Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Манах-шикша (Молитвы уму). Бхактивинода Тхакур

обман немедленно вновь атакует душу. Сердце, которое таким образом очищено благодаря смирению, не сможет никогда вновь открыть двери обману.

Седьмой Стих

пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет

катхам садху-према сришати шучир этан нану манах

сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам

йатха там нишкасйа тваритам иха там вешайати сах

Перевод

Мой дорогой брат ум, презренное желание материального почета и известности сравнивается с бесстыдной и низкорожденной проституткой, которая питается собачьим мясом — она все еще ужасно танцует в моем сердце. Как тогда девственная любовь чистой преданности Шри Кришне сможет найти хотя бы место в моем сердце? Тебе следует просто служить чистым преданным Господа, которые являются Его близкими спутниками и стойкими приверженцами. Только они смогут вытеснить эту проститутку и возвести на престол чистую любовь к Богу в моем сердце.

Шри Бхаджана-дарпана

Этот стих показывает, как человек может уничтожить любое оставшееся сомнение, которое он может иметь, если потерпели неудачу его неоднократные и исчерпывающие попытки удалить обман из своего сердца. Жажда славы есть, фактически, бесстыдная проститутка, которая стремится к тому, чтобы ей поклонялись. Все другие ненужные желания можно уничтожить, но жажду почета и известности чрезвычайно трудно искоренить. Это подобно семени, которое только позднее вырастает в растение обмана, форму, из которой происходят все другие анартхи. Поэтому ее называют бесстыдной, ибо она удобно обозревает свое собственное пагубное влияние. Слава подобна собаке, и тот, кто бегает за ней, фактически, питается плотью собаки — так желание материального почтения и известности сравнивается с проституткой из низшего класса, которая ест собачье мясо.

Материальные желания приводят к стремлению к почету

Если cваништха-садхака, упомянутый в предыдущем стихе, все еще испытывает какое-то материальное желание в своем сердце, его стремление к почету проявляется в надежде на то, что его будут считать высоко религиозной личностью, благородным человеком или даже безгрешным преданным. Париништхита-садхака хочет, чтобы его приветствовали как великого преданного Господа, или как преданного с чистым духовным пониманием, или как того, кто полностью отрекся от всего материального. Нирапекша-садхака, или соблюдающий отречение, думает, что его честь заключается в том, чтобы его считали чистым и отрешенным, понимающим все эзотерические заключения священных писаний или владеющим наукой преданности. Однако, фактически, человек способен искоренить такой обман, только соразмерно уничтожая всякое желание почета и известности. Если он не очистит свое сердце от обмана, не может быть и речи о том, чтобы когда-либо достичь беспримесной любви к Богу, как это понимается чистыми преданными Господа.

Шрила Рупа Госвами пишет в «Бхакти-расамрита-синдху» [I.4.1]: «Когда бхава или рати углубляется и созревает, и, как результат, сердце садхака смягчается и полностью тает — так говорят, когда он спонтанно притягивается к любому объекту, который имеет хотя бы самое незначительное отношение к его возлюбленному Шри Кришне — только тогда, как заявляют пандиты, он достигает любви к Богу, премы.»

Служение чистым преданным

Возлюбленные преданные Всевышнего Господа по своей природе являются Его настоящими приближенными, и их духовных статус вне всякого сравнения. Они — генералы в армии преданных Кришны, и божественные лучи от дарующей наслаждение силы Господа, или хладини-шакти, озаряют их сердца. Более того, эта сила легко переходит в другие сердца, где она преодолевает все загрязнения и вызывает трансцендентную любовь к Богу. Чистые преданные-вайшнавы принимают пыль с их лотосных стоп, остатки их пищи и их священные наставления, ибо все это имеет трансцендентное могущество наполнить чье-либо сердце божественной хладини-шакти.

Господь Шива говорит своей жене Парвати [в стихе из «Падма Пураны», цитируемом Шрилой Рупой Госвами в его «Лагху-бхагават-амрите», 2.4]: «Среди всех видов поклонения, поклонение Верховному Господу Вишну наилучшее. Но даже еще выше этого находится поклонение Его чистым преданным.»

Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» [3.7.19], где сказано: «Служение стопам духовного учителя дает возможность развить трансцендентный экстаз в служении Личности Бога, неизменному, непобедимому враг демона Мадху‚ и служение которому дает возможность преодолеть материальные несчастья.»

