к пяти видам нектарного служения Господу Кришне согласно надлежащим стандартам, а именно: поклонению, прославлению, медитации, слушанию и предложению почтительных поклонов [арчана, киртана, дхьяна, шравана и пранама]. И одновременно служи холму Говардхане.
Шри Бхаджана-дарпана
Теперь Шрила Рагхунатха даса Госвами объясняет самые тайные и эзотерические аспекты науки преданного служения:
· Пользующиеся доверием вечные спутники: Господь Кришна окружен друзьями, такими, как Шридама, Субала и др., а Шримати Радхарани окружена подругами, такими, как Шри Лалита-деви и Вишакха-деви.
· Плениться любовными развлечениями: погрузиться в супружескую расу Кришны, зная, что все другие расы: служения, дружбы и родительства — менее привлекательны.
· Возможность личного служения во Врадже: преданное служение, оказываемое на стадии садхана-бхакти, лучше проходить в движении; оно не является личным служением Господу. На этой ранней стадии совершенства душа служит Господу на расстоянии. Сначала преданная служит под руководством манджари на расстоянии, а потом, постепенно, возвышается до личного служения сакхи. Затем, усовершенствовав свое служение под опекой сакхи, она получает возможность личного служения Божественной Паре Шри Радхе и Шри Говинде.
Личное служение Божественной Паре
Есть бесчисленное множество видов личного служения: чистка рощ, где проходят игры Шри-Шри Радха-Кришны, приведение в порядок Их постели, ношение воды, приготовление пана с орехами бетеля, нанизывание гирлянд и т.д. Среди несметного множества служанок каждая имеет конкретное служение, в которое они погружены полностью.
Личное служение возможно, только когда живое существо получает свое изначальное духовное тело. Личное служение на платформе супружеских взаимоотношений затопляет сердце необъяснимым блаженством и всегда новыми преданными чувствами, вызванными неясными экстатическими эмоциями, идущими изнутри наружу. Это блаженство очень быстро увеличивается каждое мгновение. Никакая печаль или грусть не может коснуться сердца преданного, потому что теперь его единственной заботой является служение возлюбленному объекту без малейшего желания самовозвеличивания. Настроение разлуки (випраламбха), проявляемое в супружеских взаимоотношениях, которое кажется причиняющим боль и печальным, несущественно; фактически, это просто трансформация сильного экстаза. Ни в каком отношении это чувство нельзя приравнивать к печали, которую живое существо проявляет на мирском уровне.
· В убежище Шрилы Рупы Госвами: наставления и правила, установленные Шрилой Рупой Госвами‚ духовным наставником и авторитетом в науке вкуса преданности, или расы, в его книгах, подобных «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани», предназначены для того, чтобы им искренне следовали. Он пишет [«Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.90-92]: «Надо поклоняться Божеству, форме Господа, с верой и преданностью; иметь вкус к темам «Шримад-Бхагаватам», слушая их от продвинутых преданных, которые хорошо знают науку вкусов преданности; общаться с одинаково мыслящими вайшнавами, которые чисты, более возвышенны и реализованы; воспевать маха-мантру регулярно и постоянно; и жить в святой дхаме, подобной Вриндаване. Раньше я перечислял эти пять типов преданной деятельности; я упоминаю их еще раз, только чтобы повторить их важность и превосходство над другими процессами преданности.»
· Поклонение Божествам: служить лотосным стопам Божеств, поклоняясь Им; должным образом соблюдать хари-басар (экадаши, маха-двадаши, дни явлений Господа и другие праздники); наносить тилаку на тело и почитать маха-прасадам-малу (гирлянду, используемую для Божества); оказание почтения благодаря тому, чтобы пить чаранамриту (воду, молоко и т.д., используемые для омовения Божеств) и есть маха-прасадам-анну (пищу, предложенную Божествам). Соблюдение духовных обетов (картика-врата) и поклонение и служение Туласи-деви и т.д., — все это входит в поклонение Божествам.
· Прославление: включает изучение писаний, обсуждение тем сознания Кришны среди преданных, совместное воспевание маха-мантры и пение или разговор о трансцендентных качествах и играх Всевышнего Господа.
· Медитация: все, что имеет отношение к воспоминанию. Память о Господе и Его играх относится к медитации.
