Эта корова не принадлежит тебе. Только если она коснется земли, она будет принадлежать тебе.
Вишвамитра был побежден. Он сказал Васиштхе:
— Смотри, у тебя так много таповалам, но я кшатрия, и я очень силен, и у меня сто сыновей. Я не
стану просить у тебя корову. Я просто заберу ее. Он обошел вокруг Камадхену и стал тянуть ее за
собой, и сто сыновей помогали ему.
— Что ты делаешь? – спросила корова Васиштху. – Ты мой защитник, но ты ничего не
предпринимаешь, пока этот млеччха уводит меня.
— Что? – Спросил Вишвамитра. – Ты называешь меня млеччхой?
— Да, ты отбираешь собственность брахмана. По крайней мере, в следующей жизни ты им станешь.
Зачем ты это делаешь? Это глупость. Господь не потерпит этого, и ты будешь побежден. Вся твоя
династия будет уничтожена – таково мое проклятие.
— Ты, корова, не слишком много болтай. Просто пойдем со мной.
Тогда Васиштха сказал:
— Не делай этого. Ей это не нравится. Если бы она хотела этого, ты мог бы ее забрать, но ей это не
по нраву.
Васиштха был очень разгневан, но не подавал виду:
— Тихо! — сказал он.
— Где твои сто сыновей? Я продемонстрирую свою силу на них, потому что не хочу убивать тебя.
Останешься жить и зачнешь еще сто сыновей.
— Вот мои сыновья.
Васиштха посмотрел на них, и все они исчезли. Он сказал:
— Каушика, ты ведь не хочешь стать горсткой пепла? Лучше беги от меня.
Тогда Каушика ушел из ашрама, испытывая ужасное отвращение. Он отправился в Гималаи и
совершал аскезы триста лет для того, чтобы доставить удовольствие Махадеве. Господь Шива
пришел и спросил Каушику: «Какое благословение ты хочешь?» У благословений Шивы есть одна
особенность. Если вы их получаете, то они приводят к разрушениям в вашей жизни. Ничего
хорошего от них не будет, если конечно вы не просите любовь к Богу. Но если человек молится
Шиве, то он как правило не просит об этом.
Итак, Шива спросил: «Какое благословение ты Хочешь?», или другими словами «Как ты хочешь
умереть?» Каушика сказал:
— Я хочу обладать всеми видами божественного оружия. Все виды оружия, которые есть у Индры,
у Агни и Варуны – все они должны войти в мой ум, и я должен их контролировать. Я хочу быть
раджариши.
— Да, теперь ты раджариши. А теперь хватит совершать аскезы, потому что они обжигают Мое
тело. Ступай.
Вишвамитра немедленно перенесся в ашрам Васиштхи. Васиштха принимал масляную ванну, и
ему делали массаж с маслом. Если тело человека умащено маслами, то в это время нельзя с ним
разговаривать или как-то его беспокоить. Вишвамитра даже не бросил ему вызов. Он сразу же
стал метать в него все астры. Васиштха спокойно сидел, пока его тело умащали маслом, и первое
оружие, которое метнул Вишвамитра, была брахмастра.
— Горчичное масло стало таким горячим! – сказал Васиштха.
Затем он обернулся и увидел брахмастру:
— О, Господи! Что он делает? Кто дал ему это оружие? Он же не знает, как с ним обращаться!
Вслед брахмастре полетели агни-астра и ваю-астра.
— Это уже слишком, — сказал Васиштха и оглянулся по сторонам.
Невдалеке лежал его старый сношенный посох, который он выбросил. Васиштха вернулся к
массажу, а посох взлетел навстречу брахмастре. Коснувшись посоха, брахмастра стала холодной, как лед, и упала на землю. За ней летела агни-астра, которая излучала такой жар, что горели
деревья, но коснувшись посоха, она тоже упала. То же самое с ваю-астрой. Все виды оружия, которые он получил от Господа Шивы, были обезврежены посохом. После этого посох полетел на
Вишвамитру, и тот стал спасаться бегством. Как только он пересек границы ашрама Васиштхи,
посох опустился на землю. Вишвамитра стал размышлять:
— Это просто палка для ходьбы. Что же будет со мной, если он возьмет в руки лук? Быть
раджариши никуда не годится. Я должен стать брахмариши.
