УПАНИШАДА
Первая глава
1. Кем движимый и побуждаемый летит разум? Кем вызванное к жизни возникает первое дыхание? Кем движима эта речь, которую произносят? Какой бог воззвал к жизни глаз и ухо?
2. Оставив то, что является ухом уха, разумом разума, речью речи, дыханием дыхания, глазом глаза, уйдя из этого мира, мудрые становятся бессмертными.
3. Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем, не распознаем, как можно учить этому.
4. Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного – так слышали мы от древних, которые разъяснили нам это.
5. Что невыразимо речью, чем выражается речь – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
6. Что не мыслится разумом, чем, как говорят, мыслим разум – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
7. Что не видно глазом, чем видны глаза – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
8. Что не слышно ухом, чем слышно это ухо – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
9. Что не дышит дыханием, чем дышится дыхание – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди. Вторая глава
1. «Если ты считаешь, что хорошо знаешь Брахмана, то, несомненно, ты лишь немного знаешь образ Брахмана – относится ли это к тебе или к богам. Итак, это должно быть рассмотрено тобой, ибо я считаю это известным».
2. «Я не считаю, что хорошо знаю, и не знаю, что не знаю его. Кто из нас знает его, тот знает его, и он не знает, что не знает».
3. Кем Брахман не понят, тем понят, кем понят, тот не знает его. Кто из нас знает его, тот знает его, и он не знает, что не знавшими.
4. Он понят, когда познан благодаря пробуждению, ибо тем самым человек достигает бессмертия. Благодаря самому себе человек достигает силы, благодаря знанию – бессмертия.
5. Если человек знает его здесь, то это истина, если не знает его здесь – великое разрушение. Размышляя обо всех существах, уйдя из этого мира, мудрые становятся бессмертными. Третья глава
1. Поистине, брахман одержал некогда победу ради богов. Боги возвеличились этой победой Брахмана. Они подумали: «Это – наша победа, это – наше величие».
2. Поистине, он распознал это их поведение и появился перед ними. Они не распознали его и спросили: «Что это за дух?».
3. Они сказали Агни: «О Джатаведас! Распознай, что это за дух». Он ответил: «Хорошо».
4. Агни поспешил к нему. Брахман спросил его: «Кто ты?». – «Поистине, я Агни, – сказал он, – я Джатаведас».
5. Брахман спросил: «Какая сила в тебе?» – «Я могу сжечь все, что есть на земле».
6. Брахман положил перед ним травинку: «Сожги ее». Тот устремился на нее со всей скоростью, но не смог сжечь ее. Тогда он вернулся назад и сказал: «Я не смог распознать, что это за дух».
7. Тогда они сказали Ваю: «О Ваю! Распознай, что это за дух». Он ответил: «Хорошо».
8. Ваю поспешил к нему. Брахман спросил его: «Кто ты?» – «Поистине, я Ваю, – сказал он, – я Матаришван».
9. Брахман спросил: «Какая сила в тебе?» – «Я могу унести все, что есть на земле».
10. Брахман положил перед ним травинку: «Унеси ее». Тот устремился на нее со всей скоростью, но не смог унести ее. Тогда он вернулся назад и сказал: «Я не смог распознать, что это за дух».
11. Тогда они сказали Индре: «О Магхават! Распознай, что это за дух». Он ответил: «Хорошо». Он поспешил к нему, но Брахман скрылся перед ним.
12. И в этом пространстве он Индра встретил женщину великой красоты, Уму, дочь Химавата, и спросил ее: «Кто этот дух?». Четвертая глава
1. Она сказала: «Это – Брахман. Поистине, вы возвеличились победой Брахмана». Так Индра и узнал, что это Брахман.
2. Поистине, поэтому эти боги – Агни, Ваю, Индра – таковы, что они словно превосходят других богов, ибо они ближе всего соприкоснулись с ним, ибо они первыми узнали, что это Брахман.
3. Поистине, поэтому Индра таков, что он словно превосходит других богов, ибо он ближе всего соприкоснулся с ним, ибо он первым узнал, что это Брахман.
4. Вот наставление об этом Брахмане: это то, что сверкает в молнии, что мигает в глазу. Это – относительно божеств.
5. Теперь – относительно тела. Это то, к чему словно движется разум; благодаря ему человек постоянно помнит это, отсюда же – воля.
6. Имя его – «предмет устремлений», его следует почитать как предмет устремлений. Кто знает это, к тому стремятся все существа.
7. «О, поведай упанишаду», – сказал ты, – упанишада изложена. Поистине, мы поведали тебе упанишаду о Брахмане.
8. Подвижничество, самообуздание, действие – его основа: веды – все его члены, действительное – прибежище.
9. Поистине, кто знает это, тот, отбросив зло, утверждается под конец в наивысшем небесном мире, утверждается в нем.
ТАЙТТИРИЯ УПАНИШАДА
РАЗДЕЛ НАСТАВЛЕНИЯ
Первая глава
1. Хари, Ом! Да будет благосклонен к нам Митра, благосклонен Варуна, благосклонен к нам Арьяман, благосклонен к нам Индра, Брихаспати, благосклонен к нам широко шагающий Вишну! Поклонение Брахману! Поклонение тебе, Ваю, ты – зримый Брахман! Я буду говорить о тебе – зримом Брахмане. Я буду говорить должное. Я буду говорить правду.
Да защитит это меня, защитит это говорящего, да защитит меня, да защитит говорящего. Ом! Мир, мир, мир! Вторая глава
1. Мы изложим науку произношения: о звуке, ударении, длительности, усилии, «выравнивании», соединении. Таково учение о произношении. Третья глава
1. Да будет с нами обоими слава, да будет с нами обоими свет божественного знания! Теперь изложим упанишаду о соединении в пяти частях – относительно миров, относительно светочей, относительно знания, относительно потомства, относительно тела. Их называют великими соединениями.
