ученый, чье знание основано на священных писаниях.
панча-таттва
трансцендентное воплощение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, проявленное в пяти аспектах: Сам Господь (Господь Чайтанья), экспансия Господа (Шри Нитьянанда Прабху), Его воплощение (Шри Адвайта Прабху), Его внутренняя потенция (Шри Гададхара Тхакур) и Его преданный (Шри Шриваса Прабху).
панчопасана
поклонение пяти основным полубогам: Вишну, Сурье, Шиве, Дурге и Ганеше; это форма скрытого имперсонализма, потому что Вишну в этом случае поклоняются как полубогу, а не как Верховной Личности Бога.
паракастха
трансцендентное чувство превосходства, взаимоотношения любовников в паракия-расе. Раса никогда не может полностью расцвести, иначе как в паракия-расе.
парамананда
высшее счастье; без милости Радхарани его никогда не почувствовать; поэтому дживе следует молиться очень искренне и смиренно, чтобы достичь преданного отношения жителя Враджи и страстно желать общения с ним или с ней.
параматма
экспансия Господа Гарбходакашайи Вишну в сердце каждого живого существа, дающая разум живым существам как Сверхдуша.
парампара
система ученической преемственности духовного знания, начинающаяся от Самого Господа и продолжающаяся до настоящего времени.
пара-шакти
высшая божественная сила Господа. Поэтому нет внутренней разницы между формой Кришны и Его божественной природой пара-шакти.
париниш-тхита
садхака, преданный правилам и предписаниям; он устраивает свою жизнь и деятельность так, чтобы подчиняться правилам преданного служения и поклонения Божеству.
прайоджана
воспевание на этой стадии становится насущной потребностью. Прайоджана приводит преданного к любви к Богу. Теперь джива чувствует экстаз каждое мгновение воспевания.
пракрити
материальная и духовная природа, или то, чем наслаждается пуруша, или Всевышний Господь; включает планеты Вайкунтхи, джив и материальную природу.
прамади
оскорбление из-за невнимательного воспевания святого имени.
пранама
предложение почтения Господу.
праная
настроение фамильярности с Господом.
прарабдха-карма
кармические реакции, проявляющиеся в течение этой жизни.
пратибимба-абхаса
Когда лучи святого имени отражаются от озера мышления майавади, появляется пратибимба-намабхаса, давая саюджья-мукти майавади, которые воспевают это имя.
пратибимба-намабхаса
см. выше пратибимба-абхаса.
пратибимба-шраддха-абхаса
Когда человек видит чистую крепкую веру в других, на него это производит впечатление; так в нем проявляется шраддха-абхаса, или вера. Он желает повышения своего уровня и, таким образом, постоянно воспевает, хотя все еще с сильной привязанностью к чувственным наслаждениям и освобождению. Его шраддха еще не подлинная, но имеет признаки шраддхи. В писаниях это определяется как пратибимба-шраддха-абхаса.
праяш-читта
наказание во искупление грехов.
према
согласно священным писаниям, зрелый плод чистой преданности, кульминация всего совершенства.
према-бхакти
спонтанная и беспримесная любовь; высочайший трансцендентный экстаз, достижимый дживой.
према-вайчитра
в восторге анураги есть стремление родиться среди животных или других низших видов, которые имеют непосредственную связь с Кришной; это према-вайчитра, или любовь в разнообразии; даже в разлуке начинает проявляться Кришна только так, как возлюбленный знает и любит Его, дающего возлюбленному неимоверное блаженство.
премабхаса
тень премы.
према-дхарма
путь любовного преданного служения Всевышнему Господу.
пуджа
поклонение, обычно в форме совершения подношений Божеству.
пурана
любое произведение ведической исторической литературы.
пурва-рага
экстаз в разлуке с Господом.
пуруша-аватара
одна из экспансий Кришны с целью материального творения: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну или Кширодакашайи Вишну.
рага
естественное и пылкое любовное погружение и неутолимая жажда контакта с самым почитаемым объектом, Господом Шри Кришной; снеха, дополненная страстным желанием, становится рагой, и на этой стадии чистой любви даже мгновенная разлука с возлюбленным невыносима, в то время как при встрече даже глубокая печаль рассеивается.
рагануга-бхакти
спонтанная садхана, рождаемая из сильной привязанности к деятельности жителей Враджи.
рагатмика-бхакти
преданное служение, украшенное рагой (см.), которое бывает двух видов: кама-рупа (любовное) и самбандха-рупа (родственное); см. также рагануга-бхакти.
раджасуя
ведический ритуал жертвоприношения, предпринимаемый царем, который хочет стать императором мира.
Радха или Радхарани
олицетворенная энергия наслаждения Господа Кришны; Она является женским эквивалентом Кришны.
«Рамаяна»
история воплощения Господа Рамачандры, записанная великим святым Валмики.
