Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений Том 15. Письма 1834-1881

была belle-sœur Веры Михайловны, то есть жена брата ее мужа. Вера Михайловна, желая счастья Федору Михайловичу, мечтала о том, чтобы он женился на Елене Павловне, когда скончался ее муж, многие годы больной и смерти которого ждали со дня на день. Ф<едор> М<ихайлович>, мечтавший о семейном счастии, склонялся на уговоры сестры, признавая многие достоинства Елены Павловны. Живя летом 1866 г. в Люблине вблизи Москвы, вблизи дачи Ивановых и встречаясь иногда с Еленой Павловной, Ф<едор> М<ихайлович> спросил ее однажды, „пошла ли бы она за него замуж, если б была свободна?”. Она не ответила ничего определенного, и Ф<едор> М<ихайлович> не считал себя с нею связанным никаким обещанием. Тем не менее Ф<едора> М<ихайловича> очень тяготила мысль, что он, может быть, внушил ей надежды, которым не суждено осуществиться. Муж Елены Павловны умер в 1869 г. Сама она до конца своей жизни сохранила как с Ф<едором> М<ихайловичем>, так и со мною и моими детьми самые дружеские отношения» (см.: Д. Письма к жене. С. 313). Ср. письмо 110.

1862

Т. е. сведено на нет (от франц. escamoter — незаметно скрыть, подменить).

1863

Персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1864

Имеется в виду борьба различных общественно-политических группировок, развернувшаяся в период подготовки к Пушкинским торжествам (см.: наст. изд. Т. 14. С. 698–700).

1865

В письме от 5 апреля 1880 г. С. А. Юрьев просил у Достоевского статью о Пушкине для публикации в редактируемом им журнале «Русская мысль» (см.: ЛН. Т. 86. С. 509).

1866

И. С. Аксаков был председателем правления Московского купеческого общества взаимного кредита.

1867

Достоевская просила мужа во время его пребывания в Москве оформить причисление сына Феди к московскому дворянству (см.: ЛН. Т. 86. С. 500).

1868

Ответное письмо Достоевской от 29 мая 1880 г. см.: Д. Переписка с женой. С. 330.

1869

В ресторане гостиницы «Эрмитаж» (на углу Неглинной ул. и Петровского бульвара) неоднократно устраивались чествования виднейших деятелей культуры. Сообщение об обеде в честь Достоевского, который дали 25 марта почитатели писателя, воспользовавшиеся его приездом в Москву, см.: РК. 1880. 26 мая. № 141.

1870

Возможно, автором этой телеграммы был Н. С. Тихонравов, ректор (1877–1883) Московского университета. Упомянутые телеграммы неизвестны.

1871

И. Ф. Золотарев вместе с Достоевским был избран депутатом на Пушкинские торжества в Москве от Петербургского Славянского благотворительного общества (см.: ЛН. Т. 86. С. 500).

1872

Имеется в виду ожесточенная полемика, которую вела либеральная «Русская мысль» В. М. Лаврова и С. А. Юрьева с реакционно-охранительными «Московскими ведомостями» M. H. Каткова.

1873

Статья И. С. Аксакова «Пушкин» была напечатана не в «Русской мысли», а в «Русском архиве» (1880. № 2).

1874

Тургеневская речь по поводу открытия памятника Пушкину была опубликована в «Вестнике Европы» (1880. № 7).

1875

Ответное письмо Достоевской от 30 мая 1880 г. см.: Д. Переписка с женой. С. 330–331.

1876

На Пушкинских торжествах присутствовали все дети А. С. Пушкина: М. А. Гартунг, А. А. Пушкин, Г. А. Пушкин, Н. А. Меренберг.

1877

См. письмо 223, примеч. 5.

1878

В 1880 г. в «Русском вестнике» печатался роман Б. М. Маркевича «Перелом». После очередной публикации в июньском номере следующие главы появились только в сентябрьском.

1879

Позднее, 30 декабря 1880 г., В. М. Лавров писал Достоевскому, благодаря его за присланный экземпляр «Братьев Карамазовых»: «Эта книга с Вашей надписью будет служить мне, во всю мою жизнь, напоминанием о тех немногих отрадных моментах, которые я имел счастие провести в живом общении, как человек с человеком, с тем, кто по своему великому художественному таланту и еще более по своей способности понимать и делать понятными другим сокровеннейшие движения человеческой души казался мне в своих произведениях титаном, которому можно только удивляться, созерцать его величие, пред которым можно только благоговеть как перед творцом, созидающим вновь человека как бы из первобытного хаоса, из пошлости и грязи ненормальных жизненных условий вновь возвращающим ему образ и душу человека, страдающим вместе с ним в его падении и торжествующим вместе с ним победу над эгоистическими, животными стремлениями» (ЛН. Т. 86. С. 524).

