Шри Гаура-ганоддеша-дипика Кави Карнапура.
1
шри-вриндавана-бхуви пура саччидананда-сандро
гаурангабхих садриша-ручибхих шйама-дхама нанарта
ташам шашвад-дридхатара-парирамбха самбхедатах ким
гаурангах сан джайати са навадвипам аламбхаманах
Когда-то темноликий Господь Кришна, чья форма вечна, блаженна и исполнена знания, танцевал со златоликими гопи на земле Вриндавана. Он их настойчиво обнимал и стал поэтому, златоликим, как и они. И теперь Он явился в городе Навадвипе в этом золотом облике. Слава этому Господу Гауранге!
2
намасйамо ‘сйаива прийа-париджанан ватсала-хридах
прабхор адваитадин апи джагад-агхаугха-кшайа-критах
самана-преманах сама-гуна-ганас тулйа-карунах
сварупадйа йе‘ми сараса-мадхурас тан апи нумах
Мы приносим почтительные поклоны Господу Адвайте и остальным дорогим спутникам Господа, исполненным сострадания к падшим душам. Мы приносим свои почтительные поклоны Шриле Сварупе Дамодаре Госвами и другим спутникам Господа. Они точно так же исполнены благоприятных трансцендентных качеств, как и сам Господь. Их так же переполняет сострадание, как и самого Господа. Эти великие преданные наполнены сладостным нектаром сознания Кришны. Они снимают с материального мира тяжкие грехи.
3
гурум нах шринатхабхидхам авани-деванвайа-видхум
нумо бхушо-ратнам бхува ива вибхор асйа дайитам
йада сйад унмилан-нирава-кара-вриндавана-рахах
катхасвадам лабдхва джагати на джанах ко’пи рамате
Мы приносим свои почтительные поклоны Шринатхе Чакраварти, нашему духовному учителю, который очень дорог всемогущей Личности Бога. Наш духовный учитель — словно драгоценный камень, украшающий Землю, он – словно роскошная луна, сияющая в обществе брахманов. Его рассказы о сокровенных играх Господа Кришны во Вриндаване подобны нектару, и только редкие, возвышенные души в этом мире способны понять их и наслаждаться ими.
4
питарам шри-шиванандам сена-вамша-прадипакам
ванде’хам парайа бхактйа паршадагрйам махапрабхох
С великой преданностью я приношу почтительные поклоны своему отцу, Шри Шивананде, сияющему, словно бриллиантовый светильник, в династии Сены, одному из самых выдающихся спутников Господа Махапрабху.
5
йе викхйатах париварах шри-чайтанйа-махапрабхох
нитйанандадваитайош ча тешам апи махийашам
гопаланам ча пурвани намани йани каничит
сва-сва-грантхе сварупадйаир даршитанй ади-сурибхих
вилокйанйани садхунам матхураудра-нивасинам
гаудийанам апи мукхан нишамйа сва-манишайа
вивичйамредитах каишчит каишчит тани ликхамй ахам
намна шри-парамананда-дасах севита-шашанах
Шрила Сварупа Дамодара Госвами и другие великие писатели-вайшнавы посвятили немало слов великим спутникам Господа Чайтаньи Махапрабху, Господа Нитьянанды и Господа Адвайты. Эти писатели объяснили, что спутники Господа Чайтаньи были во время прихода Господа Кришны вриндаванскими пастухами, и рассказали нам, как звали прежде каждого из спутников Господа. Я тщательно изучил все эти работы, слышал я также и доводы преданных из Бенгалии, Ориссы и Матхуры. Собрав все эти свидетельства, я, Парамананда даса, пишу эту книгу, посвященную предыдущим
воплощениям спутников Господа Чайтаньи Махапрабху.
6
йадват пура кришна-чандрах панча-таттватмако’пи сан
йатах пракататам тадват гаурах пракататам ийам
Как явился когда-то в этом мире не отличающийся от Панча-таттвы Господь Кришначандра, так явился в этом мире и Господь Гаура.
7
свабхиннена йатах таттвам панча-таттвам ихочйате
анйатха тад-асамбандхат тат таттвам сйач чатуштайам
Представители Панча-таттвы не отличаются от Господа Чайтаньи Махапрабху. Будь они отличны от Него, их звали бы “чатуштаям таттвам (четыре истины)”.
