ученической преемственности другой, нежели Гаудия самапрадая. Выполнение, а также цели преданного служения подразделяются на три категории: садхана-бхакти, или преданное служение из чувства долга, исполняемое согласно конкретным правилам и предписаниям; бхава-бхакти, или оказание спонтанного служения, которое возвышенней, чем регулируемое преданное служение; и према-бхакти, или спонтанная и чистая любовь.
Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху» I.4.15-16: «Вначале человек должен иметь предварительное желание самореализации, ибо это поднимет его до стадии вступления в общение со святыми, которые духовно продвинуты. Затем его инициирует возвышенный духовный учитель, и именно под опекой гуру он фактически начинает процесс преданного служения. Ибо только благодаря выполнению преданного служения под руководством такого духовного учителя человек освобождается от всех материальных привязанностей, достигает устойчивости в самореализации, и так приобретает настоящий вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Господе Шри Кришне, вкус, который приводит дальше к привязанности к сознанию Кришны. Это развивается в бхаве, предварительной стадии кришна-премы, или трансцендентальной любви к Богу, высочайшей совершенной стадии духовной жизни.»
Садхана-бхакти
Садхана-бхакти имеет две части: ваидхи-бхакти, или регулируемое преданное служение, и рагануга-бхакти, или спонтанное преданное служение.
Шрила Рупа Госвами описывает вайдхи-садхана-бхакти следующим образом [«Бхакти-расамрита-синдху»]: «Когда склонность к садхана-бхакти вдохновлена наставлениями священных писаний, а не спонтанной привязанностью, это называется вайдхи-бхакти. Такие правила и предписания строги и выполняются в настроении благоговения, и почтения, и роскоши. Поэтому иногда духовные авторитеты называют эту стадию марьяда-вадой, или путем почтения.»
Рупа Госвами описывает рагануга-бхакти так [«Бхакти-расамрита-синдху» I.2.270-272]: «Любовные преданные чувства, которые в совершенстве проявляются в постоянных жителях трансцендентной Враджи, известны как рагатмика-бхакти, или рагануга-бхакти. Для обсуждения рагануга-бхакти необходимо сначала разобрать рагатмика-бхакти. Естественная и сильная любовная погруженность и неутолимая жажда соприкосновения с самым почитаемым объектом, Господом Шри Кришной, называется рагой. Преданное служение, украшенное рагой, называется рагатмика-бхакти, которая бывает двух видов: кама-рупа (любовная) и самбандха-рупа (родственная).
Для того, чтобы получить право на рагануга-бхакти, человек должен развить сильную жадность (лобху), чтобы следовать по стопам вечного спутника Всевышнего Господа, который является постоянным жителем Враджа-дхамы и на сто процентов погружен в настроение рагатмика-бхакти. Именно от такого чистого преданного человек получает настроение рагатмика. Признаки того, кто развил лобху таковы, что он непринужденно привлекается любовными чувствами и характером вечных спутников Господа, подобных Нанде Махарадже и Матери Яшоде, после того, как услышит о них из открытых священных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам». Находящийся в этом любовном настроении, он совсем не заботится о правилах и указаниях священных писаний. Однако, пока привязанность, или рати, не расцвела в его сердце, преданный остается на платформе вайдхи-бхакти, которая характеризуется строгим соблюдением наставлений священных писаний и благоприятных условий.»
Все преданные достигают вайдхи-бхакти
В действительности проживая во Врадже, человек должен погрузиться в воспоминание и размышление об играх Господа Шри Кришны и тех Его близких спутников, чьи преданные чувства он стремится превзойти. Делая так, он привязывается к такому же вкусу преданности. Ему следует развивать привязанность к постоянному слушанию об этих играх. Страстно желающим садхакам, украсившим свое основное настроение преданности духовными чувствами своих любимых спутников Господа, следует оказывать служение Шри Кришне, следуя по их стопам. Как садхака, он оказывает служение в своем материальном теле, а как сиддха, или совершенная душа, он оказывает служение в соответствующей духовной форме. Хорошо известно среди знающих личностей, что в вайдхи-бхакти преданная деятельность, подобная слушанию и воспеванию, всегда продолжает совершаться преданными и, кроме того, является важной функцией в рагануга-бхакти.
