Скачать:TXTPDF
Нахлебник

Нахлебник. Иван Сергеевич Тургенев

Комедия в двух действиях

Действие первое

Сцена представляет залу в доме богатого помещика; направо два окна и дверь в сад; налево дверь в гостиную; прямо — в переднюю. Между окнами раздвижной стол, на столе шашечница. Спереди налево другой стол и два кресла. Между гостиной и передней вход в коридор.

ТРЕМБИНСКИЙ (за сценой). Это беспорядок! Я во всем здесь нахожу беспорядок! Это непростительно!… (Входя в сопровождении лакея Петра). Я имею формальное предписание от госпожи! Меня здесь все должны слушаться! (К Петру.) Понимаешь ты меня?

ПЕТР. Слушаю-с.

ТРЕМБИНСКИЙ. Госпожа со своим супругом сегодня приехать изволят… меня вот наперед прислали, — а мы что здесь делаем? Ничего! Чистят ли дорожки в саду?

ПЕТР. Как же-с, чистят-с. С деревни бестягольных нагнали.

ТРЕМБИНСКИЙ (поступает к Петру). Да ты кто?

ПЕТР (с изумлением). Чего изволите-с?

ТРЕМБИНСКИЙ (подступает ближе к Петру). Ты кто, говорят тебе, кто ты?

ПЕТР (с возрастающим изумлением). Я-с?

ТРЕМБИНСКИЙ (подходит к самому носу Петра). Да, ты, ты, ты… Кто ты?

ПЕТР конфузится, глядит на ТРЕМБИНСКОГО и молчит.

ТРЕМБИНСКИЙ. Да говори же, наконец, — тебя я спрашиваю: кто ты такой?

ПЕТР. Я Петр-с.

ТРЕМБИНСКИЙ. Нет, ты лакей — вот ты кто. Дом — твое дело; и лампы чиститьтоже твое дело; а сад — не твое дело. Бестягольных ли нагнали или других там каких-нибудь — это не твое дело. Это дело приказчика. Я тебя не спрашивал; я от тебя ответа не требовал. Твое дело за приказчиком сходить. Вот это -твое дело.

ПЕТР. Да вот они сами сюда идут-с.

Входит ЕГОР из передней.

ТРЕМБИНСКИЙ. А, Егор Алексеич! Очень кстати изволили прийти. Скажите, пожалуйста, вы распорядились там в саду, насчет…

ЕГОР. Распорядился, Нарцыс Константиныч. Не извольте беспокоиться… Табачку не хотите ли?

ТРЕМБИНСКИЙ (берет табак у Егора и нюхает). Вы не поверите, Егор Алексеич, в каких я хлопотах я с утра. Признаюсь вам откровенно, не ожидал я в таком большом имении найти подобные беспорядки! Не по вашей части, разумеется, не по хозяйству — а в доме.

ЕГОР. Та-ак-с.

ТРЕМБИНСКИЙ. Вообразите себе, например, спрашиваю: музыканты имеются? Вы понимаете — надо господ как следует встретить. Говорят мне, имеются. Ну, говорю, подайте их сюда. Что ж вы думаете? Все они, музыканты-то, в разных должностях состоят. Кто огородником, кто сапожником; контрабас за волами ходит. На что это похоже? Инструменты тоже в беспорядке. Насилу кое-как сладил. (Опять нюхает табак.)

ЕГОР. Хлопотливую должность изволили получить-с.

ТРЕМБИНСКИЙ. Да, смею сказать, не даром хлеб свой ем… А что, музыканты стоят у крыльца?

ЕГОР. Как же, у крыльца. Дождик накрапывать стал — так они было в официантскую забрались: инструменты, говорят, подмочит. Да я их, признаться, выгнал. Ну неравно вестовой прозевает — господа вдруг пожалуют. А инструменты можно под полой подержать.

ТРЕМБИНСКИЙ. Совершенно справедливо. Кажется, все теперь в порядке.

