разнообразии, присущем высшему плану бытия. В хатха- йоге самадхи — это окончательная цель. Тем не менее, в рад- жа-йоге существует ступень выше самадхи. Эта ступень называется вишуддха-према (чистая любовь). Словами невозможно описать это состояние. Тот, кто достиг самадхи, способен понять это. Я же не могу сказать что-либо еще об этом».
Стремление Маллика Махашайи изучить раджа-йогу.
Маллик Махашайя, слушая Бабаджи, старательно записывал то, о чем он говорил. Подробно все изучив, вплоть до самадхи, он распростерся в поклоне перед стопами Бабаджи и произнес: «О учитель! Пожалуйста, будь милостив ко мне, твоему слуге, научи меня йоге. Я посвящаю всю свою жизнь твоим милостивым стопам».
Бабаджи подняв, Маллика Махашайю, обнял его и сказал: «Оставайся здесь и изучай йогу. Сегодня ночью ты начнешь ее практиковать».
Нарен и Ананд Бабу, по достоинству оценившие образованность Бабаджи и глубину его понимания, с верой и почтением склонили свои головы к его стопам.
Ананд и Нарен Бабу просят Бабаджи принять их своими учениками.
Ананд Бабу сказал: «О Бабаджи! Мы пришли сюда подобно львам, а сейчас мы выглядим подобно жалким псам.
Придя сюда, мы думали, что индусы зря тратят свое время на поклонение идолам и следованию бессмысленным обетам. Мы посвятили свои жизни проповеди принципов брахмоизма. Мы думали, что вайшнавы лишены понимания Абсолютной Истины, и их отречение от мира бессмысленно. Мы полагали, что они принимают отреченный образ жизни, чтобы неограниченно наслаждаться с женщинами. Мы думали, что принесем вайшнавам свет брахмосамаджа и рассеем тьму невежества в их сердцах. Находясь у твоих милостивых стоп всего несколько дней, мы, наблюдая твой образ жизни, видя твою образованность и лучащуюся любовь, отбросили все свои заблуждения. Что еще можно сказать? С сегодняшнего дня мы будем всегда оставаться у твоих стоп и изучать истину под твоим руководством».
«Вайшнавы не имеют недостатков, но, почему же их называют идолопоклонниками?» — спрашивают двое бабу у Бабаджи.
Нарен Бабу поклонился Бабаджи и смиренно попросил: «Если ты испытываешь сострадание к нам, то, пожалуйста, рассей некоторые сомнения и освободи от беспокойств, мучающих нас. Я уверен, что вайшнавизм практически не имеет недостатков. