Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений Том 14. Дневник писателя 1877

речь и унижать ее автора. Когда читаешь тогдашние рецензии на Пушкинскую речь, то приходишь в негодование от той бесцеремонности и наглости, с которою относились к Федору Михайловичу писавшие, забывая, что в своих статьях они унижают человека, обладающего громадным талантом, работающего на избранном поприще тридцать пять лет и заслужившего уважение и любовь многих десятков тысяч русских читателей» (Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 367–368).

149

Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 368.

150

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Биография. СПб., 1883. С. 300.

151

Из архива Достоевского. Письма русских писателей. М.; Пг., 1923. С. 81.

152

Голос. 1880. 25 июня. № 174. Защищая Достоевского, молодой И. П. Павловбудущий великий ученый-физиолог — писал в сентябре1880 г. невесте С. В. Карчевской: «Что мне все Градовские (А. Д.) и им подобные с их интеллигентным кланом. Народа они сами не видали, с ним не жили душой, видят его только внешность <…> Они говорят, как слепые о цветах, носясь со своими кабинетными теориями. Не то Достоевский. Человек с душой, которой дано вмещать души других <…> не барин и не теоретик, а действительно на равной ноге в тюрьме, как преступник, стоял с народом. Его слово, его ощущения — факт» (Павлов И. П. Письма к невесте. // Москва. 1959. № 10. С. 155).

153

Нов. время. 1880. 25–26 июня. № 1553–1554.

154

См. также: Успенский Г. И. Полн. собр. соч.: в 14 томах. М., Л.,1953. Т. VI. С 422, 424, 427.

155

См. также: там же. С. 427–430.

156

См. об отношении Г. И. Успенского к пушкинской речи также: Туниманов В. А. Достоевский и Глеб Успенский // Ф. М. Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Т. I. С. 30–57.

157

Очевидец (О. А. Боровитинова?). Еще несколько слов о пушкинском празднике // Русское богатство. 1880. № 7. С. 47.

158

Намек на революционные круги, с которыми был связан журнал.

159

Дело. 1880. № 7. С. 116, 118, 120.

160

Рус. мысль. 1880. № 10. Отд. XVII. С. 6.

161

Истор. вестн. 1880. № 10. С. 264.

162

Мысль. 1880. № 6. С. 76–80.

163

1880. 29 июля, 7 и 12 августа. №№ 162, 169, 173.

164

Леонтьев К. Н. Собр. соч.: В 8 томах. М., 1912. Т. VIII. С. 111–118, 176–189, 193–212.

165

Там же. С. 213.

166

О критике Леонтьевым идей Достоевского см. XV, 496–498. Позицию Леонтьева поддержал в письме к нему от 16 авг. 1880 г. консерватор Б. М. Маркевич (см.: Литературное наследство. Т. 86. С. 514). Своеобразным переложением идей Леонтьева была статья Победоносцева «Новое христианство без Христа» (Московский сборник. Изд. 5-е. М., 1901. С. 211–217), где имя Достоевского прямо не названо, но которая, как можно полагать, направлена, как и статья Леонтьева, равно против идей Льва Толстого и Достоевского. Напротив, Н. С. Лесков в статье «Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи. (Религия страха и религия любви)» (Новости и Биржевая газета. 1883. 1 апр. № 1; 3 апр. № 3), резко критикуя выпады Леонтьева против Достоевского, сравнивал Леонтьева с Торквемадой. С критикой обвинения Леонтьева против Достоевского выступил также Вл. С. Соловьев (Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 260–265)

167

См.: Мысль. 1880. № 9. С. 82, 96.

168

Отеч. зап. 1880. № 9. С. 128–140.

169

Вестн. Европы. 1880. № 11. С. 433–439, 448–456.

170

Наброски Достоевского для полемического ответа Кавелину см.:XXVII, 52–58. Отклики русской периодической печати на пушкинскую речь и «Дневник писателя» более подробно отражены в кн.: Замотин И. И. Ф. М. Достоевский в русской критике. Ч. 1. 1846–1881. Варшава, 1913. С. 287–321.

