Скачать:PDFTXT
Брихадараньяка — Упанишада

«Ведь, поистине, ты говорил раньше, что я хорошо обучен!» – «Так, что же, разумный?» – «Царский родич задал мне пять вопросов, и я не знал [ответа] ни на один из них». – «Каковы эти [вопросы]?» – «Вот», – и он повторил их основные положения.

4. Тот сказал: «Ты знаешь меня, дитя, – если я что-либо знал, то все рассказал тебе. Иди же, – мы пойдем туда и станем жить [там] учениками». – «Иди лучше ты». И Гаутама пошел туда, где находился Правахана Джайвали. Тот предложил ему сиденье, приказал принести воду, оказал ему почетный прием и сказал: «Мы предлагаем почтенному Гаутаме [выбрать] дар».

5. Он сказал: «Вот обещанный мне дар: скажи мне ту речь, которую ты произнес перед мальчиком».

6. Тот сказал: «Поистине, Гаутама, это – из божественных даров. Назови [что-нибудь] из человеческих».

7. Он сказал: «Ты хорошо знаешь, что я в изобилии владею золотом, коровами, лошадьми, рабынями, приближенными, одеяниями. Не лишай же меня великого, бесконечного и беспредельного». – «Так, поистине, Гаутама, ищи этого предписанным способом». – «Я приближаюсь к тебе как ученик». А с такой речью древние приближались [к наставнику] как ученики. И так он остался [у Праваханы], сказав, что приближается к нему как ученик.

8. Тот сказал: «Не будь в обиде на нас, Гаутама, так же, как [не были в обиде] и твои отцы. Ведь до сих пор это знание не пребывало ни с одним брахманом. Но я передам тебе его, ибо кто может отказать, когда ты так говоришь?

9. Поистине, тот мир, Гаутама, это [Жертвенный] огонь. Солнце – его топливо. Лучи – дым. День – пламя. Страны света – угли. Промежуточные стороны – искры. На этом огне боги совершают подношение веры. Из этого подношения возникает царь Сома.

10. Поистине, Парджанья, Гаутама, это огонь. Год – его топливо. Облака – дым. Молния – пламя. Перуны – угли. Град – искры. На этом огне боги совершают подношение царя Сомы. Из этого подношения возникает дождь.

11. Поистине, этот мир, Гаутама, это огонь. Земля – его топливо. Огонь – дым. Ночь – пламя. Луна – угли. Звезды – искры. На этом огне боги совершают подношение дождя. Из этого подношения возникает пища.

12. Поистине, человек, Гаутама, это огонь. Открытый рот – его топливо. Дыхание – дым. Речь – пламя. Глаз – угли. Ухо – искры. На этом огне боги совершают подношение пищи. Из этого подношения возникает семя.

13. Поистине, женщина, Гаутама, это огонь. Лоно – его топливо. Волоски – дым. Детородные части – пламя. Введение внутрь – угли. Наслаждение – искры. На этом огне боги совершают подношение семени. Из этого подношения возникает человек. Он живет, сколько живет. Когда же он умирает,

14. То его несут к [погребальному] огню. Его огонь и есть огонь. Топливотопливо. Дым – дым. Пламя – пламя. Угли – угли. Искры – искры. На этом огне боги совершают подношение человека. Из этого подношения возникает человек, покрытый сиянием.

15. Те, которые знают это, и те, которые в лесу чтут веру и истину, идут в пламя, из пламени – в день, из дня – в светлую половину месяца, из светлой половины месяца – в шесть месяцев, когда солнце движется к северу, из этих месяцев – в мир богов, из мира богов – в солнце, из солнца – в молнию. И придя к молнии, [состоящий] из разума, пуруша ведет их в миры Брахмана. В этих мирах Брахмана они живут вдали возвеличенные. Для них больше нет возврата.

16. Те же, которые приобретают миры жертвоприношением, подаянием, подвижничеством, идут в дым, из дыма – в ночь, из ночи – в темную половину месяца, из темной половины месяца – в шесть месяцев, когда солнце движется к югу, из этих месяцев – в мир предков, из мира предков- в луну. Достигнув луны, они становятся пищей. Там боги вкушают их, подобно тому, как [они вкушают] царя Сому, [говоря:] «Возрастай, уменьшайся». Когда это проходит у них, то [люди] попадают сюда в пространство, из пространства – в ветер, из ветра – в дождь, из дождя – в землю. Достигнув земли, они становятся пищей. Снова совершают подношение их на огне человека, и затем они рождаются на огне женщины. Так совершают они круговорот, снова поднимаясь в миры. Те же, которые не знают этих двух путей, становятся насекомыми, птицами и кусающимися тварями.

ТРЕТЬЯ БРАХМАНА

1. Кто желает: «Да достигну я величия», тот в благоприятный день светлой половины месяца, когда солнце движется к северу, исполнив двенадцатидневный обряд упасад, собрав все растения и плоды в сосуд или чашу из удумбары, подметя вокруг [домашнего алтаря], окропив вокруг, разложив огонь, разостлав вокруг [траву], приготовив должным образом очищенное масло и под мужским созвездием смешав напиток, совершает подношение [со словами:]

«О Джатаведас, сколько есть в тебе богов,

Идущих наперекор, которые губят желания человека, –

Им я подношу [их] долю.

