поддельного, но подлинное
Имя способно разрушить целый мир иллюзий, а поддельное растворяется в
воздухе, не оставив следа.
К цели приближает не количество произнесенных имен, а качество.
Подлинную вещь от подделки отличает содержание, качество, а не внешний вид.
Об этом так или иначе говорят все священные писания. Шри Рупа подытоживает
эту идею словами Падма Пураны: «Органами чувств и мыслью невозможно
дотронуться до реальности, которая находится за гранью опыта». К такой
реальности относится и Имя Всевышнего. Оно не материально, т.е. не подвластно
чувственному опыту.
Все, что связано с Кришной – Его имя, облик, качества и деяния – невозможно
воспринять органами чувств или мыслью. Но если ты хочешь служить этой
реальности, Кришна может низойти до тебя, если пожелает. Низшее может быть
связано с высшим только отношениями слуги и господина. Только тогда ухо12
слышит ‘Кришна’, а язык произносит ‘Кришна’. Во всех других случаях это набор
букв – оболочка без содержания.
Ничто мирское – язык, пальцы, звуки не может коснуться Кришны. Должна
быть среда, которая свяжет наше тело или мысль со сверхъестественной
реальностью. Эта среда есть искреннее желание служить Кришне, удовлетворять
Его.
Лампочка не испускает свет, если не связана с источником электричества. Так
и Имя Господа – мы не можем его произнести, подумать о нем или написать,
если не связаны с Его источником по ту сторону мира опыта. Эта связь
называется преданным служением. Служение и ничто другое связывает
физический мир, в котором мы живем, с миром духовным, в который стремимся.
Кришна нисходит к душе, когда сам того пожелает. Когда Он коснется вашего
языка, ваш язык сможет произнести имя Кришны, и ни мгновением раньше.
Холостые патроны хлопают как настоящие, но пули не вылетают. Так и имя
Кришны — если воспевается не в духе служения, это просто дребезжание языка.
Стрельба холостыми патронами. Шум и не более.
Воспевание святого Имени должно быть пронизано духом служения,
желанием служить Кришне. Иначе за этим звуком ничего нет. Подражание,
воспроизведение ничего не значащих звуков. Святое Имя нельзя ни услышать, ни
воспроизвести физическими чувствами. Оно вне чувственного опыта, не
материально. Звуки нашего мира не могут сложиться в святое Имя Господа. Ухо
не услышать, а язык не произнесет ‘Кришна’, если сознание не наполнено духом
служения и смирения. Чтобы ухо соприкоснулось с Именем Кришны, между ними
должна быть промежуточная среда – сознание служения. Только так Имя Кришны
проникнет в ухо и Он явит свой облик, качества и игры.
Святое Имя находится за гранью физической реальности. Только наше
желание служить убедит Кришну прийти в наш мир. Лишь служение может
связать нас с Кришной. Поэтому духовная жизнь – это постоянное воспитание в
себе духа служения. Мы молим о том, чтобы встретить на своем пути преданного
слугу Господа, перенять от него дух служения и научиться способам служения.
Шри Шикшаштакам
Открыв для Себя новую реальность
— собственную красоту и очарование,
Кришна вошел в состояние Радхарани
И облачившись в Ее сияние,
Явился миру как Шри Чайтанья Махапрабху
Последние двенадцать лет земных игр
Он голубого переживал союз в разлуке
И делился этими сокровенными чувствами13
С самыми близкими, с теми, кто был безгранично предан Ему.
От отчаяния разлуки с Шри Кришной
Сердце Махапрабху тонуло в потоках блаженства.
Так из Его уст вырвались восемь наставлений — Шикшаштакам
Подобно восьми безбрежным рекам Золотого Нектара.
Стих 1
Святое Имя Кришны
Очищает зеркало сердца
И гасит пожар страданий
В лесу рождений и смертей.
Как в прохладных лунных лучах
В нектаре святого Имени
Расцветает сердце.
И видит какое сокровище ей уготовано
— жизнь в любви с Кришной.
Упиваясь этим нектаром,
Душа плещется в волнах
Бесконечно расширяющегося океана
Невообразимого блаженства
Каждое чаяние сердца,
Которое только можно вообразить
Находит отклик и обретает чистоту
Всепобеждающим благодатным волнам
Святого Имени Кришны
Стих 2
О Господь, одно Твое Имя
дарует благо всем и каждому
У Тебя бесчисленное множество имен
Таких как Кришна и Говинда
В которых Ты являешь Себя.
