то, что ниже тебя. Так что
попытки повелевать и наслаждаться неизбежно приводят в общество низшего,
мир мертвых вещей. Лишь служением высшему можно возродиться как душа –
возродиться к жизни.
Жертвенность возвышает, стяжательство низвергает. Жертвенность прямая
противоположность наслажденчеству, хотя чистое, бескорыстное служение
Господу несет блаженство и счастье. Отдавая, мы обретаем. Стяжая, напротив,
теряем. Это основа духовной науки, науки о жизни.
Обладание чужим доставляет радость, но за этим следует страх потерять
накопленное, ответить по счетам. Потребляя и отбирая чужое, мы действительно
получаем радость. Но радость радости рознь. Меценаты и жертвователи тоже
радуются – но их радость иного порядка. Радость берущего и радость отдающего
имеют разное свойство.
В разных сферах бытия разное понимание счастья. Чтобы иметь
представление о разных видах счастья, нужно иметь представление о разных
сферах бытия. Высший мир – мир, где живет Всевышний Господь, мир, где все
подчинено служению Господу, — где все предназначено для Него, для Его
удовольствия.
Кто такой Всевышний? Кто бы Он ни был, Он не приказчик, готовый
выполнить любую нашу просьбу. «О Боже, я болен, исцели меня. Я беден, пошли
мне денег». Потребительские отношения с Господом не принесут радость душе,
хотя такие отношения лучше, чем неприязнь. По крайней мере просящий
мирских благ признает, что есть сверхъестественная сила – Бог, способный
творить чудеса.
Однако, лучше обращаться к Богу, не спрашивая о мирских благах. «Он
источник всех богатств, пусть Он решает чем одарить меня. Гораздо выше и
благороднее обращаться к Богу и не просить то, что ценно для тебя. «Я ничтожное
существо и не знаю, что мне во благо, что во зло. Дай мне то, что Сам считаешь
нужным». Просить у Бога то, что ценно для Него.
Но высший идеал отношений с Господом – служение, не оскверненное
корыстью: «Господь, мне не нужно ничего от Тебя, мне нужен Ты. Я хочу быть
связан с Тобой узами служения. Я хочу только служить Тебе».
Поначалу кажется, в служении мы теряем, на самом деле, мы обретаем. Не
думайте, что когда от вас убывает, вы предаете собственные интересы, — в
высшей, невидимой сфере вы обретаете несметные богатства. Истина и
подлинное счастье обнаруживаются не во внешнем мире. Это не религиозные
догмы и предрассудки, это диктует здравый смысл.8
Каждый из нас чего-то ищет. Каждому из нас чего то не хватает. Если
заглянуть внутрь себя то обнаружишь, что вся наша жизнь подчинена поиску этого
«нечто»… поиску внутреннего удовлетворения. Но что принесет сердцу
долгожданное удовлетворение? О чем тоскует наше сердце? Что нужно удалить
из сердца и что нужно привнести в него, чтобы оно наконец наполнилось
радостью. Что нужно сделать, чтобы сократить расстояние от нужды к
удовлетворению? Ответ: искать Господа твоего сердца.
Нынешняя цивилизация ищет неограниченной власти над природой. Люди
хотят заполучить энергию, которая позволит им управлять явлениями
окружающего мира. Подобно Сатане, их привлекает роль правителей. Сатана
сказал: «Лучше править в аду, чем не служить на небесах». И они следуют этому
девизу. Мы же утверждаем обратное «Лучше служить на небесах, чем
господствовать в аду». Об этом мы просим в своих молитвах – служить на
небесах и даже выше. Чем более высокую связь мы хотим иметь с Господом, тем
более низкое положение мы должны занять. Иначе быть не может.
Помимо мира стяжательства существует мир служения и самопожертвования.
В нем есть разные уровни свободы и счастья. В высших сферах того мира
обнаруживается высшая степень свободы и блаженства. Такова природа любви.
Она дает слугам свободу. Когда в слуге, вместо чувства долга просыпается
любовь, он обретает свободу.
На низших этапах служение всегда ограничено нормами и догмами писаний:
«Не делай этого, не делай того». Но чем больше в слуге верности, тем больше
ему дается свободы. «Если сердце велит тебе делать это, делай». Ни одно
писание не сможет тебе диктовать, что делать. Ты будешь подчиняться только
голосу сердца. Служение приобретет спонтанный характер.