1880

В конце 1870 — начале 1880-х гг. Л. Н. Толстой переживал глубокий идейный перелом, приведший его к созданию нравственно-религиозного учения. На переданное ему Тургеневым приглашение принять участие в Пушкинских торжествах Толстой ответил отказом.

1881

См. письмо 222, примеч. 2.

1882

Имеются в виду С. М. Шпилевский — депутат от Казанского университета и М. А. Колосов — депутат от Варшавского университета.

1883

Речь идет об И. И. Румянцеве.

1884

Является ответом на письмо Достоевской от 24 мая 1880 г. (см.: Д. Переписка с женой. С. 318). Ответное письмо Достоевской от 31 мая 1880 г. см.: Там же. С. 334.

1885

Имеется в виду знакомство Достоевского с цесаревной Марией Федоровной — женой наследника престола Александра Александровича (будущего царя Александра III). Цесаревна сначала услышала Достоевского 29 апреля 1880 г. в зале графини А. Ф. Менгден на концерте в пользу больницы Общины Св. Георгия и, по свидетельству К. К. Романова, «осталась в восторге» от прочитанной им гл. III «Верующие бабы» из второй книги «Братьев Карамазовых». Вслед за этим писатель получил приглашение на приватный вечер 8 мая 1880 г. к К. К. Романову, где в присутствии Марии Федоровны читал исповедь старца Зосимы (глава вторая шестой книги «Братьев Карамазовых») и «Мальчика у Христа на елке» и снова произвел на нее сильное впечатление. См. об этом: ЛН. Т. 86. С. 137, 306–308; Волгин И. Последний год Достоевского. М., 1986. С. 204–212; ПСС. T. XXX1. С. 343–344.

1886

В письмах от 29 и 30 мая 1880 г. Достоевская сообщала, что ее мать, А. Н. Сниткина, вернулась в Старую Руссу 28 мая и собирается уехать к сыну Ивану (см.: Д. Переписка с женой. С. 330, 331).

1887

См. письмо 226, примеч. 5.

1888

Речь идет о воспринятой у славянофилов и развитой почвенниками идее самобытного, отличного от западноевропейского пути исторического развития России и ее всемирного назначения.

1889

Имеется в виду давний спор между западниками и славянофилами о народности, «народной правде», путях сближения интеллигенции с народом.

1890

Т. е. С. В. Аверкиева, которую так называли после сыгранной ею роли Доны Анны в любительском спектакле по пушкинскому «Каменному гостю», поставленному в январе — феврале 1880 г. в салоне Е. А. Штакеншнейдер в присутствии Достоевского (см.: Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 354; Микулич В. Встречи с писателями. Л., 1929. С. 144–146; Эйсснер А. Из воспоминаний о Достоевском… // Знамя. 1991. № 11. С. 166–167).

1891

Подразумевается Анат. Л. Пушкин.

1892

Т. е. пятую сцену «Бориса Годунова» — «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

1893

Имеются в виду стихотворения «На смерть Пушкина» Э. И. Губера, «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова и «29 января 1837 г.» Ф. И. Тютчева.

1894

См. письмо 231, примеч. 6.

1895

Ответное письмо Достоевской от 3 июня 1880 г. см.: Д. Переписка с женой. С. 339.

1896

Об отношении Достоевского к П. А. Висковатову см. примеч. 13 к письму 118.

1897

Имеется в виду Л. М. Лопатин, который, по свидетельству другого участника организационных мероприятий во время Пушкинских торжеств, «был пристроен <…> к Достоевскому для бесед с ним и для забот о всем нужном для него» (см.: Сливицкий А. М. Лев Иванович Поливанов по личным моим воспоминаниям и его письмам // Памяти Л. И. Поливанова (к 10-летию по кончине). М., 1909. С. 90). См. также письмо 230.

1898

Речь о Пушкине.

1899

Т. е. партия либералов-западников (см. письмо 228).

