Ваджрасучика — Упанишада.
Самаведа.
группа упанишад – чистая веданта.
1. Я объясню знание Ваджрасучи – разрушение незнания,
Противодействие лишенным знания, украшение тех, чей глаз – знание.
2. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – вот четыре варны. Среди этих варн, согласно речениям вед, брахман – главный; так сказано в смрити. И здесь следует рассуждение: Кто же именно такой брахман? Жизненное ли начало? Тело ли? Порода ли? Знание ли? Деяние ли? Благочестие ли?
3. Первое положение здесь: «Жизненное начало – брахман». Это не так, ибо неизменно жизненное начало в различных телах – прошлых и будущих. В силу действий возникают различные тела, хотя жизненное начало едино и неизменно во всех существах. Поэтому жизненное начало – не брахман.
4. Далее: «Тело – брахман». Это не так, ибо, состоя из пяти элементов, неизменно по своей природе тело у всех людей, вплоть до чандал. И благодаря зрелищу старости, смерти, добродетели, порока и прочих общих людям свойств, а также от отсутствия определенности брахман представляется существом белого цвета, кшатрий – красного цвета, вайшья – желтого цвета, шудра – черного цвета. Ведь люди, начиная с сыновей, сжигают тела отцов и других родичей и причастны к убийству брахмана и прочим грехам. Поэтому тело – не брахман.
5. Далее: «Порода – брахман». Это не так, ибо существует много великих риши разного происхождения, из родов, отличных от людского. Ришьяшринга рожден от газели, Каушика – из травы куша, Джамбука – от шакала, Вальмики – из муравейника, Вьяса – от девушки-рыбачки, Гаутама – из спины зайца, Васиштха – от Урваши, Агастья – из сосуда – так учит священное предание. И среди них занимают высшее положение многие даже лишенные знатного происхождения риши, проявившие свое знание. Поэтому порода – не брахман.
6. Далее: «Знание – брахман». Это не так, ибо существует многих кшатриев и прочих людей – мудрых, постигших высшую истину. Поэтому знание – не брахман.
7. Далее: «Действие – брахман». Это не так, ибо очевидно, что всем существам свойственны действия – начатые, накопленные и предстоящие. Будучи побуждаемы прежними действиями, творят люди свои дела. Поэтому действие – не брахман.
8. Далее: «Благочестие – брахман». Это не так, – ведь существует много кшатриев и прочих людей, отдающих золото. Поэтому благочестие – не брахман.
9. Так кто же именно такой брахман? – Тот, кто непосредственно, словно плод амалаки в собственной ладони, постигнув Атмана – недвойственного; лишенного различий рождения, свойств и действий; свободного от шести волн страдания, шести состояний и всех недостатков; истинного, знающего, блаженного и бесконечного по своей сущности, самого по себе лишенного различий, основу совершенного порядка, пребывающего внутренним правителем всех существ; словно пространство, пронизывающего все изнутри и извне; всецело блаженного по природе, неизмеримого, познаваемого лишь переживанием, проявляющегося непосредственно, – постигнув его благодаря достижению своей цели, свободен от привязанности, страсти и прочих недостатков, наделен спокойствием и прочими достоинствами; свободен от зависти, жажды, надежды, ослепления и прочих состояний; пребывает в мыслях, не затронутых обманом, самосознанием и прочим. Кто обладает названными свойствами, тот, поистине, брахман. Таков смысл шрути, смрити, пуран, итихасы. Нет иного пути к достижению брахманства. Да станет он Брахманом – Атманом, состоящим из бытия, сознания, блаженства, недвойственным; да станет он Брахманом – Атманом, недвойственным! Такова упанишада.