поэтому в тысячи раз более благоприятна. Эта земля дает бесценное сокровище духовных рас служения, дружеской, родительской и супружеской любви. Она настолько влиятельна, что Господь Брахма, четырехголовый гуру всего мира, возносит молитвы, чтобы родиться там простой былинкой среди травы или и того меньше. Пусть эта святая дхама Вриндавана станет моим единственным прибежищем.
Ее атмосфера всегда пропитана ароматом, выделяющимся из дальних рядов деревьев в цвету, изумляя и опьяняя даже Лакшми-деви, и шмели, привлеченные чрезмерным излиянием нектара из этих цветов, гудят вокруг и возносят молитвы этой святой дхаме. Пусть эта святая Вриндавана-дхама даст мне прибежище.
Все ее тело, обширная полоса земли, украшено отпечатками лотосных стоп, отмеченных знаками молнии, стрекала и т.д., вечно юной божественной пары Шримати Радхи, чей облик похож на вспышку молнии, и Говинды, чей цвет — это цвет свежих дождевых облаков. Она окружена свежими бутонами и побегами, которые стремятся превзойти нежную красоту ногтей лотосных стоп Божественной Пары. Пусть эта святая Вриндавана даст мне прибежище.
Здесь дочь закадычного друга Нанды Махараджи царя Вришабхану, Шримати Радхика-деви, позволила Вринда-деви устроить тщательные приготовления к праздненствам, чтобы увеличить удовольствие всех как подвижных, так и неподвижных живых существ. Здесь Кришна, младший брат Баларамы, убийца демона Праламбхасуры, прекрасно играет на Своей флейте, чтобы привлечь девушек-пастушек, которые искусны в наслаждении музыкой и духовными супружескими расами; и они бродят вокруг, слушая флейту. Пусть эта святая дхама Вриндаваны даст мне прибежище.
Здесь павлины, спутав Господа Кришну со свежим дождевым облаком из-за Его цвета лица, напоминающего оттенок этого облака, радостно танцуют. Здесь дочь друга бога солнца, царя Вришабхану, Шримати Радхарани, величественно заявляет из-за сильной привязанности и чувства обладания Своей землей, что “Вриндавана — Моя”, и из-за этого птицы, олени и другие животные разделяются на пары и ликуют. Пусть эта Вриндавана даст мне прибежище.
Здесь бесчисленные рощи остаются свидетелями кокетства и любовных ссор, в которых искусно побеждает Шримати Радхика, которая является источником всех трансцендентных качеств. Здесь пыль свидетельствует о замысловатых шагах танца гуру всех амурных искусств и любовных стратегий, Шри Кришны, украшенная отпечатками Его лотосных стоп. Пусть эта Вриндавана даст мне прибежище.
Гирираджа Говардхана, достигнув редчайшей особенности стать чистым преданным Всевышнего Господа (хари-даса), вечно находится здесь. Здесь расположено удивительное место сверхпревосходных развлечений Господа Кришны, которое изумляет не только цариц Двараки, Рукмини и Сатьябхаму, но и всех юных подружек Кришны, девушек-пастушек — это место танца раса. Здесь лесочки с ароматными цветущими деревьями, которые увеличивают славу и нектарное обаяние окружающего, обступают весь этот край. Пусть эта Вриндавана всегда дает мне прибежище.»
· Наставление уму: наставления умам тех преданных, которые искренне следуют серьезной духовной жизни бхаджаны, или поклонения.
· Бесценная: самая сокровенная духовная цель Шрилы Рупы Госвами, воспринятая им от Господа Чайтаньи, несравнимо выше всего.
· Сладостное воспевание: громко и ясно, в должном ритме, в компании других или в одиночку, надо сладостно воспевать эти одиннадцать стихов («Шри Манах-шикшу») в настроении мольбы и затопляющей всё любви.
· Ясное понимание цели: следует полностью вникнуть в трудную для понимания суть преданности, скрытую в этих одиннадцати стихах, и затем декламировать или петь.
Глоссарий
абхидхея
безусловные принудительные обязанности; неотъемлемое свойство, предназначенное для достижения конечной цели; воспевание святого имени и служение Господу под руководством истинного гуру.
авидья
незнание; внешняя энергия Шри Кришны, махамайа.
агья (аджна)
мудрая и зрелая личность.
агьята-сукрити
благочестивая деятельность, совершаемая неосознанно.
аламбана
личность, которая является объектом чувства, бывает двух видов: вишая и ашрая. Преданный Господа Кришны — это ашрая (хранилище), а Сам Господь Кришна — это вишая (объект) экстатической любви.
анартха
ненужные материальные желания в сердце, которые загрязняют сознание, такие как гордость, ненависть, зависть, вожделение, жадность, гнев, желание выделиться, желание богатства, поклонения и т.д.
анартха-нивритти
преодоление анартх.
анубхава
физическое выражение постоянных экстатических эмоций; происходит из вибхавы, или действий аламбаны и уддипаны (см.); например: танец, катание по земле, пение, потягивание, выкрикивание, зевота, тяжелое дыхание, отсутствие внимания к окружающим, бред, сумасшедший смех, верчение головой, отрыжка, дрожь и т.д.