Он отправился в Гималаи и совершал аскезу так долго, что Брахма явился перед ним.
— Чего ты хочешь? – спросил он. – Зачем ты меня беспокоишь?
— Я хочу стать брахмариши.
— Я, Брахма, провозглашаю тебя риши. Теперь ты брахмариши. Доволен?
— Нет, Васиштха должен сказать это.
Тогда Брахма перенес Вишвамитру к Васиштхе и сказал:
— Пожалуйста, провозгласи его брахмариши.
Васиштха взглянул на него и сказал:
— Что за великой тапасье ты подверг себя! Все-таки, ты кшатрий и должен наслаждать свои
чувства. Просто бросив мне вызов, ты стал таким великим риши! Почему брахмариши? Ты –
мудрец среди мудрецов и достоин моего поклонения! Теперь, Вишвамитра, прекрати свои
аскезы.
Так Вишвамитра прекратил совершать свои аскезы и с того момента стал известен как
брахмариши. Затем царь Тришанку из династии Икшваку пожелал отправиться на райские
планеты прямо в этом теле. Он отправился к Васиштхе, который был гуру многих поколений царей
этой династии:
— Учитель, пожалуйста, отправь меня на райские планеты.
— Да, я могу это сделать. Тебе нужно совершить определенные благочестивые поступки, и
следующей жизни ты туда попадешь.
— Нет, я хочу не в следующей, а в этой жизни.
— В этой жизни ты умрешь, а в следующей отправишься туда.
— Нет, я не хочу ждать. Я хочу отправиться туда прямо в этом теле.
— Откуда у тебя эта безумная идея?
— Я такой благочестивый человек. Я сделал так много хорошего, и мной все довольны. Почему бы
— Это, конечно, прекрасно, но райских планет нельзя достичь в этом теле.
— Но ты же такой великий мудрец. Ты ведь можешь найти какой-то способ.
— Нет, я не могу найти способ. Я могу только следовать правилам, установленным Богом.
— Тогда что же ты за гуру?!
— Если ты не хочешь быть моим учеником, то я уйду. Я больше не буду учить династию Икшваку.
Васиштха взял свой посох и ушел. Тогда царь Тришанку вспомнил, что у Васиштхи также была
сотня сыновей, и что они совершали аскезу где-то в Южной Индии. Он отыскал их и попросил
исполнить то, что отказался сделать их отец. За это они прокляли его: «Ты станешь чандалом».
Внезапно все его тело стало черным. Даже его золотой чадар почернел, а украшения из золотых
стали железными. Его лицо приобрело жестокое выражение. Тришанку вернулся в Айодхью, но
его осмеяли и выгнали из страны.
Когда он скитался по лесу, он увидел мудреца, стоявшего на одной ноге. Это был наш Каушика,
Васиштха, и он совершал аскезу уже с какой-то другой целью. Царь подошел к нему и сказал:
— Ты сияешь, словно бог солнца!
— Чего ты хочешь? Ты похож на чандала, но говоришь, как человек из царской династии.
— Я Тришанку из династии Икшваку. Я был проклят сыновьями Васиштхи.
Как только Вишвамитра услышал имя Васиштхи, он потерял самообладание:
— Почему он прокляли тебя? Кто они такие, чтобы тебя проклинать?
— Я просто попросил их о небольшом одолжении.
— О чем ты их попросил?
— Я хотел отправиться на райские планеты в этом теле, а они меня прокляли.
— Что? Откуда ты взял эту идею? – Спросил Вишвамитра.
— Ну, проснулся однажды утром и решил.
— Видишь, ты стал носиться с этой идеей, и вот, что произошло.
Царь заметил, что Вишвамитра остывает, и ему это не понравилось. Он решил снова разжечь его
гнев и сказал:
— Васиштха сказал, что этого никто не сможет сделать.
— Как ты сказал? Повтори пожалуйста.
