вошел в тело Господа Шри Шачи-суты, и также в Его тело вошли различные другие воплощения Верховного Господа, и все Они находились там одновременно.
29
йатха шйамо’висат кришнам бхагавантам пура свайам
Как Господь Шьяма — черное воплощение — вошел когда-то в трансцендентное тело Господа Кришны, Верховной Личности Бога, так и все эти воплощения вошли в тело Господа Гауры.
30
йога-майа-балад эте тиштханто’нйатра йадйапи
татхапи правишан гауре’чинтйа-лакшана-лакшитах
Хотя различные воплощения Господа, в каждом из которых проявились невероятные трансцендентные качества, находились в различных местах духовного и материального миров, тем не менее, по воле йогамайи, — энергии Господа – все Они собрались вместе в трансцендентном теле Господа Гауры.
31
йатхоктам вйаса-чаранаих прабхаса-кханда-мадхйатах
ачинтйа кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
Для обусловленной души с ее ограниченными мыслительными способностями деяния йога-майи непостижимы. Следующие слова из Прабхаса-кханды “ Махабхараты” Шрилы Вьясадевы подтверждают это: “Непостижимы деяния Личности Бога. С помощью обычной материалистической логики их не возможно понять”.
32
рагхунатхам правишйапи йатха тиштхати бхаргаван
эвам шри-нарада-мукхаш тиштхантй анйешу дхамасу
татхаива прабхуна сардхам дивйанти шрути-дехават
Различные воплощения вошли в трансцендентное тело Господа Гауры точно так же, как когда-то в тело Господа Рамачандры вошел Господь Парашурама. Нарада и другие вечные преданные Господа тоже последовали за Ним в этот мир, чтобы принять участие в Его играх, происходивших в различных местах, и то же само сделали олицетворенные
Веды.
33
тат-тад-бхаванусарена врадже тешам абхуд гатих
кинту йад йад бхакта-гана йад-йад-бхава-виласинах
Различные вечные преданные Господа играли различные роли в играх Господа во Врадже, каждый в соответствии со своими личными экстатическими любовными чувствами к Господу Кришне.
гаура-чандродайе’дваитам прати гаура-вачо йатха –
Когда луна Господа Гауры вот-вот должна была взойти над материальным миром, Господь сказал Адвайте Ачарье:
34
дасйе кечана кечана пранайинах сакхйаика эвобхайе
радха-мадхава-наиштхиках катипайе шри-дваракадхишитух
сакхйадав убхайатра кечана паре йе ваватарантаре
майй абаддха-хридо’кхилан витанаваи вриндаванасангинах
“Одни преданные привязаны ко Мне как слуги, другие — как друзья, третьи чувствуют ко Мне смешанную привязанность слуги и друга. Некоторые обладают непоколебимой верой и любят такие Мои формы, как Шри Шри Радха-Мадхава, некоторые привязаны ко Мне в облике царя Двараки. Некоторые привязаны к Моим различным воплощениям и по-разному, таким образом, выражают свою любовь ко Мне. Теперь Я покажу им, что значит любить Меня так, как любили Меня жители Враджи”.
(Чайтанйа-чандродайа-натака 10.73)
35
парджанйо нама гопала асит кришна-питамахах
упендра-мишрах сан джатах шри-хатте сапта-путраван
Пастух по имени Парджанья — дед Кришны во Вриндаване по отцу — родился во время игр Господа Чайтаньи в городе Шри Хатте. Парджанья взял имя Упендра Мишра и стал отцом семерых сыновей.
36
маха-манйабхидха гопи врадже йасид варийаси
кришна-питамахи саива намнатра камалавати
Гопи по имени Варияси-деви, во Врадже — бабушка Кришны по отцу, явилась во время пришествия Господа Гауры как Камалавати-деви.
37
пура йашода-враджараджа-нандау
вриндаване према-расакарау йау
шачи-джаганнатха-пурандарабхидхау
бабхуватуш тау на ча самшайо’тра
Шримати Яшода-деви и царь Враджи, Нанда, которые во время развлечений Господа во Вриндаване были как два гигантских океана нектара любви к Кришне, явились во время игр Господа Чайтаньи как Шримати Шачидеви и Шриман Джаганнатха Пурандара. В этом нет никаких сомнений.
