сожжет
его город. Другое – в том, что обезьяны будут плевать ему в лицо, а после этого на десятый день
он умрет, будет убит человеком, окруженным обезьянами. Все это уже было предсказано, но
глупый Равана, у которого было десять голов и десять мозгов, не смог это понять. Так много камы
распирало его башку. На самом деле Равана не всегда носил свои десять голов.
Головы эти были устроены так, что если одну из них отрубить, сразу же появлялась другая. Если
же отрубить еще одну, появлялась предыдущая, потому что источник его жизненной силы был в
другом месте, не в туловище. К таким мистическим уловкам прибегали демоны: если только вы не
уничтожите источник силы (а это может быть птица или ящерица, или лотос), вы не сможете его
убить, как бы вы не старались. Итак, головы Раваны вырастали снова и снова. Эти головы
заключали в себе девять различных видов разума. Таково было благословение, полученное им от
Брахмы. Одна из голов была специалистом в политике, другая – в ведической дхарме, еще одна –
в управлении, следующая – в наслаждениях, еще одна – в путешествиях. Так что когда он
собирался похитить Ситу, он посоветовался со всеми девятью головами, и все они сказали, что
этого делать не следует. Только одна голова, его собственная, отказалась их слушать. У него было
так много мистических сил, но похитив собственность Верховного Господа, он встретил свою
Однажды Равана бросил вызов Нараде муни, который пролетал неподалеку: «Научи меня
значению слога Ом, немедленно!» Нарада сказал: «Нет. Значение слога нельзя объяснять такому
человеку, как ты». «Почему нет? Я ученик, ты – гуру. Должен учить». В наши дни ученики говорят
гуру, каким ему быть и что ему делать, но началось это еще в Трета-югу. Нарада ответил: «Равана, время еще не пришло. Когда будет основано Общество Сознания Кришны, сможешь указывать
своему гуру. Пока придется подождать».
Равана разгневался: «Ты знаешь, кто я? Я Трилокешвара. Вот мой меч!» У него был меч чандра-
хаса, настолько чудесный, что стоило только приказать, и меч сам летел за врагом через все
четырнадцать планетных систем, убивал его и возвращался обратно». Такая у него была ракета.
Какие сейчас есть ракеты? Ближнего действия, дальнего действия… все это чепуха. Такие ракеты, как этот меч, уже изобрели? Думаю, нет. Думаю, у них не получится. Такое было благословение.
Этот чандра-хаса проходил сквозь сталь, латунь, даже сквозь майю, мистическую иллюзию.
Именно при помощи этого меча Равана сражался с белым слоном Айраватой.
Итак, Нарада муни сказал: «Думаешь, я испугаюсь твоего меча? Принцип изучения Вед не таков.
Так знание станет бесполезным, поэтому я ничего тебе не скажу». «Хорошо, Нарада,
приготовься». Нарада ответил: «Я всегда готов». Меч чандра-хаса пролетел сквозь Нараду и
вернулся обратно, а мудрец стоял и продолжал улыбаться. Равана ужасно разгневался и выхватил
свой трезубец, более могущественный, чем брахмастра, которым кроме него пользовался только
Господь Шива. Трезубец пролетел насквозь и вернулся. Нарада стоял невредимый и повторял:
«Хари! Хари!» Вслед за ним полетели все остальные виды оружия, но мудрец ловил их и посылал
обратно: «Не потеряй, они тебе еще пригодятся».
Тогда Равана спросил: «Пожалуйста, скажи мне: почему ты неуязвим?» Нарада ответил: «Это
благословение Верховного Господа. У меня духовное тело. Когда-то у тебя тоже было такое тело, но из-за своей ошибки сейчас ты страдаешь». Равана загорелся желанием получить духовное
тело, но с негодованием отверг идею о том, что нужно поклоняться Господу Вишну и прогнал
Нараду, но перед уходом мудрец проклял его: «Обезьяна плюнет тебе в лицо, а на десятый день
после этого ты умрешь, хотя ты и считаешь себя таким могущественным». На самом деле это было
благословение, как и все проклятия Нарады муни. Благодаря этому на него плюнул Сугрива и
Рамачандра выстрелил ему в грудь. Так что, кажется, иногда прогневить преданного тоже
благоприятно, вот только нам нужно стать такими же великими демонами, как Равана. Если же
вайшнав нас не проклянет, тогда материальная энергия начнет действовать против нас и уже не
оставит нас в покое. Нужно быть очень осторожными и не причинять вайшнавам беспокойств.
