сладкий вкус, который можно извлечь из сахарного тростника. Раса тонкого мира выражается в чувствах и эмоциях. Например, среди живых существ это может проявляться в виде доблести или рыцарства. Духовная же раса может ощущаться только душой. Даже когда эта раса пробуждается в живом существе, воплощенном в материальном теле, ощущает ее все равно только душа. Над материальным умом находится душа, и если человек обращается к преданному служению, то вайкунтха-раса может коснуться своей волной его ума. Далее, пройдя ум, она пронизывает все тело садхаки, и происходит взаимообмен всех трех рас. В духовной расе Кришначандра — единственный герой. Духовная раса, деформируясь, отражается в уме в форме тонкой расы. Тонкая раса, далее трансформируясь, проявляется как грубая, материальная раса. Таким образом принципы, деятельность и природа трех рас — одна и та же. Духовная раса — жизнь и душа вайшнавов. Остальные две расы, если они не помогают живому существу подняться на уровень вайкунтха-расы, отвратительны и не благоприятны для него. Люди с низкими наклонностями околдованы тонкими и грубыми материальными расами. Вайшнавы же старательно избегают их и стремятся только к духовной расе».
Партхива-раса.
«Описывая расу, мы можем выделить четыре типа бхав, присутствующих в ней — стхайи-бхава, вибхава, анубхава и саннари-бхава. Давайте сейчас обсудим партхива-расу.
Раса сладкого вкуса состоит из нескольких бхав. Первая — это рати, или привязанность к сладкому вкусу. Она называется стхайи-бхава. Объект этой привязанности называется вибхава. Есть два типа объектов, или вибхавы — ашрая и вишая. Язык человека, или то, что имеет привязанность к сладкому, называется ашрая, или прибежище. А то, к чему эта привязанность стремится, например тростниковый сахар, называется вишая, или объект привязанности. Все те качества вишаи, которые возбуждают привязанность к ней, называются уддипана. Когда возникает привязанность к сладкому все внешние признаки и симптомы, проявляющиеся при этом и указывающие на наличие этой привязанности, называются анубхава. Ощущения, возникающие при усилении этой привязанности, например, радость, называют сатари-бхавой. Итак, когда тяга к сладкому, с помощью упомянутых четырех бхав, начинает приносить радость, возникает раса сладкого вкуса».
Сваргия-раса и ее более низкое положение по отношению к вайкунтха-расе.
«А сейчас, давайте рассмотрим сваргия-расу.
Эта раса более обширна и возвышенна, чем партхива- раса так как ее объект тоньше, чем грубая материя. В этом легко убедиться, проанализировав взаимоотношения влюбленных друг в друга юноши и девушки, взаимоотношения отца и сына, господина и слуги или отношения между друзьями. Во всех этих отношениях стхайи-бхава, или привязанность с помощью трех остальных бхав, становится расой.
Если сваргия-раса возвышенней партхива-расы во много раз, то вайкунтха-раса возвышенней сваргия-расы в бесконечное число раз. В партхива-расе существует только один вид взаимоотношений — между наслаждающимся и тем,- чем он наслаждается. В сваргия-расе существует четыре типа взаимоотношений — дасья (слуги и господина), сакхья (дружеские), ватсалья (родительские) и мадхуръя (супружеские). Но здесь объект расы несовершенен и недостоин внимания вечной души. Именно по этой причине сваргия-раса не может быть вечной. В вайкунтха-расе существуют пять видов взаимоотношений — шанта (нейтральные), дасья, сакхья, ватсалья и мадхуръя. Взаимоотношения в партхива-расе происходят между одушевленной личностью и неодушевленными материальными объектами. В двух остальных расах взаимоотношения происходят между личностями, поэтому внешне типы их взаимоотношений похожи. Но отличие, тем не менее, существует, так как объект вайкунтха-расы — Верховная Личность Бога, который не имеет Себе равных. Вот почему эта раса вечная. А сваргия-раса несовершенна, ибо приносит разочарование и ничтожные результаты».
Вайкунтха-раса не зависит от материальной логики.
«Я показал, какая связь существует между тремя видами расы. А сейчас я постараюсь, насколько могу, описать вай- кунтха-расу.