анурага
спонтанная привязанность к имени Господа; состояние, при котором чувства любящего и возлюбленного возрастают, захватывая друг друга в состояние полной покорности.
анусмрити
когда дхьяна становится постоянной.
апана-даса
стадия применимости; когда человек способен полностью погружаться в настроение расы, он достигает апана-дасы или прапти-дасы.
апарадха
оскорбление святого имени, Божества, чьего-либо служения или преданного.
арати
традиционная ведическая церемония, во время которой совершается изысканное подношение Господу в форме Божества благовония, лампады на гхи, цветка и т.д.
артха
экономическое развитие с точки зрения ведического социального кодекса (варнашрама-дхармы).
арчана
регулируемое поклонение Кришне в форме Божества; одна из девяти основных деталей преданного служения.
асакти
привязанность к служению Кришне.
асат-санга
общение с людьми, которые не являются садху.
асат-тришна
стремление или привязанность к иллюзорным, временным объектам.
атма-ниведана
предание души Господу или Его представителю, гуру; одна из девяти основных деталей преданного служения.
атмарама
самоудовлетворенные трансценденталисты, которые превзошли материальную природу; лишь таких освобожденных личностей привлекает служение всевышнему Господу.
аудасинья
апатичное преданное служение, означающее недостаток твердой решимости в садхане.
аулы
одно из тринадцати ложных ответвлений преданных, которые претендуют на то, что они — последователи Господа Чайтаньи, но, в действительности, привязаны к материальной деятельности.
ахаитуки-крипа
беспричинная милость (Господа или Его чистого преданного).
ахлада
потенция блаженства, скрытая в дживах.
ачарья
преданный, который учит своим примером, он является духовным учителем, чистым преданным и может привести своих учеников к духовному совершенству.
ачинтья-бхедабхеда-таттва
учение об отношениях непостижимого одновременного единства и отличия дживы, Господа и Его энергий.
ашвамедха
ведический ритуал жертвоприношения.
ашрама
любая из четырех стадий жизни в ведической социальной системе варнашрама-дхарме: брахмачари (целомудренная ученическая жизнь в доме гуру), грихастха (жизнь женатого домохозяина), ванапрастха (жизнь в удалении от дел, когда человек странствует по святым местам) и санньяса (образ жизни в отречении); святое прибежище, свободное от материальной деятельности, стремлений и скуки.
ашрая-виграха
Шримати Радхарани, местопребывание духовной любви Господа; джива никогда не должна считать себя способной достичь уникального положения ашрая-виграха; даже мысли об этом эгоистичны; безупречное существование дживы в духовном мире — это всегда оставаться служанкой Шримати Радхарани.
ашрая-таттва
вечный спутник Господа, принцип божественного прибежища для обусловленных душ. Джива должна принять прибежище преданного-рагануги в его особенной расе, чтобы вступить в вечные игры Господа.
ашта-калия-лила
восемь вечных трехчасовых игр Шри-Шри Радхи и Кришны во Врадже; объект медитации продвинутых преданных.
ашта-сакхи
восемь главных преданных и возлюбленных девушек-пастушек (гопи), которые служат Шримати Радхарани. Это Лалита, Вишакха, Шучитра [в англ. варианте отсутствует — прим. рус. перев.], Чампакалата, Тунгавидйа, Индулекха, Рангадеви и Судеви.
ашта-саттвика-викара
восемь различных экстатических признаков, проявляемых чистыми преданными, а иногда даже Самим Господом Кришной, когда они совершают свои игры. Это паралич, потение, гусиная кожа (мурашки), потеря голоса, дрожь, опустошение (обморок), бледность и плач.
бамья-бхави
настроение либеральной гопи, или гопи левого крыла, с чрезмерной пышностью и чувством обладания, проявляемое Шримати Радхарани.
басантхана (васантха)
трансцендентное чувство преданного к месту проживания на Голоке Вриндаване.
баулы
одно из тринадцати ложных ответвлений преданных, которые претендуют на то, что они — последователи Господа Чайтаньи, но, в действительности, привязаны к материальной деятельности.
баяса
трансцендентное чувство преданного к возрасту его трансцендентной формы на Голоке Вриндаване.
бимба
красный плод, который растет во Вриндаване.
Божественная Пара
Шри-Шри Радха-Кришна, Верховная Личность Бога и верховная энергия наслаждения Господа.
символическое представление трансцендентной формы Господа в камне, дереве, металле, рисунке или в уме; форма Божества трансцендентна, потому что в духовном мире символ идентичен тому, что он представляет.
брахма-джйоти
ярко сияющие лучи трансцендентного тела Господа. Цель имперсоналистов.
неизменный характерный признак Всевышнего; сияние трансцендентной формы Господа Кришны.
брахмана
священнический интеллектуальный класс ведического общества (варнашрама-дхармы).
брахмачари
стадия целомудренной ученической жизни в ведическом обществе (варнашрама-дхарме).
бхава
совершение спонтанного чистого преданного служения в любви к Богу, с проявлением экстатических признаков.