Даже если вы оскорбили Верховного Господа, вы можете принять прибежище у Его святых имен.
Но если вы оскорбляете вайшнава, для вас нет никакого прибежища, даже в Святом Имени.
И вот Хануман решил отправиться по улицам Ланки на поиски Ситы. Все эти истории, связанные с
Раваной, всплыли у него в памяти, и он подумал, до чего же глуп этот Равана. Он решил: «Если я
так или иначе встречусь с ним, я дам ему хороший совет: просто вернуть Ситу. И все будет хорошо.
Он очень разумен. Возможно, он воспользуется своим разумом». Незадолго до полуночи, думая
так, Хануман вошел в город. Светила луна и повсюду чувствовался запах вина. Абсолютное
большинство горожан были пьяны. Например, если вы зайдете в аэропорт Нью-Йорка в половине
двенадцатого ночи, там царит такое же настроение: «Наслаждаться, наслаждаться,
наслаждаться», только в отличие от американцев, жители Ланки действительно наслаждались.
Эти демоны облетели всю вселенную и собрали в городе самых красивых женщин,
принадлежавших ко всем формам жизни. У Раваны было больше двенадцати тысяч жен, и все они
его любили, ведь он был очень привлекателен, хотя и был демоном. У него была коричневая кожа
и телосложением он был подобен Вамане. Не карлику Вамане, а Упендре, брату Индры, очень
красивому полубогу. Иногда в фильмах его показывают безобразным, но это было не так. Только
когда он гневался или чувствовал похоть, он проявлял такие отвратительные формы. В остальное
же время он выглядел красивым.
Равана выглядит очень привлекательно. Об этом свидетельствует описание Вальмики и описание
в Вишну-пуране. Когда Хануман или Сугрива смотрели на Равану, они думали: «Это не может быть
он. Личность с таким красивым телом, должно быть, исполнена хороших качеств. Он не может
быть демоном. Кажется, мы ошиблись». Так всегда думали. У него на груди был шрам от раны,
нанесенной бивнем Айраваты. Были и другие шрамы от ран, нанесенных Сампати, но их он
прикрывал шелковой тканью. Волосы Раваны были прекрасно уложены, а речь была настолько
утонченной, что он мог заставить вас поверить в то, что день – это ночь. Все это слава Раваны.
Среди его цариц были женщины нагов, женщины с земли, Чараналоки, Сиддхалоки, даже
принцессы с Сатьялоки. Все виды жизни были представлены в его дворце. Все эти царицы
уважали и любили Равану. В Индии очень много говорят о Раджа Раме, праведном царе,
подобном Рамачандре. На самом деле, если бы был хотя бы Раджа Равана, они бы уже были
счастливы. Его страна была прекрасна: земля плодоносила, было много еды, граждане следовали
дхарме – своей дхарме, демонической. Это может показаться нам сумасшедшим, но у демонов
тоже была своя дхарма, религия, и ее правила неукоснительно соблюдались. Равана правил
безукоризненно, и на Ланке никто не испытывал страха. Прабхупада говорит, что надлежащее
управление государством означает, что граждане не знают, что такое страх. На Ланке не боялись
даже Индру или Чандру или Агни, ведь Равану так уважали.
Хануман переходил из одного зала дворца в другой в поисках Ситы. В каждом зале было по
нескольку кроватей, на которых вместе спали царевны – как во время фестиваля Гаура-пурнимы.
