йасид адйа дханаки мама
Две гопи, Вира-деви и Дути-деви — курьерши, устраивавшие встречи гопи с Господом Кришной — объединились, чтобы явиться моим отцом (Шиванандой Сеной). Враджа-гопи Биндумати явилась как моя мать.
177
пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита
адхуна нарахарй-акхйах саракарах прабхох прийах
Враджа-гопи Мадхумати-деви, дорогая подруга Шри Радхи (прана-сакхи), явилась Нарахари Шаракарой. Его очень любил Господь Гаура.
178
пура прана-сакхи йасин намна ратнавали врадже
гопинатхакхйакачаро нирмалатвена вишрутах
Враджа-гопи Ратнавали-деви, дорогая подруга Шри Радхи, явилась как знаменитый своей чистотой Гопинатха Ачарья.
179
вамши кришна-прийа йасит са вамшидаса-тхакурах
Любимая флейта Господа Кришны явилась как Вамшидас Тхакур.
180
шри-рупа-манджари кхйата йасид вриндаване пура
садйа рупакхйа-госвами бхутва пракататам ийат
Знаменитая когда-то во Вриндаван-дхаме Шри Рупа-манджари явилась как Шрила Рупа Госвами.
181-182
йа рупа-манджари-прештха пурасид рати-манджари
сочйате нама-бхедена лаванга-манджари будхаих
садйа гаурабхинна-танух сарварадхйах санатанах
там эва правишат карйан муни-ратнах санатанах
Ближайшая подруга Рупы-манджари, известная под именами Рати-манджари и Лаванга-манджари, явилась как Шрила Санатана Госвами. Он пользовался всеобщим уважением и считался как бы продолжением тела Господа Гауры. Также в тело Санатаны Госвами вошел Санатана Кумара — сокровище мудрецов. Поэтому Санатана Госвами
считается также воплощением Санатаны Кумара.
183
шримал-лаванга-манджарйах пракашатвена вишрутах
шиванандаш чакраварти крита-вриндавана-стхитих
Также воплощением Шримати Лаванги-манджари считается, живший во Вриндаване, Шивананда Чакраварти.
184
ананга-манджари йасит садйа гопала-бхаттаках
бхатта-госваминам кечид ахух шри-гуна-манджари
Ананга-манджари явилась как Шрила Гопала Бхатта Госвами. Некоторые говорят, что в действительности Гопала Бхатта Госвами был воплощением Шри Гуны-манджари.
185
рагхунатхакхйако бхаттах пура йа рага-манджари
крити-шри-радхика-кунда-кутира-васатих са ту
Рага-манджари явилась как Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, живший в хижине на берегу Радха-кунды.
186
даса-шри-рагхунатхасйа пурвакхйа раса-манджари
амум кечит прабхасанте шриматим рати-манджарим
бхануматй-акхйайа кечид ахус там нама-бхедатах
Шрила Рагхунатха даса Госвами был воплощением Расы-манджари. Некоторые говорят, что он был воплощением Рати-манджари, а другие утверждают, что он — воплощение Бханумати-деви.
187
бхугарбха-тхакурасйасит пурвакхйа према-манджари
локанатхакхйа-госвами шри-лила-манджари пура
Бхугарбха Тхакур был воплощением Премы-манджари, а Локанатха Госвами — воплощением Лилы-манджари.
188
калавати расолласа гунатунга врадже стхита
шри-вишакха-критам гитам гайанти смадйа та матах
говинда-мадхавананда-васудева йатхакрамам
Враджа-гопи Калавати-деви, Расолласа-деви и Гунатунга-деви — исполнительницы песен Вишакхи-деви — явились потом соответственно как Говинда, Мадхавананда и Васудева.
189
рагалекха-калакелйау радха-дасйау пура стхите
те гйейа шикхи-махити тат-сваса мадхави-крамат
Служанки Шри Радхи, Рагалекха-деви и Калакели-деви, явились соответственно как Шикхи-махити и его сестра, Мадхави-деви.
