райские планеты упали на Землю, то сожгли бы все.
Затем Нараяна сказал:
— Больше не вмешивайся в эти дела. Моя работа очень трудна: создавать, поддерживать и
разрушать. Это сфера моей компетенции. Ты просто совершай тапасью и благословляй людей. Не
пытайся стать Хари, иначе будут неприятности.
— Я понял это раз и навсегда. Я больше не буду этого делать.
Господь был так доволен Вишвамитрой, что сказал: «Я стану твоим учеником в Трета-югу». Так
Рамачандра стал учеником Вишвамитры.
Вишвамитра не вернулся в Айодхью после битвы Рамы с демонами Маричей и Душасаной. Вместо
этого он сказал Им, что в Митхиле планируется большое огненное жертвоприношение. Там
правил царь Джанака. Мудрец сказал:
— Там будет большое огненное жертвоприношение, и все риши и пандиты будут там
присутствовать. Я поведу Вас туда.
По пути туда произошло множество лил, которые всем известны. Так, Ахалья, жена Гаутамы риши, была проклята стать камнем, и не могла освободиться от проклятия, пока Господь Рамачандра не
коснулся ее своими лотосными стопами. После этого она ожила. Все эти лилы произошли по пути
из ашрама Вишвамитры в область, где сейчас находится город Лакхнау, и дальше в Митхилу.
Царство Джанаки были известно как Митхила, потому что задолго до него был один царь в
династии Икшваку.
Васиштха был гуру многих поколений этой династии, и в то время царь хотел провести ягью, но к
тому моменту Васиштха уже согласился провести ягью для Индры на райских планетах. Поэтому
он сказал царю: «Я отправлюсь на райские планеты и проведу жертвоприношение для Индры, а
когда закончу, вернусь и проведу твое». Царь ничего не ответил. Он не хотел доставить
неудовольствие Васиштхе, ведь тот был великим преданным.
Так Васиштха отправился на райские планеты, а в это время царь уже позвал других риши –
Гаутаму и его брата, и они закончили жертвоприношение. Он не сказал им, что Васиштха на
райских планетах. Тот очень быстро завершил ягью и даже не взял за нее пожертвований. Он
сказал Индре: «Запиши на мой счет. Я заберу их потом».
Но когда он вернулся, то увидел, что брахманы выходят из дворца с коровами.
— Что здесь происходит? – Спросил он у них.
— Большое жертвоприношение. Оно уже закончилось. Мы уже получили дакшину и теперь идем
Васиштха очень расстроился. Он позвал царя и стал его упрекать:
— Как это называется? – Сказал он. – Сначала ты сказал мне, что я должен провести ягью. Я очень
быстро сделал свою работу на райских планетах и даже доставил неудовольствие Индре и его
спутникам и вернулся сюда, потому что я твой кула-гуру, духовный учитель твоей семьи. Зачем же
ты позвал кого-то еще и провел эту ягью без меня?
Царь все еще не говорил ни слова. Вообще-то, Васиштхе не следовало отправляться на райские
планеты, ведь он был гуру династии Икшваку. Поэтому, если династии нужно было
жертвоприношение, то он должен вначале был провести его, а потом отправляться на райские
планеты, если того требовала ситуация. Он немного пожадничал, рассчитывая на вознаграждение, которое получит от Индры, а брахман не должен быть жадным. Если брахман становится жадным,
случаются великие беды. В чем же была проблема?
Васиштха так разозлился, что сказал царю: «Ты станешь нирдехой». Деха означает «тело», а нир –
«без», то есть «у тебя не будет тела». До этого момента царь терпел, но теперь сказал:
— Я должен проводить жертвоприношения вовремя, но ты ушел из-за своей жадности, а теперь ты
меня проклинаешь.
