очень обрадовалась, ведь Ей давно хотелось отправиться в лес. Она собрала свои вещи и
вышла из дома, но Лакшман сказал:
— Рамачандра сказал, что Ты ничего не должна брать с собой.
— А косметику?
— Нет. Просто садись в колесницу.
— Мне ничего нельзя с собой взять?
— Природа даст тебе все необходимое.
На самом деле у Него сердце разрывалось от горя, но Он не мог ничего сказать. Она радостно
забралась в колесницу, и они отправились в дорогу. Так они пересекли реку Тамаса, затем
подъехали к берегу Ганги, а затем Лакшмана сказал: «Слезай» и взял поводья в руки.
— Подожди! Куда же ты?
— Я оставляю Тебя в лесу.
— Ты просто оставишь Меня одну в этом месте? Здесь же нет ни души!
— Да, Ты изгнана в лес. Твой муж, мой брат, изгнал Тебя в лес, потому что подвергся критике из-за
Тебя.
Затем Лакшмана, который больше не мог этого выносить, быстро потянул за поводья и уехал
прочь. Сита деви стала плакать, упала на землю и потеряла сознание. Ее нашли два брахмачари, пришедшие из ашрама Вальмики муни, чтобы собрать дров. Они вернулись в ашрам и все
рассказали Вальмики:
— На земле лежит царица. Она беременна, и Она без сознания.
Вальмики понял, кто это был. Он подошел к Ней, дал Ей снадобье и сказал:
— Ты будешь жить в моем ашраме и родишь здесь Своих детей. Я обещаю Тебе, что так или иначе
добьюсь компромисса между Тобой и Господом Рамачандрой.
Она осталась в ашраме. Прошло два-три дня, и все брахмачари в ашраме стали говорить:
— Прабху, ты знаешь, что случилось?
— Нет. Что?
— Здесь какая-то царица. Что Она делает у нас в ашраме?
— Ну, цари и царицы всегда посещают ашрамы.
— Ничего ты не понимаешь. Эту царицу выгнал из дома Ее муж.
— Ну тогда мы должны приютить Ее.
— О чем ты? Ашрам не для того, чтобы селить в нем покинутых женщин! Пусть отправляется ко
всем чертям! Что Она здесь потеряла? У нас в ИСККОН такое бывает, но вы должны понимать, что
это была Трета-юга.
— У нас здесь не приют для бездомных! Завтра сам царь на нас разгневается. Даже полубоги будут
недовольны!
Такие разговоры пошли среди брахмачари. Сплетни ширились, ширились, ширились. Вальмики
сидел в ягья-шале, проводил ягью, и ему уже приходилось шикать на своих подопечных, чтобы
пресечь эти разговоры. Потом он прервал ягью, быстро прочитал пурнахути и сказал:
— Слушайте меня. Ты, ты и ты. Идите сюда. Какие проблемы?
— Нет проблем. Все в порядке.
— Давайте начистоту.
— Может у какой-то царицы проблемы, но не у нас. Мы брахмачари, нам все равно. Мы ничего не
говорим.
— Нет, говорите. Не нужно со мной валять дурака. Хорошо. Я не хочу знать, кто это сказал. Просто
расскажите мне, о чем речь.
Один брахмачари вызвался:
— Говорят…
— Кто говорит?
— Ну, все говорят, что царице и детям не место в нашем ашраме. Кроме того, Она изменила своему
мужу.
— А, ну тогда понятно. Я легко решу проблему. Я лично говорю вам, что она целомудренна.
Когда ачарья-основатель не присутствует лично, может быть столько разных мнений, но Вальмики
сам был ачарьей. Они сказали:
— Махарадж, вы говорите, что Она целомудренна?
— Да, я говорю, что Она целомудренна!
— Откуда вы знаете?
— Хорошо, давайте спорить. Откуда вы знаете, что Она не целомудренна?
— Почему тогда Ее муж оставил Ее вот так одну в лесу?
— Вы знаете, кто Ее муж?
— Да, знаем. Царь Айодхьи, Рамачандра.
— Вы знаете, кто Он?
— Да, мы знаем. Он – Всевышний Господь.