Бхава-бхакти или рати
За садхана-бхакти лежит бхава-бхакти, или рати, любовная привязанность. В своей «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами описывает рати как совершенную и зрелую духовную ступень, которая может зреть даже далее, в махабхаве. Таким образом, рати энергично добиваются самые лучшие из освобожденных и совершенных преданных Господа. Когда рати укрепляется, первые волнения премы, духовной любви‚ увлекают сердце преданного. Разнообразную по природе прему, или устойчивую привязанность (рати) анализируют по многим ее преобразованиям: снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Развитие чувства преданности от рати до премы сравнивается с соком сахарного тростника. Когда он готовится, он постепенно сгущается в патоку, затем сироп, затем сахар и, наконец, в кристаллизовавшуюся сахарную карамель. Точно также в чистой духовной любви существуют постепенные преобразования, каждое из которых святые мудрецы называют различными стадиями премы. Господь Шри Кришна отвечает взаимностью на каждое из этих любовных настроений в возвышенном наслаждении и любви.
Сущность духовных рас
Эзотерический вывод здесь в том, что любовный супружеский обмен во Враджа-дхаме есть сама суть всех духовных рас, и если эта духовная струя вцелом присутствует в других духовных стадиях, там она только в ограниченной степени. Поэтому совет Господа Чайтаньи — это принять великих преданных, подобных Шриле Рагхунатхе дасу Госвами, Шриле Рупе Госвами и другим чистым преданным, которые получают особую милость Господа, в качестве собственных наставляющих учителей, или шикша-гуру.
Следует напомнить, что редко достигается любовная преданность в настроении рагатмика-бхакти, и если вообще достигается, то только после многих жизней, проведенных в преданном служения. Однако, если получить беспричинную милость Господа и Его чистых преданных, рагатмика-бхакти достигается очень быстро.
Четвертый Стих
асад-варта-вешйа висриджа мати-сарвасва-хараних
катха мукти-вйагхрйа на шрину кила сарватма гиланих
апи тйактва лакшми-пати-ратим ито вйома-найаним
врадже радха-кришнау сва-рати-мани-дау твам бхаджа манах
Мой дорогой ум, ты должен категорически отказаться от всех незначительных и мирских разговоров, которые подобны проститутке, которая похищает весь твой разум и решимость. Желание освобождения также пагубно, ибо оно подобно вселяющему ужас тигру, пожирающему само твое бытие. Затем я прошу, чтобы ты отказался даже от твоей привязанности к Господу Нараяне, супругу Матери Лакшми, богини удачи, которая предлагает великолепное благословение жить на Вайкунтхе. Я просто и смиренно прошу, чтобы ты жил во Врадже и поклонялся Шри Радхе и Шри Кришне, ибо Они благословляют Своих преданных на занятие преданным служением Им.
Шри Бхаджана-дарпана
Подобно проституткам, мирские объекты расхищают знание человека и его решимость. Проститутка ловко освобождает своих клиентов от богатства, а мирские разговоры лишают человека богатства знания. В конце концов, склонность к духовному возвышению — это его единственное сокровище, и такое сокровище есть все для искреннего трансценденталиста. Грубо материалистические предметы разговора и рассмотрение тем, не связанных с Абсолютной Истиной, воруют это сокровище, потому что они нереальны, иллюзорны и временны.
Настоящая цена чистого преданного служения
Поверхностное исполнение указаний священных писаний, которое приносит только временные и земные результаты, такие как стремление к богатству, близкое общение с женщинами или дружба с людьми, открыто привязанными к женщинам, считаются грубо материалистической деятельностью. Любое желание близости к такой деятельности равносильно мирским разговорам.
Шрила Рамананда Рая, комментируя наклонности сердца, говорит [как цитируется в «Падйавали» Шрилы Рупы Госвами]: «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть от благочестивой деятельности в сотнях и тысячах жизней. Тем не менее, его можно достичь, заплатив только одну цену: сильное стремление обрести его. Если оно доступно где-то, везде, надо приобретать его без промедления.»
Отказ от имперсонального освобождения
Мукти, или освобождение, означает освобождение в имперсональном брахмане, или слияние с сиянием Всевышнего Господа, брахмаджйоти. Также известное как саюджья-мукти, оно, по существу, отменяет личную индивидуальность и существование души. И поэтому даже попытки установить сущность брахмана с помощью этого процесса приносят только смущающее многословие. Суть дела в том, что всемогущая Верховная Личность Бога — это одна единственная, не могущая быть превзойденной абсолютная первопричина.
