были святые, так почему бы им не проводить
ягью? Они выглядели так привлекательно. Он не мог понять, что это исходило от их тел, что так
привлекало его. Он не знал, что это вожделение. Ему никогда этого не объясняли. Так они
оставили эту даму заниматься ягьей, а сами взошли на борт передвижного ашрама по цветочной
лестнице. В ашраме было полно «святых», и так или иначе все они стали слушать музыку, танцевать и заниматься множеством подобных вещей вместе с Ришьяшрингой. Медленно они
подошли к Ангадеше. В Ангадеше Ришьяшринге, воплощению брахмачарьи, был оказан пышный
прием. Там была пурна-кумбха, присутствовали брахманы и звучали мантры.
Ришьяшринга стал понимать, что что-то не так. Он спросил царя: «Зачем вы привезли меня сюда?»
Как только он ступил на берег, пошел дождь. Люди осыпали его цветочными лепестками и
касались его стоп. Они сказали: «Ты никогда не должен покидать нашу страну. Стань зятем нашего
царя». Он не понимал, что значит слово «зять», поэтому ему все это объяснили. Наконец, он все
понял и благословил царя, взяв в жены Шанти, дочь Дашаратхи.
Тем временем Вибхандака вернулся в свой ашрам и увидел девушку, которая предлагала гхи
огню. Он схватил ее за волосы и сказал: «Кто ты и что ты делаешь с моим огнем? Он горел шесть
тысяч лет, а теперь ты его осквернила. Что ты делаешь?» Она ответила:
— Я не это тело. Я духовная душа.
— Очень хорошо, что ты не тело, но тебе нельзя этого делать.
— Нет, нет. Ришьяшринга сказал мне делать это.
— Так скажи мне, где Ришьяшринга. Что вы с ним сделали? Он был единственным чистым
человеком во вселенной, но вы испортили и его!
— Что же нам было делать? Мы служили своей стране, и поэтому отправимся на райски планеты.
— Я прокляну этого царя Ангадеши. Он добился того, чтобы пошел дождь, но я позабочусь о том, чтобы он не получил больше ничего.
Девушка упала к его ногам и взмолилась:
— По крайней мере, прокляни его лицом к лицу, чтобы он знал об этом. Не проклинай его здесь!
— Хорошо.
Вибхандака был очень зол, но Ромапада все продумал и поставил на его пути множество
брахманов, которые повторяли ведические мантры и прославляли мудреца. Везде стояли
портреты Кашьяпы муни. Вибхандака сказал:
— Где царь? Приведите его!
— Пожалуйста, не проклинай меня, — стал просить Ромапада, — Уже и так было произнесено
достаточно проклятий. Я сделал твоего сына царем моей страны.
Тогда Вибхандака подумал: «Мой сын стал царем этой страны, и он должен защищать своих
подданных. Если я прокляну их, то вина падет на сына, ведь он не смог защитить поданных».
Тогда он позвал Ришьяшрингу к себе и сказал: «Хорошо. Как только у тебя родится первый сын, ты
должен вернуться в ашрам. Ты понял?»
Как раз в это время Васиштха муни рассказывал всю эту историю Дашаратхе. Он сказал: «Если ты
лично отправишься к Ришьяшринге, то, возможно, он согласится прийти». Тогда Дашаратха
отправился в путь со всеми своими параферналиями и семью акшаухини воинов, и скоро прибыл
в Ангадешу. Ромапада стал думать: «Что это значит? Дашаратха пришел со своей армией. Он что, собирается о мной сражаться?» Тогда он вышел им навстречу с белым флагом:
— Нет даже и речи о том, чтобы твоя армия оставалась в моей стране. Их можно разместить здесь
только стоя, иначе страна вообще их не вместит. Зачем ты пришел с семью акшаухини?
— Я просто хотел попросить Ришьяшрингу прийти и провести для меня ягью.
— Я не знаю. Не знаю, насколько долгой будет твоя ягья. Вибхандака сказал ему: «Один сын и сразу
назад, в ашрам».
— Я упаду к его стопам. Он защитил твою страну, так почему бы ему не спасти и мое царство?