Все виды служения используются для поклонения преданным

Шрила Рупа Госвами дает следующий комментарий в «Бхакти-расамрита-синдху»: «Все виды преданного служения Верховному Господу, которые обсуждались в “Бхакти-расамрита-синдху”, также относятся к служению вайшнавам. Это мнение пандитов.»

Он так описывает чистого преданного [«Бхакти-расамрита-синдху»]: «При виде неописуемой чудесной личности, мокрой от слез экстаза, чье тело покрыто мурашками, идущего шатаясь, падая на каждом шагу, чье сердце плавает в волнах божественного блаженства, кто сам дрожит, как осенний лист, меня ошеломляет его преданность, и я теряю всякий интерес к семейной жизни или материальной деятельности.»

Восьмой Стих

йатха душтатвам ме дарайати шатхасйапи крипайа

йатха махйам премамритам апи дадати уджджвалам асау

йатха шри-гандхарва-бхаджана-видхайе прерайати мам

татха гоштхе каква гиридхарам иха твам бхаджа манах

Перевод

О ум, пожалуйста, живи во Врадже и усердно поклоняйся Господу Кришне, поднявшему холм Говардхану, горячо молись Ему в полном смирении, чтобы доставить Ему удовольствие. Конечно, Он низольет Свою милость на презренную лживую душу, подобную мне, очищая мое сердце от всякого обмана и притворства. Конечно, Он благословит меня удивительным нектаром премы, духовной любви к Богу, и вдохновит меня на служение лотосным стопам Шримати Радхарани.

Шри Бхаджана-дарпана

Общение со святыми личностями так могущественно, что оно уничтожает даже самые отвратительные нечистоты в сердце и возвышает духовную душу до уровня полного совершенства. К несчастью, такое безгрешное общение не всегда доступно, и поэтому следующие наставления даются нам в этом стихе.

Смиренная молитва Радха-Кришне для преодоления обмана

Смиренная мольба служит признаком настроения искреннего подчинения и преданности, особенно когда преданный чувствует, что он — самая жалкая личность, и у него нет прибежища и защиты.

Шрила Рупа Госвами пишет в своей «Шри Гандхарва-сампрартхана-аштакам»: «О Радхарани! Ты и Господь Кришна постоянно наслаждаетесь Своими нектарными любовными играми в рощах любви Вриндавана, подобно тому, как опьяненный царь слонов развлекается со своей царицей. Пожалуйста, отнеситесь с состраданием к этой душе, и, получив таким образом удовольствие, позвольте мне созерцать оба Ваших лотосоподобных лица.

Увы, Шри Радха, о Гандхарвика! Жалкий и несчастный, я бросаюсь на землю, как палка, и умоляю Тебя задыхающимся от волнения голосом услышать мою просьбу — чтобы Ты была добра и удовлетворена мной и считала меня одной из своих служанок.

О Шримати Радхарани! Твой возлюбленный Шьямасундара, Кришна, гораздо более очарователен, чем Господь Нараяна. Его красота очаровывает все творение. Ты всегда присутствуешь слева от Него, обнятая Его рукой, и Твоя изысканная красота далеко превосходит красоту Лакшми-деви. О, когда же я буду в состоянии увидеть эту Божественную Пару и всем сердцем служить Им?

О моя обожаемая госпожа, Радхарани! Я стремлюсь стать девушкой, прислуживающей Тебе, и одевать Твою трансцендентную фигуру в голубое сари, и снимать ножные колокольчики с Твоих лотосных стоп, и, таким образом, подходяще одевать Тебя для Твоих ночных свиданий с Твоим возлюбленным Кришной, прекрасным юным сыном Нанды Махараджи. Я хочу провожать Тебя на место встречи с Твоим возлюбленным в рощах любви, где ожидает Твой любовник. О Радха, когда же мне предоставится эта чудесная возможность?

О Шримати Радхика! Ты и Господь Кришна — самое лучшее украшение во всем творении. В рощах любви Ты лежишь на кровати из цветов и приятно проводишь время в любви. О, когда же я испытаю счастье служения Тебе и лотосным стопам Твоего возлюбленного?