— Даже если Всевышний Господь наказывает кого-то, это должна быть очень необычная личность.
В чем же проблема для меня и вас?
— Тем не менее, другие будут нас критиковать. Есть столько ребят из Гаудия-матха.
— Ага, вот в чем проблема. Хорошо. Давайте проверим. Приведите Ситу сюда.
Сита пришла. Вальмики сказал:
— Все они думают, что Ты обманщица, а я знаю, что Ты целомудренна, но нам придется это
— Я сделаю все, что скажешь. Хочешь, чтобы Я снова вошла в огонь?
— Нет, нет, — сказал Вальмики.
Тут все ученики заволновались: «Нет, не нужно, не нужно! Если Ты умрешь, то на нас ляжет грех
брахма-хатьи. Что же будет тогда?»
Вальмики предложил ученикам самостоятельно выбрать испытание. Они ушли, посовещались и
решили: «Она должна пересечь это озеро Ситиба-сала». Сита посмотрела на это озеро и сказала:
«Если я хоть однажды подумала о другом мужчине, пусть даже во сне, в бессознательном
состоянии или когда была больна, то я утону», и она прыгнула в воду. Она даже не пыталась
плыть, но волны озера перенесли Ее на другую сторону и вынесли на берег. Вальмики обернулся к
брахмачари, чтобы сказать: «Ну, что вы теперь скажете?», но их уже не было. Как только они
увидели, что Она доплыла до середины озера, они ушли.
Для царицы сделали пристройку, и Она стала жить там. Каждый день Сита поклонялась
Рамачандре и совершала аскезы для его благополучия. Хотя он выгнал Ее, она совершала такие
аскезы. Такова настоящая жена.
Медленно шло время, и Сита деви родила двоих сыновей. Некоторые говорят, что она родила
только одного, а второй был создан Вальмики. Так или иначе, у Нее было два сына – Лава и Куша.
Вальмики написал Рамаяну вплоть до момента коронации Рамы, и он научил Лаву и Кушу петь ее,
но им не сказали, кто они. Им сказали, что был такой великий царь, и что это история этого царя, и
что они должны ее выучить. Поэтому они выучили Рамаяну наизусть и пели перед Матерью Ситой.
Иногда Сита плакала. На их расспросы она отвечала: «Я просто думаю о том, через какие
страдания должна была пройти эта женщина, Сита».
Так Лава и Куша стали замечательными рассказчиками Рамаяны, а в это время Рамачандра решил
провести ашвамедха-ягью. Шатругхна отправился с конем по всей земле. Рамачандра не мог
провести ашвамедха-ягью без своей жены, поэтому было изготовлено золотое изваяние Ситы.
Оно стояло рядом с Рамой, и таким образом проводилась ягья. Была построена большая ягья-
шала, и риши со всей Индии присутствовали там. Это было большое помещение, где гостей
развлекали представлениями и так далее. Они не знали, куда пойти, потому что там
одновременно проходило так много программ.
Лакшмана устраивал все представления – драматические и музыкальные. Вибхишана отвечал за
казну и прием гостей. Всех разместили, и все наслаждались праздником. Затем Вальмики
подошел к воротам. Впускали не всех, поэтому он послал вперед Лаву и Кушу: «Идите туда и
попытайтесь войти». У входа стоял Ангада. Там было множество ворот, и Лава и Куша попытались
пройти через одни из них, но Ангада преградил им путь своим хвостом:
— Эй! Куда вы идете?
— Проводится ягья, поэтому нам нужно войти.
— Кто вы? Вы приглашены?
— Мы ученики Вальмики.
— О, ученики Вальмики! – Сказал Ангада. – Это совсем другое дело. Но вам нужно иметь
приглашение, иначе мы вас не впустим.
— Откуда ты знаешь, что у нас нет приглашения? – Спросили Лава и Куша.
— У меня есть список людей, которые были приглашены, и ваших имен там нет.
— Прочитай его повнимательнее. – Сказали они. – Там должны быть наши имена.