8
тад-бхиннам йат тад эватра тад абхиннам вибхавйатам
йатах свайеччхайа шактйа кришнас тадришатам гатах
Представители Панча-таттвы отличаются от Господа Кришны, но опять-таки — они не отличаются от Него. Воспользовавшись своей внутренней энергией, Господь сделал так, что представители Панча-таттвы одновременно и отличаются от Него, и не отличаются.
9-10
атах сварупа-чаранаир уктам таттва-нирупане
упадхи-бхедат панчатвам таттвасйеха прадаршйате
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакти-шактикам
Шрила Сварупа Дамодара Госвами описал пятерых представителей Панча-таттвы следующим образом. “Я приношу почтительные поклоны Верховному Господу Кришне, который не отличается от своих ипостасей: преданного, воплощения преданности, проявления преданности, чистого преданного и энергии преданности”.
11
асйартхо вивритас таир йах са санкшипйа виликхйате
бхакта-рупо гаурачандро йато’сау нанда-нанданах
бхакта-сварупо нитйанандо врадже йах шри-халайудхах
бхактаватара ачарйо’дваито йах шри-садашива
бхактакхйах шринивасадйа йатас те бхакта-рупинах
бхакта-шактир двиджагранйах шри-гададхара-пандитах
Сейчас я объясню вкратце значение этих слов. В Панча-таттве бхакта-рупа (облик преданного) — это Господь Гаурачандра, явившийся когда-то как Господь Кришна, сын Нанды Махараджи. Бхакта-сварупа (воплощение преданности) — это Господь Нитьянанда, явившийся раньше во Враджабхуми как Господь Баларама. Бхакта-аватара (проявление преданности) — это Господь Адвайта Ачарья, не отличающийся от Господа Садашивы. Бхактакхья (чистый преданный) — это Шриниваса, а также другие великие преданные. Бхакта-шакти (энергия преданности) — это Гададхара Пандит, величайший из брахманов.
12
шри-вишвамбхарадваита-нитйанандавадхутаках
атра трайах самуннейа виграхах прабхаваш ча те
эко махапрабхур гйейа шри-чайтанйа-дайамбудхих
прабху двау шри-йутау нитйанандадваита-махашайау
госвамино виграхаш ча те двиджаш ча гададхарах
панча-таттватмака эте шринивасаш ча пандитах
Господь Вишвамбхара, Господь Нитьянанда Авадхута и Господь Адвайта — все они воплощения в величайшей степени благородной Личности Бога, и всех Их величают титулом Прабху (господин). Из них Господа Чайтанью, океан милости, величают Махапрабху (великим господином), а таких великих личностей, как Господь Нитьянанда и Господь Адвайта — просто Прабху (господами). Все трое известны также как Госвами (владыки чувств). Титул Гададхары – Двиджа (брахман), а титул Шринивасы — Пандит (ученый). Таковы титулы представителей Панча-таттвы.
йад уктам татра госвами-шри-сварупа-падамбуджаих –
Шрила Сварупа Дамодара Госвами объяснял в связи с этим:
13
трайо’тра виграха гйейах прабхаваш чатра те трайах
эко махапрабхур гйейо двау прабху самматау сатам
Титул “Махапрабху” следует употреблять лишь по отношению к Господу Чайтанье, хотя титул “Прабху” можно употреблять по отношению к Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде и Господу Адвайте. Поэтому, преданные обращаются к Господу Чайтанье как к Махапрабху, а к Господу Нитьянанде и Господу Адвайте — как к Прабху.
14
эшам паршада-варга йе махантах парикиртитах
нитйананда-ганах сарве гопала гопа-вешинах
эшам самбандха-сампаркад упа-гопала-саттамах
Все спутники Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды и Господа Адвайты — очень возвышенные личности. Во время пришествия Господа Кришны все спутники Господа Нитьянанды были мальчиками-пастушками.
15
татра шриман-навадвипе вишвамбхара-самипатах
виласанти сма те гйейа ваишнава хи махаттамах
Самыми возвышенными личностями считаются спутники Господа Чайтаньи в Навадвипе.
16
дакшинади-дишам йане йаих санго махапрабхох
те те маханто мантавйах паре гйейах свайогйатах
За ними следуют спутники Господа в Джаганнатха Пури, а за ними — великие души, с которыми Господь Махапрабху встречался во время своего путешествия по Южной Индии и другим местам.
