многих дней рассказывал Господу Гаурачандре об истинной природе чистой любви к Шри Шри Радхе-Кришне.
122-124
лалитетй ахур эке йат тад экенануманйанте
бхаванандам прати праха гауро йат твам притха-патих
гопйарджунийайа сардхам экибхайапи пандавах
арджуно йад райа-рамананда итй ахур уттамах
арджунийабхават турнам арджуно’пи ча пандавах
ити падмоттара-кханде вйактам эва вираджате
тасмад этат трайам рамананда-райа-махашайах
Некоторые говорят, что Рамананда Рай — это воплощение Лалиты-гопи. Другие, ссылаясь на непосредственные слова Господа Гауры о том, что отец Рамананды Рая, Бхавананда Рай, был воплощением Махараджи Панду (Притха-пати, супруг Кунти-деви), отца Арджуны, утверждают, что Рамананда Рай — это вне всяких сомнений воплощение Пандавы Арджуны. Самые эрудированные преданные говорят, что Рамананда Рай — это воплощение и Пандавы Арджуны, и гопи по имени Арджуния. Такое объяснение подтверждается также высказываниями Уттара-кханды “Падма-пураны”. Из всего вышесказанного мы можем заключить, что Рамананда Рай — это воплощение Лалиты-гопи, Арджуния-гопи и Пандавы Арджуны.
125
врадже бхактах самасена катхйанте’тха йатха матих
Теперь я расскажу, как могу, о преданных, явившихся вместе с Господом во время Его игр во Врадже.
126
пура шридама-намасид абхирамо’дхуна махан
дватримшата джанаир эва бахйам кастхам уваха йах
Мальчик-пастушок Шридама явился в играх Господа Гауры как Рамадаса Абхирама даса, носивший флейту из шестнадцатиколенной бамбуковой палки.
127
пура судама-намасид адйа сундара-тхакурах
васудама-сакха йаш ча пандитах шри-дхананджайах
Пастушок Судама — друг Господа Кришны — явился в играх Господа Гауры как Сундара Тхакур. Пастушок Васудама — тоже друг Господа Кришны — явился в играх Господа Гауры как Шри Дхананджая Пандит.
128
субало йах прийа-шрештхах са гауридаса-пандитах
камалакара-пиппалаи-намнасид йо махабалах
Самый дорогой друг Господа Кришны, Субала, явился в играх Господа Гауры как Гауридаса Пандит. Пастушок Махабала явился в играх Господа Чайтаньи как Камалакара Пиппалаи.
129
субахур йо врадже гопо дата уддхаранакхйаках
махеша-пандитах шриман махапрабхур врадже сакха
Преданный, живший во Враджа-бхуми мальчиком-пастушком по имени Субаху, явился в играх Господа Гауры как Уддхарана Датта. Пастушок Махабаху, друг Господа Кришны, явился в играх Господа Махапрабху как Шриман Махеша Пандит.
130
стока-кришнах сакха праг йо дасах шри-пурушоттама
Друг Господа Кришны, пастушок Стокакришна, явился в играх Господа Гауры как Шри Пурушоттама дас.
131
садашива-суто намна нагарах пурушоттама
ваидйа-вамшодбхаво намна дама йо баллаво врадже
Дама-гопа, который был во Врадже пастухом и другом Господа Кришны, явился в играх Господа Чайтаньи как Нагара Пурушоттама. Нагара Пурушоттама родился в семье врачей, отца его звали Садашивой.
132
намнарджунах сакха праг йо дасах са парамешварах
калах шри-кришна-дасах са йо лавангах сакха врадже
Пастушок Арджуна, друг Господа Кришны, явился в играх Господа Гауры как Шри Парамешвара дас. Лаванга, друг Господа Кришны, который жил во Враджа-бхуми пастухом, явился в играх Господа Гауры как Кала-Кришна дас.
133
кхолавечатайа кхйатах пандитах шридхаро двиджах
асид врадже хасйа-кари йо намна кусумасавах
Мальчик-пастушок по имени Кусумасава, над шутками которого смеялся во Враджа-бхуми Господь Кришна, явился в играх Господа Гауры ученым брахманом по имени Кхолавеча Шридхара.
134
баларама-сакха кашчит прабало гопа-балаках
асид врадже пура йо’дйа са халайудха-тхакура
Мальчик-пастушок Прабала, близкий друг Господа Баларамы во Враджа-бхуми, явился в играх Господа Гауры как Халаюдха Тхакур.
