Скачать:PDFTXT
Посланник Удхава. Рупа Госвами

храме Моего сердца. Её страдания и беспомощность не могут сравниться ни с чем. Во вриндаванской роще в окружении служанок Радхика лежит на ложе из свежих лепестков лотоса и безутешно плачет. Ты увидишь, как Она исхудала, и поймёшь, что Она ещё жива, лишь по едва заметному биению пульса на шее.

Мадхави-Радха с трудом удерживает в теле жизненный воздух в разлуке с Мадхавой-Кришной. Когда Я собрался ехать в Матхуру, на Её лицо легла тень одиночества и отчаяния. Она жива только надеждой на Моё обещание очень скоро приехать обратно.

О Удхава, возьми с собой гирлянду из невянущих лесных цветов. Подойди к ложу, где лежит бесчувственная Радхарани, и надень на Неё гирлянду. Она даст Моей дорогой возлюбленной силы вернуться к жизни. Когда Она ощутит благоухание этой гирлянды, то придёт в Себя и начнёт осматриваться по сторонам сквозь слёзы. Смиренно склонись перед Ней. Увидев тебя, Она станет проявлять все признаки экстатической любви ко Мне. Попросив разрешения у подруг и служанок Радхики, сядь у Её ложа и передай Мои слова:

О безутешная, тот, кому Ты дороже всех, и кто Тебе дороже всех на свете, уверяет Тебя, что Его сердце горит в огне разлуки. Солнце разлуки иссушило озеро твоего сердца, и рыба Твоей жизненной силы содрогается в Твоём горле, беспомощно глотая воздух. Почему Я всё ещё здесь? Ветер привязанности к Моим близким препятствует возвращению к Тебе. Я тону в океане желания встретиться с Тобой. (Здесь Кришна сравнивает себя с тучей).

О Радхика, Наши ночные встречи — не сон. Каждый вечер Я не могу заснуть из-за Твоей непостижимой силы вне всяких законов забирать Меня к Себе из столицы Ядавов; из-за этого Я страдаю от бессонницы. Сын Нанды Махараджи, сражённый любовью к Тебе, смиренно просит не смотреть в сторону рощи мадхави-кунджа на холме Говардхана, где Мы встретились в первый раз. Ради Своего блага не делай этого. О Радха, скоро Я явлюсь пред твоим взором с флейтой, украшенной красноватой пылью с холма Нандишвара. Тогда Я избавлю Тебя от боли, унесу прочь все страдания и омою чистой водой Своей любви. Попав в сети Купидона, Я коснусь устами Твоих уст и крепко обниму Твою трепетную шею. Так продолжится Наш прерванный праздник божественной любви.

О мудрый Удхава, погости несколько дней во Врадже, порадуй его обитателей. Твоя поездка в Нандаграм не только исполнит Моё желание, но и принесёт высшее благо тебе самому, ибо ты увидишь, как сильна и чиста любовь враджаваси. Вспоминая о нашей беседе, ты сможешь понять их чувства.

************

Когда Удхава подъезжал к Вриндавану, солнце садилось. Пастухи гнали стада с пастбищ домой. Облако пыли из-под копыт коров на некоторое время скрыло колесницу посланника Кришны. (В Ведах говорится о разных видах омовений, одно из них — в пыли, поднятой коровами).

Оказавшись в пыльной завесе, Удхава почувствовал мороз по коже, и, хотя дышать было нелегко, он исполнился необычайной радости.

Царская колесница, как таинственный корабль, плавно въехала в Гокулу. Гость из Матхуры сразу ощутил простую и умиротворённую атмосферу этого божественного селения. Игривые телята льнули к вымени коров, из дворцов доносились звуки кухонной утвари. Удхава повсюду слышал звонкие возгласы ребятишек и голоса их родителей, звавших домой на ужин. Каждый дворец был украшен для поклонения богу солнца и богу огня, а также для приёма гостей, брахманов и полубогов. По всему Вриндавану были прекрасные леса, сады, утопавшие в цветах, жужжали пчёлы и пели птицы. В живописных прудах, поросших лотосами, плавали утки и лебеди.