Так Дашаратха лично отправился к Ришьяшринге, выразил ему почтение, заплакал и сказал: «У
меня нет надежды. Я прыгну в огонь ашвамедха-ягьи вместо коня, если ты не придешь». Тогда
Ришьяшринга стал подсчитывать в уме: «Сколько осталось дней до родов? Двадцать восемь дней.
Это неплохо». Он сказал: «Хорошо. Я приду через двадцать четыре дня и проведу путра-
камештхи».
Он пришел, развел другой огонь рядом с помостом для ашвамедха-ягьи и быстро начал путра-
камештхи. Когда он заканчивал пурнахути, явился Ягья-пуруша, темная фигура высотой в три
мили. В руках у него был большой горшок. В горшке был Господь Нараяна, так что ситуация была
неординарная. Ягья-пуруша сказал Дашаратхе: «Пожалуйста, накорми этим рисом своих цариц».
Дашаратха смотрел на размеры горшка и думал: «Если я заставлю их съесть весь этот рис, то им
придет конец». Горшок был очень большой. Дашаратха спросил у Васиштхи:
— Как это возможно? Как они смогут съесть столько сладкого риса?
— Спроси у Ришьяшринги. Он тебе все объяснит.
Ришьяшринга спросил у Ягья-пуруши:
— Зачем ты даешь этим людям такой большой горшок, что они даже не смогут его поднять?
— Личность, которая там находится, так велика, что Ее невозможно уменьшить.
Ришьяшринга закрыл глаза и сказал: «Больше самого большого и меньше самого малого. Он в
этом горшке. Дай его мне». Он взял горшок, и тот стал маленьким. По просьбе Ришьяшринги
Господь уменьшил свою айшварью и горшок уменьшился. Он дал его Дашаратхе и сказал: «У меня
есть два дня, чтобы добраться до ашрама. Между тем мне еще нужно позаботиться о родах».
Дашаратха взял сладкий рис и отдал половину Каушалье. Оставшуюся часть он разделил поровну
между Сумитрой и Кайкейи. После того, как Кайкейи выпила свою часть, еще немного осталось, и
этот рис она тоже отдала Сумитре. Так Господь Рамачандра вошел в лоно Каушальи. Как
Лакшмана и Шатругхна Он вошел в чрево Сумитры, а как Бхарата – в чрево Кайкейи. Васудева
пришел как Рамачандра, а Санкаршана – как Лакшмана. Диск Сударшана пришел как Бхарата, а
раковина Панчаджанья пришла как Шатругхна.
Итак, Господь Рамачандра явился на Земле, и вот Он подрастал. Он учился стрельбе из лука в
ашраме Васиштхи. Когда начался первый урок, Васиштха сказал Дашаратхе: «Я не хочу, чтобы ты
был здесь, пока твой сын учится стрельбе». Дашаратха ответил: «Это традиция. Царь сидит и
смотрит, как его сын держит лук».
«Но нет такой традиции рожать детей из сладкого риса» — возразил Васиштха. Тогда Дашаратха
ушел, и обучение началось втайне. Когда Рамачандра, Лакшмана, Бхарата и Шатругхна сидели,
Васиштха встал со своего места и обошел вокруг них. Поэтому он и выгнал Дашаратху, иначе было
бы недоразумение. Затем Васиштха сказал: «Ты всегда так делаешь. Когда бы Ты ни воплощался,
Ты выбираешь риши, чтобы он был Твоим гуру. Он учит тебя знанию, источником которого Ты
являешься. Поэтому, пожалуйста, прости меня, если я совершу какое-то оскорбление».
Однажды Рама и Лакшмана увидели проходившую мимо девушку с огромным кольцом в носу. В
Индии иногда носят настолько большие кольца в носу, что когда мать едет с сыном в автобусе,
сын может держаться за это кольцо. И вот, у нее было такое большое кольцо и горшок воды.
Лакшмана увидел это и засмеялся. Он воскликнул: «Посмотри на него! Оно такое огромное!»