Когда господин удостоверится в безграничной верности слуги, он предоставит
последнему право выбирать вид служения. «Поступай так, как сочтешь нужным.
Теперь нет нужды регулировать твою жизнь. Ты в краю самопроизвольного
служения. Делай, что считаешь благоразумным. Как бы ты не поступил, Господь
примет это как служение. Слушай голос сердца, отдайся потоку служения».
Больше нет давления извне: «Делай то, делай это». Сердце само подскажет, что
Минуя этап служения по правилам и из чувства долга, ты обнаруживаешь, что
твой родной дом – в стране любви, не подчиняющейся правилам и заповедям.
Там бесконечная свобода, уют и тепло родного дома. Там сомнения
рассеиваются. Там отмирают своекорыстие и стяжательство. Там из сердца
уходит все низменное — цепи, что сковывали сердце, распадаются.
Когда печати с сердца будут сорваны, поток любви унесет тебя в высший
божественный мир. Наши богатства внутри нас, но они скрыты за семью печатями.
Когда печати сорваны, сердце обретает свободу и долгожданное умиротворение.
Душа обнаруживает, что ее родной дом в мире любви и ее вечное
предназначение – дарить любовь и радость.9
Этот путь — от неопределенности к уверенности, от неудовлетворения к
удовлетворению, от нужды к исполнению всех чаяний. Когда временное и
наносное растворится, в сердце ты обнаружишь вечный поток любви и жизни.
Убейте в себе своекорыстие и стяжательство и обретете вечную жизнь. По мере
продвижения в страну любви, также меняется наше представление о
Божественном. В стране любви Господь предстает в облике Кришны.
Знаменитый немецкий ученый Макс Мюллер однажды сказал: «Одной капли
нектара индийских Упанишад (священных книг) достаточно, чтобы утолить
чаяния всех живущих во вселенной».
Калисантарана Упанишад предлагает повторение мантры Харе Кришна как
наиболее действенный способ познания Бога, особенно в нынешнюю эпоху. Эту
мантру можно повторять в уме, шепотом или вслух.
Предвечный звук
Рупа Госвами молится: «О Святое имя, на кончики Твоих стоп падает сияние,
исходящее от драгоценных глав Упанишад, увенчивающих Святые Веды. Тебя с
восторгом прославляют великие освобожденные души – такие как Нарада и
Шукадева Госвами. О Святое Имя, умоляю прости мне все оскорбления и дай
Рупа Госвами говорит, что Святому имени Кришны поклоняются
освобожденные души, независимо от того, каким путем они обрели свободу.
Святому Имени не посвящено ни одно отдельно взятое писание. Но если
рассматривать писания как единое целое, они пронизаны духом Святого Имени.
Обычный исследователь не увидит Святое имя на страницах священных книг, но
есть святые, которые способны видеть подлинный смысл, скрытый под
поверхностью океана священной литературы. Смысл всех Ведических писаний –
Веды в скрытой форме рассказывают об имени Кришны как о звуке исходящем
из глубин высшей реальности, лежащей за пределами любого возможного опыта.
Они говорят, что прикоснуться к высшей реальности можно только через звук.
Если это не так, то само существование священных книг, не имело бы смысла.
Поскольку они есть само воплощение звука. Тот, кому открывается сокровенный
смысл Вед, понимает, что через звук можно прикоснуться к Всевышнему Господу.
Абсолютную реальность можно слышать.10
Итак святой Рупа Госвами утверждает, что академическое изучение Вед
приводит лишь к разочарованию. Но если обратиться к ним без предвзятости, то
по милости святых и учителей можно обнаружить, что истина выражена главным
словом Писаний. Это слово – Имя Кришны. Высшая Истина – Имя Всевышнего.
Разные разделы Вед открывают разные грани абсолютной реальности, но в
них есть единый стержень. Звуки Священных писаний – как лучи света. Но все
они исходят из единого источника. Если внимать этим звукам можно прийти к
главному звуку. Этот звук – ‘Кришна’. Луч вдет к своему источнику. Великие
освобожденные души преклоняются перед Именем Кришны, из которого
происходят все ведические мантры. Все эти мантры существуют лишь для того,
чтобы дать нам некоторое представление о звуковом образе абсолютного центра,
абсолютной реальности. Так Шри Рупа Госвами понимает Святое Имя.