Иногда мы можем слышать от рационалистов, что вай- кунтха-расы, в действительности, не существует, что она — плод воображения. Это утверждение трудно опровергнуть с помощью логических доказательств, так как они теряют всякий смысл при обсуждении духовных тем. Тот, кто никогда не ощущал вкуса духовной расы, не способен понять эту истину. Поэтому тот, кто достаточно удачлив, не придает значения логике, стараясь ощутить вкус раса-таттвы в обществе садху.
Сейчас уже поздно. Завтра мы продолжим обсуждение раса-таттвы. Все вы вайшнавы, и поэтому хорошо знакомы с этой темой. Но поскольку вы дали мне свои благословения, я и говорю об этом».
На этом Бабаджи замолчал, и собрание подошло к концу. Нарен Бабу и Ананд Бабу были поражены услышанным, и, покинув собрание, продолжали говорить об этом.
ЛУЧ ДЕВЯТЫЙ
Двое бабу делают заключение из того, что они услышали о таттва-расе.
Глубоко размышляя над тем, что они услышали из уст Пандита даса Бабаджи, Нарен и Ананд никак не могли уснуть. Маллик Махашайя в это время практиковал кумбхаку в другом кутире. Бабаджи милостиво обучил его этой науке. Поэтому Нарен и Ананд говорили между собой.
Нарен Бабу сказал: «Я не верю брахмачари из «Брах- мосамаджа», который говорит, что склонность к бхакти и склонность к материальному наслаждению -две разные вещи и между ними нет никакой связи. То, что сказал сегодня Пандит дас Бабаджи, просто потрясло меня. Я не верю, что живое существо, только потому, что оно находится в обусловленном состоянии, полностью отделено от своих естественных склонностей. Изначальная духовная природа души отражается в ее материальном уме. Когда восставшая против Бога душа отворачивается от Него, ее духовная любовь, часть ее изначальной природы, деформируется в привязанность к материальным объектам. Да- съя, сакхъя, ватсалья и мадхуръя, которые мы наблюдаем в материальном мире — всего лишь трансформация вай- кунтха-расы».
Правильное заключение Нарена Бабу о сваргия-расе.
«Во всем мире превозносятся качества благочестивых людей. Слуга, верно служащий своему господину, друг, воспринимающий счастье или горе своего друга как собственное, сын, посвятивший всю свою жизнь отцу и жена, отдавшая свою жизнь ради счастья мужа,- всегда и везде такие люди заслуживали высшей похвалы в обществе. Поэтому все, что сказал Пандит дас Бабаджи о мирских взаимоотношениях живых существ, называемых сваргия-расой, звучит абсолютно правильно и разумно.
Я читал много мирских романов, где описывается как жены, горячо преданные своим мужьям, жертвовали даже своими жизнями ради них. Жертвенная любовь этих женщин пробуждает в сердце такие теплые чувства по отношению к ним! Но взаимоотношения мужчины и женщины основаны на телесной концепции. Когда тело прекращает свое существование, куда девается эта любовь? Одно живое существо получает тело женщины, а другое — мужчины. Но это состояние не может длиться вечно, так как различия между мужчиной и женщиной основаны на теле, а не на вечной душе. Поэтому любовь между мужчиной и женщиной может оставаться только до тех пор, пока живы их тела. Даже если мы примем точку зрения некоторых ведантистов и согласимся, что искренняя любовь может продолжаться в следующей жизни и даже на райских планетах, все же мы должны признать, что эта любовь прекратит свое существование после того, как душа достигнет освобождения. Поэтому я полностью согласен с Пандитом дасом Бабаджи в том, что земная любовь временна».
Правильное понимание Нареном Бабу вайкунтха-расы.
«В то же время у меня нет никаких сомнений, что вай- /сунтха-према вечна. Из всего, что существует в мире, према — самая замечательная вещь. Даже самые неудачливые люди признают это. И философы-эмпирики соглашаются с тем, что према — проявление высшего блаженства. Мад- хурья-према выше дасьи, сакхьи и ватсалъи. Если бы не существовало вайкунха-премы, то не было бы такого понятия, как вечная любовь. И достижение этой вечной любви, которая, по сути, естественна для живого существа,-высшая цель его жизни».
