Вишну, явилась в играх Господа Гауры как Шримати Ганга-деви, дочь Господа Нитьянанды. Ее муж, Шри Мадхава, был когда-то Махараджей Шантану.
70
вйухас тритйах прадйумнах прийа-нарма-сакхо’бхават
чакре лила-сахайам йо радха-мадхавайор врадже
шри-чаитанйадваита-танух са эва рагхунанданах
Господь Прадьюмна, третий представитель Чатур-вьюхи, явился прежде во Враджа-бхуми как близкий (прия-нарма-сакха) друг Шри Шри Радхи-Мадхавы, где помогал Им в трансцендентных играх. Тот же самый Господь Прадьюмна явился в играх Господа Чайтаньи как Шри Рагхунананда Тхакура, который не отличался ни от Господа Чайтаньи, ни от Господа Адвайты.
71
вйухас турйо’нируддхо йо са вакрешвара-пандитах
кришнавешаджа-нритйена прабхох сукхам аджиджанат
Господь Анируддха, четвертый представитель Чатур-вьюхи, явился в играх Господа Гауры как Вакрешвара Пандит. В тело Вакрешвары вошел лично Господь Кришна и заставил Его танцевать в экстазе. Этот восторженный танец Вакрешвары Пандита — истинное наслаждение Господа Чайтаньи Махапрабху.
72
сахасра-гайакан махйам дехи твам каруна-майа
ити чаитанйа-паде йах увача мадхурам вачах
Однажды Вакрешвара Пандита сказал Господу Чайтанье своим приятным голосом: “О, милостивый Господь, дай мне, пожалуйста, тысячу гандхарвов, чтобы они пели, когда я танцую”.
73
сва-пракашавибхедена шаширекха там авишат
авирбхаво гаура-харер накула-брахмачарини
Частица Господа Гаурахари вошла в тело Накулы Брахмачари. Так Накула Брахмачари стал шактьявеша-воплощением Господа.
74
авешаш ча татха гйейо мишре прадйумна-самгйаке
ачарйо бхагаван кханджа кала гаурасйа катхйате
Таким же образом частица Господа Чайтаньи вошла и в тело Прадьюмны Мишры. Говорят, что Бхагаван Ачарья Кханджа — частичное проявление Господа Гауры.
75
гопинатхачарйа-намна брахма гйейо джагат-патих
нава-вйухе ту ганито йас тантре тантра-ведибхих
Господь Брахма, владыка вселенной и изначальный учитель Вед и Тантр, считающийся одним из представителей Нава-вьюхи, явился в играх Господа Гауры как Шри Гопинатха Ачарья.
76.
врадже авеша-рупатвад вйухо йо’пи садашивах
са эвадваита-госвами чаитанйабхинна-виграхах
Господь Садашива, который пришел раньше во Враджа-бхуми как авеша-воплощение, явился в играх Господа Гауры как Господь Адвайта Госвами, не отличающийся от самого Господа Чайтаньи.
77
йаш ча гопала-дехах сан врадже кришнасйа саннидхау
нанарта шри-шива-тантре бхаиравасйа вачо йатха
Приняв облик мальчика-пастушка, Господь Садашива танцевал во Враджабхуми с Господом Кришной. Это подтверждается следующим высказыванием “Шива-тантры”, где Бхайрава говорит:
78.
экада карттике маси дипа-йатра махотсаве
са-рамах саха-гопалах кришно нритйати йатнаван
“Однажды, во время великого праздника светильников в месяце Картика, Господь Кришна увлеченно танцевал с Господом Баларамой и их друзьями-пастухами.
79
нирикшйа мад-гурур дево гопа-бхавабхилашаван
прийена нартитум арабдхаш чакра-бхрамана-лилайа
Моя дорогая Парвати, когда Господь Садашива, мой духовный учитель, видел этот трансцендентный танец, Он возжелал стать мальчиком-пастушком и таким образом получить возможность танцевать с Господом Кришной.
80
шри-кришнасйа прасадена двивидхо’бхут садашивах
экаш татра шивах сакшад анйо гопала-виграхах
По милости Господа Кришны Господь Садашива смог явиться в двух обликах. В одном
Он оставался Господом Садашивой, а в другом Он явился мальчиком-пастушком во Врадже”.
81
махадевасйа митрам йах куверо гухйакешварах
кувера-пандитах со’дйа джанако’сйа видамбарах
Друг Господа Шивы Кувера, царь гухьяков, явился в играх Господа Гауры как Кувера Пандит, отец Господа Адвайты.