Теперь – относительно миров: земля – предшествующий элемент, небо – последующий элемент, воздушное пространство – соединение, ветер – средство соединения. Это – относительно миров.
2. Теперь – относительно светочей. Огонь – предшествующий элемент, солнце – последующий элемент, вода – соединение, молния – средство соединения. Это – относительно светочей.
3. Теперь – относительно знания. Учитель – предшествующий элемент, ученик – последующий элемент, знание – соединение, наставление – средство соединения. Это – относительно знания.
4. Теперь – относительно потомства. Мать – предшествующий элемент. Отец – последующий элемент, потомство – соединение, зачатие – средство соединения. Это – относительно потомства.
5. Теперь – относительно тела. Нижняя челюсть – предшествующий элемент, верхняя челюсть – последующий элемент, речь – соединение, язык – средство соединения. Это – относительно тела.
6. Таковы великие соединения. Кто знает эти великие соединения, изложенные так, бывает наделен потомством, скотом, светом божественного знания, пищей для питания, небесным миром. Четвертая глава
1. Тот бык песнопений, принимающий все образы, что возник из песнопений, из бессмертия, – Индра – да одарит он меня мудростью. Да стану я, боже, обладателем бессмертия.
Да будет тело мое крепким, язык мой – сладчайшим. Да смогу я слышать ушами многое.
Ты – кладезь Брахмана, покрытый мудростью. Охраняй услышанное мною.
2. Приближаясь, распространяясь, она всегда быстро доставляет мне одежды, коров, еду и питье. Приблизь же ко мне Шри – богатую шерстью, со скотом. Благословение!
Да приблизятся ко мне ученики! Благословение!
Да идут ко мне ученики с разных сторон! Благословение!
Да идут ко мне ученики вперед! Благословение!
Да обуздывают себя ученики! Благословение!
Да вкушают покой ученики! Благословение!
3. Да стану я славен среди людей! Благословение!
Да стану я лучше самых богатых! Благословение!
Да войду я в тебя, владыка! Благословение!
Да войдешь ты в меня, владыка! Благословение!
В тебе, владыка, наделенном тысячью ветвей, я очищаюсь. – Благословение!
Подобно тому как воды текут вниз по склону, как текут месяцы в смене дней, так, о вседержитель, пусть со всех сторон текут ко мне ученики. – Благословение!
Ты – прибежище. Свети мне! Войди в меня! Пятая глава
1. Бхус, бхувас, сувар – поистине, это три возглашения. Махачамасья обучил четвертому среди них: маха. Это Брахман, это Атман, другие божества – его члены. Поистине, бхус – этот мир, бхувас – воздушное пространство, сувар – тот мир, маха – солнце. Поистине, благодаря солнцу, становятся великими все миры.
2. Поистине, бхус – огонь, бхувас – ветер, сувар – солнце, маха – луна. Поистине, благодаря луне, становятся великими все светочи.
3. Поистине, бхус – ричи, бхувас – саманы, сувар – яджусы, маха – Брахман. Поистине, благодаря Брахману становятся великими все веды.
4. Поистине, бхус – дыхание в легких; бхувас – дыхание, идущее вниз; сувар – дыхание, разлитое по телу; маха – пища. Поистине, благодаря пище становятся великими все дыхания.
5. Поистине, их всего четырежды четыре – в каждом из четырех возглашений. Кто знает их, тот знает Брахмана, тому все боги приносят подношения. Шестая глава
1. В этом пространстве внутри сердца пребывает пуруша, состоящий из разума, бессмертный, золотой. То, что, подобно соску, свисает меж двух сторон нёба, это место рождения Индры. Где разделяются корни волос, там раздвигает он половинки черепа и, произнося «бхус», входит в огонь; произнося «бхувас», – в ветер;
2. Произнося «сувар» – в солнце; произнося «маха», – в Брахмана. Он достигает владычества, господства над разумом; становится господином речи, господином зрения, господином слуха, господином распознавания; далее он становится Брахманом, чье тело – пространство, чья сущность – действительное, чье удовольствие – жизненное дыхание, чье блаженство – разум, всецело погруженным в покой, бессмертным. – Так почитай его, о Прачинайогья! Седьмая глава
1. Земля, воздушное пространство, небо, страны света, промежуточные стороны;
Огонь, ветер, солнце, луна, звезды;
Воды, травы, деревья, пространство, Атман. – Это относительно существ.
Теперь – относительно тела.
Дыхание в легких, дыхание, разлитое по телу, дыхание, идущее вниз, дыхание, идущее вверх, общее дыхание;
Зрение, слух, разум, речь, осязание;
Кожа, мясо, жилы, кости, мозг.
Распределив это таким образом, риши сказал: «Поистине, все это пятерично. Благодаря пятеричному достигают пятеричного». Восьмая глава
1. Ом – Брахман. Ом – все это. Ом – это, поистине, согласие. Когда говорят: «О, внимайте», то внимают. Произнося «Ом», поют саманы. Произнося «Ом, Шом», читают шастры. (Произнося) «Ом», адхварью возглашает ответное возглашение. Произнося «Ом», жрец брахман ведет церемонию. Произнося «Ом», жертвователь дает согласие при агнихотре. Произнося «Ом», брахман, собирающийся читать гимны, говорит: «Да достигну я Брахмана», и так он достигает Брахмана. Девятая глава
1. Должное и изучение с обучением.
Правдивость и изучение с обучением.
Подвижничество и изучение с обучением.
Самообуздание и изучение с обучением.
Спокойствие и изучение с обучением.
Уход за жертвенными огнями и изучение с обучением.
Агнихотра и изучение с обучением.
Прием гостей и изучение с