или трансцендентные взаимоотношения, есть такая же духовная реальность, как Высшая Абсолютная Истина и царство чистой трансцендентности; существует семь дополнительных взаимоотношений: смех, удивление, жалость, рыцарство, гнев, страх и отвращение, — и пять основных рас: нейтралитет, служение, дружба, родительская и супружеская любовь; из основных рас супружеская, или мадхурья-раса, самая превосходная.
раса-таттва
учение Господа Чайтаньи о принципах рас, которое Он дал Шриле Рупе Госвами.
расика-бхакта
святая душа, полностью отрешенная от материальной жизни. Тот, кто воспевает святое имя с бхавой.
рати
спонтанная привязанность к святому имени и преданному служению, следуя по стопам жителей Враджи.
рати-абхаса
тень рати.
Рукмини-Дваракадиша
Рукмини — это главная царица Кришны в Его играх в Двараке; Дваракадиша — это имя Кришны, правителя Двараки; Им пышно поклоняются в настроении благоговения и почтения.
рупа-даса
трансцендентное чувство своей вечной духовной формы во Вриндаване.
рупануги
последователи Шрилы Рупы Госвами.
ручи
или вкус, есть естественная склонность, поддерживаемая концентрированной сукрити, или благочестием. Существует два вида благочестия: сукрити в прошлом и сукрити в настоящем.
садхака
тот, кто практикует садхану; практикующий преданный.
садхана
систематическая практика, имеющая целью духовное совершенство, особенно поклонение Божеству и воспевание святого имени Господа.
садхана-бхакти
есть девять деталей практики садхана-бхакти: слушание, воспевание, памятование, служение лотосным стопам [в англ. варианте отсутствует — прим. рус. перев.], служение, поклонение Божеству, всяческие подношения, дружба и полное предание.
садху
чистый преданный в линии Шрилы Рупы Госвами.
садху-нинда
оскорбление садху.
садху-санга
общение с садху.
сакапата
непостоянная и иллюзорная милость Майа-деви. В случае сакапата-милости она приносит временное материальное покровительство и комфорт и, таким образом, управляет дживой. Когда она недовольна поведением дживы, она бросает ее в освобождение саюджья в брахмаджйоти; таким образом, джива обречена.
сакхи
девушки-служанки Шримати Радхарани во Вриндаване.
сакхья
дружеские духовные взаимоотношения; одна из девяти основных деталей преданного служения.
салокья
один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами; жить на той же планете, что и Господь.
самадхи
когда единственный объект глубокой медитации спонтанно целиком заполняет ум; когда преданный не имеет интереса ни к чему другому, кроме совершенного погружения в игры Господа Кришны.
самбандха
трансцендентное чувство родства.
самбандха-гьяна
знание о правильном понимании взаимоотношений между Господом, Его энергиями и дживой.
самбандха-рупа
преданное служение, украшенное рагой (см.), которое бывает двух видов: кама-рупа (любовное) и самбандха-рупа (родственное); см. также рагануга-бхакти.
самбандха-таттва
правильное понимание взаимоотношений между Господом, Его энергиями и дживой.
самбхога-раса
преданное настроение наслаждения непосредственно с Господом Кришной; искренним преданным следует отказаться от любого намерения достичь самбхога-расы, так как такая попытка несомненно закончится провалом.
самвит
могущество знания Господа, скрытое в дживах, через которое Господь реализует Свою высшую божественную природу и позволяет другим понять ее.
самипья
один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами; близкое общение с Господом.
сампатти-даса
стадия наследования. Когда человек может окончательно расстаться со всеми временными материальными обозначениями и постоянно пребывает в той изначальной духовной индивидуальности, к которой он стремится, он достиг сампатти-дасы — наследования своей духовной индивидуальности.
сампрадая
ученическая преемственность, начинающаяся от выдающегося преданного Господа. Есть четыре общепринятых вайшнавских сампрадаи: Брахма, Кумара, Шри и Рудра.
санатана-дхарма
форма ведического общества, состоящего из четырех социальных групп по роду занятий (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и четырех духовных укладов жизни (брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси) и сосредоточенного на выполнении преданного служения Господу.
сандеша
сладкое блюдо, сделанное из натурального сыра.
сандхини
трансцендентное могущество Господа вечного существования.
санкета-намабхаса
бывает двух видов: 1) когда человек, несмотря на намерение воспевать имя Господа Вишну имеет материальное понимание этого, и 2) когда у него в уме что-то, совершенно отличное от Господа или Его имени, но он воспевает святое имя, так или иначе помня об этом трансцендентном звуке. Яваны едят коров, однако несмотря на это, они могут достичь освобождения, произнеся “харам”, обыкновенное слово на их языке (урду). Могущество святого имени никогда не уменьшается, даже если его воспевают в санкета-намабхасе.
санкирта-на
означает “совершенная киртана”, ибо нет необходимости выполнять любую другую деятельность в преданности, если человек совершает санкиртану.
санкхья
древняя философия, подчеркивающая разницу между духом и материей. Есть две философии санкхьи: атеистическая санкхья, выдвинутая самозванцем Капилой, и подлинная санкхья, открытая Господом Капилой, сыном Девахути, воплощением Бога.
