Когда он пришел в себя, Вишвамитра стоял над ним:
— Видишь, в обморок упал. Значит, не хочешь отдавать. Ты соврал мне, сказав, что отдашь все. Я
риши, и ты мне обещал, а теперь отказываешься. Я не заберу Их навсегда. Они мне нужны совсем
ненадолго. Я провожу ягью, а кто-то испражняется и мочится в жертвенный огонь. Хочу, чтобы эти
дети пришли и играли там. Тогда демоны уйдут.
— Что? Демоны?
Тут Дашаратха снова упал в обморок. Он не смог перенести мысли о том, что Рамачандре могут
нанести вред демоны, поэтому, очнувшись, он сказал:
— Я сам их одолею!
— Ты думаешь, я сам не могу их одолеть? — спросил Вишвамитра – Я с легкостью могу их победить, но мне нужен Рамачандра и никто другой. Что скажешь?
— Хорошо, — сказал Дашаратха. – Но, пожалуйста, как следует позаботься о моем сыне и научи его
чему-нибудь, раз уж ты так много всего знаешь.
— Я знаю, что делать с Рамой, и Он пойдет со мной. Сейчас же.
— Но ты прошел долгий путь и должен немного отдохнуть в моем дворце.
— Я не отдыхаю во дворцах. Где Рама и Лакшмана? Дай их мне.
Он взял Раму и Лакшману и ушел. Пока они шли и пересекали множество рек и проходили через
леса, Вишвамитра рассказывал Им разные истории, и Рама и Лакшмана были довольны, что не
нужно учиться. Это было для Них чем-то вроде каникул. По пути Они купались в водоемах.
Вишвамитра был хорошим учителем, и он плавал вместе с Ними и играл с Ними и рассказывал
увлекательные истории о демонах и духах.
Вечером, на закате Вишвамитра сказал: «Теперь совершите сандхью, свои вечерние ритуалы, а
потом садитесь и слушайте эти мантры. Я научу Вас великим, могущественным мантрам. Одна
известна как Бала, Сила. Другая известна как Адибала, Великая Сила. Они могут понадобиться Вам
в битве с этими демонами». Рама и Лакшмана сели и стали слушать мантры Бала и Адибала, и
пока Они слушали, они делали Своему учителю, Вишвамитре, массаж.
Вишвамитра отдохнул. На следующий день они стали, дошли до ашрама Вишвамитры и начали
ягью. Затем появился тот демон, очень знаменитый демон по имени Марича. Он был великим
мистиком. Когда бы он ни появлялся, падали деревья, реки взмывали в небо, а звезды падали
вниз. Животные тоже сходили с ума. Птицы кричали, а риши падали замертво: Марича завтракал
только плотью святых людей. На обед он ел что-то другое – кшатриев, например, но с утра только
мудрецов. Он был каннибалом, людоедом.
Марича прилетел туда, и с ним был Душасана. Его характер соответствовал его имени. Душасана
означает «все плохое». Его так назвал отец, так что, видимо, он был из порядочной семьи. Марича
и Душасана приближались. Рама и Лакшмана сидели рядом с Вишвамитрой, который был
главным жрецом и лил подношения в огонь. Он взглядом дал Раме знак, что демоны
приближаются. Рама посмотрел на брата и сказал: «Что ты собираешься делать, Лакшмана?»
Лакшмана ответил: «Да, Мы кое-что предпримем».
Он взял несколько стрел и выпустил их в небо. Они взлетели вверх на три или четыре мили, а
затем каждая из них стала миллионом стрел, и вместе они образовали огромное колесо из стрел, которое стало вращаться над жертвенным огнем. Марича и Душасана прилетели у увидели это
колесо со спицами.
— Где огонь? – спросил Душасана. – Я три часа назад сказал тебе, что мне нужно отлить, а ты
уговорил меня подождать, пока мы не долетим сюда. Я столько терпел, а теперь не вижу огня. Ты
что делаешь?