Энергии Всевышнего Господа вечны. Неземная вечная сила, которая действует как Его внутренняя духовная энергия, проявляет Его трансцендентные игры, и как Его внешняя материальная энергия, или майа, она создает как беспредельные огромные вселенные, так и грубые и тонкие материальные тела обусловленных живых существ. Его пограничная энергия распространяется как бесчисленные души в мироздании.
Поэтому все энергии Господа вечно заняты оказанием служения Ему. Атеисты, которые враждебны по отношению к Господу, или которые не имеют веры в Его трансцендентные игры, претендуют на создание утопии с помощью самоуничтожающего процесса слияния с брахманом, имперсональным свойством Всевышнего Господа. Такое поведение похоже на то, как заключенный пытается покончить со своими страданиями, совершая самоубийство. Надо тщательно избегать общения с людьми, которые преданы такому виду освобождения, и отвергать всю деятельность и знание, имеющее отношение к этому.
Шрила Рупа Госвами комментирует этот вопрос в «Бхакти-расамрита-синдху» [I.2.22-23]:
бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате
тавад-бхакти-сукасйа-астра катхам-абхйандайо бхавет
шри-кришна-чаранамбходжа-сева-нирврита-четасам
эшам мокшайа бхактанам на кадачит сприха бхавет
«Пока горячие желания чувственного наслаждения и освобождения настойчиво преследуют сердце, как может вкус преданного служения когда-либо распуститься в нем? Нечистое сердце — самое неподходящее место для чистой преданности, чтобы принять в нем прибежище и расцвести. Чистые преданные, в действительности занятые оказанием любовного служения лотосным стопам Шри Кришны, всегда испытывают переполняющее их счастье и блаженство, и поэтому они никогда не думают об освобождении.»
Освобождение в преданном служении
Вайкунтха в духовном небе — это обитель Господа Нараяны, где Ему поклоняются с благоговением и большой пышностью. Поклоняясь и служа, можно достичь Его обители благодаря одному из четырех видов освобождения: самипья близкое общение с Господом), саршти (иметь то же богатство, что и у Господа), салокья (жить на той же планете, что и Господь) и сарупья (обрести тот же внешний вид и признаки, что и Господь).
Шрила Рупа Госвами развивает этот вопрос в «Бхакти-расамрита-синдху» [I.2.55-56]: «Мы упоминали ранее, что все пять типов освобождения: самипья, саршти, салокья, сарупья и саюджья (стать единым с Господом) — следует отвергнуть. Однако, имеет смысл упомянуть, что, кроме саюджьи, освобождение не вредно для бхакти, или преданного служения Личности Бога. Понятно, что души в любом из четырех состояний освобождения действительно благословляются преданностью Господу Кришне.
Состояние освобождения бывает двух видов: на первое влияет желание счастья и изобилия, другое мотивировано самоотверженным любовным служением. Святые преданные считают, что первое отвратительно для чистой преданности, и поэтому беспримесные преданные, без отклонений занятые служением Всевышнему Господу и томимые жаждой наслаждения нектаром возвышенных любовных рас, не заботятся ни о какой из форм освобождения. Среди беспримесных бхакт те, чьи сердца пленили лотосные стопы сына Махараджи Нанды, Кришны, в самом деле, более возвышенны, чем другие. Они, фактически, не привлекаются божественным богатством Господа Нараяны, Господа Вайкунтхи, или даже великолепием Шри Кришны, супруга царицы Рукмини в Двараке. Хотя, в принципе, нет разницы между Господом Нараяной и Господом Кришной, Шри Кришна выше, потому что только Он есть верховный источник всех экстатических духовных рас. Самый возвышенный трансцендентный обмен находит свое полное выражение в форме Шри Кришны.»
В «Падйавали» Шри Рупы Госвами мы находим ссылку на эту тему, когда Шрила Харидаса Тхакура говорит [«Падйавали» 102]: «Нет необходимости говорить о достижении небесных планет или о том, чтобы стать Властелином вселенной. Я даже не хочу слушать ведические гимны, которые прославляют освобождение. Мой ум очарован этой сверкающей синеватой вспышкой,