171

О своих планах Достоевский сообщал почти одновременно— 17 июля — Е. А. Штакеншнейдер: «К сентябрю хочу и решил окончить всю последнюю, четвертую часть Карамазовых, так что, воротясь осенью в Петербург, буду, относительно говоря, некоторое время свободен и буду приготовляться к „Дневнику”, который, кажется уже наверно, возобновлю в будущем 1881 году». А 18 июля он писал В. Ф. Пуцыковичу: «„Дневник”, кажется, наверно возобновлю в будущем году».

172

Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1971. С. 370.

173

Неделя. 1881. 1 февраля. № 5.

174

Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 373–374.

175

Литературное наследство. Т. 15. С. 144.

176

Голос. 1880. 4 мая. № 123.

177

Там же. 1880. 15 февраля. № 46.

178

Там же. 1880. 16 февраля. № 47.

179

Там же. 1880. 26 августа. № 285.

180

Отеч. зап. 1880. № 9. С. 142.

181

Там же. 1881. № 1 С. 116.

182

Страна. 1881. 15 января. № 7.

183

Рус. мир. 1880. № 12. С. 32–33.

184

Достоевского потрясла казнь И. О. Млодецкого. А. И. Толстая сообщала в письме от 24 февраля 1880 г. Е. Ф. Юнге: «Сейчас возвратилась от Достоевского — я нашла его чем-то расстроенным, больным, донельзя бледным. На него сильно подействовала (как на зрителя) казнь преступника 20 февраля» (Литературное наследство. Т. 86. С. 496; ср.: Садовников Д. Н. Встречи с И. С. Тургеневым. Пятницы у поэта Я. П. Полонского в 1880 г. // Русское прошлое. Пг., 1923. Вып.3. С. 102–103).

185

Нов. время. 1881. 1 февраля. № 1771.

186

Рус. речь. 1879. № 3. С. 116.

187

Русь. 1880. 15 ноября. № 1.

188

Речь идет о статье «Не архитектуры, а жизни. (По поводу мнений газеты „Русь”)»: Рус. речь. 1880. № 12. С. 93–103.

189

Русь. 1881. 3 января. № 8.

190

Нов. время. 1881. 1 февраля. № 1771. В газете Суворина (там, же.1881. 8 января. № 1747) была помещена и статья «Интеллигенция и темные люди в земстве», возражение новому либеральному органу «Земство». Идеализируя земские соборы XVI в., публицист «Нового времени» много и с пафосом пишет о том, как в давние времена «лучшие люди» из народа управляли землей. В статье слово «господчина» (как народное выражение) применяется к современным земствам. Статья эта, появившаяся в интенсивный период работы Достоевского над «Дневником», привлекла внимание писателя.

191

Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. С. 321–322.

192

Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. С. 81–82.

193

Нов. время. 1881. 1 февраля. № 1771.

194

Письма И. С. Аксакова к Ф. М. Достоевскому. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1972. Т. XXXI. Вып. 4. С. 353–354.

195

Письма И. С. Аксакова к Ф. М. Достоевскому. С. 356–357.

196

Рус. вестн. 1880. № 8. С. 620.

197

Там же.

198

Молва. 1881. 3 января. № 3. Г. К. Градовский значительно позже в очерке «Капитан Копейкин» прославляет гоголевского героя — и именно первой доцензурной редакции. И, видимо, не забыв о сарказмах Достоевского, Градовский с гордостью писал о деятельности Копейкиных-литераторов: «Имеются Копейкины и в литературной среде, где неустанно, днем и ночью, во время мира и во время войны <…> совершается необходимейшая государству и обществу служба, кипит тот умственный труд, помимо которого не может быть ни движения мысли, ни выяснения истины, ни своевременной осведомленности» (Юбилейный сборник Литературного фонда. СПб., 1909. С. 549).

199

Аксаков И. С. Сочинения: В 8 т. М., 1886. Т. 1. С. 305.

200

Там же. С. 306.

201

О статье Данилевского, как появившейся «случайно» в «Русской речи» А. А. Навроцкого, Достоевский пишет 28 марта 1879 г. О. А. Новиковой. Там же он сообщает и об «эффекте», произведенном статьей.

202

Рус. речь. 1879. № 1. С. 212.

203

Там же. 1879. № 2. С. 185–186.

204

Там же. С. 191.

205

Молва. 1881. 18 января. № 18.

