суть за короткое время. Поэтому большинство людей предпочитают слушать эти книги в кратком изложении. Я не отважусь пересказать все содержание этих книг. Попытаюсь вкратце коснуться главных моментов. Надеюсь, вайшнавы, не замечающие недостатков в других живых существах, простят мне самоуверенность, с которой я берусь объяснять необъятный океан расы. Я — всего лишь слуга вайшнавов, и исполнение их воли — цель моей жизни».
Вайкунтха и Верховный Господь — вечны и исполнены разнообразия. Если бы не было разнообразия, существование также было бы невозможно.
Вайкунтха-раса по своей природе вечна, не имеет начала и конца. Во многих местах Упанишады говорят, что Верховный Господь не имеет разнообразия (нырвишеша). Это нужно понимать следующим образом. В материальном мире атомы воды, воздуха и огня отличаются друг от друга своими материальными качествами. Такого материального различия действительно не существует в духовном мире. Однако ведическая литература нигде не говорит, что в духовном мире отсутствует всякое разнообразие. Существование и разнообразие одновременно присутствуют повсюду. Если какой-либо объект существует, то он должен иметь качества, отличающие его от всего остального. Если таких отличий нет, можно сказать, что такой объект не существует. Если бы Верховный Господь не имел разнообразных качеств, то как можно было бы Его отличить от материального творения? Если бы Верховный Брахман был неотличен от творения, то Творец и творение слились бы в одно целое. И тогда не существовали бы надежда, вера, страх, логика и все виды знания.
Брахман пронизывает Вайкунтху и ограничивает ее от материального творения.
Для того, чтобы отличить Вайкунтху от материального творения, требуется какая-либо отличительная характеристика. Хотя Вайкунтха -это Абсолютная Истина, благодаря своему разнообразию она прекрасна. Вайкунтха полностью духовна и находится за пределами материального мира. Безличный Брахман заполняет пространство Вайкунтхи, а также служит границей, где заканчивается разнообразие материального творения и начинается разнообразие Вайкунтхи.
Вечное разнообразие устанавливает отличие Господа от живых существ.
В мире Вайкунтхи обитают Верховный Господь и живые существа. Там Господь вечно пребывает в Своих разнообразных формах, а живые существа имеют свои, отличные от Господа разнообразные формы. Индивидуальность каждого не позволяет одному живому существу сливаться с другим или с Господом. Эта индивидуальность дает возможность каждому живому существу иметь какое-то отличие от других, создает разнообразные ситуации и взаимоотношения. То же самое можно сказать и в отношении Бхагавана. Примером разнообразия Господа может служить Его Сударша- на-чакра, наиболее могучая из многих энергий Господа.
Три энергии Господа — сандхини, самвит и хладини.
«Непостижимая энергия Господа проявляет свое могущество в виде разнообразных проявлений, таких, как тело
Господа, тело живого существа, положения, занимаемые ими, духовный мир и многое другое.
Существует три типа энергий Господа: сандхини, самвит и хладини. Благодаря сандхини все вокруг существует. Например, тело, смерть, время, общение, материальные элементы — все это создается благодаря сандхини. Все существующие взаимоотношения и чувства состоят из энергии самвит. Все расы проявляются из хладини. Кульминация бытия и взаимоотношений происходит в расах. Отвержением разнообразия духовных качеств имперсоналисты автоматически отвергают и существование духовных рас, которые бессмысленны без духовного разнообразия».
Материальный мир осквернен, а Вайкунтха состоит из духовной субстанции и абсолютно чиста.
В этой связи нужно сказать еще одну вещь. Вайкунтха — нинмайя, то есть духовна, живые существа и Бхагаван тоже духовны, их взаимоотношения духовны, их деяния духовны и плоды их деяний также духовны. Что еще необходимо понять? Так же как материальный мир состоит из материальных элементов, духовный мир соткан из духовной субстанции. Что же это такое — духовная субстанция? Грубая материя? Или тонкая материя? Или отсутствие материи? Ничего подобного. Духовная субстанция, нит — идеальный элемент. Энергия нит абсолютно чиста, а материя — нет.
