Манах-шикша» отвечает на этот важный вопрос, а в «Шри Бхаджана-дарпане» каждый вопрос в этих стихах объясняется подробно и раскрывается весь внутренний эзотерический смысл.
Два типа духовных учителей
Есть два типа духовных учителей: дикша-гуру и шикша-гуру. Беспримесный преданный, который полностью разрушил все анартхи‚ или нежелательные устремления в сердце, распространяя трансцендентное знание священной связи с Господом Шри Кришной, известен, как дикша-гуру. А чистый преданный, который наставляет и руководит учеником в доверительном служении Шри-Шри Радхе и Кришне — это шикша-гуру. Оба являются проявлениями Кришны и равны во всех отношениях, и им обоим следует оказывать высочайшее почтение, как объектам поклонения и любовного служения.
Вриндавана-дхама и преданные
Шри Враджа-дхама — это святая обитель трансцендентных любовных игр Шри-Шри Радхи и Кришны. Гокула, Вриндавана, Нандаграма, Говардхана, Йавата, Радха-кунда и Шьяма-кунда — это некоторые из многих различных мест во Врадже, где Они совершали Свои лилы.
Шри Враджа-баси-джана — это чистые преданные, которые в настоящее время живут в этой священной дхаме и оказывают любовное служение Шри-Шри Радхе и Кришне. Они не стремятся даже на Вайкунтху, что же говорить о желании какого-то чувственного удовольствия или освобождения. Для того, чтобы оказывать любовное служение Божественной Паре, они живут во Врадже лично или в медитации, и поэтому они считаются преданными очень высокого уровня, или наиболее продвинутыми уттама-адхикари.
Суджаны — это преданные, которые принадлежат к четырем вайшнавским сампрадаям. Многие из них живут во Врадже, но не в своих духовных формах. Это значит, что они присутствуют во Врадже, но не поклоняются Шри-Шри Радхе и Кришне в настроении игр Вриндаваны. Вместо этого они поклоняются Радха-Кришне в настроении Рукмини-Дваракадиши в Двараке или как Лакшми-Нараяне — с чувствами благоговения и почтительности. Как промежуточные преданные, они называются мадхьяма-адхикари.
Брахманы, точно следующие принципу варнашрама-дхармы, изучающие науку вайшнавизма, известны, как бхушураганы. Они являются преданными-неофитами, или каништха-адхикари.
Инициация и мантры
Мантра, которую ученик получает непосредственно от своего духовного учителя, известна как сва-мантра, первоначальная, или главная мантра. Для того, чтобы гарантировать духовный успех, ее следует усердно воспевать. Хари, Радха-канта, Кришна, Говинда и т.д. — это главные имена Всевышнего Господа. Когда он призывает Патита-павану, параматму, брахмана и т.д., эти имена известны, как Его косвенные, или вторичные имена. Следует принять убежище главных имен Господа, в особенности, маха-мантру:
харе кришна, харе кришна, кришна кришна, харе харе
харе рама, харе рама, рама рама, харе харе
Предание без притворства
Шрила Рагхунатха даса Госвами определяет предание, как внешний признак внутреннего развития беспримесной любви и привязанности к лотосным стопам Шри-Шри Радхи и Кришны. Иллюзия, лживость, притворство, невежество, неискренность и совершение оскорблений есть различные аспекты гордыни. Ибо в практике бхакти, или преданного служения, развитие других желаний и стремлений, нежели те, что увеличивают чистую любовь, считается притворством. Когда существует преобладание действий ради результатов, эмпирического знания или практики йоги в выполнении бхакти, невежество возрастает и является причиной потери какого-либо истинного знания, которое человек приобрел. Другими словами, когда служение Радхе и Кришне осквернено любым отрицательным или неблагоприятным настроением или практикой, оно покрывается майей, или иллюзией. Это все препятствия, которые должны быть удалены с пути чистой бхакти так, чтобы человек освободился от ложной гордости рождения в варнашрама-дхарме, материальных достоинств и забывчивости своей изначальной духовной сущности.