17
атах сварупа-чаранаир уктам гаура-нирупане
панча-таттвасйа сампаркат йе йе кхйата махаттамах
те те маханто гопалах стханач чхраиштхйади-вачаках
Рассказывая о Господе Гауре, Шрила Сварупа Дамодара Госвами объяснил, что среди благородных спутников Панча-таттвы есть преданные, которые раньше были мальчиками-пастушками, игравшими с Господом Кришной.
18
расагйах шри-вриндаванам ити йам ахур баху-видо
йам этам голокам катипайа-джанах прахур апаре
сита-двипам прахур парам апи пара-вйома джагадур
навадвипах со’йам джайати парамашчарйа магнам йатах
Некоторые ученые преданные говорят, что Навадвипа — это тот же самый Вриндаван. Другие говорят, что в действительности Навадвипа — это духовная планета Голока. Третьи утверждают, что Навадвипа — это планета Шветадвипа, а четвертые — что Навадвипа в действительности — духовное небо Вайкунтхи. Вся слава изумительному великолепию земли Навадвипы.
19
тасмин васам уричакара нри-харир вишвамбхаракхйам дадхат
тач-чешта-васатах самаста-махатам васо’пи татрабхават
таих сакам махати харер анугунакарапи лилабхавад
йатрасидж джагатам мано’пи параманандайа магнам йатах
Взяв имя Вишвамбхары, Верховный Господь поселился в городе Навадвипе. Там вместе со Своими возвышенными спутниками, Он наслаждался разнообразными трансцендентными играми, и благодаря этим играм мысли обитателей вселенной утонули в бесконечном трансцендентном счастье.
20
йах сатйе сита-варнам ададхад асау шри-шукла намабхават
третайам макхам унмукхакхйа учито’бхуд ракта-варнам дадхат
йах шйамо дадхад аса варнакам амум шйамам йуге двапаре
со’йам гаура-видхур вибхати калайан намаватарам калау
Та же самая Верховная Личность Бога, что явилась в Сатья-югу как белоликий Господь Шукла, та же самая Верховная Личность Бога, что явилась в Трета-югу как красноликий Господь Макхамукха, та же самая Верховная Личность Бога, что явилась в Двапара-югу как темноликий Господь Шьямасанудара, явилась в Кали-югу как золотая луна Господа Гауры, поглощенного воспеванием святых имен, в которых воплотился Господь Хари.
21
прадур-бхутах кали-йуге чатварах сампрадайиках
шри-брахма-рудра-санаках падме йатха смритах
атах калау бхавишйанти чатваран сампрадайамах
шри-брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах
В Кали-югу есть четыре сампрадаи вайшнавов. Они известны как “Шри”, “Брахма”, “Рудра” и “Санака”. “Падма-пурана” рассказывает о них следующим образом: “В Кали-югу Землю очистят четыре сампрадаи вайшнавов: “Шри”, “Брахма”, “Рудра” и “Санака”.
татра мадхви сампрадайах праставад атра ликхйате –
Я начну эту книгу с описания последовательности учеников, берущей начало от Шрипады Мадхвачарьи.