38-39
аму авишатам эва девавадити-кашйапау
шри-каушалйа-дашаратхау татха шри-пришни-тат-пати
деваки васудевау йау питарау рама-кришнайох
тав апй аму авишатам ити джалпанти кечана
анйатха рама-муртех шри-вишварупасйа нодбхавах
Некоторые преданные говорят, что два полубога — Адити и Кашьяпа, которые воплощались как Каушалья и Дашаратха, Пришни и Сутапа, а также как Деваки и Васудева, родители Баларамы и Кришны — также вошли в тела Шачи-деви и Джаганнатхи. Эти преданные говорят, что в противном случае Баларама не мог родиться их сыном Вишварупой.
40
рохини васудевау йау питарау рама-кришнайох
падмавати-мукундау тау сантау джатау двиджоттамау
шри-сумитра-дашаратхау тав апй авишатам аму
Рохини и Васудева, родители Баларамы и Кришны, явились во время пришествия Господа Чайтаньи как благородная чета брахманов — Падмавати и Мукунда. Также в телах Падмавати и Мукунды находились Сумитра и Дашаратха.
41
паурнамаси врадже йасид говиндананда-карини
ачарйах шрила-говиндо гита-падйади-караках
Та же самая Паурнамаси, что во Врадже доставила Господу Говинде столь огромное удовольствие, явилась в играх Господа Гауры как Шрила Говинда Ачарья, искусный поэт, слагавший песни и стихи.
42
намнамбика врадже дхатри станйа-датри стхита пура
саивейам малини намни намни шриваса-грихини мата
Амбика, нянечка, кормившая во Врадже младенца Кришну своим грудным молоком, явилась во время игр Господа Гауры как Малини-деви, супруга Шривасы Пандита.
43
амбикайах сваса йасин намна шрила-килимбика
кришноччхиштам прабхунджана сейам нарайани мата
Киламбика-деви — во Врадже сестра Амбики, обычно доедавшая то, что оставалось после Господа Кришны — явилась во время игр Господа Гауры как Нараяни-деви.
44
пурасидж джанако раджа митхиладхипатир махан
адхуна валлабхачарйо бхишмако’пи ча самматах
Та же личность, что была Махараджей Джанакой, царем Митхилы, явилась во время игр Господа Гауры как Валлабхачарья. Некоторые не разделяют эту точку зрения и считают, что Валлабхачарья был воплощением Махарджи Бхишмаки.
45
шри-джанаки рукмини ча лакшми намни ча тат-сута
чайтанйа-чарите вйакта лакшми-намни ча са йатха
Та же личность, что являлась раньше как Джанаки-деви и Рукмини-деви, родилась во время игр ГосподаЧайтаньи как Шримати Лакшмиприя, дочь Валлабхачарьи.
46
са валлабхачарйа-сута чаланти
снатум сакхибхих сура-диргхикайам
лакшмир аненаива критаватара
прабхор йайау лочана-вартма татра
Дочь Валлабхачарьи, Шримати Лакшмиприя, была воплощением Шримати Лакшми-деви, богини удачи. Как-то раз она пошла с подружками на Гангу купаться и попалась на глаза Господу Гауре. Так Господь впервые увидел Лакшми-прию.
47
шри-санатана-мишро’йам пура сатраджито нрипах
вишнуприйа джаган-мата йат-канйа бху-сварупини
Та же личность, что явилась когда-то как царь Сатраджит, родилась в играх Господа Гауры как Санатана Мишра. Дочерью Санатаны Мишры была Вишнуприя — воплощение Бху-шакти Господа, мать всей вселенной.
48
укта прасангат калина шри-чаитанйа-видхудайе
бхуво’мша-рупам парамам ча вишнуприйам видитва паринийа кантам
В “ Шри Чайтанья-чандродая-натаке” описано, что Шримати Вишнуприя — это воплощение Бху-деви. Кали говорит: “Понимая, что Шримати Вишнуприя — это воплощение Бху-деви, Господь Гаура взял ее в жены”.