Царь страшно разгневался на Васиштху и проклял его в ответ: «Ты тоже станешь нирдехой». Оба
они лишились своих тел. Когда Васиштха стал бесплотным, он стал путешествовать здесь и там,
пока одна группа мудрецов не взяла его и не поместила в горшок до тех пор, пока он не получит
другое тело. В этом же горшке была еще одна душа, и они стали братьями. Поэтому Васиштху
называют кумбха-муни, то есть «риши из горшка», а вторым кумбха-муни – был Агастья. Он был
размером с большой палец. Не палец человека, а палец полубога, так что он был гораздо выше
нас с вами.
В Двапара-югу люди были в десять раз выше, ели они в десять раз больше, а жизнь в десять раз
длиннее. В Трета-югу все это было больше в сто раз. Сейчас мы живем сто лет, а в Двапара-югу
люди жили тысячу лет, в Трета-югу – десять тысяч, а в Сатья-югу – сто тысяч лет. Вот почему
предписанным процессом была медитация, ведь если вы живете сто тысяч лет, то для вас не
проблема провести тридцать тысяч лет в медитации. Агастья жил во всех югах. Он и сейчас живет
в южной части Индии. В Южной Индии есть гора с пещерами под названием Козвалла. В писаниях
говорится, что Агастья до сих пор живет там.
Эти риши – чиран-дживы. Это значит, что продолжительность их жизни такая же, как и у Брахмы, и
они будут жить вплоть до уничтожения этой вселенной. Итак, Васиштха и Агастья вышли из одного
горшка. Васиштха получил новое тело, а царь, ставший нирдехой, не мог воплотиться вновь, потому что никто не пытался создать для него искусственное тело, как это сделали с Васиштхой.
Нет ничего нового в пробирках. Риши делают это уже сотни лет. Они берут сперму, помещают ее в
горшок и искусственно создают нужный климат. Зародыш вырастает и становится святым
человеком. Эти двое мудрецов стали людьми из пробирки, но царь так и не получил нового тела.
Он отправился на райские планеты, а оттуда в духовный мир.
Его труп остался на земле, и святые этой страны стали взбивать его тело, чтобы получить
наследника. Есть похожая история в Шримад Бхагаватам, когда пахтали тело махараджи Вену, и
так появился Притху махараджа. Этот процесс пахтания называется митхи. Тело пахтают его
собственной ногой. Царя, который появился при этом стали звать Митхи Джанака, а царство –
Митхила. Джа означает «рождение», а все вместе – «тот, кто родился при пахтании».
Этот Митхи Джанака не хотел быть в Айодхье из-за престижа своей семьи. Поэтому он ушел из
Айодхьи и создал отдельное царство, которое называлось Митхила в честь него. Всех его
потомков также звали Джанака. Был Джанака I, Джанака II, Джанака III и так далее. У нашего
Джанаки в дворце было великое сокровище: лук, который Махадева (Шива) использовал в битве с
Вишну.
Однажды между Господом Вишну и Шивой произошла битва. Для этого не было никакой
причины, кроме желания Нарады муни. Однажды Нарада был в собрании Индры, и тот стал
прославлять Махадеву. Он говорил: «У Господа Шивы три глаза, и из третьего глаза исходит
пламя» и так далее. Нарада муни ответил: «Есть так много Шив. В каждой вселенной Их
одиннадцать. Мой Господь другой. У Него нет третьего глаза, но Он знает все». Индра сказал:
— Нет, нет, нет. Ты не понимаешь. Вишну хорош. Он аватара и все такое, но Шива – Всевышний и
— Если это так, — сказал Нарада, — то почему бы тебе не устроить битву между Вишну и Шивой,
чтобы мы все увидели, кто из них сильнее?
Индра решил, что это замечательная идея, и отправился на Кайлас. Бык Шивы, Нанди, спросил:
— Что ты делаешь на Кайласе? Это место для тех, кто занимается медитацией.
Нанди – великий йог и астролог. Он увидел Индру и понял, что будут неприятности. Поэтому он
сказал:
— Убирайся с Кайласа. Ты привязан к чувственным удовольствиям. Что ты здесь делаешь?