— Нет. Нет. – Ответил Марича. – Нам нужно сходить в огонь Вишвамитры.
— Но я не вижу огня. Только это чертово колесо.
— Тогда это, видимо, какая-то уловка этих брахманов. Я подлечу поближе и посмотрю.
Он подлетел ближе, и его проткнуло одной из спиц этого колеса и отбросило на много миль. Пока
он летел, Рамачандра взял травинку и бросил ей в Маричу. Она врезалась ему в спину и отбросила
его до самого океана. Он упал в океан, и с тех пор больше никогда не ступал на землю Индии. Он
открыл свой ашрам где-то на Шри Ланке и даже не вернулся, чтобы увидеться со своей семьей.
Вот, что случилось с Маричей, а Душасана был убит. Все это было сделано одной травинкой.
Затем, когда ягья подошла к концу, Вишвамитра подошел к Рамачандре и сказал:
— Какую замечательную вещь Ты сделал! Я видел, как Маричу отбросило, и он упал в океан. У меня
— Какой?
— Как же насчет Балы и Адибалы, всех этих мантр, которые я Тебе дал?
— Они на крайний случай. Для этих демонов хватит травинки.
Затем Вишвамитра произнес знаменитый стих, в котором говорилось, что в руках могущественной
личности даже травинка становится астрой. Рамачандра так могущественен. Он – источник всей
балы. Зачем Ему Бала и Адибала? Так Рамачандра убил всех этих демонов.
Вишвамитра – это не просто йог-мистик или учитель в гурукуле. Вишвамитра – это очень великая, могущественная личность. Он был великим кшатрием. Однажды он надолго отправился на охоту.
Традиция такова, что если кшатрий проезжает мимо гурукулы или ашрама, то он должен
остановиться и выразить почтение святому. Святой в свою очередь кормит царя, и поэтому ему не
нужно брать с собой так много провианта, когда он отправляется в лес. Царь не станет жить на
одних фруктах и кореньях, ведь он не какой-нибудь отшельник. Ему нужен пир, а значит, святому
нужно организовать этот пир. Царь же жертвует множество вещей, необходимых для этого. Так
существовала эта традиция приготовления пиров.
Шла великая армия Каушики, Вишвамитры, с его ста сыновьями. Он подумал, что ашрам,
находившийся неподалеку, был слишком мал. Поэтому он сказал своим сыновьям:
— Будьте здесь. Моя обязанность выразить почтение святому человеку. Я схожу и вернусь. Если он
предложит мне что-то поесть, это нормально. Но он не может кормить всю мою армию.
Сам он направился к ашраму из четырех домов, рядом с которым тек ручей. Возле ручья стояли
двое брахмачари, которые стирали свои вещи. Царь спросил их:
— Чей это ашрам?
— Это ашрам Васиштхи муни.
— Васиштха? Он в моей стране, а я даже и не знал об этом.
— Он пришел три месяца назад. Он всегда так путешествует. Остается в одном месте лет триста, а
потом переезжает в другой ашрам, потому что туда приходит слишком много учеников, а ему не
нравится такое скопление народу. Поэтому когда учеников становится слишком много, он берет
двоих или троих из них и исчезает с ними.
— Я хотел бы увидеться с ним, — сказал Васиштха.
Брахмачари привели его к Васиштхе. Васиштха плел нить из хлопка. Вокруг его бедер и плеч была
обернута гамча. Каушика пришел со множеством украшений, так что он снял корону и коснулся
стоп Васиштхи. Затем он сказал:
— Я Каушика, и я на охоте. У меня сто сыновей, которых я оставил на дороге, и я пришел, чтобы
увидеть тебя. Пожалуйста, благослови мое царство.
— Как же это возможно, что ты пришел в мой ашрам и уходишь, не поев?
Вишвамитра посмотрел на хижину с соломенной крышей и полом, вымазанным коровьим
навозом, и ответил:
— Ты устроишь для меня пир? Но как же я буду есть без моих сыновей?