49
вишвамитро’пи гхатаках шри-рамодваха-кармани
рукминйа прешито випро йаш ча кешавам прати
таварам ванамали йат карманачарйатам гатах
Та же личность, что явилась как Вишвамитра Муни, устроивший свадьбу Господа Рамачандры, позже явившийся брахманом, передавшим послание Господу Кешаве от Шримати Рукмини-деви, также явился в играх Господа Гауры как прославившийся своей ученостью астролог Ванамали Ачарья.
50
йаш ча сатраджита випрах прахито мадхавам прати
сатйодвахайа кулаках шри-кашинатха эва сах
Брахман по имени Кулака, которого Махараджа Сатраджит послал к Господу Мадхаве, чтобы устроить свадьбу Господа с Сатьябхамой, явился в играх Господа Гауры как Шри Кашинатха.
51
кенавантарабхедена бхедам курванти сатватах
сатйабхама пракашо’пи джагадананда-пандитах
Личность, явившаяся в играх Господа Гауры как Джагадананда Пандит, была на самом деле воплощением Шримати Сатьябхамы-деви. Разве найдется преданный, который скажет иначе?
52
матхурайам йагйа-сутрам пура кришнайа йо муних
дадау сандипаних со’бхуд адйа кешава-бхарати
Личность, явившаяся как Сандипани Муни — мудрец, давший Господу Кришне в Матхуре священный шнур — явилась в играх Господа Гауры как Кешава Бхарати.
53
пурасид рагхунатхасйа йо васиштха мунир гурух
са пракаша-вишешена гангадаса-сударшанау
Та же личность, что приходила когда-то как Васиштха Муни, духовный учитель Господа Рамачандры, в играх Господа Гауры явилась как Гангадаса и Сударшана.
54
вришабханутайа кхйатах пура йо враджа-мандале
адхуна пундарикакшо видйанидхи-махашайах
Та же личность, которую знали когда-то в округе Враджи как Махараджу Вришабхану, явилась в играх Господа Гауры как великий Пундарика Видьянидхи.
55
свакийа бхавам асадйа радха вираха катарах
чаитанйах пундарикахвайе татавадат свайам
Когда Господа Чайтанью поглощала боль невыносимой любви Шримати Радхарани в разлуке с Кришной, Он обращался обычно к Пундарике Видьянидхи, называя его словом “отец”.
56-57
преманидхитайа кхйатим гауро йасмаи дадау сукхи
мадхавендрасйа шишйатват гауравам ча садакарот
тат-пракаша-вишешо’пи мишрах шри-мадхаво матах
ратнавати ту тат-патни киртида киртита будхаих
Общество Пундарики Видьянидхи доставляло Господу Гауре огромное удовольствие, и Господь называл его Преманидхи. Поскольку Пундарика Видьянидхи был учеником лично Мадхавендры Пури, Господь относился к нему с огромным уважением, как если бы он был непосредственно духовным учителем Господа. Также Махараджа Вришабхану явился как Шри Мадхава Мишра (отец Гададхара Пандита). Ученые преданные считают, что Ратнавати-деви, супруга Пундарики Видьянидхи, — это воплощение Киртиды-деви, супруги Махараджи Вришабхану.
58
амшамшинор абхедена вйуха адйах шачи-сутах
баладева вишварупо вйухах санкаршано матах
Считается, что изначальная форма Верховного Господа не отличается от прямых экспансий Господа. Поэтому считается, что Господь Шачи-сута, не отличается от своей экспансии – Господа Васудевы, первого представителя Чатур-вьюхи. По этой же причине считается, что Шри Вишварупа не отличается от воплощения Господа Санкаршаны, второго представителя Чатур-вьюхи.