«Чит» означает «знание, обретаемое с помощью самадхи»; «душа» и «духовное тело».
Можно сказать, что слово нит означает «знание». Но какой вид знания? Может ли это означать «материальное знание»? Нет, не может. Чистое знание, которое пребывает в душе и постигается с помощью самадхи, и есть знание нит. Не правильно считать, что нит означает только «душа». Из энергии нит состоит так же и духовное тело. Непостижимая энергия проявляет вечные духовные элементы, которые также называются нит. Из этих элементов состоит духовная обитель, тела и многое другое, вечно проявленное в царстве Вайкунтхи. Атма, или душа, принадлежит духовному миру, и поэтому когда она попадает в материальный мир, качества энергии нит сопровождают ее и здесь, но проявляются в виде материи.
Поэтому субстанция нит более возвышенна и приятна, чем грубая и тонкая материи в любых их проявлениях или чем отрицание материи (нирвишеша).
Два типа энергии чит, или сознания — пратьяг и параг.
Энергия нит и сознание — одна и та же субстанция. Хорошо бы понять значение слова найтанья (сознание). Чай- танья бывает двух типов — пратьяг и параг. В то время как вайшнавы погружены в прему, пратьяг-найтанья, или внутреннее знание, проявляется в их сознании. Когда же погружение в прему прерывается, преданный возвращается во внешнее сознание, которое называется параг-найтанья. Па- раг-найтанья является тенью энергии нит.
В освобожденном состоянии мы имеем духовную форму, созданную из энергии нит. В обусловленном состоянии наша форма состоит из энергий нит (духа), анит (материи) и нит-абхасы (тени энергии нит). В освобожденном состоянии мы служим в вайкунтха-расах, а в обусловленном ищем то, что есть в вайкунтха-расах. Мы уже обсуждали эти дарующие наслаждение расы в их искаженном проявлении.
Пять типов расы — шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья.
Энергия нит пронизана шанта-расой. В соответствии с типом взаимоотношений раса разделяется на пять видов. Самая первая и начальная среди них — шанта-раса. В этой расе присутствуют несколько бхав или эмоций, таких как предание себя Господу, прекращение материальных страданий и чувство отвращения ко всему, что не связано с Бхага- ваном. Когда заканчиваются сухие измышления ума о безличном Брахмане, пробуждается шанта-раса. Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар вначале были имперсо- налистами, но потом, предавшись Господу, они погрузились в шанта-расу. Стхайи-бхава, вибхава, анубхава и саннари- бхава — все они присутствуют в шанта-расе, но еще не проявлены. Стхайи-бхава всегда присутствует в шанта-расе в виде рати, но она еще недостаточно развита, чтобы перейти в прему.
Если удача благоприятствует, раса развивается дальше и достигает уровня дасьи. В дасъя-расе преданный ощущает любовь к Господу, считая Его своим господином. Рати, или влечение стхайи-бхавы, в этой расе поддерживается и увеличивается премой. В этой расе живое существо становится слугой, а Господь — господином.
Сакхъя — третья ступень развития расы. Влечение стхайи- бхавы в этой расе поднимается над премой и достигает уровня пранайи, любви. Чувства благоговения и почтения, испытываемые в отношениях слуги и господина, остаются позади, и вера усиливается.
Четвертый уровень расы — ватсалъя. Привязанность к Господу в этой расе развивается дальше и, покинув прему и пранайю, достигает снехи. Вера становится еще сильнее.
Пятая, последняя раса-мадхурья. Рати здесь, непрерывно развиваясь, из снехи переходит в ману, бхаву, рагу
и, в конце концов, в махабхаву. В этой расе вера становиться такой сильной, что преданный и Господь чувствуют себя как одно неразрывное целое.
Различные расы соответствуют различным областям Вайкунтхи.