ЕГОР. Будьте спокойны, Нарцыс Константиныч. (Взглядывает на Петра.) Ты что тут торчишь? Ступай-ка вон, на свое место, мой любезный, между продчим… (Петр уходит в переднюю. Из коридора выбегает Маша.) Ишь, ишь, ишь, куда, сударыня, спешите?

МАША. Ах, Егор Алексеич, оставьте! Прасковья Ивановна уж и так затормошила совсем. (Бежит в переднюю.)

ЕГОР (глядит ей вслед, потом оборачивается к Трембинскому и подмигивает глазом. Трембинский ухмыляется). А позвольте узнать, Нарцыс Константиныч, который час?

ТРЕМБИНСКИЙ (смотрит на часы). Три четверти одиннадцатого. Того и гляди господа приедут.

Из передней показывается КУЗОВКИН, останавливается, делает кому-то сзади себя за дверью знаки, осторожно входит и пробирается к столу возле окон.

ЕГОР. Пойду сбегаю в контору. Староста, наверно, себе бороды не вычесал, а целоваться небось тоже полезет… (Уходя, сталкивается с Кузовкиным.)

КУЗОВКИН. Здравствуйте, Егор Алексеич!

ЕГОР (не без досады). Эх, Василий Семеныч! Не до вас. (Уходит в переднюю. Кузовкин продолжает пробираться к окну.)

ТРЕМБИНСКИЙ (оглядывается и замечает Кузовкина. Про себя). А, этот! (Кузовкин кланяется Требинскому, Трембинский небрежно кивает головой и говорит ему через плечо.) Ну, что? И вы туда же? Тоже молодых господ встречать собрались?.. а?

КУЗОВКИН. Как же-с.

ТРЕМБИНСКИЙ. Ну что ж, и рады вы? (Не дожидаясь его ответа.) Приоделись?

КУЗОВКИН. Да… то есть

ТРЕМБИНСКИЙ. Хорошо, хорошо… Вы можете тут в уголку посидеть. (Кузовкин кланяется.) Ах, да! Я и забыл! Петр!.. Петр!.. Петрушка!.. Что это? Никого нет в передней?

ИВАНОВ (до половины высовываясь из передней). Что угодно-с?

ТРЕМБИНСКИЙ (не без удивления). Да позвольте… Вы… каким образом…

КУЗОВКИН (Трембинскому). Соседздешний-с… В гости ко мне пришел-с.

ТРЕМБИНСКИЙ (с расстановкою и качая головой). Эх, не время теперь… не место здесь, господа!

ПЕТР выходит из передней мимо самого носа ИВАНОВА. ИВАНОВ прячется.

ТРЕМБИНСКИЙ (Петру). Где ты пропадаешь? Ступай за мной… Я хочу посмотреть — что у тебя там в кабинете… Чай, все не так, как я приказал… Положись-ка на вас!

Оба уходят в гостиную. КУЗОВКИН остается один.

КУЗОВКИН (после некоторого молчания). Ваня… а Ваня!

ИВАНОВ (из передней, не показываясь). Чего?

КУЗОВКИН. Войди, Ваня, ничего, можно.

ИВАНОВ (медленно входит). Я лучше уйду.

КУЗОВКИН. Нет, останься. Что за беда? Ты ко мне пришел. Вот поди сюда. Вот тут сядь-ка. Это вот мой угол.

ИВАНОВ. Пойдем лучше в твою комнату.

КУЗОВКИН. В мою комнату нам теперь идти нельзя. Там теперь белье разбирают… Перин тоже много нанесли. Да здесь чем худо?

ИВАНОВ. Нет, я лучше домой пойду.

КУЗОВКИН. Нет, Ваня, ты останься. Сядь-ка вот тут, ся-ядь. И я сяду. (Кузовкин садится.) Наши вот сейчас приедут. Посмотри на них.

ИВАНОВ. Чего смотреть.

КУЗОВКИН. Как чего смотреть? Ольга-то Петровна в Петербурге замуж вышла. Каков-то у нее муженек? Ну, да и ее мы с тобой давно не видали. Шесть лет с лишком. Сядь.

