о преходящести и тленности материальной природы.
Ответ: Божественная энергия Бхагавана (пара-шакти) проявляется во множестве аспектов, и прежде всего как: чит (сознание), джива (индивидуальная душа, живое существо) и майя (иллюзорная энергия). Своей чит-шакти Господь проявляет Свои Божественные Формы и Деяния. Из Его джива-шакти исходит бесчисленное множество атомов сознания, живых существ, а майя-шакти проявляет материальную вселенную. Конечно, то что порождено майей, временно, однако пока оно существует, оно реально.
Категорическое Различие (бхеда) — реально.
Вопрос: И Бхагаван, и джива описываются как сознание, так их отличие реально или вымышлено?
Ответ: Сознание Бхагавана всепроникающе (вибху-чаитанйа), тогда как сознание дживы ограничено и бесконечно мало (ану-чаитанйа). Следовательно различия между Богом и душой отнюдь не воображаемы. Бхагаван повелевает Своей майа-шакти, а джива подвержена влиянию майа-шакти.
Вопрос: Какие типы или категории отличий (бхеда) существуют на самом деле?
Ответ: Вйавахарика-бхеда и таттвика-бхеда.
Вопрос: Что означает «вйавахарика-бхеда»?
Ответ: Сущность вйавахарика-бхеды можно проиллюстрировать на примере отличия между глиняным кувшином и куском ткани. По виду они, конечно, разнятся, но у них общий первоисточник — земля, почва. Находясь в своем первоисточнике, в земле, они ничем не отличались друг от друга. И подобное различие именуется «вйавахарика-бхеда».
Вопрос: А что собой представляет таттвика-бхеда?
Ответ: Это когда два объекта отличаются и по функциональным способностям, и по источнику происхождения.
Вопрос: А к какой категории относятся отличия дживы и Бхагавана?
Ответ: К таттвика-бхеда.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что никогда и ни при каких условиях джива не может стать равной Бхагавану.
Вопрос: Как тогда понять утверждение Писаний «тат-твам-аси» (ты есть То)?
Ответ: Великий мудрец Шветакету объяснил это изречение следующим образом: «ты есть вечная душа, не рожденная материей, но явленная из Сознания (чаитанйи)». Так что эти слова вовсе не указывают на высшее всепроникающее Сознание.
Вопрос: Означает ли это, что утверждения Писаний относительно тождества дживы и сияния Брахмана не применимы к реальности?
Ответ: С точки зрения души отличие души и Брахмана вечно, но с точки зрения Брахмана вечно их тождество. Посему и различие и тождество (бхеда и абхеда) вечны и истинны.
Вопрос: Как понять столь противоречивое заключение?
Ответ: Могуществом Божественной ачинтйа-шакти даже, казалось бы, противоречивые истины существуют в совершенной гармонии. И только ограниченный интеллект джив обнаруживает для себя нечто невозможное.
Вопрос: Но почему тогда повсюду слышно порицание философии Тождества?
Ответ: Исповедующие истинное понимание Тождества провозглашают, что Различие так же вечно, и потому они приходят к непогрешимой Истине ачинтйа-бхедабхеда, одновременному Тождеству и Различию. Те же, кто проповедует только бхеда (Различие) или же только абхеда (Тождество), осуждаются за одностороннее видение Истины.
Вопрос: Кто стоит на позициях абхеды (Тождества)?
Ответ: Нирвишеша-вади признают только Тождество, тогда как савишеша-вади проповедуют вечность Различия и не признают абсолютистский принцип абхеды.
Вопрос: А кто приемлет принцип савишеши?
Ответ: Все Вайшнавские сампрадаи (последовательности учителей, объединенных определенным восприятием сиддханты).
Вопрос: А сколько существует Вайшнавских сампрадай?
Ответ: Есть четыре основных Вайшнавских доктрины: Дваита, Вишиштадваита, Дваитадваита, Шуддхадваита.
Вопрос: И в них имеются какие-то онтологические противоречия?