135
варутхапах сакха намна кришна-чандрасйа йо врадже
асит са эва гауранга-валлабхо рудра-пандитах
Мальчик-пастушок Варутхапа, близкий друг Господа Кришначандры во Враджа-бхуми, явился как Рудра Пандит и был очень дорог Господу Гауранге.
136
гандхарво йо врадже гопах кумудананда-пандитах
Преданный, который жил во Враджа-бхуми мальчиком-пастушком по имени Гандхарва, явился в играх Господа Гауры как Кумудананда Пандит.
137
пура вриндаване четау стхитау бхрингара-бхангурау
шри-кашишвара говиндау тау джатау прабху-севакау
Бхрингара и Бхангура, слуги Господа Кришны во Вриндаване, явились позже как Шри Кашишвара и Шри Говинда, слуги Господа Гауры.
138
вриндаване стхитау праг йау бхритйау рактака-патракау
гауранга-севакав адйа харидаса-бхрич-чхишу
Рактака и Патрака, слуги Господа Кришны во Вриндаване, явились впоследствии как двое слуг Господа Гауранги — Харидаса и Брихаччхишу.
139
пайода-варидау праг йау нира-самскара-каринау
тав адйа бхритйау рамайир нандайиш чети вишрутау
Двое мальчиков-пастушков, Пайода и Варида, проведшие когда-то для Господа Кришны церемонию нира-самскара, явились позже как двое знаменитых слуг Господа Гауры — Рамай и Нандай.
140
врадже стхитау гайакау йау мадхукантха-мадхувратау
мукунда-васудевау тау даттау гауранга-гайакау
Мадхукантха и Мадхуврата, певцы из Враджа-бхуми, явились позже как Мукунда Датта и Васудева Датта, два знаменитых певца, участвовавших в киртанах Господа Гауранги.
141
наташ чандрамукхах праг йах са каро макарадхваджах
Чандрамукха, знаменитый танцор из Вриндавана, явился в играх Господа Гауры как Макарадхваджакара.
142
пурасид йо врадже намна мриданги шри-судхакараках
са шри-шанкара-гхошо’дйа дампха-вадйа-вишарадах
Шри Судхакара из Враджа-бхуми, мастерски игравший на мриданге во время развлечений Господа Кришны, явился в играх Господа Гауры как искусный барабанщик Шри Шанкара Гхоша.
143
асид врадже чандрахасо нартако раса-ковидах
со’йам нритйа-виноди шри-джагадишакхйа-пандитах
Чандрахаса, танцор из Враджа-бхуми, знаток трансцендентных рас, явился в играх Господа Гауры танцором Джагадишей Пандитом.
144
венум ча муралим йо’дхан намна маладхаро врадже
со’дхуна ванамалакхйах пандито гаура-валлабхах
Маладхара, носивший когда-то во Враджа-бхуми флейты Господа Кришны — вену и мурали, явился потом как Ванамали Пандит и был очень дорог Господу Гауре.
145
вриндаване йау викхйатау шукау дакша-вичакшанау
тав адйа джатау мадж-джйештхау чаитанйа-рама-дасакау
Дакша и Вичакшана, два знаменитых попугая из Вриндавана, родились в играх Господа Гауры как Чайтанья дас и Рама дас. Оба они для меня — старшие преданные (они старшие братья Кави Карнапура).
146
адхуна баллави-варга йе йе бхутах прабху-прийах
те та эва пракашйанте йатха-мати йатха-шрутам
Теперь, в соответствии с тем, что я слышал от авторитетных личностей и с моим собственным пониманием, я расскажу о дорогих подругах Господа Кришны — гопи, а также о том, как они сошли, чтобы принять участие в играх Господа Гауры.
147
шри-радха према-рупа йа пура вриндаванешвари
са шри-гададхаро гаура-валлабхах пандитакхйаках
Шримати Радхарани, царица Вриндавана, воплощение чистой любви к Господу Кришне, явилась как Шри Гададхара Пандит, который был очень дорог Господу Гауре.