ИВАНОВ. Да что, Василий Семеныч, право

КУЗОВКИН. Сядь, сядь, говорят. Ты не смотри на то, что новый дворецкий кричит. Бог с ним совсем! Он ведь для этого приставлен.

ИВАНОВ. Ольга-то Петровна, чай, за богатого вышла? (Садится.)

КУЗОВКИН. Не знаю, Ваня, как тебе сказать, а чиновник, говорят, важный. Ну, Ольге Петровне так и следовало. Не век же ей было со своей теткой жить.

ИВАНОВ. А как бы, Василий Семеныч, новый-то барин нас с тобою не выгнал.

КУЗОВКИН. А зачем ему нас выгнать?

ИВАНОВ. То есть я про тебя говорю.

КУЗОВКИН (со вздохом). Знаю, Ваня, знаю. Ты, брат, что ни говори, все-таки помещик. А на меня и платье-то не из целого кроят. Все с чужого плеча. А все-таки новый барин меня не выгонит. Покойный барин — и тот меня не выгнал… А уж на что был сердит.

ИВАНОВ. Да ты, Василий Семеныч, петербургских молодцов не знаешь.

КУЗОВКИН. А что, Иван Кузьмич, разве они… того?

ИВАНОВ. Просто, говорят, беда! Я их тоже не знаю, а слыхал.

КУЗОВКИН (после минутного молчания). Ну, посмотрим. Я на Ольгу Петровну надеюсь. Она не выдаст.

ИВАНОВ. Не выдаст! Да она, чай, и забыла тебя совсем. Ведь она отсюда, после смерти покойной матушки своей, — с теткой-то со своей, — ребенком выехала. Что ей? И четырнадцати лет не было. Ты с ней в куклы игрывал велико дело! Она и не посмотрит на тебя.

КУЗОВКИН. Ну нет, Ваня.

ИВАНОВ. Вот увидишь.

КУЗОВКИН. Ну полно же, Ваня, пожалуйста.

ИВАНОВ. Да вот увидишь, Василий Семеныч.

КУЗОВКИН. Право, Ваня, перестань… сыграем-ка лучше в шашки… А? Как по-твоему? (Иванов молчит.) Что так сидеть-то? Давай-ка, брат, давай. (Берет шашечницу и расставляет шашки.)

ИВАНОВ (тоже расставляя шашки). Нашел время, нечего сказать. Дворецкий позволит тебе, как же!

КУЗОВКИН. А мы разве кому мешаем?

ИВАНОВ. Да господа сейчас приедут.

КУЗОВКИН. Господа приедут — мы бросим. В правой или в левой?

ИВАНОВ. Уж прогонят нас с тобой, Василий Семеныч, вот увидишь. В левой. Тебе начинать.

КУЗОВКИН. Мне… Я, брат, сегодня вот как начинаю.

ИВАНОВ. Вишь, что вздумал. А я вот как.

КУЗОВКИН. А я сюда.

ИВАНОВ. А я сюда.

Вдруг в передней поднимается шум, крики: «Едут! Едут! Нарцыс Коскенкиныч! Едут!..» КУЗОВКИН и ИВАНОВ вскакивают.

КУЗОВКИН (в большом волнении). Едут? Едут?

Из гостиной раздается голос ТРЕМБИНСКОГО: «Что такое? Господа господа едут?» Он вместе с ПЕТРОМ выбегает из гостиной.

ТРЕМБИНСКИЙ (кричит). Музыканты! Музыканты по местам!

Убегает в переднюю; ПЕТР за ним. Из коридора выскакивает МАША.

МАША. Господа едут?

КУЗОВКИН. Едут, едут.

ИВАНОВ с тоской забивается в угол. МАША бежит в коридор с криком «Едут!». Через мгновенье из коридора вырывается ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА, а из передней ТРЕМБИНСКИЙ.

ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА. Едут?

