тела. И оно лежало бездыханное, высохшее, словно полено. Тогда речь проникла в него – оно продолжало лежать, говоря речью. Тогда глаз проник в него – оно продолжало лежать, говоря речью, видя глазом. Тогда ухо проникло в него – оно продолжало лежать, говоря речью, видя глазом, слыша ухом. Тогда разум проник в него – оно продолжало лежать, говоря речью, видя глазом, слыша ухом, мысля разумом. Тогда это дыхание проникло в него, и оно тут же поднялось. И поистине, все эти божества, узнав, что превосходство в дыхании, постигнув, что дыхание – познающий Атман, вместе со всеми этими дыханиями вышли из этого тела и, проникнув в ветер, обретя сущность пространства, идут на небо. Так же и знающий это, узнав, что превосходство в дыхании, постигнув, что дыхание – познающий Атман, вместе со всеми этими дыханиями выходит из этого тела и, проникнув в ветер, обретя природу пространства, идет на небо. Он идет туда, где те боги. Кто знает это, тот, достигнув того места, становится таким же бессмертным, как бессмертны боги.
15. Теперь – как называют это – о передаче заветов от отца к сыну. Готовясь к смерти, отец призывает сына. Устлав дом свежей травой, разложив огонь, поставив рядом кружку воды с сосудом, отец лежит, покрытый новой одеждой. Придя, сын склоняется над ним, соединив свои органы чувств с органами чувств отца, или же пусть отец передает ему заветы в то время, как тот сидит лицом к нему. Тогда он передает ему следующее:
«Да вложу я в тебя свою речь», – говорит отец. «Я принимаю в себя твою речь», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое дыхание», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое дыхание», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свой глаз», – говорит отец. «Я принимаю в себя- твой глаз», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое ухо», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое ухо», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свой вкус в различении пищи», – говорит отец. «Я принимаю в себя твой вкус в различении пищи», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свои действия», – говорит отец. «Я принимаю в себя твои действия», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое удовольствие и неудовольствие», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое удовольствие и неудовольствие», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое блаженство, любовную страсть, способность к произведению потомства», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое блаженство, любовную страсть, способность к произведению потомства», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое движение», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое движение», отвечает сын. «Да вложу я в тебя свой разум», – говорит отец. «Я принимаю в себя твой разум», – отвечает сын. «Да вложу я в тебя свое познание», – говорит отец. «Я принимаю в себя твое познание», – отвечает сын.
Если же отец не способен много говорить, то пусть он скажет коротко: «Да вложу я в тебя свои жизненные силы». – «Я принимаю в себя твои жизненные силы», – отвечает сын. Затем, повернувшись направо, сын выходит; отец произносит ему вослед: «Да пребывает в тебе слава, блеск божественного знания, почет». Затем тот глядит на отца через левое плечо и, закрыв лицо ладонью или краем одежды, говорит: «Да достигнешь ты небесных миров и исполнения желаний». И если отец поправится, то пусть живет под властью сына или же странствует. Если же он умрет, то пусть исполнят над ним обряды, как надлежит исполнить, как надлежит исполнить.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
1. Поистине, Пратардана, сын Диводасы, благодаря битве и мужеству достиг любимой обители Индры. Индра сказал ему: «Пратардана, избери себе дар». Тогда Пратардана сказал: «Сам избери мне то, что считаешь самым полезным для человека». Индра сказал ему: «Поистине, высший не выбирает низшему. Выбирай ты сам». – «Поистине, тогда это не дар для меня», – сказал Пратардана. И вот Индра не отступил тут от правды, ибо Индра и есть правда. Индра сказал ему: «Распознай же меня! То и считаю я самым полезным для человека, чтобы он распознал меня. Я убил трехголового сына Тваштара. Я предал волкам аскетов арунмукхов. Преступив множество договоров, я убил прахладиев, на небе, пауломов – в воздушном пространстве, калаканджей – на земле. И ни один мой волос не был поврежден за это. Поистине, у того, кто знает меня, мир не потерпит вреда ни от какого действия – ни от воровства, ни от умерщвления зародыша, ни от убийства матери, ни от убийства отца. У него, совершившего грех, темный цвет не сходит с лица».
2. И он сказал: «Я – дыхание. Почитай меня как познающего Атмана, жизнь, бессмертие. Жизнь – дыхание, дыхание, поистине, – жизнь. Ибо пока в этом теле пребывает дыхание, до той поры пребывает и жизнь. Ибо, поистине, дыханием достигает человек бессмертия в этом мире и познанием – истинного решения. Тот, кто почитает меня как жизнь, как бессмертие, достигает полного срока жизни в этом мире и бессмертия, неразрушимости – в небесном мире. Некоторые говорят об этом: «Поистине, жизненные силы приходят в состояние единства, ибо иначе никто не смог бы одновременно дать знать об имени речью, об образе – глазом, о звуке – ухом, а мысли – разумом. Поистине, достигнув состояния единства, жизненные силы дают знать обо всем этом друг за другом: вслед за говорящей речью все жизненные силы говорят; вслед за видящим глазом все жизненные силы видят; вслед за слышащим ухом все жизненные силы слышат; вслед за мыслящим разумом все жизненные силы мыслят; вслед за дышащим дыханием все жизненные силы дышат». Так это к есть, – сказал Индра, – но существует и наивысшая среди жизненных сил.
