Скачать:TXTPDF
Упанишады

не просит. «Да не просит он» – вот его заповедь. Так, когда человек, попросив милостыни в деревне и ничего не получив, садится со словами: «Отныне я не стану есть то, что мне дадут», то те, кто раньше отказал ему, призывают его принять милостыню. Таков обычай непросящего, между тем как дающие пишу призывают его, говоря: «Пусть дадим мы тебе».

2. «ДыханиеБрахман» – так, поистине, говорил Пайнгья. Поистине, за речью этого дыхания-Брахмана заключен глаз, за глазом заключено ухо, за ухом заключен разум, за разумом заключено дыхание. Поистине, ему, этому дыханию, несут подношения все эти божества, хоть он об этом и не просит. Поистине, так же и тому, кто знает это, несут подношения все божества, хоть он об этом и не просит. «Да не просит он» – вот его заповедь. Так, когдачеловек попросив милостыни в деревне и ничего не получив, садится со словами: «Отныне я не стану есть то, что мне дадут», то те, кто раньше отказал ему, призывают его принять милостыню. Таков обычай непросящего, между тем как дающие пищу призывают его, говоря: «Пусть дадим мы тебе».

3. Теперь – о добывании высшего богатства. Кто стремится к высшему богатству, тот в ночь полнолуния или в ночь новолуния или в светлую половину месяца при благоприятном сочетании созвездий – в один из этих моментов, – разложив огонь, подметя вокруг домашнего алтаря, разостлав вокруг траву, окропив вокруг, склонив правое колено, совершает подношение маслом из жертвенной ложки, произнося: «Божество по имени речьдобытчик, пусть оно добудет мне это богатство от того, кто владеет им. Благословение ему! Божество по имени дыхание добытчик. Пусть оно добудет мне это богатство от того. Благословение ему! Божество по имени глаздобытчик. Пусть оно добудет мне это богатство от того. Благословение ему! Божество По имени ухо – добытчик. Пусть оно добудет мне это богатство от того. Благословение ему! Божество по имени разумдобытчик. Пусть оно добудет мне это богатство от того. Благословение ему! Божество по имени познаниедобытчик. Пусть оно добудет мне это богатство от того. Благословение ему!» Затем, вдохнув запах курений, умастив члены мазью жертвенного масла, сдерживая речь и идя вперед, пусть он выскажет свое желание или пошлет посланца – поистине, так он получит желаемое.

4. Теперь – о желании, исполняемом божествами. Кто желает быть любимым каким-либо мужчиной, или какой-либо женщиной, или какими-либо мужчинами, или какими-либо женщинами, тот в один из этих моментов таким же образом совершает подношение маслом, произнося; «Я совершаю подношение твоей речи в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего дыхания в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего глаза в самом себе благословение такому-то! Я совершаю подношение твоего уха в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего разума в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего глаза в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего уха в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего разума в самом себеблагословение такому-то! Я совершаю подношение твоего познания в самом себеблагословение такому-то!» Затем, вдохнув запах курений, умастив члены мазью жертвенного масла, сдерживая речь и идя вперед, пусть придет в соприкосновение с тем лицом или же станет со стороны ветра и говорит с ним. Поистине, так он становится любимым, и те думают о нем с любовью.

5. Теперь – о сдерживании себя, согласно Пратардане; «внутренняя агнихотра» – называют это. Поистине, пока человек говорит, то он не может дышатьтогда он совершает подношение дыхания в речи. Поистине, пока человек дышит, то он не может говоритьтогда он совершает подношение речи в дыхании. Эти два бесконечных, бессмертных подношения он совершает постоянно – бодрствуя и во сне. Другие же подношения имеют конец, ибо они состоят из действий. И знающие это мужи, жившие раньше, не совершали подношения обычной агнихотрой.

6. «Уктха – это Брахман», – так, поистине, говорил Шушкабхрингара. Пусть почитают его как рич – поистине, все существа возносят ему хвалу как наилучшему. Пусть почитают его как яджус – поистине, все существа соединяются с ним как с наилучшим. Пусть почитают его как саманпоистине, все существа склоняются перед ним как наилучшим. Пусть почитают его как благополучие, пусть почитают его как славу, пусть почитают его как свет. Подобно тому как эта уктха – благополучнейшая, славнейшая, светлейшая из возглашений, так, поистине, и тот, кто знает это, – благополучнейший, славнейший, светлейший из всех существ. Так адхварью подготовляет этот Атман, причастный жертвоприношению, состоящий из действия. На этом он ткет состоящее из яджусов. На состоящем из яджусов хотар ткет состоящее из ричей. На состоящем из ричей удгатар ткет состоящее из саманов. Таков этот Атман этого тройного знания. Кто знает это, становится Атманом Индры.

7. Теперь – три почитания всепобеждающего Каушитаки. Всепобеждающий Каушитаки обычно поклонялся восходящему солнцу – надев священный шнур, принеся воды, трижды опрыскав сосуд с водой, он произносил: «Ты уносящий – унеси мои грехи». Таким же образом обращался он к солнцу, находящемуся в зените: «Ты уносящий вверх – унеси вверх мои грехи». Таким же образом обращался он к заходящему солнцу: «Ты уносящий с собой – унеси с собой мои грехи». И какой ни совершал он грех, днем или ночью, тот грех солнце уносило с собой. Кто, зная это, почитает таким образом солнце, то, какой грех ни совершит он днем или ночью, солнце уносит тот грех с собой.

