Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Братья Карамазовы

не перекрестится. Нравственное очищение его начинается уже во время нескольких часов предварительного следствия, на которое и предназначаю эту девятую книгу. Мне, как автору, это очень дорого» (там же, стр. 118).

Книга была выслана в редакцию лишь в середине января. Достоевский объясняет задержку тем, что необходимо было «перечитать все одному бывшему (провинциальному) прокурору, чтоб не случилось какой важной ошибки или абсурда в изложении «Предварительного следствия», хотя я писал его, все время советуясь с этим же прокурором»[78] (там же, стр. 127).

К этому времени окончательно установилась общая структура «Карамазовых».

В начале работы Достоевский предполагал разбить роман на три части, а не на четыре, как оказалось впоследствии. 30 января 1879 года он писал в редакцию: «Всего частей будет три, и каждая часть будет соответственно делиться на книги, а книги — на главы» (там же, стр. 45). Только к концу года этот первоначальный принцип построения романа изменился ввиду чрезмерно разросшейся второй части. Заботясь о строгом равновесии романа, Достоевский решил в ноябре 1879 года разделить его на четыре части с дальнейшим делением каждой из них на три книги, особо озаглавленные, а книг на главы, снабженные также самостоятельными заглавиями. Таким образом, в романе оказалось двенадцать книг, предисловие и эпилог. Достоевский стремился, чтоб в каждой части было «почти по равному числу печатных листов».

21 января 1880 года Достоевский сообщал в Берлин В. Ф. Пуцыковичу: «Вчера отправил последние пять листов моего романа в «Русский вестник» и теперь принимаюсь за последнюю часть романа» (там же, стр. 129). Февраль и март 1880 года ушли на написание десятой книги — «Мальчики», открывающей четвертую часть, видимо, отосланную в редакцию в начале апреля. К маю Достоевский не успел подготовить продолжения и 29 апреля сообщал Любимову: «Через неделю уезжаю с семейством в Старую Руссу и в три месяца кончу весь роман» (там же, стр. 139).

Но сроки в дальнейшем отодвигались. Подготовка «речи о Пушкине», поездка в мае — июне в Москву на открытие памятника Пушкину, срочный ответ Градовскому по поводу «речи» и написание вступления к ней («Дневник писателя», единственный выпуск на 1880 г.) — все это вклинилось в работу над романом, и С июля Достоевский высылает в журнал только три листа (начало одиннадцатой книги «Брат Иван Федорович»). Июль и начало августа уходят на написание трех свиданий со Смердяковым и кошмара Ивана; 10 августа 1880 года окончание книги одиннадцатой отослано в редакцию. Достоевский при этом, сообщает Любимову: «6-ю, 7-ю и 8-ю главы[79] считаю сам удавшимися. Но не знаю, как Вы посмотрите на 9-ю главу[80], глубокоуважаемый Николай Алексеевич. Назовете, может быть, слишком характерною! Но, право, я не хотел оригинальничать. Долгом считаю, однако, Вас уведомить, что я давно уже справлялся с мнением докторов (и не одного)[81]. Они утверждают, что не только подобные кошмары, но и галлюсинации перед «белой горячкой» возможны» (там же, стр. 190).

В августе — сентябре Достоевский пишет последнюю (двенадцатую) книгу романа — «Судебная ошибка»: «Остановил рассказ на перерыве пред «Судебными прениями», — сообщает он в письме от 8 сентября. — Остаются речи прокурора и защитника, — и тут надобно дело сделать по возможности лучше, тем более что и адвокат и прокурор представляют у меня отчасти типы нашего современного суда (хотя и. ни с кого лично не списанные) с их нравственностью, либерализмом и воззрением на свою задачу. Этими двумя речами я теперь и занимаюсь, и они, с «приговором», и закончат двенадцатую, и последнюю часть[82] романа…» (там же, стр. 199).

В октябре 1880 года пишется эпилог — «несколько слов о судьбе лиц и совершенно отдельная сцена: похороны Илюши и надгробная речь Алексея Карамазова мальчикам, в которой отчасти отразится смысл всего романа», — как сообщал Достоевский Любимову еще 29 апреля (т а м ж е, стр. 139).

Наконец, в начале ноября, за три месяца до смерти, Достоевский завершает труд своей жизни.

Последние страницы «Братьев Карамазовых» были отправлены в редакцию 8 ноября 1880 года. Эту дату и следует считать датой окончания всего произведения. «Ну вот и кончен роман! Работал его три года, печатал два — знаменательная для меня минута» (т а м ж е, стр. 212).