3. Живет лишенный речи, ибо мы видим немых. Живет лишенный глаза, ибо мы видим слепых. Живет лишенный уха, ибо мы видим глухих. Живет лишенный разума, ибо мы видим глупых. Живет лишенный рук, живет лишенный ног, ибо мы видим это. Но, воистину, лишь дыхание – познающий Атман – охватывает это тело и поднимает его. Поэтому следует почитать его как уктху. Это – достижение всего в дыхании. Поистине, дыхание это познание. Поистине, познание – это дыхание. Вот очевидность этого, вот распознавание: когда человек, уснув, не видит никакого сновидения, то он достигает единства в этом дыхании. В него входит речь со всеми именами, входит глаз со всеми образами, входит ухо со всеми звуками, входит разум со всеми мыслями. Когда он пробуждается, то подобно тому, как из пылающего огня разлетаются во все стороны искры, так из этого Атмана разлетаются по своим местам жизненные силы, из жизненных сил боги, из богов – миры. Это дыхание – познающий Атман – охватывает это тело и поднимает его. Поэтому следует почитать его как уктху. Это достижение всего в дыхании. Поистине, дыхание – это познание. Поистине, познание – это дыхание. Вот доказательство этого, вот распознавание. Когда человек больной, близкий к смерти, охваченный бессилием впадает в бесчувствие, то о нем говорят, что его покинул рассудок, он не слышит, не видит, не говорит речью, не мыслит. Затем он и становится единым в этом дыхании. В него входит речь со всеми именами, входит глаз со всеми образами, входит ухо со всеми звуками, входит разум со всеми мыслями. И когда он выходит из этого тела, то выходит вместе со всеми этими жизненными силами.
4. Речь отдает ему все имена, благодаря речи он получает все имена. Обоняние отдает ему все запахи, благодаря обонянию он получает все запахи. Глаз отдает ему все образы, благодаря глазу он получает все образы. Ухо отдает ему все звуки, благодаря уху он получает все звуки. Разум отдает ему все мысли, благодаря разуму он получает все мысли. Это – достижение всего в дыхании. Поистине, дыхание – это познание. Поистине, познание – это дыхание. Ибо оба они вместе обитают в этом теле и вместе выходят из него. Теперь мы разъясним, как все существа становятся одним в этом познании.
5. Речь – одна его извлеченная часть; имя – противопоставленный извне элемент ее существа. Обоняние – одна его извлеченная часть; запах – противопоставленный извне элемент его существа. Глаз – одна его извлеченная часть; образ – противопоставленный извне элемент его существа. Ухо – одна его извлеченная часть; звук – противопоставленный извне элемент его существа. Язык – одна его извлеченная часть; вкус пищи – противопоставленный извне элемент его существа. Руки – одна его извлеченная часть; действие – противопоставленный извне элемент их существа. Тело – одна его извлеченная часть: удовольствие и неудовольствие – противопоставленный извне элемент его существа. Детородный член – одна его извлеченная часть; блаженство, любовная страсть, произведение потомства – противопоставленный извне элемент его существа. Ноги одна его извлеченная часть, движения – противопоставленный извне элемент их существа. Разум – одна его извлеченная часть; мысли, желания противопоставленный извне элемент его существа.
6. Овладев речью с помощью познания, он достигает речью всех имен. Овладев обонянием с помощью познания, он достигает обонянием всех запахов. Овладев глазом с помощью познания, он достигает глазом всех образов. Овладев ухом с помощью познания, он достигает ухом всех звуков. Овладев языком с помощью познания, он достигает языком всех вкусов пищи. Овладев руками с помощью познания, он достигает руками всех действий. Овладев телом с помощью познания, он достигает телом удовольствия и неудовольствия. Овладев детородным членом с помощью познания, он достигает детородным членом блаженства, любовной страсти, произведения потомства. Овладев ногами с помощью познания, он достигает ногами всех движений. Овладев разумом с помощью познания, он достигает разумом всех мыслей.
7. Ибо без познания речь не может дать знать ни о каком имени: «Разум мой был в другом месте, – говорит человек, – я не познал этого имени». Ибо без познания обоняние не может дать знать ни о каком запахе. «Разум мой был в другом месте, – говорит человек, – я не познал этого запаха». Ибо без познания глаз не может дать знать ни о каком образе: «Разум мой был в другом месте, – говорит человек, – я не познал этого образа». Ибо без познания ухо не может дать знать ни о каком звуке: «Разум мой был в другом месте, – говорит