В Твоих Именах Хранится вся Твоя сила14
Тому, кто хочет внимать Твоему Имени
Не нужны ни определенное место, ни время.
По беспричинной милости
Ты пришел в мир в облике звука – в облике своего Имени.
Мое несчастье, что меня не привлекает этот облик.
Стих 3
Кто смиреннее травинки
Терпеливее дерева
Почитает всех и каждого
И не ищет почета к себе
Святое Имя Кришны
Стих 4
О Господь
Мне не нужны богатства, последователи,
Прекрасные женщины и даже спасение.
Все, о чем я молю
— служить Тебе из жизни в жизнь.
Стих 5
О сын Нанды Махараджа,
Но мои прегрешения
Не дают мне вырваться
из океана рождений и смертей.
Возьми мою падшую душу,
Пусть я буду пылинкой у Твоих лотосных стоп.
Стих 6
О Господь, возможно ли, что от одного произнесения Твоего имени
Слезы потекут ручьями из моих глаз,
Голос задрожит в блаженном отчаянии,
А волосы станут дыбом?
Стих 715
О Говинда
Без Тебя мир пуст,
Слезы льются ручьями,
А мгновение кажется вечностью.
Стих 8
Кришна может прижать мне к сердцу с любовью
Может растоптать меня в прах
Этот распутник волен делать все, что угодно.
Все равно Он будет дороже мне самой жизни.
Океан Нектара
В чем сила имени Кришны?
Как пустыня выжженная беспощадным солнцем
Мое сердце сгорает в огне желаний мирских удовольствий
Но Святое Имя, проникнув в мои уши, затопляет сердце
Ни с чем не сравнимым блаженством.
Имя Кришны звучит в моем сердце,
Заставляя язык танцевать под эту музыку
Голос прерывается тело дрожит и покрывается испариной
Ноги подкашиваются а из глаз слезы льются ручьями
Трепет охватывает все мое существо
Кожа теряет цвет, рассудок отказывается работать
Мир, что казался незыблемым рушится
Мое «я» теряет целостность
И разрывается на тысячи ощущений
Смутив сознание божественное Имя Кришны
Орошает мое сердце блаженной живой водой
И уносит прочь в море неземного счастья
Забирает рассудок, ввергает в беспамятство
Похищает сердце и привычный мир
Так поступает Тот, в ком я нашел убежище
Все это невозможно описать словами
Он делает со мной все, что хочет16
Святое Имя хранит в себе семя божественной любви
Оно рождает неописуемое блаженство.
Сила Святого Имени такова,
Что мимолетно услышать Его
Значит увидеть Самого Кришну
Потерять сердце и найти его возле Кришны.
А когда Имя раскрывается во всей полноте,
Оно уничтожает земное тело
Взамен даруя новый, неземной облик
И уносит во Враджу
Где я вижу любовные забавы Кришны
Имя Кришны обладает чудотворной силой,
Превращает черепки в золото
Оно — хранилище нетленного счастья
Своенравно и полно неземного блаженства.
Тхакур Бхактивинод
В этом стихотворении Шрила Бхактивинод Тхакур развивает идею Рупы
Госвами, изложенную в его книге-молитве «Намаштакам» [Восемь гимнов во
славу Святого Имени]. Он рисует картину своего внутреннего состояния. «Мое
сердце – выжженная солнцем пустыня. Я пытаюсь утолить вечную жажду
временными вещами. Я окружил себя временным. Поскольку временное обречено
на смерть, я окружил себя смертью. Мой ум мечется между тысячью желаний,
которые несут лишь смерть. Эти муки испепеляют душу.
Но вдруг, необъяснимой милостью, милостью святых и гуру в мой слух
проникло имя Кришны и ворвалось в сердце, открыв неведомые горизонты.
Оросило сердце благодатным нектаром и вселило надежду, о которой я не мог
В этом звуке новая надежда на новую жизнь. Отражаясь от сердца этот звук
устремляется к моим устам. Я не делаю усилий чтобы произнести этот звук. Мое
сердце поет, а уста непроизвольно вторят ему. Это нечто, оторвавшееся от сердца
святого и проникшее в мой слух, достигло самых глубин моего сердца и затем
силой заставило танцевать язык».