82
пура куверах каилаше сиддха-садхйа-нисевите
джаджапа парамам мантрам шаивам шри-шива-валлабхах
Когда-то на горе Кайлаш, где живут сиддхи и садхьи, Кувера, который очень дорог Господу Шиве, произносил трансцендентную мантру, в которую входили имена Господа Шивы.
83
тато дйалур бхагаван варам вринвити со’бравит
тада куверо варайамаса твам ме суто бхава
Милостивый Господь Шива сказал тогда Кувере: “Попроси, пожалуйста, какого-нибудь благословения. Я очень хочу подарить тебе что-нибудь”. И тогда Кувера попросил благословения: “О, мой Господь, стань, пожалуйста, моим сыном”.
84
прартхитас тена девешо варадешо садашивах
джанманй антаре путрах прапсйами путратам тава
После такой просьбы Господь Садашива, владыка полубогов и лучший из всех дарующих благословения, сказал Кувере: “Я буду твоим сыном в своем следующем рождении в материальном мире”.
85
ити прапйа варам кастам кийантам калам астхитах
карйад иша-васат со’дйадваитасйа джанако’бхават
Таким образом, Кувера получил благословение, которое очень сложно получить. Когда пришло время, Кувера по милости Господа Садашивы стал отцом Господа Адвайты Ачарьи.
86
йогамайа бхагавати грихини тасйа сампратам
сита-рупенаватирна шри-намна тат-пракашатах
Йога-майя — энергия Верховного Господа — явилась в играх Господа Гауры как Шри-деви и Сита-деви, две супруги Господа Адвайты Ачарьи.
87
тасйа путро’чйутанандах кришна-чаитанйа-валлабхах
шримат-пандита-госвами-шишйах прийа ити шрутам
Сыном Господа Адвайты стал Ачьютананда, который был очень дорог Господу Кришна-Чайтанье. Ачьютананда был дорогим учеником Шримана Пандита Госвами (Гададхара Пандита). Это я слышал от преданных.
88
йах карттикейах праг асид ити джалпанти кечана
кечид аху раса-видо’чйута-намни ту гопика
убхайам ту самичинам двайор экатра сангатат
карттикейах кришна-мишрас тат-самйад ити кечана
Некоторые говорят, что Ачьютананда был воплощением Картикеи, а другие, образованные в вопросах трансцендентных вкусов (раса-вид), говорят, что он — воплощение Ачьюты-гопи. Верны обе точки зрения, поскольку в теле
Ачьютананды находились и Картикея, и Ачьюта-гопи. Помимо этого, некоторые преданные говорят, что воплощением Картикеи был также и Шри Кришна Мишра.
89
нандини джангали гйейо джайа ча виджайа крамат
Преданные Нандини и Джангали — спутники Господа Гауры — были раньше, в играх Господа Кришны, Джаем и Виджаем.
90
шриваса-пандито дхиман йах пура нарадо муних
парватакхйо муни-варо йа асин нарада-прийах
са рама-пандитах шриманс тат-каништха-саходарах
Рассудительный Шриваса Пандит был раньше Нарадой Муни, лучшим среди мудрецов. Младший брат Шривасы, Шриман Рама Пандит, прежде был близким другом Нарады, Парватой Муни.
91
мурари гупто хануман ангадах шри-пурандарах
йах шри-сугрива-намасид говиндананда эва сах
Преданный, которого в играх Господа Гауры звали Мурари Гуптой, был раньше Хануманом. Таким же образом, Шри Пурандара раньше был Ангадой, а Говиндананда — Сугривой.
92
вибхишана йах праг асид рамачандра-пури смритах
увачато гаура-харир наитад рамасйа каранам
джатила радхика-свашрух карйато’вишад эва там
ато махапрабхур бхикша-санкочади тато’карод
Преданный, носивший в играх Господа Гауры имя Рамачандры Пури, был раньше Вибхишаной. Сам Господь Гаурахари не соглашался с тем, что Рамачандра Пури был воплощением Вибхишаны, Сам Господь сказал, что Рамачандра Пури — это наделенное силой воплощение Джатилы, свекрови Шри Радхики. Этот Рамачандра Пури приструнивал Господа Махапрабху, когда, Тот принимал подаяния.
93
ричикасйа мунех путро намна брахма махатапах
прахладена саамам джато харидасакхйако’пи сан
Брахма Махатапах, сын Ричики Муни, и Прахлада Махарадж соединились, чтобы явиться в лилах Господа Гауры, как Харидас Тхакур.