Удхава вначале зашёл в дом Нанды и Яшоды. Его радушно встретили и стали расспрашивать о жизни Кришны в Матхуре. Нанда Махараджа так расчувствовался, что не мог говорить. Мама Яшода сидела рядом со своим супругом и молча слушала. От любви к Кришне у неё текли слёзы и грудное молоко. Удхава, тронутый их состоянием, начал приводить философские заключения Вед о положении Всевышнего: о Брахмане, аватарах, мироздании, а также о том, что, в действительности, у Господа нет отца, матери, родственников, друзей и врагов, и что Он не нуждается ни в чьём обществе, дружбе и любви. Нанда и Яшода пришли в лёгкое смятение. Они не могли до конца осознать услышанное: то ли Бога тоже звали Кришной, как и их сынишку, то ли всё время до отъезда Кришны было лишь счастливым сном. Напоследок Удхава передал им обещание Господа через некоторое время вернуться в Гокулу. Так за разговорами прошла ночь.

Утром пастушки приготовились к мангала-арати: зажгли светильники и разбрызгали масло, смешанное с йогуртом. После церемонии они занялись сбиванием масла из сметаны. Светильники, отражаясь в их украшениях, делали эти украшения ещё ярче. Мутовки в их руках, серьги, браслеты и груди — всё двигалось, а порошок кункумы накладывал на их лица шафрановый отблеск, похожий на восходящее солнце. Сбивая масло, они пели о развлечениях Кришны. После восхода солнца гопи пришли выразить почтение родителям Кришны и увидели золотую колесницу. Некоторые из девочек заключили, что это вновь приехал Акрура во исполнение ещё какого-нибудь жестокого замысла. Но они подумали: «Мы теперь — лишь мёртвые тела без нашего любимого Кришны. Какую боль можно причинить мёртвым телам?»

Когда гопи увидели Удхаву, то поняли, что он — приближённый слуга Господа. Руки его были очень длинны, нос прямой, а глаза напоминали лотосные лепестки. Лицо его было таким прекрасным! «Кто этот юноша, который так похож на Кришну? — подумали они. — Он одет и улыбается совсем как Кришна. Откуда он прибыл, и какой девушке посчастливилось иметь его своим мужем?» Будучи простыми деревенскими девочками, они тут же окружили его. Узнав, что он привёз послание Кришны, они очень обрадовались, увели его в укромное место и усадили. Гопи почтительно склонились перед Удхавой и стали задавать вопросы, но, не дожидаясь ответа, тут же стали иносказательно обвинять Господа в неверности: «Кришне больше нет дела до тех, кто связан брачными узами с другими. Дружба с посторонними длится лишь до тех пор, пока это выгодно. Шмель, собрав нектар, перелетает на другой цветок; блудница оставляет обедневшего любовника; граждане покидают страну с нерадивым правительством; ученик забывает учителя после получения образования; гость расстаётся с хозяином. завершив трапезу, а звери уходят из выжженного леса. Так же и человек, насладившись подружкой, прекращает отношения с ней».

В это время Шримати Радхарани стала разговаривать со шмелём, летавшим неподалёку. Приняв его за посланника Кришны, Она обратилась к нему со следующими словами: «О шмель, ты привык пить цветочный нектар и потому предпочёл быть посланцем Кришны, который обладает тем же характером, что и ты. Ты, стало быть, прилетел сюда с весточкой для Меня, горя желанием коснуться Моих стоп. Но дорогой шмель, позволь предупредить тебя, чтобы ты не смел прикасаться ко Мне! Мне не нужны никакие послания от твоего ненадёжного хозяина. Ты — ненадёжный слуга ненадёжного хозяина».