санньяси
отреченный порядок духовной жизни в ведическом обществе (варнашрама-дхарме).
санчхари-бхава
направляет поток экстатических чувств в стхайи-бхаве (см.); другими словами, стхайи-бхава — это ее цементирующая среда, она расширяет стхайи-бхаву и окончательно сливается с ней.
традиционная женская одежда в ведической цивилизации, состоящая из длинной ткани, искусно согнутой и обернутой вокруг тела.
сарупья
один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами; принятие такой же формы и облика, что и Господь.
сарштхи
один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами; иметь то же богатство, что и Господь.
саттвика-брахманы
брахманы, которые пребывают в чистой гуне добродетели.
саттвика-бхава
возбуждение преданности, вызванное исключительно трансцендентными чувствами.
сахаджийи
одно из тринадцати ложных ответвлений преданных, которые претендуют на то, что они — последователи Господа Чайтаньи, но, в действительности, привязаны к материальной деятельности, только лишь делают вид фальшивых признаков преданности.
саюджья-мукти
имперсональное освобождение, когда джива сливается с брахмаджйоти; считается духовным самоубийством.
сва-мантра
своя первоначальная или главная мантра.
сваништха
садхака, или тот, кто занимается духовной практикой, который предан самореализации; он полностью отбрасывает все принципы варнашрама-дхармы и прилагает усилия исключительно для удовлетворения Всевышнего Господа Хари.
сварупа
своя изначальная, вечная духовная форма в отношениях с Кришной.
сварупа-абхаса
частичное проникновение полного сияния; например, в пасмурный день присутствует свет солнца, но полное сияние солнца заслонено облаками.
сварупа-лакшана
главный признак (то есть преданность Господу) садху независимо от его варны и ашрама.
сварупа-шакти
внутреннее могущество Самого Господа. Сварупа-шакти составляет самую сущность энергий хладини и самвит; смесь сварупа-шакти с блаженством и знанием дживы создает умонастроение, необходимое для чистой спонтанной преданности, известной как бхакти-сварупам-шакти.
сва-ручи
естественная склонность, как у гопи.
сваршики
ашта-калия-лила смарана также известна как поклонение сваршики. На этой стадии бхаджаны Господь Кришна является согласно времени и месту развлечения; спонтанное проявление непроявленных игр Кришны, даже когда практикующий не стремился к этому.
сева
трансцендентное настроение служения.
севапарадха
оскорбления в преданном служении.
сиддха
совершенная душа, которая оказывает служение в подходящей духовной форме.
сиддхадеха
духовная индивидуальность, то есть свое духовное имя, форма, качества, служение и так далее. Духовный учитель также открывает, кто родители садхаки-манджари, как личности, и в каком доме она родилась, кто ее муж и так далее.
сиддха-ручи
неизменная духовная раса.
сиддха-сварупа
достижение своей вечной духовной формы.
смарана-даса
стадия памятования. Благодаря чистой памяти о настроениях расы человек желает осуществить их; так он достигает третьей стадии, смарана-дасы.
смаранам
означает память, или поиск умом Господа; человек должен шаг за шагом следовать этому процессу, вспоминая сначала имя, затем форму, качества и т.д.; одна из девяти основных деталей преданного служения.
смрити
раздел ведической литературы.
снеха
переполнение любовью, которая полностью расплавляет сердце до невообразимо прозрачного состояния, на которое указывают неудержимые обильные слезы; именно на этой стадии стремление преданного увидеть Кришну никогда не исполняется.
«Става-мала»
собрание очень хороших молитв, написанных Шрилой Рупой Госвами.
стхайи-бхава
состояние совершенства, состоящее в непрерывном чувстве; также известна как рати (см.).
субхакарма
благочестивая материальная деятельность, такая как мирские религиозные жертвоприношения, хорошая работа, поклонение полубогам и т.д.
суджаны
преданные, которые принадлежат четырем вайшнавским сампрадаям.
сукрити
благочестие из прошлых жизней.
суммум бонум
высшее благо, или конечная цель всякой деятельности.
сурабхи
трансцендентные коровы Господа Кришны, дающие неограниченное количество молока.
тамала
дерево, кора которого цветом похожа на облик Кришны, и грациозно изогнутый ствол также выглядит, как Кришна, встречающееся в рощах на берегах реки Ямуны во Вриндаване.
тантра
первоначально относилась к инструкциям для поклонения, но позднее была превращена в школу материалистического поклонения полубогам, основанного на гуне невежества.
татастха
крайняя зона (татастха), на которой пара-шакти проявляет джива-шакти. Джива — вечна и непостижимо едина и в то же время отлична от Всевышнего Господа; она является энергией Кришны и поэтому считается принадлежностью служения Господу.
татастха-лакшана
материальные, или внешние признаки садху; они меняются в зависимости от варны и ашрама преданного.
таттва-вьявадхана
нарушение философии или умозаключений при воспевании святого имени; это очень тяжкое оскорбление святого имени.
тилака
отметки из священной глины на лбу и других частях тела вайшнава. Каждая