Он стал читать, и они вошли внутрь. Ангада сообщил кому-то, что они уже вошли. Охрана прибыла
и увидела Лаву и Кушу: «Что вы здесь делаете? Вам сюда нельзя! У нас есть информация, что вы
вошли без разрешения». Братья сразу же взяли свои вины и стали петь. Они прославляли
династию Икшваку. Когда охранники услышали это, они вошли в транс. Очень скоро собралась
большая толпа. Каждый риши, который проходил мимо, останавливался и начинал слушать, думая, что это один из номеров программы. Он не знали, что это было спонтанное пение.
Они сидели, слушали и наслаждались Рамаяной. Затем пришел Бхарата и сказал: «Что это за
толпа? Проходите!» Кто-то ответил ему: «Просто послушай. Только что родился Рамачандра».
Бхарата сел, стал слушать и забыл, чем он был занят и куда шел. Хануман делал обход, проверяя, все ли в порядке. Когда он услышал этот киртан, он тоже сел на землю и забыл обо всем. Все
события на празднике прекратились, потому что Лава и Куша пересказывали нектарные игры
Рамачандры.
Наконец, пришел Лакшмана, верховный администратор.
— Что здесь происходит? – Спросил он.
— Какие-то гурукули поют Рамаяну.
— Это хорошо. Я могу включить их в программу.
Он отозвал их в сторону:
— Идите сюда, мальчики. Почему бы вам не спеть Рамаяну в качестве номера нашей программы?
— Мы не возражаем, но как это сделать, если мы не приглашены?
— Вы будете Моими особыми гостями. Кто вас остановил?
Он объявил гостям: «Лава и Куша могут идти куда угодно, брать все что угодно, сидеть где им
заблагорассудится и играть в любом стиле. Им нужно только каждый день читать Рамаяну и,
может быть, небольшую лекцию по астрологии по утрам. Вот и все». Лава и Куша вышли на сцену
и стали петь Рамаяну, а все гости слушали. В какой-то момент они решили: «Почему бы нам не
пригласить сюда Рамачандру?» Хануман пошел к нему и сказал:
— В ягья-шале проходит замечательное чтение Рамаяны.
— Что? Рамаяна?
— Твои игры.
— О, я хотел бы послушать.
Рамачандра пришел туда и сел. Все слушали. Мальчики описывали ванаров, убийство демонов и
тому подобное. Рамачандра был так счастлив, что каждые десять минут давал им жемчужные
ожерелья и другие замечательные подарки, обнимал их и осыпал поцелуями. Лава и Куша
испытывали большое воодушевление, наконец-то дошли до коронации, и затем остановились,
потому что на этом заканчивалась Рамаяна Вальмики.
Хануман воскликнул: «Продолжайте!», но мальчики ответили ему: «Это все, что мы знаем! Мы
затем и пришли сюда, чтобы узнать, что было дальше!» Тогда Лакшмана сказал: «Я вас со всеми
познакомлю. Это Хануман. Помните Ханумана, о котором вы пели?» Они дотронулись до его стоп
и получили его благословения. «Я Лакшмана». Они обошли вокруг Лакшманы и поклонились. Они
питали большое уважение к персонажам Рамаяны. «Это Васиштха, Вишвамитра, Гаутама» — всех их
представили братьям. Хануман подвел их к Рамачандре. «Это Рамачандра». Они также
поклонились.
Затем они спросили: «Где Сита?» Хануман опустил глаза. Братья подбежали к Васиштхе и
спросили: «Где Сита?» Васиштха отвел взгляд. Они подбежали к Рамачандре и стали трясти Его,
стоя по обе стороны от Него: «Ответь же нам! Где Сита?», но Рамачандра просто заплакал. Они
стали ходить по ягья-шале и спрашивать всех подряд. Одна женщина сказала им, что Сита в лесу.
— Что Она делает в лесу? Как Она попала в лес?
— Какой-то дхоби стал Ее критиковать, и Ее отправили в лес.
Лава и Куша взяли свои вины и подошли к Рамачандре. Они разбили свои вины об пол и сказали:
— Ты не славен. Мы совершили ошибку. Зачем мы пели Твою славу? Что ты за демон!? Ты даже
больший демон, чем Равана! Он увел чужую жену и он демон. Ты же великий царь династии
Икшваку, который выгнал свою жену потому, что какой-то стиральщик одежды