59
нитйанандавадхуташ ча пракашена са удйате
гаура-чандродайе дхармам пративакйам калер йатха
Говорится также, что Господь Нитьянанда Авадхута не отличается от Господа Санкаршаны. В “Шри Чайтанья-чандродая-натаке” рассказывается, что Шри Вишварупа не отличается от Господа Санкаршаны. Кали говорит Дхарме следующее:
60
асйаграджас тв акрита дара-париграхах сан
санкаршанах са бхагаван бхуви вишварупах
свийам махах кила пуришварам апайитва
пурвам паривраджита эва тиробабхува ити
“Старший брат Господа Гауры, Вишварупа, не отличается от Личности Бога, Господа Санкаршаны. Вишварупа никогда не был женат, он стал паривраджакачарьей-санньяси и покинул дом. Именно трансцендентная слава Шри Вишварупы стала причиной тому, что Господь Гаура получил духовное посвящение от Ишвары Пури”.
(Чайтанйа-чандродайа-натака 1.25)
61
нитйанандавадхуто маха ити махитам ханта санкаршано йах ити ча
Также в “Шри Чайтанья-чандродая-натаке” рассказывается, что Господь Нитьянанда не отличен от Господа Санкаршаны: “Господь Нитьянанда Авадхута не отличается от Господа Санкаршаны”.
62
йада шри-вишварупо’йам тиробхутах санатанах
нитйанандавадутена милитвапи тада стхитах
Когда вечная Личность Бога, Господь Вишварупа, покинул дом, Он вошел в тело Господа Нитьянанды Авадхуты.
63
тато’вадхуто бхагаван балатма
бхаван сада ваишнава-варга-мадхйе
джаджвала тигмамшу-сахасра-теджа
ити бруван ме джанако нанарта
Мой отец, Шивананда Сена, однажды сказал: “На самом деле этот Авадхута — это Личность Бога, Господь Баларама. Он всегда живет вместе с преданными и сияет в Своем великолепии, словно тысячи солнц”. Произнеся эти слова, он пустился в пляс.
64
свамшена шешена йа эша шаййа
вишнош ча кришнасйа ча васа-бхуша
свангасйа бхуша-валайади-рупаир
лилакхйайа веда-нигудха-лилам
Господь Нитьянанда воплощается как своя полная экспансия, Ананта-Шеша. В качестве Господа Шеши Он превращает Свое тело в одеяния, браслеты и другие украшения, которые носят Господь Вишну и Господь Кришна. Распространяясь еще раз и становясь энергией развлечений, лила-шакти, Господь Шеша становится осведомленным обо всех подробностях сокровенных игр Господа Кришны.
65
шри-варуни-ревата-вамша-самбхаве
тасйа прийе две васудха ча джахнави
шри-сурйа-дасасйа махатманах суте
какудми-рупасйа ча сарйа-теджасах
Две жены Господа Баларамы, Шримати Варуни-деви и Шримати Ревати-деви, явились во время игр Господа Гауры как Шримати Васудха-деви и Шримати Джахнави-деви, две дорогие супруги Господа Нитьянанды, дочери великого Шри Сурья-даса. Их отец, Сурья-дас, был раньше Махараджей Какудми. У него было такое лучезарное тело, что он сиял, словно солнце.
66
кечит шри-васудха-девим калав апи вивринвате
ананга-манджарим кечидж джахнавим ча прачакшате
убхайам ту самичинам пурва-нйайат сатам матам
Некоторые говорят, что Шримати Васудха-деви — это воплощение Шримати Ананги-манджари, а другие говорят, что воплощение Шримати Ананги-манджари — это Шримати Джахнави-деви. В действительности верно и то, и другое. Обе они — воплощения Шримати Ананги-манджари.
67
санкаршанасйа йо вйухах пайобдхи-шайи-намаках
са эва вирачандро’бхуч чаитанйабхинна-виграхах
Экспансия Господа Санкаршаны, известная под именем Господь Кширодакашайи Вишну, явилась в играх Господа Гауры как Вирачандра Прабху. Господь Вирачандра не отличался от Самого Господа Чайтаньи.
68
амум правишатам карйат саджахау нишатхолмукау
минакетана-рамадир вйухах санкаршано’парах
Также Господь Вирачандра вошел в тела двух братьев — Нишатхи и Улмуки, которые таким образом были воплощениями Господа Вишну. По этой же причине воплощениями Господа Санкаршаны были также Минакетана Рамадаса и другие.
69
вишну-падодбхава ганга йасит са ниджа наматах
нитйанандатмаджа джата мадхавах шантанур нрипах