94-95
мурари-гупта-чаранаиш чаитанйа-чаритамрите
укто муни-сутах пратас туласи-патрам ахаран
адхаутам абхисапташ там пита йаванатам гатах
са эва харидасах сан джатах парама бхактиман
В книге “Чайтанья-чарита” Мурари Гупта объясняет, что однажды утром Махатапах дал своему отцу листик туласи, не вымыв его, из-за чего отец разгневался и проклял его. Как следствие, Махатапах родился в семье яванов как великий преданный, Харидас Тхакур.
96-97
вриндаване йах праг асанн анимадй-ашта-сиддхайах
та эваштау бхакта-рупа бхута гауде ча те йатха
ананташ ча сукханандо говиндо рагхунатхаках
кришнанандах кешаваш ча шри-дамодара-рагхавау
пурй-упадхи-крамадж гйейа анимадй-ашта-сиддхайах
Восемь мистических сил, начиная с анима-сиддхи, которые являлись раньше во Вриндаване, во время игр Господа Гауры родились в Бенгалии как восемь преданных: Ананта, Сукхананда, Говинда, Рагхунатха, Кришнананда, Кешава, Дамодара и Рагхава. Все эти преданные носили после своего имени титул “Пури”.
98-101
джайантейах стхита урдхва-ретасах сама-даршинах
нава-бхагаватах пурвам шри-бхагавата-самхитах
пратйучур джанакам те’дйа бхутва саннйасинах сада
прабхуна гаура-харина вихаранти сма те йатха
шри-нрисимхананда-тиртхах шри-сатйананда-бхарати
шри-нрисимха-чидананда-джаганнатха хи тиртхаках
тиртхабхидхо васудевах шри-рама пурушоттамах
гарудакхйавадхуташ ча шри-гопендракхйа ашрамах
Девять Джаянт, которые были сосредоточены на целибате и одинаково смотрели на всё, а также поведали Джанаке Риши “Шри Бхагавата-самхиту”, явились на земле как девять санньяси и постоянно участвовали в развлечениях Господа Гаурахари. Имена их были Шри Нрисимхананда Тиртха, Шри Сатьянанда Бхарати, Шри Нрисимха Тиртха, Шри
Чидананда Тиртха, Шри Джаганнатха Тиртха, Шри Васудева Тиртха, Шри Рама Тиртха, Шри Пурушоттама Тиртха и Шри Гаруда Авадхута, известного также, под именем Шри Гопендра Ашрама.
102-103
локе йе нидхайах кхйатах падма-шанкадайо нава
атраива нидхи-ратнакхйа-гарбха-джатах прабхох прийах
шри-шринадхис ча шри-гарбхах кави-ратнах судха-нидхих
видйа-нидхир гунна-нидхи ратна-бахур двиджаграних
шриман ачарйаратнаш ча шри-ратнакара пандитах
Девять знаменитых сокровищ Куверы, в число которых входят его морская раковина и лотос, родились во время игр Господа Гауры как девять сыновей Нидхиратна-деви. Их имена были Шринидхи, Шригарбха, Кавиратна, Судханидхи, Видьянидхи, Гунанидхи, ученый брахман Ратнабаху, Шриман Ачарьяратна и Шри Ратнакара Пандит.
104
ниламбарас чакраварти гаурасйа бхави-джанма йат
сабхайам катхайамаса тенасау гарга учйате
Ниламбара Чакраварти поведал собравшимся родственникам и друзьям астрологические предсказания о будущей жизни Господа Гауры. Поэтому говорится, что Ниламбара Чакраварти — воплощение Гарги Муни.
105
шри-шачйа джанакатвена сумукхо баллаво матах
паталайа врадже кхйата гйейа тасйа са-дхармини
Отец Шримати Шачи-деви был раньше пастухом по имени Сумукха, отцом Яшоды-деви. Мать Шачи-деви была Паталой-деви, женой Сумукхи во Враджабхуми.
106
пурананам артха-ветта шри-девананда-пандитах
пурасин нанда-паришат-пандито бхагурир муних
Спутник Господа Гауры Шри Девананда Пандит, большой эрудит в области Пуран, был раньше Бхагури Муни, главным пандитом при дворе Махараджи Нанды.