ТРЕМБИНСКИЙ. Девок зовите сюда, девок!

ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА (кричит в коридор). Девки! Девки!

ЕГОР (выбегая из передней). А где ж хлеб-соль, Нарцыс Константиныч?

ТРЕМБИНСКИЙ (кричит во все горло). Петр! Петр! Хлеб-соль! Где хлеб-соль?

Вбегает ПЕТР, у него в руках блюдо с огромным кренделем и солонкой.

ТРЕМБИНСКИЙ (вырывает у Петра блюдо и передает его на руки Егору). Это вам… Ступайте на крыльцо, ступайте.

Выталкивает его вон вместе с ПЕТРОМ и ПРАСКОВЬЕЙ ИВАНОВНОЙ, бежит за ним и кричит в передней: «А люди-то где?.. людей сюда

ГОЛОС ТРЕМБИНСКОГО. Молчать теперь, молчать!

Воцаряется глубокое молчание. КУЗОВКИН, который во все время тревоги находился в большом волнении, но почти не сходил с места, с жадностью прислушивается. Вдруг музыка начинает фальшиво играть: «Гром победы, раздавайся…» Карета подъезжает к крыльцу, раздается говор, музыка умолкает. Слышны лобызанья… Через мгновенье входят ОЛЬГА ПЕТРОВНА, ее муж, у него в одной руке крендель; за ними ТРЕМБИНСКИЙ, ЕГОР с блюдом, ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА и дворня, которая, однако, останавливается в дверях.

ОЛЬГА (с улыбкой мужу). Ну вот, мы дома, наконец, Поль. (Елецкий жмет ей руку.) Как я рада! (Обращается к дворовым.) Благодарствуйте, благодарствуйте! (Указывая на Елецкого.) Вот вам ваш новый господин… Прошу любить и жаловать. (К мужу.) Rendez cela, mon ami. (Елецкий отдает крендель Егору.)

ТРЕМБИНСКИЙ (наклонив всю верхнюю часть тела). Не угодно ли будет что приказатьпокушать… или, может быть, чаю…

ОЛЬГА. Нет, благодарствуйте, после. (К мужу.) Я хочу показать тебе весь наш дом, твой кабинет… Я целых семь лет здесь не была… семь лет!

ЕЛЕЦКИЙ. Покажи.

ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА (принимая с рук Ольги шляпу и мантилью). Матушка вы наша, голубушка…

ОЛЬГА (улыбается ей в ответ и глядит кругом). А постарел наш дом… и комнаты мне меньше кажутся.

ЕЛЕЦКИЙ (голосом ласкового наставника). Это всегда так кажется. Ты отсюда ребенком выехала.

КУЗОВКИН (который все время глаз не спускал с Ольги, подходит к ней). Ольга Петровна, позвольте… (Голос у него прерывается.)

ОЛЬГА (сперва не узнает его). А… ах, Василий… Василий Петрович, как ваше здоровье? Я вас и не узнала сперва.

КУЗОВКИН (целует у ней руку). Позвольте… поздравить

ОЛЬГА (мужу, указывая на Кузовкина). Старый наш приятель, Василий Петрович…

ЕЛЕЦКИЙ (кланяется). Очень рад.

ИВАНОВ издали тоже кланяется, хотя его еще не заметили.

КУЗОВКИН (кланяется Елецкому). С приездом… Мы все… так рады…

ЕЛЕЦКИЙ (кланяется ему еще раз, и вполголоса жене). Кто это?

ОЛЬГА (тоже вполголоса). Бедный дворянин, у нас в доме проживает. (Громко.) Ну, пойдем, я тебе хочу весь дом показать… Я здесь родилась, Поль, я здесь выросла…

ЕЛЕЦКИЙ. Пойдем, с удовольствием… (Обращаясь к Трембинскому.) А вы, пожалуйста, прикажите моему камердинеру… вещи

Скачать:TXTPDF

Нахлебник Тургенев читать, Нахлебник Тургенев читать бесплатно, Нахлебник Тургенев читать онлайн