148-150
нирнитах шри-сварупаир йо враджа-лакшмитайа йатха
пура вриндаване лакшмих шйамасундара-валлабха
садйа гаура-према-лакшмих шри-гададхара-пандитах
радхам анугата уат тал лалитапй анурадхика
атах правишад эша там гаура-чандродайе йатха
Шрила Сварупа Дамодара Госвами также подтвердил, что очень дорогая Господу Кришне Богиня удачи, явившаяся во Вриндаване, пришла теперь как Шри Гададхара Пандит, которого переполняет любовь к Господу Гауре. Шри Радху всегда сопровождает Лалита-гопи, которая известна поэтому как Анурадха (следующая за Радхой). Когда Шри Радха явилась как Гададхара Пандит, за ней последовала Лалита и тоже вошла в тело Гададхары Пандита. Поэтому Гададхара Пандит — это воплощение и Шри Радхи, и Лалиты-гопи. В “Чайтанья-чандродае-натаке” рассказывается об этом следующим образом.
151
ийам апи лалитаива радхикали
на кхалу гададхара эша бху-сурендрах
харир айам атхава свайаива шактйа
тиртайам абхут са сакхи ча радхика ча
“Гададхара, лучший из брахманов, — это воплощение Шри Радхики и Лалиты-гопи. Обе они — трансцендентные энергии Господа, и поскольку Господь в определенном смысле от Своих энергий не отличается, то можно сказать, что Он находится повсюду, где есть Его энергии. По этой причине можно сказать, что Господь Хари находится
также в теле Гададхары Пандита. Поэтому Гададхара — это воплощение трёх личностей: Шри Радхики, Лалиты-гопи и Господа Хари”.
(Чайтанйа-чандродайа-натака 3.44)
152
дхрувананда-брахмачари лалиттетй апаре джагух
сва-пракаша-вибхедена самичинам матам ту тат
Некоторые утверждают, что воплощение Лалиты-гопи — это Дхрувананда Брахмачари. Это мнение также правильно, поскольку Лалита-гопи явилась как Гададхара Пандит и Дхрувананда Брахмачари (другое его имя Наянананда, он племянник Гададхары Пандита).
153
атхава бхагаван гаурах свеччхайагатри-рупатам
атах шри-радхика-рупах шри-гададхара-пандитах
По своему собственному желанию Гаура Бхагаван явился в этом мире одновременно в трёх различных формах. Точно так же Шри Радхика явилась как Гададхара Пандит.
154-155
радха-вибхути-рупа йа чандракантих пура стхита
садйа гауранга никате даса-вамша-гададхарах
пурнананда врадже йасид баладева-прийаграних
сапи карйа-васад эва прависатам гададхарам
Экспансия Шри Радхи, Чандраканти-деви, явилась как Гададхара дас, близкий спутник Господа Гауранги. Также в тело Гададхары даса вошла Пурнананда-гопи, самая дорогая девушка Господа Баларамы. Поэтому Гададхара дас был воплощением и Чандраканти-деви, и Пурнананды-гопи.
156
пура чандравали йасид врадже кришна-прийа пара
адхуна гауда-деше са кавираджах садашивах
Чандравали-гопи, которая во Враджа-бхуми была очень дорога Господу Кришне, явилась в Бенгалии как Садашива Кавираджа.
157
йасйа вакшаси сусвапа кришно вриндаване пура
са шри-бхадрадйа гауранга-прийах шанкара-пандитах
Развлекаясь во Вриндаване, Господь Кришна иногда мирно спал на груди Шри Бхадра-гопи. Эта же самая Шри Бхадра-гопи явилась позже как Шанкара Пандит, который был очень дорог Господу Гауранге.
158
пура шри-тарака-палйау йе стхите враджа-мандале
те сампраптам джаганнатха-шри-гопалау прабхох прийау
Враджа-гопи Тарака-деви и Пали-деви явились как Шри Джаганнатха и Шри Гопала. Оба они были очень дороги Господу Гауре.
159
шаибйа йасид врадже чанди са дамодара-пандитах
куташчит карйато деви правишат там сарасвати
Горячая Шайбья-гопи, жившая когда-то во Врадже, явилась во время игр Господа Гауры как Дамодара Пандит. Также в тело Дамодары Пандита вошла богиня Сарасвати. Таким образом, он — воплощение их обеих.
160
калам ашикшайад радхам йа вишакха врадже пура
садйа сварупа-госвами тат-тад-бхава-виласаван
Шримати Вишакха-гопи, обучившая когда-то Шримати Радхарани во Враджабхуми
различным видам изобразительного искусства, явилась во время пришествия Господа Гауры как исполненный, различных великолепных, проявлений экстатической любви к Богу, Сварупа Дамодара Госвами.
161
кеша-винйасам акарод радхам читра врадже пура
седаним кавираджа шри-ванамали прабхох прийах
Читра-деви, расчесывавшая и украшавшая когда-то во Враджа-бхуми волосы Шри Радхи, явилась как Шри Ванамали Кавирадж, который был очень дорог Господу Гауре.