107-108
кашинатхо локанатхах шринатхо раманатхаках
чатваро’ми гйани-бхактах санакадйа на самшайах
чатуршв апй эшу шабдешу натха-шабдасйа киртанат
чатух-санавад эватра чатур-натха удиритах
Четверо ученых преданных, участвовавших в играх Господа Гауры — Кашинатха, Локанатха, Шринатха и Раманатха — были воплощениями четырех Кумаров. В этом нет никаких сомнений. Как имена каждого из четырех Кумаров заканчиваются словом “кумара”, так и имена каждого из этих четырех преданных заканчиваются словом “натха”. Эти четверо преданных стали известны как “четверо натхов”.
109
веда-вйасо йа эвасид дасо вриндавано’дхуна
сакха йах кусумапидах карйатас там самавишат
Ведавьяса явился в играх Господа Гауры как Вриндаван дас Тхакур. Также в тело Вриндавана даса Тхакура вошел друг Господа Кришны — пастух Кусумапида.
110
бхатто валлабха намабхуч чхуко дваипайанатмаджа
Шукадева Госвами, сын Шрилы Вьясадевы, явился во время игр Господа Гауры преданным по имени Валлабха Бхатта.
111
ачарйах шри-джаганнатхо ганга-дасах прабху-прийах
асин нидху-ване праг йо дурваса гопика-прийах
Шри Джаганнатха Ачарья, которого знали также под именем Гангадаса Пандит, был очень дорог Господу Гауре. В предыдущей жизни он был Дурвасой Муни, который доставил большое удовольствие гопи и был им очень дорог.
112-113
чандрашекхара ачарйа чандро гйейо вичакшанаих
шриман уддхава-дасо’пи чандравешаватараках
аташ чаитанйа харина катхито’йам нишапатих
шримад вишвешварачарйо йах праг асид дивакарах
Ученые преданные знают, что Чандрашекхара Ачарья был воплощением бога Луны, а Шриман Уддхава дас — воплощением бога Луны, наделенным определенными полномочиями. Господь Чайтанья лично подтвердил, что Чандрашекхара Ачарья был воплощением бога Луны (повелитель ночи), и точно так же Господь ясно сказал, что Шриман Вишвешвара Ачарь я был воплощением бога Солнца.
114
вишвакарма пура йо’бхуд адйа бхаскара-тхакурах
бхикшако ванамали йах судамасид двиджо пура
дханам прапйа прабхох санге духкхам матвабхрамад йатах
Бхаскара Тхакур был воплощением полубога Вишвакармы. Ванамали Тхакур был воплощением брахмана Судамы, который страдал от невероятной бедности и получил от Господа великое богатство.
115
ваикунтхе двара-палау йау джайадйа-виджайантакау
тад адйа джатау свеччхатах шри-джаганнатха-мадхавау
Джая и Виджая, два привратника с Вайкунтхалоки, добровольно явились в играх Господа Гауры как двое преданных: Шри Джаганнатха и Шри Мадхава (Джагай и Мадхай).
116
пундарикакша-кумудау кхйатау ваикунтха-мандале
говинда-гарудакхйау тау джатау гауде прабхох прийау
Пундарикакша и Кумуда, две знаменитейшие освобожденные души с Вайкунтхалоки, явились в Бенгалии как двое преданных, Говинда и Гаруда. Оба они были очень дороги Господу Гауданатхе.
117
гарудах пандитах со’дйа гарудо йах пура шрутах
пура йо’крура-намасит са гопинатха-симхаках
ити кечит прабхасанте’крурах кешава-бхарати
Гаруда Пандит был воплощением Гаруды, Гопинатха Симха — воплощением Акруры. Некоторые говорят, что воплощением Акруры был Кешава Бхарати.
118
пури параманандо йа асид уддхавах пура
индрадйумно махараджо джаганнатхарчаках пура
джатах пратапарудрах сан сама индрена со’дхуна
Шри Парамананда Пури раньше был Уддхавой. Могучий, словно Индра, Махараджа Пратапарудра, был раньше Махараджей Индрадьюмной, начавшим поклонение Господу Джаганнатхе.
119
бхаттачарйах сарвабхаумах пурасид гиспатир диви
Сарвабхаума Бхаттачарья был раньше Брихаспати, выдающимся ученым с райских планет.
120
прийа-нарма-сакха кашчид арджунах пандаво’рджунах
милитва самабхуд рамананда-райах прабхох прийах
Мальчик-пастушок Арджуна, закадычный друг Господа во Вриндаване, а также Пандава Арджуна, соединились, чтобы стать Раманандой Раем, который был очень дорог Господу Гауре.
121
ато радха-кришна-бхакти-према-таттвадикам крити
раманандо гаурачандрам пратйаварнайад анвахам
Благородный Р амананда Рай в течение