Ответ: Нет, нет… Никаких фундаментальных противопоставлений друг другу в них не содержится. Последователи каждой из них признают савишешу, то есть веруют в вечное Различие, и отвергают философию кевала-абхеды (абсолютное Тождество). Вайшнавы из каждой сампрадаи привлечены Господом и верой принимают бытие Господней Бхагават-шакти. Приверженцы школы дваиты провозглашают учение абсолютной адваиты (недвойственности, или иначе Тождества) сплошным обманом, поскольку твердо веруют в вечность принципа Различия. Этого принципа придерживался и Шри Мадхвачарья. Вишиштадваита-вади утверждают, что все существующее наделено своими особыми качествами, и потому абсолютное Тождество (адваита) невозможно. Дваитадваита-вади весьма бескомпромиссны в своих высказываниях, которые безжалостно разоблачают обманчивость заключений последователей философии адваиты. Доктрина шуддхадваиты также отвергает философию абсолютного Тождества и утверждает свои постулаты на основе принципа вечного существования различных качеств. Так что, как видим, никаких противоречий в этих четырех Вайшнавских сампрадаях нет.
Вопрос: А почему тогда Шри Чаитанйа Махапрабху принял именно доктрину Мадхвачарьи?
Ответ: Доктрина Мадхвачарьи находится в наиболее бескомпромиссном и жестком противостоянии с заблужденческой философией недвойственности. И, поддержав ее, Махапрабху отбросил далеко назад идеи абсолютного Тождества Шанкарачарьи. Так что, приняв сторону Мадхвачарьи, Чайтаньядев принес великое благо и защиту от стремительного натиска пагубного влияния века Кали всем душам этого мира. Но, поступив так, Он вовсе не принизил значимость и возвышенность трех других сампрадай, ведь они честно и истинно исповедуют идею савишеша-вады (вечного Различия), а значит также несут обитателям мира вечное благо.
Вопрос: Какова нитбя-дхарма (вечная природа, естественное положение) души?
Ответ: Нитья-дхарма души — бескорыстное служение Шри Кришне.
Вопрос: А как душа оказывается в неестественном для нее положении?
Ответ: Душа падает в подобное положение по двум причинам: во -первых, когда она приемлет идею абхеды, Тождества, и устремляется на поиски растворения в нирване, а, во -вторых, когда она стремиться стать искусной в получении наслаждений.
Вопрос: Почему вы относите подобные устремления живого существа к неестественным?
Ответ: Природа дживы — вечное сознание, и только то, что также относится по естеству своему к вечному сознанию, может даровать душе ананду (восторг) и прити (любовную устремленность). Имперсоналистические идеи нирвишеша-вады не в состоянии одарить душу блаженством, поскольку их целью является аннулирование души как реальной личностной субстанции. Мировоззрение материалистической вишеша-вады и вовсе не признает существование вечной души. Посему стремление души в любом из этих направлений неестественно и пагубно для нее.
Вопрос: Кого можно отнести к искателям материального счастья?
Ответ: Людей, которые запутались в водовороте кармы (деятельности ради материальных плодов) и утратили способность сознавать реальность в бесконечной череде действий и реакций. Теперь они лишь рыщут в поисках «будущего счастья».
Вопрос: А кто из них стремится к власти и влиянию в мире материи?
Ответ: Те, кто достигли больших высот в практике мистической йоги, склонны таким образом пожинать плоды своей мистической практики.
Вопрос: Что же остается душе, если вы отметаете и материальные удовольствия и упокоение в нирване?
Ответ: Найти себя в естественном для нее духовном блаженстве. А эти так называемые упокоение и удовольствие — просто условности материи. Тогда как об осознании душой ее естества и вкушении вечного блаженства подобного не скажешь.
Вопрос: А каково это осознание душей ее естества?
Ответ: Джива, измученная своими тесными контактами с материей, укрепляя чувство родства с Кришной, вкушает все больше высочайшего блаженства, которое свойственно ее природе.
Различия в Положении Джив
Вопрос: Все дживы одинаковы в своем положении, или же они как-то разнятся меж собой?
Ответ: Между дживами существуют определенные различия.
Вопрос: И как много различных положений души могут занимать?
Ответ: Одни души живут в мире Реальности в своих вечных духовных обликах, тогда как иные обитают во снах своих материальных устремлений.
Вопрос: А что это за материальные устремления души?
Ответ: Отвернувшись от Кришны, дживы начинают видеть в материальных объектах нечто привлекательное для них.
Вопрос: Почему души не остаются в естественном для них положении, свободном от материальной ориентации?
Ответ: Те души, которые не принимают ничего помимо естественного для них служения Господу как своего вечного призвания, никогда не изменят своей духовной ориентации. Их влечение к Кришне бессмертно. Но те, кто соблазнился идеями эгоизма и отправился на поиски собственного счастья, естественно, очутились в казематах мира материи, мира майи.
Вопрос: Было бы хорошо, если бы Кришна защитил души от возможности совершить подобную ошибку… Почему же Он не сделал этого?