Хануман – наиштика-брахмачари, и потому он думал: «О Господи, мне нужно это сделать».
Царицы спали, большинство из них были пьяны, а для брахмачари плохо смотреть на спящую
женщину. «Я должен служить Раме, а если я не буду внимателен, я могу пропустить Ситу. Она
может быть где-то среди них». Поэтому он решил: «Я не буду привлекаться их красотой. Как? Я
буду постоянно повторять имя Рамы». Так он ходил и повторял: «Рам, Рам, Рам». Он увидел
огромное количество цариц, покрытых макияжем и одетых в шелк. Хануман был удивлен: «Что
это за место? Оно похоже на райские планеты».
У них были накладные ресницы, выщипанные брови, и веки были украшены радужными тенями
двенадцати цветов. Я не выдумываю. Так сказано в писаниях. У Вальмики есть стих, где говорится, что Хануман испугался, увидев их накладные ресницы и подумал: «Разве это красиво? Зачем они
их наклеили?» Так что все эти вещи не новы: все это описывается в Пуранах. У них была очень
удобная постель, и в дворце была естественная система кондиционирования воздуха. Окна были
устроены таким образом, что внутрь проникал только прохладный воздух, а горячий оставался
снаружи. Хануман был очень доволен: «Этот мужчина, что бы он ни сделал, замечательно
наслаждает свои чувства. По крайней мере, у него хватает ума на это».
Затем в центре одного из залов он увидел замечательную кровать, сделанную из коралла и
брильянтов, покрытую белым шелком. На кровати он увидел большую фигуру коричневого цвета с
широкими плечами и прекрасным телосложением. Он храпел. «Почему он храпит и его рот
открыт? Несмотря на то, что он обладает таким знанием, он все-таки очень невежественная
личность». У кровати стоял белый зонт, что означало, что это был царь. Тогда Хануман подошел к
кровати и долго смотрел на него. «Что за могучий воин!» Потом он увидел шрам: «Я слышал об
этом. Он сражался с Айраватой. Я хотел бы сразиться с ним! Но если я разбужу его, то все
испорчу». Затем на другом конце кровати он увидел прекрасную женщину. От нее пахло вином.
«О, райское тело! Наверное, это Сита!» Хануман никогда в жизни не видел Ситу.
Но потом он устыдился своих мыслей: «Нет, это не может быть верная жена Рамачандры! Не
может быть, чтобы она была так роскошна одета и пила вино после того, как ее похитил этот
демон. Я просто неразумная обезьяна! Должно быть, Сита исхудала, плачет и окружена
демоницами. Он не мог найти Ситу, поэтому он вышел из дворца и стал думать, что ему делать. «Я
сам проповедовал Ангаде, чтобы тот не совершал самоубийства и не искал прибежища нигде, но
кажется, мне самому придется утопиться в океане! Да, я пересек океан, видел Равану, но не смог
найти Ситу. Что же они сделают со мной? Даже сам Ангада, возможно, убьет меня, а если я
вернусь к Сугриве, он точно меня казнит. Если же я увижу недовольное лицо Рамачандры, я сам
умру! Какой де смысл жить дальше? Уж лучше умереть!» Так он шел к океану через сады и вдруг
решил еще раз все осмотреть. Он увидел лес Ашокаван (лес деревьев ашока) и подумал, что Сита, должно быть, находится в этом лесу, ведь в Панчавати, откуда Равана похитил Ситу, тоже росли
деревья ашока. «Я помню, как Шри Рама подходил к деревьям ашока, плакал и просил их сказать
Ему, где Его жена. Сита, наверное, направилась сюда». Так у Ханумана появился проблеск
надежды. Там было очень высокое дерево. Он забрался на его верхушку и стал смотреть вниз. К
его удивлению, внизу сидела мать Сита. Она сидела с дочерью Вибхишаны, Триджатой, которая Ее
утешала: «Мне приснилось, что Равана намазывал тело маслом и пил масло. И он ехал на юг в
колеснице, запряженной обезьянами. Это значит, что он умрет.