Я вижу, ты стремишься к знанию, Начикетас, – многочисленные желания не подавили тебя.
Тот, кто знает обоих вместе – и знание, и незнание,
Переправившись через смерть с помощью незнания, достигает бессмертия с помощью знания.
Погруженные в незнание, но считающие себя разумными и учеными.
Блуждают, скитаются дураки, словно слепцы, ведомые слепцом».
10. Поистине, боги и асуры, стремясь постичь Атмана, явились к Брахману. Поклонившись ему, они сказали: «Почтенный! Мы стремимся постичь Атмана – поведай же нам о нем». Тогда хорошенько поразмыслив, он подумал, что, поистине, эти асуры стремятся к иному Атману; и тогда им было сказано иное. И вот эти ослепленные живут полные привязанностей, губя пути к спасению, восхваляя ложное, принимая ложь за истинное, словно в мираже. Итак, что провозглашено в ведах, то – истина; что сказано в ведах, тем живут знающие. Пусть поэтому брахман не размышляет о том, что – не веды. Да будет это его целью!
11. Поистине, сущность пространства внутри сердца – это высший жар. Это сказано трижды – в огне, в солнце, в дыхании. Поистине, сущность пространства внутри сердца – это слог Аум. Благодаря ему этот жар возникает, восходит, выходит с дыханием, поистине, это вечная опора размышления о Брахмане. Здесь в дыхании он являет и распространяет тепло, пребывая в сердце. В дыхании он подобен восхождению дыма, что, поднимаясь по ветвям, следует с дерева на дерево; это подобно распространению соли в воде, подобно теплу масла, подобно распространению мысли размышляющего. Об этом говорят: «Почему он зовется молнией? Потому что, едва будучи произнесен, он освещает все тело». Поэтому следует почитать неизмеримый жар этим звуком Аум.
Тот пуруша глаза, который пребывает в правом глазу, –
Это Индра; его супруга обитает в левом глазу.
Место их соединения – отверстие внутри сердца,
Свет их обоих – красный комок, находящийся здесь.
От сердца ведет утвержденная в этом глазу артерия, этот путь их двух; одна, она раздваивается.
Разум возбуждает огонь тела, тот приводит в движение дыхание,
Дыхание, двигаясь в груди, производит слабый звук.
Возникнув в сердце благодаря соединению с огнем-мутовкой, меньше малого, он удваивается в горле
И – знай! – устраивается на кончике языка; его, вышедшего из уст, зовут алфавитом.
Видящий это не видит смерти, ни болезни, ни страдания;
Видящий это видит все, он всюду достигает всего.
Наделенный глазом, двигающийся во сне, крепко спящий и находящийся за пределами сна –
Таковы четыре разных его состояния; четвертое – высшее среди них.
Одной своей стопой Брахман движется в первых трех и тремя стопами движется в последнем.
Вкушая истинное и ложное,