Друг Нарена, Ананд Бабу подтвердил: «Согласно наставлению Бабаджи, вайкунтха-према — единственная цель человеческой жизни. Поскольку сваргия-раса временна, она не может быть такой целью. Что тогда говорить о более низкой партхива-преме, или мирской любви».
Нарен Бабу развенчивает постулаты философии «Брахмосамаджа».
1. Према не зависит от материальной логики.
Нарен Бабу продолжил: «Наш бывший наставник говорит, что хотя духовная любовь очень возвышенна, она становится отвратительной, если начинает противоречить логическим умозаключениям. Посмотри, какую ошибку он допускает. Если бхакти столь возвышенна, то почему она должна оставаться под контролем ограниченной материальной логики, имеющей множество изъянов. Если бхав а устремляется к Вайкунтхе, то логика, естественно, пытается удержать ее в материальном мире. Поэтому, если логика сдерживает бхакти, то как душа сможет вернуться на Вай- кунтху? Ананд Бабу! Именно с помощью логических заключений необходимо отказаться от материальной логики в познании духовных предметов».
2. Преданность отцу -еще не есть преданное служение.
«Глава «Брахмосамаджа» утверждает, что обращение к Господу, как отцу, проявляет ватсалья-расу, хотя на самом деле в сердце человека пробуждается неподдающееся описанию чувство к безличному Брахману, которое называют врожденной склонностью к любви. Ананд Бабу! Я не могу понять, почему ачаръя привязан к такого рода бессмысленной логике! Почему бы просто не сказать, что стремление сына любить отца и есть врожденная склонность живого существа к любви. При этом, если любовь сына направляется на своего телесного родителя, то это проявление сваргия-расы. Но, когда та же самая любовь переносится на Верховного Господа, тогда эта ватсалья становится вайкунтха-расой. Вера в эту истину приносит полное удовлетворение душе. И кроме того, когда мы говорим „Всепроникающий Господь“, то подразумеваем Бхагавана, который обладает всеми существующими богатствами, не Брахмана. А когда эти богатства (айшварья) спрячутся, станут невидимыми, проявится сладость Господа (.мадхуръя)».
Нарен Бабу сокрушается о незавидном положении своего бывшего наставника.
«Итак, можно сделать вывод, что живое существо должно восстановить свою изначальную природу в вайкунтха-расах. Иными словами, ватсалья, сакхья и другие расы должны быть связаны с Кришной. Брахмачари-ачарья кое-что понял о шанта-расе, но другие расы ему недоступны. Бабаджи учил, что шанта-раса — это одна из вайкунтха-рас. Но брах- мачари считает, что все кроме шанта-расы ложно. Я полагаю, что он очень неудачлив, и не знаю, как он сможет постичь науку о Боге».
Двое бабу чувствуют вкус к мадхурья-расе.
«Ананд Бабу! Хотя рационалисты могут и презирать это, но я жажду поклоняться Господу, исполненному сладости, в трансцендентной мадхурья-расе. А каково твое умонастроение?»
Ананд ответил: «Нарен Бабу! То, о чем ты говоришь, по своей ценности может сравниться только с драгоценным алмазом. Я и сам чувствую сильное стремление к супружеской расе».
В разговорах прошла ночь, и наступило утро. Большую часть следующего дня они провели, выполняя свои обычные обязанности.
Пандит дас Бабаджи продолжает обсуждать науку вайкунтха-расы.
Как и вчера, преданные опять собрались в беседке Пандита даса Бабаджи. После того, как Харидас Бабаджи смиренно напомнил о теме вчерашней беседы, Пандит дас Бабаджи начал говорить: «Близкий спутник Господа Гауранги, Шрила Рупа Госвами написал две книги, „Бхакти-расамрита-синд- ху“ и „Уджджвала-ниламани“, в которых он полностью изложил науку о вайкунтха-расе. Внимательно читая эти книги, каждый способен понять науку о расе. Так как эти книги довольно объемные, малообразованным людям трудно понять их