Медитация, или воспоминание
Шрила Джива Госвами описывает медитацию, или дхьяну, следующим образом [«Бхакти-сандхарбха»]: «Смаранам, или воспоминание, значит проникать умом. Надо шаг за шагом следовать процессу (вспоминая сначала имя, затем форму, качества и т.д.). Тогда человек легко продвигается по духовному пути и помнит все, что имеет отношение к Господу, подобное Его качествам, спутникам, убранству и, наконец, Его играм.»
Согласно «Бхакти-сандхарбхе», существует пять видов смаранам, или медитации:
«1) Ограниченное изыскание с помощью ума имени, формы и т.д. Господа называется смаранам.
2) Полностью отозвать ум от внешних явлений и, слегка направляя его, погрузить в мысли о Господе — это дхарана.
3) Зафиксировать ум на мыслях о конкретной форме, игре и т.д. Господа — это дхьяна.
4) Когда дхьяна становится непрерывной и дает неимоверное блаженство, это известно как дхрува-анусмрити.
5) Когда спонтанно проявляется единственный объект глубокой медитации, заполняя весь ум, — это называется самадхи.»
· Слушание: слушать об имени, форме, играх и т.д. Господа от чистого преданного или садху — это процесс слушания. Слушание лекций по священным писаниям на классе или семинаре (иштха-гоштхи) также является частью шраванам, или слушания.
· Предложение почтительных поклонов: предлагать почтительные поклоны Божествам и предлагать почтительные поклоны (дандават) святым местам, которые напоминают о Всевышнем Господе.
· Служение холму Говардхане: Шрила Рагхунатха даса Госвами адресовал это наставление как себе, так и вообще каждому. Холм Говардхана — это самый дорогой объект поклонения для преданных.
Поклонение Рагхунатхи даса Госвами говардхана-шиле
Господь Чайтанья дал Шриле Рагхунатхе дасу Госвами говардхана-шилу. Он описывает этот случай следующими словами: «Хотя я самый падший и жалкий, эта божественная Личность, которая спасла меня от соблазна огромного богатства, жены и т.д. Своей беспричинной милостью, получила удовольствие, поместив меня подле Себя, приняв меня в качестве одного из Своих близких и дорогих спутников. Надев на мою шею гирлянду из диких цветов, гуньджа-малу, и говардхана-шилу так, чтобы они всегда были около моего сердца, пусть этот великодушный Господь Гауранга всегда присутствует в моем сердце и затопляет его высшим экстазом.»
Говардхана-шила — это прямое проявление Всевышнего Господа. Предлагать почтение и поклонение холму Говардхане и думать, что “так как Шрила Рагхунатха даса Госвами никогда не покидал окрестностей Говардханы, я тоже не хочу уходить отсюда”, — это признак неуклонной преданности и это то же самое, что и служить холму Говардхане. Для садхака, или начинающего, это имеет два значения:
1) поклоняться говардхана-шиле таким же образом и по тем же правилам, что и Божествам, и
2) оставаться в святом месте развлечений Господа Кришны, что означает остаться во Врадже и медитировать на Господа. Это другой способ сказать то же самое.
Шрила Рупа Госвами писал, что проживать в святой дхаме — это одна из главных деталей чистой преданности.
· Надлежащие стандарты: надлежащие стандарты и правила не обязательно подразумевают видхи, или чрезмерные правила и предписания. Те, кто находится на платформе вайдхи-бхакти, или преданной практики, управляемой предписаниями и строгими указаниями, поймут “надлежащие стандарты” таким образом. Но возвышенные души, которые находятся на платформе рагануга-бхакти, будут руководствоваться правилами рага-бхакти, как сформулировано Шрилой Рупой Госвами.
Двенадцатый Стих
манах-шикша-даикадашака-варам этам мадхурайа
гира гайатй уччаих самадхи-гата-сарвартха-тати йах
са-йутхах шри-рупануга иха бхаван гокула-ване
джано радха-кришнатула-бхаджана-ратнам са лабхате
Тот, кто принял прибежище Шрилы Рупы Госвами и его прямых последователей и, проживая в Гокуле (Врадже), сладостно воспевает эти одиннадцать стихов, которые наставляют ум ясно понять цель этих текстов, несомненно обретет бесценную жемчужину преданного служения Шри Радхе и Шри Кришне.
Шри Бхаджана-дарпана
Автор описывает результат чтения одиннадцати стихов, которые он произносит своему уму, но, на самом деле, они подходят для читателей.
