шлик (Schlick) Мориц (1882- убит в 1936) — австрийский философ, физик и логик, профессор в Ростоке, Киле, Вене, в Калифорнийском университете (1931-1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы: «Пространство и время в современной физике» (1917), «Вопросы этики» (1930), «Природа и культура» (1952) и др. В 1938 было издано собрание сочинений Ш. Философская концепция Ш. — «последовательный эмпиризм», к которому он пришел, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критического реализма. Ш. основывается на понятии «чувственно данного» — чувственного переживания познающей личности. Все научное знание, по Ш., — обобщение и уплотнение «чувственно данного». В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нем порядка. Т. наз. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитический характер: они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Согласно Ш., проблема познания сущности бытия бессмысленна (предмет философии — не искание истины, но «исследование значения»); законы природы для него — формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Познание, по Ш., «упорядочение», «сравнение», «сведение» чего-либо одного к чему-то другому. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации (все истинно научное знание должно быть редуцировано к «чувственно данному», «значением выражения является метод его верификации»), занимался специальными проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики. Согласно III., утверждения логики и математики, не сводимые к чувственно данному, являют собой лишь схемы рассуждений, а не реальные знания о мире. В конечном счете, Ш., осознавая неоднозначность возможных интеллектуальных интерпретаций своей позиции, отметил, что возможно лишь «психическое обладает реальностью», физическое же — лишь логическая конструкция, «знак». Аналогичным образом и природные закономерности у Ш. трактуются в качестве синтаксических правил языка науки. «События, насчет которых мы теперь утверждаем, что они были две секунды назад, при дополнительной проверке могут быть объявлены галлюцинацией, или вовсе не происходившими», — писал он. Базисом наук Ш. предлагал считать не предложения констатирующего, «протокольного» типа, а «констатации» («beobachtungssatze») — акты сознания познающей личности в моменты времени, предшествующие окончательной фиксации предложений протокольного характера.