Одновременно с работой над окончанием романа шла подготовка его отдельного издания, которое вышло в свет в самом начале декабря (с пометой: 1881 год). Появление последней части в журнале («Русский вестник», 1880, ноябрь) почти совпало с выходом отдельного издания.

Роман с первых же публикаций имел большой успех в читательской среде. Уже в мае 1879 года, когда из двенадцати книг романа были опубликованы только четыре, анонимный критик газеты «Голос» писал: «Записки из Мертвого дома» и «Преступление и наказание» полны наблюдений, которых достаточно, чтоб поставить автора наряду с величайшими знатоками наших пороков и заблуждений; но в «Братьях Карамазовых» он занял едва ли не еще высшую ступень. Сколько я ни читал г. Достоевского до сих пор, нигде эта хирургическая сталь, с помощью которой он проникает в распластанные перед ним «субъекты», не казалась мне так остро отточенною, так щегольски обделанною» («Голос», 1879, № 148, 30 мая).

Сам Достоевский считал «Братьев Карамазовых» новым подъемом своего творчества (письмо А. Г. Достоевской к Н. Н. Страхову от 18/30 июля 1883 года, хранящееся в Библиотеке имени В. И. Ленина). По свидетельству жены писателя, сохранившемуся в ее записных тетрадях, он «особенно ценил в «Карамазовых» Великого инквизитора, смерть Зосимы, сцену Дмитрия и Алеши (рассказ о том, как Катерина Ивановна к нему приходила), суд, две речи, исповедь Зосимы, похороны Илюшечки, беседу с бабами, три беседы Ивана со Смердяковым, Черта» («Записные тетради А. Г. Достоевской», Институт русской литературы АН СССР).

Роман-синтез, призванный объединить заветнейшие замыслы Достоевского, «Братья Карамазовы» вобрали в свой состав обширный ряд его творческих планов. В различных разрезах здесь нашли свое воплощение идеи и темы, возникавшие в сознании писателя почти на всем протяжении его литературного пути. Помимо истории подпоручика Ильинского, невинно осужденного по подозрению в отцеубийстве, здесь нашли частичное отражение замыслы «романа о детях, только о детях и о герое ребенке», «Жития великого грешника», «Русского Кандида», «книги о Иисусе Христе», поэмы «Сороковины», большого эпического полотна «Беспорядок», символизирующего разложение и неурядицу пореформенной России. Все это, частью фрагментарно, а подчас и в полном развитии, получило свое разрешение в «Братьях Карамазовых».

Л. Гроссман

Примечания

1

Предисловие к «Братьям Карамазовым» появилось в январской книжке журнала «Русский вестник» за 1879 г. В январе 1866 г. началось печатание «Преступления и наказания», о котором в сентябре 1865 г. Достоевский писал: «действие современное, в нынешнем году».

2

«Литературное наследство», т. 83 («Неизданный Достоевский»), «Наука», М. 1971, стр. 628

3

Ф. М. Достоевский, Письма, т. И, ГИЗ, М.—Л. 1930, стр. 130.

4

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. худож. произведений, т. XI, ГИЗ, М.—Л. 1929, стр. 78.

5

Достоевский заметил однажды, что «человек есть целое лишь в будущем, а вовсе не исчерпывается весь настоящим» («Литературное наследство», т. 83, стр. 628).

6

Здесь, на каторге, Достоевский столкнулся с мнимым отцеубийцей, жертвой «судебной ошибки», о чем рассказал в гл. VII второй части «Записок из Мертвого дома». Этот эпизод сыграл значительную роль в зарождении в 1874 г. и формировании замысла «Братьев Карамазовых».

7

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. худож. произведений, т. XI! ГИЗ, М.—Л. 1929, стр. 209.

8

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. худож. произведений, т. ХИТ, ГИЗ, М.-Л. 1930, стр. 526.

9

М. Е. Салтыков-Щедрин, Собр. соч. в 20-ти томах, т. 9, «Художественная литература», М. 1970, стр. 412.

10

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. худож. произведений, т. XI, ГИЗ, М.—Л. 1929, стр. 250.

11

Н. С. Кашкин, Речь о задачах общественных наук. — «Дело петрашевцев», т. III, М. — Л. 1951, стр. 157.

12

А. С. Суворин вспоминал, что Достоевский хотел провести своего героя «через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (А. С. Суворин, Дневник, М. — Пг. 1923, стр. 16).