Этим отличается подлинное святое имя. Оно нисходит в наш мир, а не
рождается в нем. Наш язык не способен произвести на свет имя Бога, но способен17
танцевать под Его мелодию – если сознание помещено в особую среду —
служения. «Через посланника абсолютного мира Святое Имя попадает в ухо,
затем проникает в сердце. Найдя там благоприятную атмосферу, Оно заполняет
сердце и вырывается на язык, где начинает танцевать. Силой захватив язык, этот
сладостный звук танцует на кончике».
Так Бхактивинод Тхакур описывает свое состояние от встречи со святым
Именем. Если это живое настоящее Имя Господа, к горлу подступает комок, тело
охватывает дрожь, ноги подкашиваются. Слезы льются ручьями, волосы
становятся дыбом. Порой цвет тела меняется до неузнаваемости, наступает
безумие полная потеря сознания, состояние близкое к обмороку. Со стороны
кажется, что душа одержима – тело дрожит, появляется испарина, мысли
путаются. Но сердце испытывает неведомое доныне чувство – словно купается в
волнах блаженного нектара.
В эти минуты, душа ощущает себя посреди моря блаженства. «Я не принадлежу
себе. Не понимаю, где я и что со мной. Я схожу с ума. Я уже сошел с ума. Я
безумен. Куда делся прошлый опыт, благоразумие и степенность? Что со мной?
Кто я? Какая-то посторонняя сила изменила все мое существо. Она играет со
мной как с куклой. Необычайно нежно и бережно. Как случилось, что моя вера
привела меня в эту чудную реальность, о которой я не мог даже мечтать.
Я раб этого чуда. Все мое существо, внутри и снаружи в плену этого
очаровательного поработителя. Его власть надо мной свесильна. Это не описать
словами. Я нашел в Нем прибежище и своего хранителя. Он играет мною самым
беспощадным, угнетательским образом. При этом, я чувствую, что купаюсь в
реках нектара. Это за гранью чувственного опыта. Я не знаю, что со мной.
Я не в силах сопротивляться. Я раб неведомой силы. Я отпускаю судьбу. Будь,
что будет. Я больше не хозяин себе. Пусть этот добрый друг повелевает мной.
Мне ничего не остается, как сдаться ему на милость. Это состояние невозможно
описать. Он играет со мной, как хочет. Его власть надо мной безгранична. Ему
нельзя противостоять. Все, что я могу – безропотно подчиниться Его воле.
Вдруг я ощущаю, как Святое Имя приобретает видимые очертания –
распустившегося цветка, который источает неописуемое благоухание. Оно
переливается бесчисленными оттенками и меняет облики. Оно живет своей
жизнью и увлекает меня в этот безумный водоворот. Оно внезапно появляется,
чтобы предстать в причудливом виде и также внезапно исчезает.
Я никогда не испытывал того, что со мной происходит. Я без оглядки
бросаюсь к подножью этого святилища. Хозяин Святого Имени являет Себя во
всем великолепии во Вриндаване, во враджа-лиле, с Радхарани, и увлекает меня
за Собой. Я оказываюсь в самой гуще этого чудного мира — любви и красоты. Он
зовет меня: «Видишь, эту дивную страну? Она принадлежит тебе. Здесь твой дом.
Это не твое воображение. Она реально существует. Я реально существую. Тебя
здесь любят и рады тебе».
Я вижу, Его окружают верные слуги, у которых с Ним разные отношения
(расы). Я чувствую, как мое старое тело разрушается, и на свет появляется новое,18
приспособленное для вечного служения Ему. Неожиданно я живу новой жизнью,
Мой опит, страхи у убеждения исчезли. То, что происходит сейчас — настоящая
жизнь, а прошлая была лишь наваждением. Теперь от нее не осталось следа. Так
воззвав к Святому Имени, я обрел новую жизнь, новые горизонты, новую
надежду».
Все чего просит сердце, чего мы ищем всю жизнь, может дать святое Имя.
Приняв святое Имя, можно утолить все свои чаяния. Оно вечное, непорочное и
полно блаженства.