22
паравйомешварасйасич чхишйо брахма джагат-патих
тасйа шишйо нарадо’бхуд вйасас тасуапа шишйатам
шуко вйасасйа шишйатвам прапто гйанавародхатат
тасйа шишйах прашишйаш ча бахаво бху-тале стхитах
вйасал лабдха-кришна-дикшо мадхвачарйо маха-йашах
чакре ведан вибхаджйасау самхитам шата-душаним
ниргунад брахмано йатра са-гунасйа парискрийа
тасйа шишйо’бхавад падманабхачарйо махашайах
тасйа шишйо нарахариш тач-чхишйо мадхава-двиджах
акшобхйаш тасйа шишйо’бхут тач-чхишйо джайатиртхаках
тасйа шишйо гйанасиндхуш тасйа шишйо маханидхих
видйанидхиш тасйа шишйо раджендраш тасйа севаках
джайадхарма-мануш тасйа шишйо йад-гана-мадхйатах
шримад-вишнупури йаш ту бхакти-ратнавали-критих
джайадхармасйа шишйо’бхуд брахманах пурушоттамах
вйаса-тиртхаш тасйа шишйо йаш чакре вишну-самхитам
шриман лакшмипатиш тасйа шишйо бхакти-расашрайах
тасйа шишйо мадхавендро йад дхармо’йам правартитах
калпа-врикшасйаватаро враджа-дхамани тиштхитах
прита-прейо ватсалотоджджвалакхйа пхала-дхаринах
Господь Брахма, творец вселенной, стал учеником Верховной Личности Бога,
Господа Нараяны. Нарада был учеником Брахмы. Вьяса был учеником Нарады. Затем Вьяса передал науку о трансцендентном своему ученику Шукадеве, который преподал
ее в этом мире многим своим ученикам и ученикам своих учеников. Знаменитый Мадхвачарья получил посвящение лично от Вьясы. Мадхвачарья внимательно изучил под руководством Вьясы все Веды и написал потом книгу “Майявада-шата-душани”, где доказал, что Абсолютная Истина — это Верховная Личность, исполненная всех трансцендентных качеств, а не лишенный качеств безличный Брахман. Могучий Падманабха Ачарья был учеником Мадхвачарьи. Нарахари был учеником Падманабх Ачарьи. Мадхава Двиджа был учеником Нарахари. Акшобхья был учеником Мадхава Двиджи. Джаятиртха был учеником Акшобхьи. Гьянасиндху был учеником Джаятиртхи. Маханидхи был учеником Гьянасиндху. Видьянидхи был учеником Маханидхи. Раджендра был учеником Видьянидхи. Джаядхарма Муни был учеником Раджендры. Среди учеников Джаядхармы Муни был Шриман Вишну Пури, знаменитый писатель, автор “ Бхакти-ратнавали”. Другим учеником Джаядхармы был брахман Пурушоттама. Вьяса Тиртха, написавший знаменитую книгу “ Шри Вишну-самхита”, был учеником Пурушоттаммы. Шриман Лакшмипати, подобный великому озеру нектара преданного служения, был учеником Вьяса Тиртхи. Мадхавендра Пури, великий проповедник преданного служения, был учеником Лакшмипати. Мадхавендра
Пури был в обители Враджи воплощением дерева калпа-врикша. На этом дереве зреют сочные плоды: служение Господу Кришне, дружба с Господом Кришной, родительская любовь к Господу Кришне и супружеская любовь к Господу Кришне.
23
тасйа шишйо’бхавач чхриман ишваракхйа-пури-йатих
калайамаса шрингарам йах шрингара-пхалатмаках
Шриман Ишвара Пури Госвами был учеником Мадхавендры Пури. Ишвара Пури бережно вкусил от плода супружеской любви к Господу Кришне и мог передать этот плод другим.
24
адваитах калайамаса дасйа-сакхйе пхале убхе
шриман рангапури хй еша ватсалйе йах самашритах
Шри Адвайта Ачарья проявил чувства слуги Господа и дружеские чувства к Господу, а Шриман Ранга Пури выразил родительские чувства по отношению к Господу Кришне.
25
ишваракхйа-пурим гаура урарикритйа гаураве
джагад аплавайамаса пракритапракритатмакам
Господь Гаура принял в качестве своего духовного учителя Шримана Ишвару Пури. Господь начал затапливать весь мир спонтанной любовью к Кришне.
26
свикритйа радхика-бхава-канти пурва судушкаре
антар-бахи расамбодхих шри-нанда-нандано’пи сан
Господь Гаура взял у Шримати Радхарани Её золотой облик и экстатическую любовь к Господу Кришне – ни то, ни другое было в этом мире доселе не видано. На самом
деле, Господь Чайтанья был Господом Кришной, сыном Махараджи Нанды. Он явился, словно огромный океан нектара, заливающий весь мир.
27
адйа вйухо’пи чаитанйам авишад йах пуре пура
вичукшобха манас тасйа дриштва гандхарва-нартанам
Увидев в Дварака Пури танцующих гандхарвов, Господь Васудева, первый представитель Чатур-вьюхи, загорелся желанием танцевать, как они. Чтобы это желание осуществить, Господь Васудева вошел в трансцендентное тело Господа Чайтаньи, дабы поучаствовать в экстатическом танце Господа.
28
дварака-стхо’пи бхагаван авишат шри-шачи-сутам
нанаватарах сутарам эка-кала прабхаватах