Все пять рас присутствуют в мире Вайкунтхе. Область, расположенная с наружной стороны Вайкунтхи исполнена аишварьи, богатства. Во внутренней области царит мадху- ръя, сладость. Нараяна -Господь области аишварьи, Кришна — Господь области мадхурьи.
Область сладости делится на Голоку и Вриндавану. Шан- та и дасья всегда находятся в области богатства. Сакхья, ватсалья и мадхурья вечно пребывают в прибежище сладости.
Живое существо в соответствии со своей наклонностью пребывает в той или иной области Вайкунтхи.
ЛУЧ ДЕСЯТЫЙ
Рати — корень расы.
Раса не возникнет, если не присутствуют четыре бхавы — стхайи-бхава, вибхава, анубхава и санчари-бхава.
Сначала нужно понять суть стхайи-бхавы.
Стхайи-бхава играет главную роль в пробуждении расы. Рати -то же самое, что и стхайи-бхава, ибо раса проявляется тогда, когда рати приносит вкус. Когда рати усиливается вибхавой, анубхавой и санчари-бхавой, она превращается в расу. Сами по себе вибхава, анубхава и санчари-бхава не способны превратиться в расу. Вибхава — причина, пробуждающая расу. Анубхава — действия, пробуждающие расу. Санчари-бхава — это то, что поддерживает расу. Но именно рати — корень расы. Эти условия применимы ко всем пяти видам расы (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхуръя).
Анализ рати:
1. Три аспекта рати — бхавамайи, аграхамайи и васана- майи:
Что есть рати? Ответ — стхайи-бхава. Но это трудно понять. Рати — это благоприятная экспрессия, полная устремленности и восторга. Рати — это основная функция души. Душа полна знаний, что дает возможность распознавать и различать. Существует два вида знания. Одно ведет к осмыслению, а другое — к расе. Когда возрастает тенденция к различению, все ветви знания проявляются. Когда способность различать наполняется расой, проявляется рати. Присутствие рати всегда приносит огромное благо для души, ибо наполняет ее чувствами, нацеленными на служение Богу. И это радостно, полно жажды общения с Господом, полно острого, сильного желания доставить удовольствие Господу, которому поклоняешься.
2. Стремление дживы обрести расу возникает на уровне рати, а не ручи:
Впервые возникшее желание души насладиться духовной расой называется рати (влечение). Некоторые считают, что это происходит на уровне ручи (вкуса). Но это не так. Ручи — это первое желание души насладиться расой, но оно еще смешано с жаждой обретения знания. А на уровне рати у души нет никаких других устремлений, кроме чистой расы. Впервые возникшее стремление души к чистому знанию называется ведана. Так как рати поддерживает все остальные бхавы и существует даже когда пробуждается раса, она называется стхайи-бхава. Стхайи-бхава проявляется как спонтанная привязанность души в вайкунтха-расе, а в свар- гия-расе — кгк привязанности, возникающие в уме. Вот почему материалисты-шарлатаны описывают рати как восторг ума. Стхайи-бхава в материальном мире -то, что приносит наслаждение чувствам.
Рати в пяти духовных расах, начинающихся с шанты и дасьи, очень сокровенна. По мере того, как рати усиливается, различные стадии духовной любви сменяют друг друга: према, снеха, праная, мана, рати, рага, анурага и махабха- ва. По мере усиления рати, усиливается и раса.
Различия между вишаей и ашраей — двумя видами аламбаны в вибхаве.
Вибхава состоит из двух частей — аламбана (основная причина расы) и уддипана (вторичная причина расы). Аламбана так же делится на две категории — ашрая и вишая. Тот, из кого исходит любовь — это ашрая, а тот, на кого направлена любовь — вишая. Хотя в основе своей Абсолютная Истина едина, в различных расах ашрая и вишая проявляются по-разному, и этому есть множество примеров. Например, в аишваръя-расах, где царят богатства и роскошь — поклоняются Господу Нараяне, а в мадхурья-расах, где во взаимоотношениях преобладает сладость — Господу Кришне. Также в качестве примера можно привести шрингара-расу (расу