1900

Является ответом на письмо Достоевской от 29 мая 1880 г. (см.: Д. Переписка с женой. С. 330).

1901

Достоевская, собиравшая автографы знаменитых людей, просила мужа достать автографы Гоголя. И. С. Аксаков впоследствии прислал Достоевскому автограф письма Гоголя к К. С. Аксакову, датируемого мартом 1841 г. (см.: Известия ОЛЯ. 1972. Т. 31, вып. 4. С. 358).

1902

Возможно, это был Н. Н. Бугаев — профессор-математик, секретарь Московского математического общества, бывший его депутатом на Пушкинских торжествах.

1903

Либеральная группировка была озабочена тем, чтобы не допустить на Пушкинском празднике выступлений в реакционном духе. Разрабатывался, по-видимому, и план действия на тот случай, если такого рода нежелательные выступления (прежде всего M. H. Каткова) состоятся (см., например: Тургенев. Письма. Т. 12, кн. 2. С. 238).

1904

М. К. Иванова.

1905

См. письмо 222, примеч. 2.

1906

Имеется в виду О. Ф. Миллер, уделявший много времени заботам о Е. Н. Миллер — жене его дяди И. П. Миллера, в семье которого он вырос.

1907

Является ответом на письма Достоевской от 30 и 31 мая 1880 г. (см.: Д. Переписка с женой. С. 330–331 и 334).

1908

Речь идет, по-видимому, о собрании вечером 31 мая 1880 г. на квартире управляющего Московской удельной конторой И. И. Маслова, где обычно останавливался И. С. Тургенев во время своих приездов в Москву (см.: Тургенев. Письма. Т. 12, кн. 2. С. 264, 559)

1909

А. Н. Энгельгардт.

1910

См. примеч. 3 к письму 226.

1911

3 июня 1880 г. в № 152 «Московских ведомостей» было опубликовано письмо С. А. Юрьева, вслед за чем сообщалось, что редакция «Русского вестника», в свою очередь, отказывается от пригласительного билета «за ненадобностью».

1912

Опера французского композитора Ж.-М.-В. Массе «Поль и Виргиния» (1876); русское либретто Г. А. Лишина.

1913

Встреча Достоевского с епископами Алексеем (А. Ф. Лавровым-Платоновым) и Николаем (И. Д. Касаткиным) состоялась на Саввином подворье (Тверская ул., д. 26), где жил Алексей и остановился Николай. Приезд в Москву Николая, главы православной миссии в Японии, вызвал немалый интерес: в газетах рассказывалось о его деятельности. Так, В «Новостях», в частности, сообщалось: «Преосвященный Николай, епископ ревельский и начальник японской православной миссии, как известно, находится в настоящее время в Москве. Проживая на Саввинском подворье, он участвует в различных московских духовных торжествах, а также по приглашению служит литургии в различных храмах. За простоту, любезность и обходительность москвичи полюбили его <…>. В домашних беседах преосвященный Николай говорит о положении православной церкви в Японии, и рассказы его настолько увлекательны, что слушатели без утомления внимают им по нескольку часов сряду» (1880. 2 июня. № 144).

1914

По-видимому, ответ на шутливое предупреждение в письме Достоевской от 31 мая: «…прошу тебя не очень кутить, а главное, не заглядываться на хорошеньких барышень…» (Д. Переписка с женой. С. 334).

1915

См. письмо 224, примеч. 6.

1916

Достоевская хотела получить от М. И. Муравьева-Апостола для своей коллекции автографов (см. примеч. 1 к письму 230) письмо H. M. Муравьева.

1917

Является ответом на письмо Достоевской от 1 июня 1880 г. (см.: Д. Переписка с женой. С. 336).

1918

Ф. Г. Соловьевдепутат от Московского совета присяжных поверенных на Пушкинских торжествах.

1919

Имеется в виду «Сказка о медведихе» («Как весенней теплою порою…»).

1920

Т. е. «в опале» (от нем. verbannen — изгонять).

1921

А. С. Суворин неоднократно выступал в «Новом времени» против С. А. Юрьева — редактора «Русской мысли», обвиняя его журнал в эклектическом смешении славянофильских и

Скачать:TXTPDF

была belle-sœur Веры Михайловны, то есть жена брата ее мужа. Вера Михайловна, желая счастья Федору Михайловичу, мечтала о том, чтобы он женился на Елене Павловне, когда скончался ее муж, многие