190
пулинда-танайа малли калидасо’дхунабхават
Малли-деви, дочь Пулинды, явилась как Калидаса.
191
шукламбаро брахмачари пурасид йагйа-патника
прартхайитва йад-аннам шри-гауранго бхуктаван пура
кечид ахур брахмачари йагйака-брахманах пура
Шукламбара Брахмачари был воплощением одной из ягья-патни, угощавших Кришну и Его друзей, различными явствами. Обычно Господь Гауранга ел то, что подавал Ему Шукламбара Брахмачари. Некоторые говорят, что Шукламбара Брахмачари был не из числа ягья-патни, а из числа их мужей, ягьика-брахманов.
192
апаре йагйа-патнйау шри-джагадиша-хиранйакау
экадашйам йайор аннам прартхайитвагхасат прабхух
Две других ягья-патни явились как Джагадиша и Хиранья. Однажды на день экадаши Господь Гаура ел злаки, полученные от них как подаяние.
193
матхурайам пура йасит саирандхри кришна-валлабха
садйа нилачалавасах каши-мишрах прабхох прийах
Кубджа, которую очень любил в Матхуре Господь Кришна, явилась потом в Джаганнатха Пури как Каши Мишра, которого очень любил Господь Гаура.
194-207
малати чандралатика маджумедха варангада
ратнавали ча камала гуначуда сукешини
карпура-манджари шйама-манджари швета-манджари
виласа-манджари камалекха ча мауна-манджари
гандхонмада расонмада чандрика калабхасини
гопали харини кали калакши нитйа-манджари
калакантхи курангакши чандрика чандрашекхара
йа йах сва-йогйа-севайам нийуктах санти радхайа
гаурена тат-прийаих сардхам дхрита-пуруша-виграхах
кхеланти сма свабхаванусарат тах крамашо йатха
субханандо двиджо брахмачари шридхара намаках
парамананда-гупто йат крита кришна-стававали
рагхунатхо двиджах кашчид гаурангананйа-севаках
касари-сенах сена-шри-джаганнатхо махашайах
субуддхи-мишрах шри-харшо рагху-мишро двиджоттамах
рипавах сат-кама-мукхйа джита йена вашикритах
йатхартха-нама гаурена джитамитрах са нирмитах
нирмита пустика йена кришна-према-тарангини
шримад бхагаватачарйо гаурангатйанта-валлабхах
сушилах пандитах шриман дживах шри-валлабхатмаджах
ванинатха-двиджас чампахатта-васи прабхох прийах
ишаначарйа-камалау лакшминатхакхйа-пандитах
ганга мантри джаганнатхо мамупадхир двиджоттамах
шрикантхабхаранопадхир ананташ чатта-вамшаджах
хасти-гопала-нама ча рангаваси ча валабхах
харй-ачарйо гаура-санги мишрах шри-найанас татха
кавидатто рама-дасаш чиранджива-сулочанау
Малати, Чандралатика, Манджумедха, Варангада, Ратнавали, Камала, Гуначуда, Сукешини, Карпура-манджари, Шьяма-манджари, Швета-манджари, Виласа-манджари, Камалекха, Мауна-манджари, Гандхонмада, Расонмада, Чандрика и Чандрашекхара были в числе служанок Шри Радхи. Приняв мужские облики, они явились среди спутников Господа Гауры, и в каждом из них проявилась своя особенная экстатическая любовь к Господу. Эти гопи пришли соответственно как: Субхананда Двиджа — Малати), Шридхара Брахмачари — Чандралатика), Парамананда Гупта (написавший книгу “Шри Кришна-стававали”) — Манджумедха, Рагхунатха Двиджа (безукоризненный слуга Господа Гауранги) — Варангада, Камсари Сена — Ратнавали, Шри Джаганнатха Сена Махашая — Камала, Субуддхи Мишра — Гуначуда, Шри Харша — Сукешини, Рагху Мишра (который был лучшим среди брахманов) — Карпура-манджари, Джитамрита (этим метким именем, означающим “ покоритель врагов” окрестил его Господь Гаура за то, что Джитамрита полностью победил похоть и остальных пятерых врагов обусловленной души) — Шьяма-манджари, Шриман Бхагаватачарья (автор книги “Шри Кришна-према-тарангини”; он был очень дорог Господу Гауранге) — Швета-манджари, Шриман Джива Пандит (святой сын Шри Валлабхи, племянник Рупы и Санатаны Госвами) — Виласа-манджари, Ванинатха Двиджа (он жил в деревне Чампахатта и был очень дорог Господу Гауре, брат Гададхара Пандита) — Камалекха, Ишаначарья — Мауна-манджари, Камала — Гандхонмада, Лакшминатха Пандит — Расонмада, Ганга-мантри – это Чандрика, Джаганнатха Маму (чрезвычайно благородный брахман) — Чандрашекхара, Шрикантхабхарана Ананта (из династии Чатта), Хасти-Гопала (он жил в Рангакшетре и был очень дорог Господу Гауре), Хари Ачарья, Шри-Наяна Мишра (близкий спутник Господа Гауры), Кавидатта, Рамадас, Чиранджива и Сулочана.