бхава-бхакти
спонтанное служение, которое выше регулируемого преданного служения.
бхава-сева
начинается только после того, как человек преодолел намапарадхи; на стадии севы человек должен освободиться от всех оскорблений. В бхава-севе на первое место выходит ментальное служение.
знаменитое изложение трансцендентной философии, произнесенное Господом Кришной непосредственно перед битвой на Курукшетре; отрывок из «Махабхараты», состоящий из восемнадцати глав.
бхаджана
сокровенное преданное служение; воспевание песен преданности небольшой группой, обычно под аккомпанемент музыкальных инструментов; уединенное воспевание.
«Бхаджана-дарпана»
комментарий на «Манах-шикшу», написанный Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.
бхаджана-кутира
небольшая хижина, используемая для бхаджаны или интенсивной преданной медитации.
бхаджана-сиддхи
совершенство поклонения.
бхакти или бхакти-йога
путь приближения к Всевышнему Господу Кришне через экстатическую преданную любовь и служение.
бхакти-абхаса
тень преданности, или бхакти, смешанная с желаниями кармы, гьяны или йоги.
«Бхакти-расамрита-синдху»
«Океан чистого нектара преданного служения», важная работа на санскрите Шрилы Рупы Госвами, одного из непосредственных учеников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; она очень подробно описывает суть расы, давая подробные примеры из священных писаний.
бхаума-враджа-раса
враджа-раса, доступная на этом материальном уровне во Вриндавана-дхаме.
бхога
потворство наслаждению чувств.
бхусурагана
бху обозначает землю, суранга обозначает полубогов; полубоги земли, первоклассные брахманы.
вайбхава
энергии Господа, проявление Его богатств.
вайбхава-пракаша
экспансия Шри Кришны, проявляемая в связи с Его превосходством.
вайдхи-бхакти
метод садханы вайдхи — это преданное служение по правилам и указаниям священных писаний.
Вайкунтха
духовное существование, где вечно живет Всевышний Господь со Своими чистыми преданными на бесчисленных планетах, созданных из духовной энергии.
вайшнава-абхаса
вайшнава-нинда
оскорбление вайшнавов придирками и критикой.
вайшнава-прая
тот, кто похож на вайшнава; почти вайшнав.
вайшнавизм
вечная религия и культура поклонения Вишну, или преданное служение Верховной Личности Бога.
вайшья
коммерческая и банковская общность ведического общества (варнашрама-дхармы).
ванапрастха
образ жизни в удалении от дел в ведическом обществе (варнашрама-дхарма).
варана-даса
стадия принятия; варана-даса начинается, когда преданный-садхака сильно и страстно принимает супружеский вкус.
варна
профессиональные подразделения в ведическом обществе (варнашрама-дхарма): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
варна-вьявадхана
разделение слогов святого имени (как в урду слове хатхикари); в слове харам слоги, содержащие святое имя Рам, не прерваны; следовательно, произнесение “харам” дает освобождение, потому что это намабхаса.
варнашрама
форма ведического общества, состоящего из четырех варн, или профессиональных укладов (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и четырех ашрамов, или духовных укладов жизни (брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси) и сосредоточенного на выполнении преданного служения Господу.
варнашрама-дхарма
профессиональные и духовные обязанности в ведическом обществе в соответствии с системой варнашрамы.
ватсалья
духовные родительские взаимоотношения; хотя Кришна, по общему признанию, повелитель всех и вся, в родительской любви Господь подчиняется Своему преданному, который служит и защищает Господа, волнуясь, как бы с Ним не случилось ничего плохого.
духовная литература ведического общества; первоначально была одна Веда, но она была разделена на четыре Господом Вьясадевой.
веша
трансцендентное чувство наряда преданного в его вечной духовной форме на Голоке Вриндаване.
вибхава
стихия, возбуждающая чувства; причина или основа наслаждения духовным вкусом.
вибхиннамша
самостоятельные экспансии Господа, например, Парашурама, Будда, царь Притху и так далее; а также джива-таттвы.
вибху
трансцендентальный Господь, обладающий множеством энергий и богатств.
видхи
правила и указания священных писаний (см. вайдхи-бхакти).
видья
сварупа-шакти Кришны, или внутренняя духовная сила.
виласа-виграха
частичная экспансия Господа Кришны, такая как Господь Нараяна.
випраламбха
настроение разлуки, испытываемое в супружеских отношениях, которое выглядит печальным и причиняющим боль, но, в действительности, полно радости.
вираха
разлука; имеет десять сопутствующих обстоятельств: раздумья, бессонница, смятение, истощение, бледность, бессвязная речь, потрясенность, безумие, иллюзия и смерть (обморок или потеря сознания).
вишкепа
оскорбление рассеянностью, или отвлечение внимания на дела, не связанные непосредственно с садхана-бхакти.
вишну-таттва
экспансия Господа, принадлежащая к категории Вишну.
Враджа
другое название деревни Вриндаваны и окружающего района, в настоящее время 168 квадратных миль, где Кришна совершал Свои детские игры.
Враджа-баси-джана
чистые преданные, которые в настоящее время проживают в священной дхаме