Священные писания – древо звуков. Эти звуки имеют один корень, единый
источник. Тот, кто имеет видение, непременно придет к корню, по какой бы
ветви не двигался. «Ступай в этом направлении. То, что ты ищешь, ты найдешь в
корне дерева. Каждая ветвь — отдельная грань истины. Но Истина во всей полноте
находиться в корне. Ступай туда и услышишь звук, способный утолить твою
жажду. Нет смысла перемещаться с ветви на ветвь. Услышав звучание Целого, ты
услышишь, как звучат отдельные части.
В звуке ‘Кришна’ содержится великий смысл, поскольку этот звук и есть
Кришна. В нем сокрыто все сущее. Шри Рупа говорит: «О святое Имя, я ищу
прибежища у Твоих лотосных стоп. Святое Имя – первый и главный звук,
который наполняет смыслом и гармонизует все звуки священных писаний».
Учитель Шри Рупы, Шри Санатана Госвами говорит: «Пусть ничто не сдержит
блаженства служения Святому Имени. Для того, кто соприкоснулся с этим звуком,
вся остальная деятельность становится бессмысленной. Тот, кто удостоился
служить божественному Имени ‘Кришна’, никому и ничего не должен».
Святое Имя переносит нас в обитель Кришны, где не существует понятия долг,
даже «долг перед Кришной». Там нужно отказаться от рассуждений и созерцания
своего внутреннего мира и даже перестать преклоняться перед Всевышним.
Святое Имя уничтожает в нас стремление к самосозерцанию, уничтожает
рассудительность и страх перед Господом. Тот, кому посчастливилось ощутить
сладость Святого Имени, теряет интерес ко всему на свете.
Кто соприкоснулся со звуковым образом высшей реальности, тот понимает
бессмысленность любых попыток добиться чего бы то ни было. Святое Имя
делает внешнюю реальность непривлекательной. И только если Оно позволит,
мы будем в состоянии вернуться к внешним обязанностям. Имя Господа обладает
такой властью, что заставляет отказаться от любого долга и увлекает за Собой.
Его очарование безгранично.
Нисходя к нам, Святое Имя пленит наши уста и язык. Имя увлекает каждую
частицу нашего «я». Соприкоснувшись с нектаром святого Имени, уста как
безумные повторяют ‘Кришна’ и не могут остановиться. Власть Святого Имени11
всесильна, ты теряешь самообладание и чувствуешь, что одного языка и уст мало
– нужны тысячи, чтобы прикоснуться к Имени Кришны.
Затем Имя Кришны проникает в уши и заполняет слух. Постепенно Оно
вытесняет все звуки. В сознании звучит только Имя Кришны и кажется, что двух
ушей недостаточно: их нужны миллионы, чтобы внимать сладостному потоку,
льющемуся в сознание. Нектар святого Имени словно река вливается в уши,
наполняет сердце и топит его в Своих волнах.
Он настолько сладостен, что захватывает сердце. В сердце сосредоточены все
чувства. Когда сердце попадает в рабство сладостного нектара, чувства теряют
независимость. Куда бы ни проник этот сладостный поработитель, он забирает
все без остатка.
Рупа Госвами пишет: «В этих двух слогах ‘криш’,’на’ сокрыто море сладкого
упоения, но его невозможно выразить никаким языком. Нектар Святого имени
Кришны не описать словами.
Божественное служение
Имя Кришны столь могущественно, что душе не требуется никаких
способностей чтобы принять Его. Это семя настолько жизнеспособно, что может
быть посеяно в любую почву и дать богатые всходы. Однажды попав в сердце,
Святое имя изгоняет дух греха и стяжательства.
Всякий, соприкоснувшийся с Именем Господа, обретает благо. Однажды
проникнув в сердце, Оно захватывает его полностью. Это Его главное свойство:
Оно не терпит соперника и бесконечно милосердно. Ты можешь внимать Святому
Имени в любом месте и в любое время. Там, где другие терпят неудачу, Имя
Кришны одерживает сокрушительную победу. Никакие обстоятельства не могут
быть Ему препятствием.
Но есть одно условие: связь с подлинным именем должна быть в правильном
формате. Только так это будет подлинное Имя Кришны, а не поддельное. На слух
подлинное Имя Кришны ничем не отличаются от