Самоосознание — это чистая привязанность
Следовательно, самоосознание, или отождествление с духовной сущностью — это чистейшая форма привязанности. Изначальное, и поэтому конституциональное, положение живого существа есть положение вечного слуги Шри Кришны. Именно только благодаря силе иллюзии и материальной обусловленности душа развивает привязанность к преходящим материальным вещам. Так как Господь Кришна — это Душа душ, или Сверхдуша, привязаться к истинной жизни можно только на платформе чистой преданности Всевышнему Господу. Насколько привязанность сосредотачивается на сознании Кришны, до такой степени она известна, как возвышенная привязанность.
Дело в том, что надо очень стараться развить этот вид привязанности к Господу Кришне и преданному служению Ему, никогда не удовлетворяясь и думая: «Если удача благосклонна ко мне, это произойдет автоматически.» Когда мы выполняем практику бхакти-йоги в обществе чистых преданных, наша внутренняя духовная сила постепенно проявляется все больше и больше, а результаты деятельности ради плодов начинают рассеиваться. Таким образом, практикующий садхана-бхакти без сомнения привлечет милость чистых преданных и Самого Всевышнего Господа Кришны.
Общение приводит к вере и инициации
Ценный духовный совет в этом смысле таков: пока результаты деятельности ради плодов не ослаблены очищающим общением со святыми личностями, шраддха, или вера, не прийдет. Без должной веры человек остается неквалифицированным, чтобы слушать трансцендентные темы и, таким образом, усваивать духовные наставления. Однако, если вера пробуждается в его сердце, его самый первый шаг — принять инициацию от настоящего дикша-гуру, чтобы получить мантру для постоянного поклонения и чтобы оказывать любовное преданное служение Божественной Паре Шри-Шри Радхе и Кришне. Следует воспевать эту мантру и поклоняться как инициирующему, так и наставляющему духовному учителю с великой преданностью, никогда не думая, что гуру — это просто великий святой, а скорее, что он — самый близкий и доброжелательный друг.
Наставления преданному
Трем видам преданных-вайшнавов — каништха, мадхьяма и уттама — следует выражать почтение согласно их статусу и любяще служить для их удовлетворения. Искреннему преданному следует развивать истинную привязанность к святому имени и к мантре, дарованной ему через дикша-гуру Душой его собственной души, и следует предоставить себя в полное предание Им.
на дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру
врадже радха-кришна-прачура-паричарйам иха танух
шачи-сунум нандишвара-пати-ситатве гуру-варам
мукунда-прештхатве смара падам аджасрам нану манах
О мой дорогой ум, пожалуйста, не совершай религиозной деятельности, описанной в Ведах, или греховной деятельности, также обозначенной в писаниях. Окончательное заключение Ведической литературы — это то, что Божественная Пара Шри-Шри Радха и Кришна — это высший объект поклонения, и среди всего такое любовное служение Им — это самый приятный опыт. Поэтому, о ум, полностью займись служением Им с любовью и преданностью. Всегда медитируй на Господа Шри Чайтанью Махапрабху, сына Матери Шачи, понимая, что Он совершенно не отличен от Шри Кришны, сына Махараджи Нанды. О ум, кроме того, медитируй на Шри Гуру, который является самым дорогим преданным Господа Мукунды, Кришны.
Шри Бхаджана-дарпана
Совет, который Шрила Рагхунатха даса Госвами дал нам в первом стихе, был искоренить всю нашу гордость, но, естественно, это порождает некоторые проблемы. Как живое существо может содержать и защищать себя, если оно все время занимается преданным служением Господу Кришне? Как человек может вести нормальную активную жизнь, если он отказывается от предписанных обязанностей, которые регулируют религиозную и профессиональную деятельность, а также от грехов, совершаемых в повседневной жизни? Возникает вторая проблема: если кто-то искренне направляет свою преданность на Шри-Шри Радху и Кришну, как же он сможет созерцать Шри Кришна Чайтанью? Каково его положение? Третий вопрос таков: в каком преданном настроении следует медитировать на духовного учителя?