162
шри-радха-прана-рупа йа шри-чампакалата врадже
садйа рагхава-госвами говардхана-крита-стхитих
Шри Чампакалата-гопи, для которой Шри Радха была дороже жизни, явилась как Рагхава Госвами, живший у подножия холма Говардхана и написавший книгу “Бхакти-ратна-пракаша”.
163
тунгавидйа врадже йасид сарва-шастра-вишарада
са прабодхананда-йатир гуродгана-сарасвати
Тунгавидья-гопи, которая жила во Враджа-бхуми и была сведуща во всех писаниях, явилась позже как Прабодхананда Сарасвати — поэт, изысканным слогом вознесший славу трансцендентным качествам Господа Гауры.
164
индулекха врадже йасич чхри-радхайах сакхи пура
кришна-даса-брахмачари крита-вриндавана-стхитих
Индулекха-гопи, близкая подруга Шри Радхи во Враджа-бхуми, явилась как Кришнадас Брахмачари, живший во Вриндавана-дхаме.
165
ранга-деви пура йасид адйа бхатто гададхарах
анантачарйа госвами йа судеви пура врадже
Враджа-гопи Ранга-деви явилась как Гададхара Бхатта, а враджа-гопи Судеви — как Ананта Ачарья Госвами.
166
шри-кашишвара-госвами шаширекха пура врадже
дхаништха бхакшйа-самагрим кришнайадад врадже’митам
саива сампрати гауранга-прийа рагхава-пандитах
Враджа-гопи Шаширекха-деви явилась как Шри Кашишвара Госвами. Враджа-гопи Дхаништха-деви, без устали кормившая раньше Господа Кришну роскошными яствами, явилась как Рагхава Пандит, который был очень дорог Господу Гауранге.
167
гунамала врадже йасид дамайанти ту тат-сваса
ратнарекха кришна-дасах кришнанандах калавати
Враджа-гопи Гунамала-деви родилась сестрой Рагхавы Пандита, Дамаянти-деви. Ратнарекха-гопи явилась как Кришнадас, а Калавати-гопи — как Кришнананда.
168
гаурасени пура нарайана-вачаспатих крити
питамбарас ту кавери сукеши макарадхваджах
Гаурасени-гопи явилась как святой преданный Нараяна Вачаспати. Кавери-гопи явилась как Питамбара, а Сукеши-гопи — как Макарадхваджа.
169
мадхави мадхвачарйа индира джива-пандитах
Мадхави-гопи явилась как Мадхвачарья, а Индира-гопи — как Джива Пандит.
170
врадже йасит сумадхура тунгавидйа прийа пура
видйа-вачаспатир гаура-прийо враджа-джана-прийах
Очаровательная враджа-гопи по имени Тунгавидья явилась как Видьявачаспати, которого любили как Господь Гаура, так и жители Вриндавана.
171
балабхадракхйако бхаттачарйах шри-мадхурекшана
шринатха-мишрас читранги кавичандро манохара
Мадхурекшана-гопи явилась как Балабхадра Бхаттачарья, Читрани-гопи явилась как Шринатха Мишра, а Манохара-гопи — как Кавичандра.
172
врадже нандимукхи йасит садйа саранга-тхакурах
прахладо манйате каишчин мат-питра на са манйате
Враджа-брахмани Нандимукхи-деви явилась как Шаранга Тхакур. Некоторые люди считают, что Шаранга Тхакур был воплощением Прахлады Махараджа. Мой отец (Шивананда Сена) не разделял такое мнение.
173
калакантхи-сукантхйау йе врадже гандхарва-натике
рамананда-васу-сатйараджаш чапи йатхайатхам
Калакантха-деви и Сукантха-деви, две танцовщицы-гандхарви, явившиеся во Враджа-бхуми, явились также как Рамананда Васу и Сатьяраджа.
174
врадже катйайани йасид адйа шри-канта-сенаках
Враджа-гопи Катьяяни-деви явилась как Шриканта Сена.
175
враджадхикарини йасид вринда-деви ту наматах
са шри-мукунда-дасо’дйа кханда-васах прабху-прийах
Шримати Вринда-деви, главное божество Враджа-бхуми, явилась как Шри Мукунда дас, житель деревни Шри-Кханда. Его очень любил Господь Гаура.
176
пура вриндаване вира дути сарваш ча гопиках
нинайа кришна-никарам седаним джанако мама
врадже биндумати