· Последователи: он имеет в виду последователей Шрилы Рупы Госвами (рупанугов), которые испытывают тот же вкус в преданном служении, что и он сам, сострадательны и более продвинуты, чем он. Также, как Лалита-деви, несмотря на то, что она — руководительница в своей группе, она все же является служанкой Шримати Радхарани, так и многие возвышенные бхагавата-уттамы, или вайшнавы высшего класса, которые являются гуру многих учеников, — это последователи Шрилы Рупы Госвами.
Ютхешвари, или лидеры групп, как последовательницы Радхи
Шрила Рупа Госвами пишет в «Уджджвала-ниламани» [«Хари-прия-пракаран», 61]: «Шри Лалита-деви и другие сакхи — все являются квалифицированными лидерами своих личных групп, но, однако, так как они сильно стремятся к увеличению своей любви к своему почитаемому объекту Шримати Радхарани и к тому, чтобы угодить Ей, они просто стремятся к положению и настроению Ее последовательниц.»
· Прямые последователи Шрилы Рупы Госвами: учение Господа Чайтаньи, касающееся принципов взаимоотношений (раса-таттва), которое Он дал Шриле Рупе Госвами, процесс поклонения и бхаджаны, которой следовал сам Шрила Рупа Госвами, называются рупануга-бхаджаной.
· Лес Гокулы: любое уединенное местечко в районе Враджи упоминается здесь как Гокула.
Слава Матхура-мандалы
Шрила Рупа Госвами описывает славу Матхуры в своей «Става-мале» [«Матхура-става»]: «Та, кто лучше всего предоставляет освобождение в форме преданного служения у лотосных стоп Шри Говинды; кого украшает искусство как спасения живых существ, так и помощи им в пересечении океана незнания; кто сияет подобно драгоценному венцу всех святых мест во всем творении, будучи священным местом паломничества, где Господь Кришна являл Свои ранние детские игры, — пусть эта Матхура-дхама, которую почитает даже Вайкунтха, распространяет свои благословляющие лучи на тебя.
Она сияет ярче миллионов лун; ее не победят даже бешеные атаки материального незнания в форме пяти типов несчастий, подобных невежеству и др. Это значит, что житель этого места невредим и свободен от всех материальных страданий, и, слушая о восхитительных результатах проживания в этой дхаме, могущественные полубоги также исполнены благоговения, делая что-либо для ее обитателей. Здесь Кришна постоянно совершает Свои вечные игры, которые пленяют сердца великих мудрецов, подобных Шукадеве Госвами, Шаунаке Риши и др. Она выполняет желания тех, кто поклоняется ей. Даже Господь Шива хочет служить ей, став ее привратником и охранником, и Господь Вараха пропел ей хвалу. Пусть это святое место Матхура благословит тебя любовной преданностью Всевышнему Господу.
Она подобна семени дерева освобождения и вырывает с корнем и уничтожает сорняки ненужных материальных желаний в сердце. Она защищает от всех неблагоприятных событий и несчастий, выполняет все желания вплоть до высшей стадии любви к Богу. Здесь всегда проявлена двойная духовная энергия Господа Кришны (чит-шакти), которая вечна, исполнена знания и блаженства. Пусть эта самая святая из дхам, Матхура, превратит в пепел все греховные реакции даже тонкого тела и прольет на тебя любовь к Богу.
О Аванти (Уджджаин)! пожалуйста, подними плевательницу; о Майапури (волшебный город Индры), ты можешь махать хвостом яка; о Канчи! ты держи зонтик; о Каши (Бенарес), ты держи наготове тапочки; о Айодхья (место рождения Господа Рамачандры)! тебе не нужно больше бояться; о Дварака! ты можешь прекратить петь свои восхваления, потому что царица Господа Кришны, Матхура-деви, удовлетворена всеми вами, ее служанками.»
Слава Вриндавана-дхамы
Кроме того, в «Става-мале» [«Шри Вриндавана-аштакам»] Шрила Рупа Госвами описывает славу Вриндаваны: «Та, чьи кадамбовые и другие рощи полны девушек-пастушек, гопи, которые в радости, бьющей ключом, прибегают, услышав флейту Шри Кришны; та, которая благоухает благодаря нежному бризу, который несет запах лотосов, цветущих в проточной воде Ямуны-деви, дочери горы Калинди; пусть эта Вриндавана даст мне прибежище.
Вриндавана возышенней, чем достижение освобождения на Вайкунтхе, в духовном небе, и