— Он сказал, что это невозможно.
— Кто сказал, что это никому не под силу! Я смогу это сделать!
Затем Вишвамитра созвал всех риши со словами: «Я собираюсь провести ягью, так что вы тоже
должны прийти. Я собираюсь попросить полубогов взять его к себе как есть». Все риши пришли, потому что боялись проклятий Вишвамитры. В большом страхе они проводили эту ягью. Затем
явились полубоги. Индра подошел к Вишвамитре и сказал:
— В чем цель этой ягьи? Чего ты хочешь?
— Мы хотим, чтобы этот человек отправился в рай.
— Очень многие попадают в рай. Я не возражаю.
— Нет, нет. Вот так.
— Что, в таком виде? Это невозможно! Я не могу его вот так пустить.
— Но это особый случай! – Запротестовал Вишвамитра.
— Никаких особых случаев! Я не могу.
— Хорошо. Если я не могу сделать это путем ягьи, то я сделаю это силой своих аскез.
Он взял шруву, ложку, которой гхи льют в огонь, коснулся ей Тришанку и сказал: «Хорошо, Тришанку, теперь отправляйся на райские планеты при помощи моей силы». Царь исчез с планеты
Земля, и вот он уже летел в открытом космосе. К этому моменты Индра уже вернулся на свою
планету, когда вдруг все стали говорить:
— Индра, смотри, кто приближается. Это Тришанку.
— Тришанку? – Спросил Индра, не веря своим ушам.
Затем он взял свою ваджру и ударил ей Тришанку, так что тот на полной скорости опять полетел к
земле. Вишвамитра спокойно сидел там, когда увидел, что к нему летит Тришанку с криком:
«Вишвамитра, помоги мне!» «Ты не вернешься. Ты отправишься в рай!» — воскликнул мудрец, и
своей силой отправил его обратно. Индра отбил его, Вишвамитра опять отправил обратно, а затем
Индра снова отбил его. Когда Тришанку в третий раз летел к Индре, он закричал: «Я не хочу
отправляться в рай! Уж лучше в ад! Куда угодно, только прекратите это! Что я делаю в открытом
космосе? Отправьте меня куда угодно, только прекратите это!»
Вишвамитра сказал: «Нет, я обещал тебе, и это обещание нужно сдержать, даже если ты этого не
хочешь. Ты должен отправиться в рай», и он отправил его обратно. Индра воскликнул: «Ты мне
здесь не нужен», — и снова ударил его. На это раз Тришанку взмолился:
— Пожалуйста, Вишвамитра, мне не нужен рай. Я понял, что неправильно было так думать. Я
просто хочу быть царем где-нибудь. Я даже согласен быть нищим. Пожалуйста, хватит играть мной
в футбол.
— Нет. Если тебя не пускают в рай, то я создам для тебя рай.
И вот, он создал райские планеты: создал полубогов и Айравату и Индру при помощи своей
таповалам. На этом его аскетическая сила иссякла, но планету недостаточно просто создать. Что-
то должно еще удерживать ее на орбите. Поэтому эта планета стала падать на Землю, ведь
именно там она и была создана. Тогда Вишвамитра понял, что всему сейчас придет конец. Он
поднял руки и сказал: «Хари! Хари!»
Господь предстал перед ним и спросил:
— В чем дело, Вишвамитра? Обычно ты зовешь Брахму, но никогда не обращаешься ко Мне. Что
случилось?
— Посмотри, она летит на нас. Сделай что-нибудь, пожалуйста!
— Что летит?
— Мое творение.
— Твое творение? — спросил Вишну. – Так поддерживай его. Я ухожу.
— Нет, нет, нет! Не уходи. Пожалуйста, сделай что-нибудь. Я ее создал, но не могу поддерживать.
Для меня это невозможно.
— Я вложу в нее свою энергию и буду поддерживать ее. – сказал Господь.
Верховный Господь вошел в эту райскую планету. Она известна как Тришанку-сварга и существует
до сих пор. Господь поселил там Тришанку, чтобы доставить удовольствие Вишвамитре.
Вишвамитра был также спасен, ведь если бы