Ответ: Я вам так отвечу: Господь Кришна, проявив дживу, наделил ее независимостью, то есть дал ей свободный выбор между любовным служением Ему и забвением Его ради эгоистических алканий самой дживы. Если джива неправедно пользуется своей свободой, ее сварупа (вечная естественная форма) низвергается в сферу отупляющей материи. В таком глупом положении душа не может ощущать блаженство истинно духовной свободы, того безбрежного счастья, свойственного бытию души в чистом сознании.
Вопрос: Что есть «сварупа» дживы?
Ответ: Джива состоит из чит (духовного сознания) и живет анандой (духовным блаженством), такова ее дхарма (т.е. таково ее естество, ее религия и ее чистое бытие).
Вопрос: А есть ли отличия в положении душ, пребывающих в своем естественном состоянии?
Ответ: Да. Поскольку в духовном мире проявлено пять нитья-рас (вечных близких взаимоотношений с Господом), соответственно, сварупа джива относится к одному из этих пяти типов расы.
Вопрос: Каковы эти пять типов расы?
Ответ: Шанта (нейтральное отношение к Бхагавану), дасья (прислуживание Господу), сакхья (дружеские и братские чувства), ватсалья (родительская забота о Господе) и шрингара-раса (чувства возлюбленных).
Вопрос: Пожалуйста, объясните несколько подробнее эти пять проявлений нитья-расы.
Ответ: Влечение к Кришне, в котором отсутствует какое-то определенное близкое отношение к Нему, именуется шанта-рати. Если привязанность к Господу наделена близкими личностными взаимоотношениями, но при этом окрашена благоговением пред Богом и трепетной почтительностью, то такие отношения называются дасья-рати. Когда же влечение к Кришне становится еще более близким и доверительным, и в тоже время в нем исчезает благоговейный трепет перед Господом, тогда проявляются дружеские отношения с Кришной, сакхья-рати. Привязанность к Шри Кришне, основанная на сокровенных личностных отношениях, пропитанных заботливой любовью и нежной тревогой, именуют ватсалья-рати. А то влечение к Господу, которое живет близостью возлюбленных и в которой безраздельно царствует святая красота духа, есть шрингара-рати.
Вопрос: Можно ли выделить в Божественной Любви составляющие ее аспекты?
Ответ: Любовь эта живет четырьмя составляющими: вибхава (качества, усиливающие любовь); анубхава (проявляемая в тринадцати типах протекания транса); саттвика (восемь наиболее интенсивных проявлений экстаза); вьябхичари (проявляется в тридцати трех сопутствующих видах переживания любви). Подчиненное Божественной воле, единение этих четырех составляющих, постоянно усиливает переполняющую сердце преданного вечную любовь к Господу.
Вопрос: Какие существуют стадии обусловленности сознания живого существа?
Ответ: Их можно обобщить в три категории: живые существа, у которых сознание вообще не проявлено, как, например, деревья или трава; существа со сжатым, очень ограниченным сознанием (животные, птицы и т.д.); и существа с только развивающимся сознанием, к последним можно отнести людей, которые далеки от Бхакти.
Вопрос: А как можно разделить джив на категории по степени их порабощенностью материей и свободы от этого рабства?
Ответ: Здесь опять-таки существует три категории: Нитья-мукта (вечно свободные от влияния материи души); Баддха-мукта (те, которые живут в мире материи, но не ослеплены иллюзией); и Нитья-баддха (существа, полностью погрязшие в материальной иллюзии).
Вопрос: Кто относится к категории нитья-баддха?
Ответ: Как мы уже говорили, существа с не проявленным сознанием, с очень ограниченным сознанием, и те, чье сознание только вступает в стадию полноценного развития.
Вопрос: А кого вы относите к баддха-мукта?
Ответ: Тех, чье сознание уверенно прогрессирует, например начинающих садхана-бхакт, а так же джив с полноразвитым сознанием, то есть Вайшнавов с сознанием, постоянно вкушающим чистую любовь к Богу (стхайи-бхава-вайшнавов).
Вопрос: В каком мире живут нитья-баддха-дживы и баддха-мукта-дживы? Ответ: В материальном мире.
Вопрос: А где живут нитья-мукта-дживы?
Ответ: В духовном мире Вайкунтхи.
Вопрос: Кого можно отнести к существам с зачаточным развитием сознания?
Ответ: Существует множество различных групп таких существ, но мы обобщим их в шесть основных: 1) Нецивилизованные