208
кечин махантах кечит сйур маханташ чопапурваках
убхайешам гунас тулайас тенами ганита майа
Кто-то сочтет некоторых из этих преданных, более великими, а других — менее. Я же таких различий делать не хочу. Для меня все эти души одинаково великие.
209
кханда-васау нарахарех сахачарйан махаттарау
гаурангаиканта-шаранау чиранджива-сулочанау
Чиранджива и Сулочана жили в деревне Шри Кханда. Они без остатка отдали себя Господу Гауранге и считались великими душами, поскольку были друзьями и помощниками Нарахари даса.
210
гурор нама на грихнитад ити шастранусаратах
шри-шринатхасйа пурвакхйа майа на пракатикрита
Писания гласят: “Ученику не следует обращаться к духовному учителю по имени”. По этой причине я не упомянул предыдущего имени своего духовного учителя , Шри Шринатхи Чакраварти.
211
вйачакара парипатйад йо бхагавата-самхитам
кумара-хатте йат киртих кришнадево вираджате
Вся слава Шри Кришнадеве из Кумара-хатты, составившему комментарий к “ Шри Бхагавата-самхите”! Великолепие его славы бессмертно.
212
йе йе махантах крама-бханга-бхутас
те ме’парадхам крипайа кшамантам
гунан винирнийа сатам самастан
брахмеша-шешах катхитум на шактах
Если, рассказывая о великих душах, упомянутых в этой книге, я допустил какие-то ошибки, я прошу у этих великих личностей прощения. Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Ананта Шеша не смогут до конца рассказать о возвышенных достоинствах этих великих душ.
213
мимамсакебхйах шатха-таркикебхйо
вишесато хету-ратебхйа эва
гопйах прайатнад раса-шастра-видбхйо
дейах сада гаура-падашрайебхйах
Я написал эту книгу так, что Мимамсаки (материалисты), лицемерные логики, и другие, смакующие сухие философские дебаты, не смогут понять её даже с величайшим трудом. Эту книгу поймут по-настоящему лишь сведущие в раса-шастрах преданные, никогда не покидающие прибежища у лотосных стоп Господа Гауры. Я написал её для них.
214
шри-гаура-ганоддеша дипика рачита майа
дипйатам парамананда-сандоха-бхакта-вешмани
Я молюсь, чтобы написанная мною книга, “Шри Гаура-ганоддеша-дипика” (лампа, с помощью света которой можно увидеть спутников Господа Гауры) светила в домах счастливых преданных Господа.
215
шаке васу-граха-мите манунаива йукте
грантхо’йам авирабхават катамасйа гхасрат
чайтанйа-чандра-чаритамрита-магна-читтаих
шодхйах самакалита-гаура-ганакхйа эшах
Эта книга была написана в 1498 году по летоисчислению Шака, (что соответствует 1576 г. н.э.) Я молюсь о том, чтобы великие преданные, поглощенные мыслями о нектарных развлечениях Господа Чайтанья-чандры, критически её оценили и исправили все её недостатки.