Шримати Радхарани намеренно так обращалась к шмелю, дабы укорить посланника Кришны, Удхаву. Этим Она косвенно хотела показать, что Удхава был так же ненадёжен, как и сам Кришна. Радхарани пребывала в скорби из-за разлуки с Господом, но от разговора со шмелём пришла в экстаз. Тут шмель вдруг исчез из поля Её зрения. Радха чуть не потеряла рассудок, думая, что шмель-посланец вернулся к Кришне рассказать, как Она ругала Его. «Кришна, должно быть, огорчится, услышав это», — подумала Она. Тогда Её охватил ещё больший экстаз.

Между тем шмель вновь появился, и Радхарани обрадовалась. «Мой дорогой друг, Кришна так добр, что вновь послал тебя ко Мне, чтобы ты забрал Меня к Нему. Но как ты, крошечное существо, сможешь перенести Меня в Матхуру?.. Забудем об этом, лучше расскажи о Его новой жизни. Помнит ли Он о нас и о Своих родителях? Возможно ли, что Кришна придёт и вновь заключит нас в Свои объятия руками, благоухающими, как розы?»

Удхава стоял рядом и слышал речи Возлюбленной Кришны. Он был потрясён тем, как гопи привыкли постоянно с любовью думать о Говинде.

Удхава сказал: «Дорогие пастушки, вы достигли высшего успеха в жизни. Вы — удивительные преданные Господа, достойные поклонения всех трёх миров, поскольку вы всегда поглощены мыслями о Васудеве. Я счастлив, что мне выпала возможность увидеть вас в этом положении».

Но гопи было неинтересно слушать прославления в свой адрес, и они потупили взоры. Тогда Удхава приступил к самому посланию Господа: ‘Мои дорогие пастушки, знайте, что разлука для нас невозможна никогда и нигде, ибо Я — всепроникающий. Знание Абсолюта не нужно вам, поскольку вы с детства привыкли любить Меня. И для того, чтобы усилить вашу необыкновенную любовь ко Мне, Я намеренно расстался с вами. Но скоро, по завершении дел, Я вернусь во Вриндаван’.

Шримати Радхарани спросила: «Мы слышали, что Кришна убил демона Камсу, это приятная новость. Но скажи, пожалуйста, о Удхава, вспоминает ли о Господь Хари о нас в окружении неотразимых женщин Матхуры?»

Удхава заверил девочек, что как они непрерывно думают о Господе, так и Господь беспрестанно думает о них. Это принесло им большое облегчение. Гопи в присутствии посланника Кришны стали изливать свои чувства в разлуке со Шьямой.

Одна гопи говорила: «Как увидим свинцовую тучу, сердце замирает, расплачемся. Дождь кончится, а глаза истекают ручейками. Наши глаза куда полнее тучи, и певчая птичка наших счастливых речей вмиг замолкла в горькое время тоски. Мгла этих слёз — воплощение страха и одиночества. Кажется, сезон дождей растянулся навечно, не держится сурьма на веках. Будто жизнь вытекает через удлинённые очи пастушек, а печаль ни на миг не уходит. Леса и поляны без Кришны — чужие. Лианы, ласкавшие раньше прохладой, опаляют дурманным запахом и тягостным жаром. Что за смысл в токе Ямуны, птичьем гомоне, цветении лотосов, суете пчёл? Ветер, воды, камфара, травы, сияние луны — обжигают, как солнце. Искалечены мы любовью, как стволы без веток. Опухшие от слёз глаза прикованы к дороге в Матхуру».

Другая жаловалась: «О подружки, когда-то я так любила павлинов, ведь они всегда напоминали об очаровательном сыне Нанды; отныне они ненавистны мне. Как заслышат гром — тут же в танец! Не к месту это, какие танцы, когда вся Гокула словно в трауре без Говинды. А ведь Кришна их перьями украшал голову — радуги всплеск, даже мурашки по спине, хотелось зажмуриться. От этого павлины, глупые птахи, стали ещё и спесивыми, то и дело ссорятся с нами! Кришна на чужбине… а здесь павлины… только и путаются под ногами… »

Третья говорила так: «После отъезда Кришны все времена года будто изменились. Осенью

Скачать:PDFTXT

Посланник Удхава. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Посланник Удхава. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Посланник Удхава. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн