, когда стала активно насаждаться новая культура, смертная казнь через отсечение головы начала совершаться уже не топором, а мечом.
42
Мнемонический – условное изображение, выполненное с помощью символов и знаков.
43 Экстракт (устар.) – краткое изложение сути какого-либо текста, документа.