Благочестивая и неблагочестивая деятельность
Веды утверждают, что каждый поступок человека подходит только под одну из двух категорий: благочестивый или неблагочестивый. Если ему надо ограничить себя от всей деятельности, как он сможет выдержать даже мгновение? Но заметьте, пожалуйста, что Шрила Рагхунатха даса Госвами не предлагает прекратить всякую физическую деятельность, неблагочестивую или наоборот. В этом мире есть два класса живых существ: самореализованные и невежественные. Невежественные не могут работать без правил и предписаний, ибо когда они действуют независимо от указаний священных писаний, их деятельность превращается в неблагочестивую и безнравственную. Поэтому Веды подразделяют деятельность всех людей на благочестивую и неблагочестивую по отношению к этим указаниям. Те, кто обладает знанием о душе и истинно духовной ее сущности, являются самореализованными, и поэтому правила и предписания священных писаний не предназначены для них. Писания наставляют их избрать путь самоосознания, то есть процесс предания Господу Шри Кришне — другими словами, развивать беспримесную любовную преданность Личности Бога.
Благочестивый и верующий человек принадлежит к этой последней категории, и таким образом Шрила Рагхунатха даса Госвами советует ему не запутываться ни в благочестивой, ни в неблагочестивой деятельности, а заняться неограниченным преданным служением Божественной Паре, Радхе и Кришне. Вся необходимая деятельность в жизни садхака, или практикующего преданного, должна быть увязана с непосредственным служением Высшей Божественной Паре.
Господь — это высший наслаждающийся
Когда садхака таким образом строго практикует варнашрама-дхарму, он естественно совершает всю свою деятельность как служение Всевышнему Господу. Преданным-домохозяевам в особенности следует установить поклонение Божествам в своих домах, таким образом делая Божество центром всей своей деятельности и поклонения. Грихастха зарабатывает деньги, ведет семейное хозяйство, защищает свое имущество, строит дом и т.д., все выполняя в настроении служения Господу. Он никогда не пытается занять такую позицию, что только он — наслаждающийся результатами своих действий. Он даже совершает ритуал шраддха, как упоминается в «Хари-бхакти-виласе», но только как служение Господу. Таким образом, когда его преданность созревает и становится готовой к тому, чтобы выйти из строгих предписаний варнашрама-дхармы, он может очень легко жить во Враджа-дхаме и целиком вовлечься в служение Божественной Паре в духовной расе, свойственной его духовной индивидуальности. Даже те, кто продолжает жить вне Враджи, могут находиться там благодаря медитации.
Преданные должны поклоняться Гуру-Гауранге
Следует всегда медитировать на Господа Гаурангу, зная, что Он в любом случае неотличен от Шри Кришны, и на Шри Гуру, зная, что он — самый дорогой преданный Господа Мукунды. Без памятования и поклонения сначала духовному учителю и Господу Гауранге нельзя оказывать чистое любовное преданное служение Божественной Паре Шри-Шри Радхе и Кришне. Отклонение от этого процесса затормозит все духовное продвижение. Если кто-то пытается поклоняться Господу Чайтанье отдельно и независимо, он не сможет понять, почему Он неотличен от Господа Кришны. Однако, при укреплении знания коренного единства Господа, воспоминание о Господе Чайтанье прочно вплетается в структуру поклонения Шри Кришне.
Гуру известен как мукунда-прештха, или самый дорогой для Господа Мукунды, Всевышнего Господа, который дает освобождение от боли материального рабства. Преданному следует думать: «Господь Кришна послал Шри Гурудеву, чтобы освободить меня», — и таким образом все совершенно согласуется с осознанием того, что духовный учитель — это возлюбленная наперсница и служанка Шримати Радхарани.
йадиччхер авасам враджа-бхуви са-рагам прати-джанур
йува-двандвам тач чет паричаритум арад абхилаше
сварупам шри-рупам са-ганам иха тасйаграджам апи
спхутам премна нитйам смара нама тада твам шрину манах
Мой дорогой ум, если ты стремишься жить во Враджа-дхаме и выполнять преданное служение на платформе рагатмика-бхакти, а также тосковать по непосредственному служению Шри-Шри Радхе и Кришне, тогда просто прими желание помнить и поклоняться рождение за рождением лотосным стопам Шри Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами и всем остальным спутникам Шри Чайтаньи, которые получают Его милость.
Шри Бхаджана-дарпана
Можно поднять вопрос, возможно ли достичь рагатмика-бхакти и жить во Враджа-дхаме, если принять дикшу и получить наставление из