13

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. соч., т. I. Биография, письма и заметки из записной книжки, СПб. 1883, стр. 373 третьей пагинации.

14

Ф. М. Достоевский, Полн. собр. худож. произведений, т. XIII, ГИЗ, М.—Л. 1930, стр. 526.

15

Их следовало бы выдумать (фр.).

16

«Я видел тень кучера, которая тенью щетки чистила тень кареты» (фр.).

17

совершенный рыцарь! (фр.).

18

Рыцарь? (фр.).

19

скорбящей Богоматерью (лат.).

20

владетельный граф фон Моор! (нем.).

21

больше благородства, чем искренности (фр.).

22

больше искренности, чем благородства (фр.).

23

благородство! (фр.).

24

К радости! (нем.).

25

Все это свинство (фр.).

26

тут чувствуется Пирон (фр.).

27

верую (лат.).

28

Мовешки — дурнушки (от франц. mauvais).

29

Вьельфильки — старые девы (от франц. vieille fille).

30

Инфернальница — страстная, демоническая женщина (от лат. infernalis).

31

Это потрясающе (фр.).

32

Я не требую, госпожа, награды (нем.).

33

исповедания веры (фр.).

34

«Соборе Парижской Богоматери» (фр.).

35

«Праведный суд пресвятой и всемилостивой Девы Марии» (фр.).

36

праведный суд (фр.).

37

к вящей славе Господней (лат.).

38

«одно вместо другого», путаница, недоразумение (лат.).

39

Я сказал (лат.).

40

При выносе тела (из келии в церковь и после отпевания из церкви на кладбище) монаха и схимонаха поются стихиры «Кая житейская сладость…». Если же почивший был иеросхимонахом, то поют канон «Помощник и покровитель…».

41

тайно (лат.).

42

Танта — тетка (от франц. tante).

43

Здесь покоится Пирон, который был никем,

Даже не академиком (фр.).

44

довольно, право (фр.).

45

кончено (фр.).

46

непременное условие (лат.).

47

Дело женщины — вязанье (фр.).

48

эта очаровательная особа (фр.).

49

вы понимаете, это дело и ужасная смерть вашего отца (фр.).

50

Фрапировало — поразило (от франц. frapper).

51

Монструозно — чудовищно (от франц. monstrueux).

52

то есть — о мыслях. — Ред.

53

не спорят (лат.).

54

«под пятьдесят» (фр.).

55

Это восхитительно (фр.).

56

это благородно, это прекрасно (фр.).

57

это по-рыцарски (фр.).

58

Я сатана, и ничто человеческое мне не чуждо (лат.).

59

Это ново, не правда ли? (лат.)

60

Какая идея! (фр.)

61

дьявола-то больше не существует (фр.).

62

Я мыслю, следовательно, я существую (фр.).

63

О святая Мария (лат.).

64

Ах, мой отец (фр.).

65

Это доставляет ему такое удовольствие, а мне так мало труда! (фр.)

66

Ах, но это же глупо, наконец! (фр.)

67

Известно ли мсье, какая стоит погода? По такой погоде и собаку на двор не выгоняют… (фр.)

68

Отгадка (фр.).

69

Заметь особо (лат.).

70

Бог отец (нем.).

71

Бог отец. — Бог сын (нем.).

72

Бог сын. — Бог дух святой (нем.).

73

защиты (фр.).

74

Дьявол не существует! (фр.)

75

шедевр, образцовое произведение (фр.).

76

после меня хоть потоп (фр.).

77

призываю живых! (лат.)

78

Этим прокурором был А. А. Штакеншнейдер, брат известной мемуаристки, которому, по свидетельству А. Г. Достоевской, «Федор Михайлович обязан тем, что в «Братьях Карамазовых» все подробности процесса Мити Карамазова были до того точны, что самый злостный критик (а таких было немало) не смог бы найти каких-либо упущений или неточностей» (А. Г. Достоевская, Воспоминания, стр. 354–355).

79

Три свидания Ивана со Смердяковым.

80

«Черт. Кошмар Ивана Федоровича».

81

Из переписки Достоевского видно, что он получил в 1880 г. письмо врача, подтверждавшего верность изображенной в романе галлюцинации и всего психического заболевания Ивана (см. «Биография, письма

Скачать:TXTPDF

Братья Карамазовы Достоевский читать, Братья Карамазовы Достоевский читать бесплатно, Братья Карамазовы Достоевский читать онлайн