все в боге).
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ-материалист и пантеист, создатель геометрического метода в философии. Опираясь на механико-математическую методологию, стремился к созданию целостной картины мира. Продолжая традиции пантеизма, сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – причину самой себя.
Гюйо, Жан Мари [Guyau] (1854–1888, Ментона) – французский философ, сторонник утилитаризма; рассматривал духовные явления с точки зрения их биологической полезности. Автор «Эскиза морали без обязательств и санкций» (1884), посвященного человеческой солидарности.
Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузьер, Арденны – 5.3.1893, Париж) – французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой «классической» формы, испытал на себе влияние О. Конта. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика – в отличие от морали – должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом
74
«а так как мир Господь из ничего создал, то я тот самый материал, который послужил для мирозданья». А. К. Толстой «Дон Жуан». Драматическая поэма. (1859–1860)
75
менее обличенных
76
Перечеркнуто: «В эту бурю слиты все вещие чуяния, гадания, заклятия, созерцания, умозрения человеческой единицы о Вечном, о том, что Выше: Величии и Силы большей или просто о Неведомом и Невидимом».
77
«живом алтаре мироздания» – А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды…» <1864?>:
И неподвижно на огненных розах
Живой алтарь мирозданья курится,
В его дыму, как в творческих грезах,
Вся сила дрожит и вся вечность снится».
78
«дым творческих грез» – А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды…» <1864?>
79
«огненные его розы неподвижны» – А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды»: <1864?>
80
Сравните этот абзац с заключительным абзацем статьи «Мистическое чувство в русской лирике»: «В едином Браме, в «живом алтаре мироздания» только «дым творческих грез», в остальном же оно незыблемый покой: жертвенник неподвижен и «огненные розы» несгораемы».
//И. Коневской «Мечты и думы». «Водолей», Томск, 2000, стр. 283.
После абзаца рукой автора написано: «Переход к А. Толстому».
Здесь уместно привести незавершенную статью «Самые общие начала понимания поэзии А.К. Толстого»:
«Его восстановление значения формы и многообразия в противоположность безличному единообразному бытию (Фет) и личной человеческой воли и сознания в противоположность мировому бытию: в единицах проявляющемуся и изволяющему, но и вечно изменяющему их (Тютчев). Сохранение тютчевского совмещения всех движений и образов с вечным присутствием, дополнение разумным разрешением внутренней противоположности этого утверждения, в противоположность Фету, вскрывшему противоположность, но не нашедшему связующего мысленного члена, а лишь разъединившему члены в их же совместности.
Тютчевская поэзия – противоразумно – всепризнающая, всеутвердительная, фетовская – более, но не вполне разумно отрицающая, устраняющая одну половину бытия, Алексей Толстой – наиболее разумно посредствующая между обоими половинами, но ради этой задачи, некоторые части от обеих половин отнимающая, устраняющая.
У Тютчева во всех качествах и количествах, как известных, так и не известных нам, – вечное и вместе с тем каждое, в своем ограниченном образе и виде – невозвратно преходящее».
<…>
81
Ф. И. Тютчев. «Не о былом вздыхают розы…»:
В сей животворный океан.
Приди – струей его эфирной
Омой страдальческую грудь
И жизни божески-всемирной
82
А. А. Фет «Смотри, как на речном просторе…»:
Все вместе – малые, большие,
Все – безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой.
83
«таял в дуновении мировых грез» —
А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды…»:
И этих грез в мировом дуновенье,
Как дым, несусь я и таю невольно;
И в этом прозренье, и в этом забвенье
Легко мне жить и дышать мне не больно.
84
«отблеск солнца мира» – «только сон мимолетный» – А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды…» <1864?>:
И все, что мчится по безднам эфира,
И каждый луч, плотской и бесплотный, —
Твой только отблеск, о солнца мира,
И только сон, только сон мимолетный.
85
А. А. Фет «Смерти» <1884>:
Вот почему я вас без страха ожидаю,
ночь безрассветная и вечная постель;
«бессмертный храм Бога» – А.А.Фет «Смерть» <1878>:
Но если жизнь – базар крикливый Бога,
То только смерть его бессмертный храм.
86
А. А. Фет. «Еще люблю, еще томлюсь…» <10 декабря 1890>
87
А. К. Толстой «Когда природа вся трепещет и сияет…» <1858>
88
«совокупность всех явлений,
всех слияний полнота» —
А. К. Толстой «Дон Жуан». Драматическая поэма:
Нераздельно в нем слита
совокупность всех явлений,
всех слияний полнота…
89
«солнце мира» —
А. А. Фет. Ст. «Измучен жизнью, коварством надежды». <1864>
90
А. А. Фет. «Смерть». <1878>
91
«…и бессознательная сила свое ликует торжество» —
А. А. Фет «Я ждал. Невестою-царицей…» <1860?>.
92
«воли к жизни» —
А. Шопенгауэр. В его основном произведении «Мир как воля и представление» (1819–44) сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни».
93
«только сон, только сон мимолетный» —
А. А. Фет «Измучен жизнью, коварством надежды…» <1864?> См. примечание 84.
94 А. А. Фет «Моего тот безумства желал, кто смежал…» <25 апреля 1887>:
И, сознание счастья на сердце храня,
Стану буйства я жизни живым отголоском.