8. Далее, каждый месяц в новолуние, пусть он поклоняется таким же образом луне, появляющейся на западе, или те бросит две зеленые травинки, произнеся:

«Мое сердце, прекрасное сверху,

Обитает на небе, в луне.

Я мню себя знающим его.

Да не буду я оплакивать

Несчастье с детьми».

И поистине, его дети не умрут раньше него.

Это – для того, у кого родился сын.

Теперь – для того, – у кого не родился сын.

«Возрастай. Да войдет в тебя…

Да войдут в тебя напитки, да войдут силы…

Луч, которому радуются адитьи…»

Прошептав эти три рича, он произносит: «Не возрастай ценой нашего дыхания, потомства, скота – возрастай ценой дыхания, потомства, скота того, кто ненавидит нас и кого мы ненавидим. Я поворачиваюсь с поворотом Индры, я поворачиваюсь вслед за поворотом солнца», – говоря так, он поворачивается, следуя за своей правой рукой.

9. Далее, в полнолуние пусть он поклоняется таким же образом луне, появляющейся на востоке, произнося: «Ты – царь Сома, мудрый, с пятью ртами, Праджапати. Брахманодин твой рот, этим ртом ты поедаешь царей, этим ртом сделай меня поедателем пищи. Царьодин твой рот, этим ртом ты поедаешь народ, этим ртом сделай меня поедателем пищи. Сокол один твой рот, этим ртом ты поедаешь птиц, этим ртом сделай меня поедателем пищи. Огоньодин твой рот, этим ртом ты поедаешь этот мир, этим ртом сделай меня поедателем пищи. В тебе находится твой пятый рот, этим ртом ты поедаешь все существа, этим ртом сделай меня поедателем пищи. Не убывай ценой нашего дыхания, потомства, скота – убывай ценой дыхания, потомства, скота того, кто ненавидит нас и кого мы ненавидим. Я поворачиваюсь с поворотом богов, я поворачиваюсь вслед за поворотом солнца», – говоря гак, он поворачивается, следуя за своей правой рукой.

10. Далее, ложась с супругой, пусть он коснется ее сердца и произнесет: «О прекрасная сверху, достигшая бессмертия благодаря тому, что обитает в твоем сердце силою Праджапати, – да не испытаешь ты несчастья с детьми». – И поистине, ее дети не умрут раньше ее.

11. Далее, вернувшись после отсутствия, пусть он поцелует голову сына и произнесет:

«Ты возник из каждого моего члена, родился из сердца.

Поистине, сын мой, ты – мое «я», живи же сто осеней, такой-то».

Он дает ему имя, произнося:

«Будь камнем, будь топором, будь неразрушимым золотом,

Поистине, сын мой, ты – жар, живи же сто осеней, такой-то».

Он произносит его имя, затем обнимает его, произнося: «Как Праджапати обнимает творения ради их безопасности, так я обнимаю тебя, такой-то». Затем он шепчет ему в правое ухо: «Даруй ему, Магхават, получающий сок сомы…», «Индра, доставь лучшие богатства», – шепчет он в левое ухо и говорит: «Не пресекай, не колеблись, проживи жизнь в сто осеней. Я целую твою голову, о сын, вместе с твоим именем». Пусть он трижды поцелует его голову и скажет: «Я произношу над тобой звук хим, подобный мычанию коров», – и он трижды произносит над его головой звук хим.

12. Теперь – об умирании богов вокруг дыхания. Поистине, этот Брахман сияет, когда пылает огонь, и он умирает, когда огонь не пылает. Тогда жар его идет в солнце, дыхание – в ветер. Поистине, этот Брахман сияет, когда видно солнце, и он умирает, когда солнца не видно. Тогда жар его идет в луну, дыхание – в ветер. Поистине, этот Брахман сияет, когда видна луна, и он умирает, когда луны не видно. Тогда жар его идет в молнию, дыхание: в ветер, Поистине, этот Брахман сияет, когда вспыхивает молния, и он умирает, когда молния не вспыхивает. Тогда жар его идет в страны света, дыхание – в ветер. Поистине, все эти божества, проникнув в ветер, умерев в ветре, не уничтожаются – они снова поднимаются из него. Это относительно божеств. Теперь относительно тела.

13. Поистине, этот Брахман сияет, когда говорят речью, и он умирает, когда не говорят. Тогда жар его идет в глаз, дыхание – в дыхание. Поистине, этот Брахман сияет, когда видят глазом, и он умирает, когда не видят. Тогда жар его идет в ухо, дыхание – в дыхание. Поистине, этот Брахман сияет, когда слышат ухом, и он умирает, когда не слышат. Тогда жар его идет в разум, дыхание – в дыхание. Поистине, этот Брахман сияет, когда мыслят разумом, и он умирает, когда не мыслят. Тогда жар его идет в дыхание, дыхание – в дыхание. Поистине, все эти божества, проникнув в дыхание, умерев в дыхании, не уничтожаются – они снова поднимаются из него. И поистине, если обе горы – южная и северная надвинулись бы на знающего это, желая его раздавить, то они не смогли бы раздавить его. Те же, которые ненавидят его и которых он сам ненавидит, умирают вокруг него.

14. Теперь – об овладении превосходством. Поистине, эти божества, споря о том, кто из них превосходит остальных, вышли из этого

Скачать:TXTPDF

Упанишады читать, Упанишады читать бесплатно, Упанишады читать онлайн