Рамачандра ответил: «Давай развлечемся, пока Васиштха не смотрит». Они осмотрелись и
увидели лежавшую рядом стрелу. Они взяли эту стрелу, хотя Их еще не учили стрелять из лука. «Я
уменьшу его», — сказал Лакшмана и выпустил стрелу. Стрела смазала кольцо особой мистической
субстанцией, которая сделала его маленьким. Оно сжало ее нос, так что девушка могла дышать
только одной ноздрей. Она уронила горшок и стала в испуге звать на помощь. Лакшмана сказал:
«О, это не годится. Васиштха услышит, и у Нас будут проблемы». Рамачандра ответил: «Не
волнуйся», — и выпустил еще одну стрелу, которая сделала украшение достаточно большим, чтобы
Она обернулась и сказала:
— Что вы делаете со мной?
— Мы уменьшили твое кольцо, но оно стало слишком маленьким, так что Нам пришлось его снова
немного увеличить, — ответил Лакшмана.
— Уменьшить, увеличить? Я в это не верю.
— Не веришь? Тогда Мы его снимем.
Лакшмана выпустил еще одну стрелу, которая сняла кольцо, не коснувшись ее лица. Кольцо
летело в воздухе, а девушка кричала: «Мое колечко! Колечко!» Тогда Рама быстро выпустил еще
одну стрелу и быстро вставил кольцо на место. Таковы были некоторые из детских игр Господа
Рамачандры. Все они связаны с настоящей стрельбой из лука.
Так Рамачандра подрастал, и однажды риши подошел к воротам дворца. Это был Вишвамитра
муни. Он сказал привратнику: «Где этот Дашаратха? Скажи ему, что пришел Каушика». Он
известен как Каушика, потому что родился в династии Куша. Куша и Кушанабха были великими
царями. О них написано в Бхагаватам. Каушика был известен тем, что был очень гневлив. Если он
гневался, он проклинал и использовал всю свою таповалам, аскетическую силу, для того, чтобы
создать препятствия. Однажды, когда он сидел в медитации, птица испражнилась на него. Для
птицы естественно испражняться, а для риши – сидеть под деревом. Но кал на голове не был чем-
то естественным, так что Вишвамитра был очень недоволен. Он посмотрел на птицу и сжег ее. Он
истратил пятьдесят лет аскезы на то, чтобы убить эту птицу. Ей предстояла долгая жизнь, а он
укоротил ее, и истратил на это свою таповалам. Затем он встал и сказал:
— Теперь я всегда буду помнить этот случай, поэтому лучше я перейду под другое дерево.
Затем он еще тысячу лет совершал аскезы. Так он и жил. Итак, Дашаратха посмотрел на Васиштху
и спросил:
— Каушика здесь. Что мне делать? Я не знаю, что я сделал не так, но он здесь, а он приходит только
затем, чтобы проклинать людей или убивать демонов.
— Прежде всего, — ответил Васиштха, — привратник должен передать следующее: «Все царство
принадлежит тебе. Мне просто нужно две минуты, чтобы дойти до ворот. Прошу, не гневайся».
Привратник вернулся к Вишвамитре и сказал:
— Царь Дашаратха прости передать, что тебе принадлежит все царство, и что ему нужно две
минуты, чтобы дойти до ворот. Он просит тебя не гневаться и сесть на эту асану.
— Не нужна мне асана. Где царь? Приведите его сюда.
К этому моменту Дашаратха уже добежал до ворот, упал к его ногам и сказал:
— Чего ты хочешь? Если тебе нужна вся Кошала, пожалуйста, забери ее.
— Что? Нет, меня царства не интересуют. У меня у самого было царство когда-то.
В прошлом он был великим царевичем, кшатрием, но по плану Господа он стал брахманом.
— Мне не нужно твое царство, — сказал он. — Я пришел попросить об одной вещи, а ты скажи мне, дашь ты мне то, что я хочу, или нет.
Дашаратха стал думать: «Чего же он хочет? Может быть, мою голову? Я не возражаю дать ему то, что он пожелает, только пусть не просит у меня Раму». Вишвамитра сказал:
— О чем ты думаешь? Ты пытаешься что-то уберечь от меня!
— Нет, нет. Просто попроси, и я дам тебе все, что хочешь.
— Я хочу Раму и Лакшману.