О царица Вриндаваны! Когда же я смогу обмахивать Тебя чамарой? Когда Ты и Твой возлюбленный Кришна приходите для отдыха под дерево на берегах Радха-кунды, устав от любовных развлечений, жемчужины пота украшают Ваши тела. Я хочу найти Вас в таком состоянии и облегчить Вашу усталость.

О прекрасноокая Радха! Иногда Ты прячешься в надежно скрытом местечке в рощах, но Кришна как-то узнает точно то место, в котором Ты спряталась, и, естественно, ловит Тебя. Вдруг Ты подозреваешь меня в том, что я показала [в духовной форме служанки — прим. рус. перев.] Твое место тайного убежища, и начинаешь допрашивать меня. Я начинаю запинаться: “Это была не я! Читралекха насплетничала Тебе. Так что, пожалуйста, не хмурься и не говори со мной так строго!” О, когда же я смогу сказать Тебе подобные слова просьбы в присутствии Шри Кришны?

Когда Ты побеждаешь Кришну в шуточной словесной перепалке, Ты весело хвастаешься победой Своим подружкам, сакхи. Они очень высоко оценивают Твою победу и приветствуют Тебя, восклицая: “Джая Радхе! Джая Радхе!” О, когда же я стану настолько удачлива, чтобы участвовать в Твоем победном хоре?

Кто бы ни читал эту молитву с верой и любовью, прославляя сверхпревосходную личность Шримати Радхарани, дочери царя Вришабхану, несомненно, пленит Шримати Радхарани и Господа Кришну, чтобы Они лично явились перед ним, очень довольные им.»

Средство от всякого притворства

Поскольку чистая душа изначально проста и искренна, живое существо отвергает осквернение обманом. Как только джива входит в соприкосновение с невежеством и агностицизмом, она становится нечестной, надменной и стремится к почтению и положению в обществе, ища обманные пути и всегда занимаясь преходящей материальной деятельностью. Таким образом, она отдаляется от своего изначального духовного сознания, или сознания Кришны. Но если та же самая несчастная душа ясно поймет, что ее истинное положение — это чувствовать себя смиреннее, чем солома на улице, и поэтому проявит разум, чтобы почитать других в зависимости от их положения, одновременно принимая полное прибежище святых имен Верховной Личности Бога, тогда, несомненно, она получит милость Господа Шри Кришны и сопутствующую благосклонность всех святых личностей.

Преданное служение в супружеской любви

Шрила Рупа Госвами описывает супружескую шрингара-расу следующим образом:

«Пятая раса, называемая супружеской любовью, — это драгоценный венец всех духовных рас. Сначала приходит глубокая любовная привязанность к Кришне, которая известна, как мадхура-рати. Когда эта привязанность смешивается с четырьмя экстатическими чувствами: вибхавой, анубхавой, саттвикой и вьябхичари, — тогда можно на самом деле ощутить супружескую расу.»

Например, в расе служения, дружбы и родительских отношений глубокая и устойчивая привязанность, известная, как стхайи-бхава, смешивается с четырьмя экстатическими чувствами и является причиной расы, или сладости. В супружеской расе Господь Кришна и Шримати Радхарани есть принцип аламбана, или поддержка, а Их качества есть уддипана, или стимулы для мадхура-расы. Участвуя в Их играх, гопи, а иногда даже и Сам Господь Кришна, проявляют восемь видов экстатических признаков, известных как ашта-саттвика-викара, и тридцать три настроения преданности, известных как вьябхичари-бхава. Так они вспенивают океан расы.

Развитие расы

Когда садхана-бхакти, или преданное служение на стадии установленного порядка, развивается в бхава-бхакти, или спонтанное преданное служение, оно автоматически преобразуется в стхайи-бхаву, или постоянное духовное чувство. Позднее, когда оно смешивается с четырьмя экстатическими чувствами вибхавы, анубхавы, саттвики и вьябхичари, вызывается раса, и бхава-бхакти преобразуется в према-бхакти, или преданное служение в чистой любви к Богу. Иногда это называют бхакти-расой. Все игры Кришны во Вриндаване, особенно Его деятельность с гопи, есть совершенный пример этой расы. Беспримесные преданные, которые достаточно удачливы, чтобы возвыситься до

Скачать:PDFTXT

Манах-шикша (Молитвы уму). Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать, Манах-шикша (Молитвы уму). Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Манах-шикша (Молитвы уму). Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать онлайн