Скачать:PDFTXT
Чхандогья — Упанишада

он достигает постоянных миров, твердо основанный – твердо основанных, неколеблющийся- неколеблющихся. В тех пределах, до которых простирается воля, способен действовать, как желает, тот, кто почитает волю, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем воля?» – «Поистине, есть нечто большее, чем воля». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ПЯТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, мысль – большее, чем воля. Поистине, когда человек мыслит, то он желает, то он разумеет, то он произносит речь, и он произносит ее в имени. В имени становятся едиными священные тексты, в священных текстах – деяния.

2. И поистине, все они имеют средоточие в мысли, сущность в мысли, основание в мысли. Поэтому, если даже много знающий лишен мысли, то о нем говорят: «Он – ничто, хоть и знает много; ведь, поистине, если бы он действительно знал, то не был бы до такой степени лишен мысли». И напротив, если мало знающий наделен мыслью, то его желают слушать. Ибо мысльсредоточие всего этого, мысльсущность, мысльоснование. Почитай мысль!

3. Тот, кто почитает мысль, как Брахмана, достигает мыслимых миров; постоянный, он достигает постоянных миров, твердо основанный – твердо основанных, неколеблющийся – неколеблющихся. В тех пределах, до которых простирается мысль, способен действовать, как желает, тот, кто почитает мысль, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что- либо большее, чем мысль?» – «Поистине, есть нечто большее, чем мысль». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ШЕСТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, созерцание – большее, чем мысль. Земля словно созерцает, воздушное пространство словно созерцает, небо словно созерцает, воды словно созерцают, горы словно созерцают, боги и люди словно созерцают. Поэтому те из людей, которые достигают здесь величия, словно причастны плодам созерцания. Те, что ничтожны, предаются ссорам, клевете и злословию; те же, что возвышенны, словно причастны плодам созерцания. Почитай созерцание!

2. Тот, кто почитает созерцание, как Брахмана, способен действовать, как желает, в тех пределах, до которых простирается созерцание; таков тот, кто почитает созерцание, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем созерцание?» – «Поистине, есть нечто большее, чем созерцание». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

СЕДЬМАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, познание – большее, чем созерцание. Поистине, познанием познают Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану – четвертую веду, итихасу и пураны – пятую, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрологию, науку о змеях и низших божествах; познают небо и землю, ветер и пространство, воды и жар, богов и людей, скотов и птиц, травы, деревья, всех животных, вплоть до червей, крылатых насекомых и муравьев; справедливость и несправедливость, истину и ложь, доброе и недоброе, приятное и неприятное, еду и питье, этот мир и тот мир – все это познается познанием. Почитай познание!

2. Тот, кто почитает познание, как Брахмана, поистине, достигает миров познания и знания. В тех пределах, до которых простирается познание, способен действовать, как желает, тот, кто почитает познание, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем познание?» – «Поистине, есть нечто большее, чем познание». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ВОСЬМАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, сила – большее, чем познание. Даже сотню наделенных познанием приводит в трепет один сильный. Когда человек силен, то он возвышается; возвысившись он общается с мудрецами; общаясь, он приближается к ним как ученик; приблизившись, он становится видящим, становится слышащим, становится мыслящим, становится постигающим, становится делающим, становится познающим. Поистине, силой держится земля, силой – воздушное пространство, силойнебо, силой – горы, силой – боги и люди, силой – скоты и птицы, травы, деревья, все животные, вплоть до червей, крылатых насекомых и муравьев. Силой держится мир. Почитай силу!

2. Тот, кто почитает силу, как Брахмана, способен действовать, как пожелает, в тех пределах, до которых простирается сила; таков тот, кто почитает силу, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем сила?» – «Поистине, есть нечто большее, чем сила». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, пища – большее, чем сила. Поэтому, если кто-нибудь не ест десять дней, то он хоть и живет, но становится невидящим, неслышащим, немыслящим, непостигающим, неделающим, непознающим. Но с приходом пищи он становится видящим, становится слышащим, становится мыслящим, становится постигающим, становится делающим, становится познающим. Почитай пищу!

2. Тот, кто почитает пищу, как Брахмана, достигает миров, наделенных пищей и питьем. В тех пределах, до которых простирается пища, способен действовать, как желает, тот, кто почитает пищу, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем пища?» – «Поистине, есть нечто большее, чем пища». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ДЕСЯТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, вода – большее, чем пища. Поэтому, когда нет хорошего дождя, то живые существа страдают при мысли: «Будет меньше пищи». Когда же бывает хороший дождь, то живые существа радуются при мысли: «Будет много пищи». Ведь вода принимает все эти формы – земли, воздушного пространства, неба, гор, богов, людей, скотов и птиц, трав, деревьев, всех животных, вплоть до червей, крылатых насекомых и муравьев, – вода принимает эти формы. Почитай воду!

2. Тот, кто почитает воду, как Брахмана, достигает всех желаний, становится удовлетворенным. В тех пределах, до которых простирается вода, способен действовать, как желает тот, кто почитает воду, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем вода?» – «Поистине, есть нечто большее, чем вода». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ОДИННАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, жар – большее, чем вода. Поэтому, охватив ветер, он согревает пространство. И говорят: «Жарко, палит зной, – видно, будет дождь». Так жар сначала проявляет себя и затем творит воду. И вместе с молниями, сверкающими сверху и поперек неба раздаются удары грома. Поэтому говорят: «Сверкает молния, гремит гром, – видно, будет дождь». Так жар сначала проявляет себя и затем творит воду. Почитай жар!