206

Нов. время. 1881. 15 января. № 1754.

207

О. К. — О. А. Новикова (Киреева, 1840–1925), автор ряда книг (на английском языке), корреспонденции и статей в «Московских ведомостях» («Вести из Англии»), «Руси», а также в английских газетах. Достоевский состоял с Новиковой в дружеской и литературной переписке, беседовал с этой талантливой публицисткой славянофильского толка. Политические взгляды Новиковой сжато очерчены в статье «Маленький фельетон. Без конституции» (Русь. 1881. 3 января. № 1742). В некрологе «Несколько слов о Карлейле» Новикова почтила и память Достоевского: «Достоевский покинул нас, когда талант его блистал полной силой, когда его неподкупное, бесстрашное слово всего более приносило плодов. Именно теперь Достоевский более всех имел возможность говорить авторитетно молодежи <…> его главная сила заключалась в очевидной неподкупности, в искренности, в неспособности кривить и торговать душою, а молодость только таким людям и верит безоглядно, только за такими и готова следовать: смерть Достоевского в настоящую минуту — глубокое горе для всей России» (Русь.1881. 7 февраля. № 13).

208

Русь. 1881. 24 января. № 11.

209

Молва. 1881. 30 января. № 30.

210

Порядок. 1881. 30 января. № 29.

211

Там же. 1881. 1 февраля. № 31.

212

Страна. 1881. 1 февраля. № 14.

213

Вестн. Европы. 1881. № 3. С. 422–423.

214

Моск. ведомости. 1881. 4 февраля. № 35.

215

Там же. 1881. 1 марта. № 60.

216

Моск. ведомости. 1881. 19 февраля. № 50.

217

Русь. 1881. 7 февраля. № 13.

218

Газета Аксакова из номера в номер на протяжении 1881 г. публиковала письма Достоевского, воспоминания о нем, полемические заметки и статьи «по поводу» Достоевского. Весь этот материал был тщательно подобран и пристрастно прокомментирован. Так, «Русь» (1881. 14 апреля. № 14) опубликовала письмо Достоевского 1878 г. к московским студентам, а затем в передовой статье эксплуатировала его авторитетное мнение: «Это единственно правильное и честное отношение <…> Справедливо увещает молодых людей Достоевский: не слушай тех, кто, ратуя будто бы в их пользу, учит их вместе с тем пренебрегать народом, обзывая его чернью. <…> Никакие корпорации и прочие студенческие привилегии не приведут ни к чему, если студенты сами не проникнутся уважением и любовью к своему народу, не почтут вместе с ним того, что он чтит, и не поймут в то же время, что главная задача их пребывания в университете — это учение и учение, — это приготовление в себе будущих деятелей, достойных русской земли и так нужных, так нужных ей!..» (20 апреля. № 15). Столь же характерны ссылки на последний «Дневник» (и большая цитата из него) в статье К. М. «Прототип нигилиста» (13 июня. № 31) и публикация письма Достоевского к врачу А. Ф. Благонравову (18 июня. № 36).

219

Нов. время. 1881. 1 февраля. № 1771.

220

Голос. 1881. 8 февраля. № 39.

221

Там же. На статьи Модестова появилось пространное возражение Суворина — фельетон «Либерал и утопист». Суворин, частично развивая идеи своего очерка «О покойном», обращает внимание на огромное, принципиальное отличие (превосходство) «утопий» Достоевского от умеренно-либеральных идеалов Модестова: «Достоевский был действительно утопистом, но, не в обиду будь сказано г-ну Модестову, его утопии основывались именно на фактах, на истории, на философском умозрении и на том глубоком проникновении в человеческую душу, без которого факты, история, статистика — слова, слова и слова, иногда звонкие, иногда пошлые. Он был утопистом, он далеко смотрел в даль, он мечтал о безграничной свободе духа, о возможном для человека счастии, о включении всех обиженных и угнетенных в ту маленькую теперь область благосостояния и благополучия,

Скачать:TXTPDF

речь и унижать ее автора. Когда читаешь тогдашние рецензии на Пушкинскую речь, то приходишь в негодование от той бесцеремонности и наглости, с которою относились к Федору Михайловичу писавшие, забывая, что