— Я пришел для того, чтобы получить даршан Шивы. У меня нет корыстных желаний.
— Я астролог, — сказал Нанди, — и я вижу по твоему лицу, что ты пришел, чтобы доставить
беспокойства. Не нужно тревожить моего господина. Он спокойно медитирует.
— Впусти меня, Нанди, — твердо сказал Индра.
Его впустили. Когда он вошел, Шива был погружен в медитацию. Индра стал возносить молитвы
Шиве, и наконец тот открыл глаза:
— Индра, зачем ты здесь? Во вселенной нет беспорядков, и Я не думаю, что ты пришел, чтобы
попросить Меня сразиться с кем-то.
— И вправду, я всегда прихожу, чтобы попросить Тебя с кем-то сразиться, но на этот раз это не
— Тогда кто же? – Спросил Махадева.
— У нас с Нарадой вышел небольшой спор. Я сказал, что ты самый могущественный, а он
доказывал, что самый могущественный Вишну.
Шива сказал:
— Видишь эту джапа-малу у Меня в руках? Знаешь, что Я с ней делаю? Ты знаешь, что Я
повторяю?
— Я слышал, что Ты повторяешь имя Рамы.
— Да, я повторяю имя Рамы, и ты еще спрашиваешь, кто самый могущественный. Если бы Я был
сильнее Его, то Он бы повторял Мое имя.
— Да, так сказано в пуранах, но я хотел бы увидеть своими глазами.
— Я знаю, что Ты задумал. Хочешь развлечений? Пойди к Вишвакарме и скажи ему сделать для
Меня лук. Я бабаджи, но ты хочешь, чтобы Я сражался, так хотя бы дай Мне какое-нибудь оружие.
При помощи своей мистической силы Вишвакарма сделал лук. Он был таким большим, что
поднять его могли только триста человек. Он лежал в повозке со множеством колес, и всем этим
людям приходилось отдыхать полчаса после того, как они сдвинут его на дюйм. Кроме того, он не
был натянут. Тетива лежала отдельно. Лук привезли Господу Шиве. «Это хороший лук», — сказал
Он и поднял его. Когда Он взял его в руки, все полубоги упали в обморок. Лук был просто
огромный, и Господь Шива поднял его с такой легкостью.
Затем Индра сказал:
— Видите? Он очень сильный. Не думайте, что он просто бабаджи, который и медитирует. Он
очень силен.
Шива натянул тетиву и проговорил: «Хорошо, я готов». Все они отправились к Брахме и попросили
его: «Пожалуйста, приведи сюда Вишну для сражения». Брахма пошел к Молочному океану и
погрузился в медитацию. В это время Господь Вишну сидел рядом с Лакшми на Шветадвипе. Он
сказал ей:
— Интересно, зачем Брахма зовет Меня на этот раз?
— Возможно, появился какой-то демон. – Ответила Она.
— Как может демон появиться без Моего ведома? Нет никакого демона.
— Ну, тогда Ты должен знать и то, зачем он Тебя зовет.
— Да. – Сказал Господь. – Он хочет, чтобы Я сражался с Шивой.
— О, Я хотела бы на это посмотреть.
— Тогда Мне придется пойти и сделать то, что он хочет.
Он встал со Своего сиденья, перенесся на другую сторону Молочного океана и сказал: «Хорошо,
Брахма. Я готов». Индра добавил: «Но есть одно условие. Тебе нельзя брать никакого оружия из
духовного мира. Мы дадим Тебе оружие из этого мира, иначе Ты с легкостью победишь Шиву, а
мы хотим, чтобы бой был честным». Поэтому Вишвакарма сделал еще один лук. Лук Шивы
назывался Махеша-чапа, а лук Вишну – Вишну-чапа. Оба были сделаны Вишвакармой, обладали
равной силой и были во всем идентичны.
У Вишну есть вечный спутник Шаранга, Его личный лук. Он входит в любой лук, которого касается
Вишну. Итак, он взял лук, созданный Вишвакармой, и Шаранга вошел в