2. Кто почитает жар, как Брахмана, поистине, тот, сверкающий, достигает сверкающих миров, блистающих, свободных от тьмы. В тех пределах, до которых простирается жар, способен действовать, как только пожелает, тот, кто почитает жар, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем жар?» – «Поистине, есть нечто большее, чем жар». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, пространство – большее, чем жар. Поистине, в пространстве находятся оба: солнце и луна, молния, звезды, огонь. Через пространство взывают, через пространство слышат, через пространство отвечают, в пространстве радуются, в пространстве не радуются, в пространстве рождаются, к пространству тянутся рожденные. Почитай пространство!

2. Тот, кто почитает пространство, как Брахмана, поистине, достигает пространных миров, сияющих, неограниченных, широко раскинувшихся. В тех пределах, до которых простирается пространство, способен действовать, как пожелает, тот, кто почитает пространство, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем пространство?» – «По истине, есть нечто большее, чем пространство». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ТРИНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, память – большее, чем пространство. Поэтому, даже если бы собрались многие лишенные памяти, то они ничего бы не слышали, не мыслили, не познавали. Если же они помнили бы, то, поистине, слышали бы, мыслили, познавали. Поистине, с помощью памяти распознают сыновей, с помощью памяти распознают скот. Почитай память!

2. Тот, кто почитает память, как Брахмана, способен действовать, как пожелает, в тех пределах, до которых простирается память; таков тот, кто почитает память, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем память?» – «Поистине, есть нечто большее, чем память». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, надежда – большее, чем память; поистине, память, воспламененная надеждой, учит священные тексты, совершает деяния, желает сыновей и скот, желает этот и тот мир. Почитай надежду!

2. Кто почитает надежду, как Брахмана, все желания того исполняются благодаря надежде; молитвы того не бывают напрасными. В тех пределах, до которых простирается надежда, способен действовать, как пожелает, тот, кто почитает надежду, как Брахмана». – «Есть ли, почтенный, что-либо большее, чем надежда?» – «Поистине, есть нечто большее, чем надежда». – «Поведай мне, почтенный, об этом».

ПЯТНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, жизненное дыхание – большее, чем надежда. Поистине, подобно тому, как спицы укреплены в ступице колеса, так и все укреплено в этом жизненном дыхании. Жизнь движется благодаря жизненному дыханию, жизненное дыхание дает жизнь, дает эту жизнь живому. Ведь жизненное дыханиеотец, жизненное дыханиемать, жизненное дыханиебрат, жизненное дыханиесестра, жизненное дыханиенаставник, жизненное дыханиебрахман.

2. Если кто говорит в ответ что-нибудь грубое отцу, или матери, или брату, или сестре, или наставнику, или брахману, то ему говорят: «Позор тебе! Поистине, ты – убийца отца; поистине, ты – убийца матери; поистине, ты – убийца брата; поистине, ты – убийца сестры; поистине, ты – убийца наставника; ты – убийца брахмана».

3. Но когда их покинуло жизненное дыхание, то, пусть даже он сгребет их крюком и сожжет дотла, ему не скажут ни «Ты убийца отца», ни «Ты убийца матери», ни «Ты убийца брата», ни «Ты убийца сестры», ни «Ты убийца наставника» ни «Ты убийца брахмана».

4. Ибо все это – жизненное дыхание. Поистине, видящий так, мыслящий так, понимающий так превосходен в речи. И если ему скажут: «Ты превосходен в речи», то пусть он скажет: «Я превосходен в речи» – и не отрицает.

ШЕСТНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. Но, поистине, тот превосходен в речи, кто превосходен в речи с помощью истины». – «Почтенный, я желаю быть превосходным в речи с помощью истины». – «Но следует стремиться к постижению именно истины». – «Почтенный, я стремлюсь к постижению истины».

СЕМНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, когда познают, то говорят истину. Непознающий не говорит истины, – лишь познающий говорит истину. Но следует стремиться к постижению именно познания». – «Почтенный, я стремлюсь к постижению познания».

ВОСЕМНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, когда мыслят, то познают. Не мысля, не познают, – лишь мысля, познают. Но следует стремиться к постижению именно мысли». – «Почтенный, я стремлюсь к постижению мысли».

ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, когда верят, то мыслят. Не веря, не мыслят, – лишь веря, мыслят. Но следует стремиться к постижению именно веры». – «Почтенный, я стремлюсь к постижению веры».

ДВАДЦАТАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, когда стойки, то верят. Не будучи стойкими, не верят, – лишь будучи стойкими, верят. Но следует стремиться к постижению именно стойкости». – «Почтенный, я стремлюсь к достижению стойкости».

ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА

1. – «Поистине, когда действуют, то стойки. Не действуя, не стойки, – лишь действуя, стойки. Но следует

Скачать:PDFTXT

Чхандогья - Упанишада Упанишады читать, Чхандогья - Упанишада Упанишады читать бесплатно, Чхандогья - Упанишада Упанишады читать онлайн