Пусть, удовлетворенные, они удовлетворят меня всем желанным. – Благословение!

Тому идущему наперекор [божеству], которое покоится [здесь,

Говоря:] «Я поддерживаю [все]», –

Тебе возлиянием масла

Умилостивленному я приношу жертву. – Благословение

2. «Старейшему – благословение! Наилучшему – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение [маслом] на огне, он льет остаток в смесь.

«Жизненному дыханию – благословение! Превосходнейшему – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Речи – благословение! Твердому основанию – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Глазу – благословение! Достижению – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Уху – благословение! Местопребыванию – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Разуму – благословение! Воспроизведению – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, ом льет остаток в смесь.

«Семени – благословение»! – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

3. «Огню – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Соме – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Земле – благословение!» – [Говоря] так, совершив’ подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Воздушному пространству – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Небу – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Земле, воздушному пространству, небу – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Брахманству – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Кшатре – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Прошедшему – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Будущему – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Вселенной – благословение! – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Всему – благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

«Праджапати- благословение!» – [Говоря] так, совершив подношение на огне, он льет остаток в смесь.

4. Затем он касается этой смеси, [говоря:] «Ты – движущееся, [как дыхание]. Ты – пылающее, [как огонь]. Ты – полное, [как Брахман]. Ты – стойкое, [как небо]. Ты – единственное прибежище [как земля]. Ты – встреченное [возгласом] хин [в начале жертвоприношения], ты – встречаемое [возгласом] хин [в середине жертвоприношения]. Ты – воспетое [в начале жертвоприношения]. Ты – воспеваемое [в середине жертвоприношения]. Ты – возглашенное [в начале жертвоприношения]. Ты – возглашенное в ответ [в середине жертвоприношения]. Ты – сияние во влажном [облаке]. Ты – всепроникающее. Ты – могущественное. Ты – пища, [как Сома]. Ты – свет, [как огонь]. Ты – конец. Ты – всепоглощающее».

5. Затем он поднимает этот [напиток, говоря]: «Ты знаешь все. Мы знаем твое величие. Поистине, он – царь, владыка, повелитель. Пусть он сделает меня царем, владыкой, повелителем».

6. Затем он очищает им рот [говоря]: «Об этом желанном Савитара… Сладостью [веют] ветры для праведного. Сладостью текут реки. Сладостью да будут нам травы. Земле – благословение! О сиянии божественного мы размышляем… Сладостью да будут ночь и день. Сладостью да будет воздух над землей. Сладостью да будет небо, наш отец. Воздушному пространству – благословение! Да пробудит он наши мысли! Сладостью да будет нам дерево. Сладостью да будет солнце. Сладостью да будут нам коровы. Небу – благословение

И он повторяет весь [гимн] савитри и все стихи о сладости, [говоря:] «Да буду я всем этим. Земле, воздушному пространству, небу – благословение!» Очистив рот [всем напитком] до конца, омыв руки, он ложится позади огня лицом к востоку. Утром он чтит солнце, [говоря]: «Ты – единый цветок лотоса среди стран света. Да стану я единым цветком лотоса среди людей!» Затем, идя назад тем же путем, он садится позади огня и произносят [имена учителей в порядке] преемственности.

7. И Уддалака Аруни поведал об этом своему ученику Ваджасанейе Яджнявалкье и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья».

8. И вот Ваджасанея Яджнявалкья поведал об этом своему ученику Мадхуке Пайнгье и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья».

9. И вот Мадхука Пайнгья поведал об этом своему ученику Чуле Бхагавитти и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья».

10. И вот Чула Бхагавитти поведал об этом своему ученику Джанаки Аястхуне и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья».

11. И вот Джанаки Аястхуна поведал об этом своему ученику Сатьякаме Джабаде и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья».

12. И вот Сатьякама Джабала поведал об этом своим ученикам и сказал: «Если окропят этим [напитком] даже засохший ствол, то вырастут ветви и распустятся листья». Пусть не передают этого никому, кроме сына или ученика.

13. Существует четыре [предмета] из удумбары: ложка из удумбары, чаша из удумбары, топливо из удумбары, две мутовки из удумбары.

Существует десять возделываемых злаков: рис и ячмень, сезам и бобы, просо и чумиза, пшеница, чечевица, горох и вика. Размолов их и окропив кислым молоком, медом и маслом, совершают подношение очищенного масла.

ЧЕТВЕРТАЯ БРАХМАНА

1. Поистине, сущность этих существ – земля, [сущность] земли – вода, воды – растения, растений – цветы, цветов – плоды, плодов – человек, человека – семя.

2. И Праджапати

Скачать:PDFTXT

Брихадараньяка - Упанишада Упанишады читать, Брихадараньяка - Упанишада Упанишады читать бесплатно, Брихадараньяка - Упанишада Упанишады читать онлайн