— Нет, нет. Ты и твои сыновья и челядь – все. Приводи их всех сюда.
— Но где они будут сидеть? У тебя ведь только четыре хижины.
— Приводи их, — сказал Васиштха очень решительно.
«Если я не приведу их, он меня проклянет», — подумал Вишвамитра и отправился назад к своим
сыновьям.
— Все вы, — сказал он, — пойдемте со мной в этот ашрам.
— Ты, видимо, шутишь. Если мы пойдем а ашрам, мы его разрушим. Там нет места.
— Великий риши сказал, значит нужно идти, — ответил Вишвамитра.
Они подумали: «Даже если мы пройдем туда, от звука колесниц обвалятся крыши». Колесницы
были огромными: в каждую было запряжено по восемнадцать лошадей. Пока они спускались в
долину, они увидели, что там был большой город. Там были дворцы, дороги и плавательные
бассейны. Люди входили в город и выходили из него. Каушика подумал: «В мгновение ока здесь
возник город. Он больше, чем моя столица, Махишмати. Только взгляните на все эти дворцы!»
Они шли, осматривая город, когда навстречу им вышел Васиштха и сказал:
— Где вы ходите? Вам всем нужно пойти и омыться. Пир уже готов. Он остывает.
После того, как многотысячная армия омылась, они сели на большом газоне. Там не было
тарелок, и Васиштха сказал им сесть рядами. Вишвамитра спросил:
— Что ты нам дашь и как будешь подавать эти блюда?
— Можешь подумать о любом блюде в любом количестве, и ты его получишь.
Вишвамитра подумал: «Алмазный поднос», и «Бум!» — перед ним возник алмазный поднос. Все,
чего он желал, стало возникать перед ним, и вся армия ела досыта, заказывая все блюда, о
которых они только слышали. Кто-то сказал: «Я хочу то, что Индра ест на день рождения!» — и он
получил это. Все получили то, что хотели. Они были очень довольны, и захотели посмотреть танец.
— Какой танец вы бы хотели посмотреть? — спросил Васиштха.
— Танец, который смотрит Нараяна на Шветадвипе, — ответил Вишвамитра.
— Хорошо.
Внезапно возникла сцена. На ней выступали жители Вайкунтхи. Вишвамитра стал страшно
завидовать. Он думал: «Что это? У какого-то бабы столько богатств. Я – царь, но я выгляжу перед
ним как нищий!» Он подошел к Васиштхе и сказал:
— Пожалуйста, скажи мне, в чем источник твоего богатства? Я уверен, что дело не в твоей бороде.
— Нет, дело не в бороде, а в моей корове.
Мудрец хлопнул в ладоши и сказал: «Камадхену, иди сюда». Камадхену пришла. У этой коровы
был хвост, длинный как коса, и перо павлина на спине. У нее было тело коровы и женская грудь. В
ее теле была заключена сила всех полубогов. Этак корова появилась, когда молочный океан
пахтали, чтобы получить нектар, и была дана Васиштхе Всевышним Господом, потому что он
совершал замечательные жертвоприношения, и для этого ему нужны были богатства. Мудрецу не
к кому было обратиться, ведь цари были такими незначительными. У них не было богатств, а
иногда, даже если и были, они говорили, что не было. Поэтому Господь дал ему эту корову со
словами: «От нее ты сможешь получить все, что угодно».
Вишвамитра сказал:
— Я дам тебе миллион обычных коров, а ты отдай мне эту корову. Ты должен дать мне ее.
— Ты, верно, глупец. Почему я должен отдавать эту особую корову за миллион обычных коров.
Только если ты дашь мне миллион камадхену, я подумаю о том, чтобы отдать тебе эту корову.
— Но ты же знаешь, что согласно шастрам, все, что находится на земле, принадлежит царю. Я
царь, поэтому она принадлежит мне.
— Посмотри на нее, Каушика.
Каушика посмотрел на Камадхену и заметил, что ее копыта не касались земли.
—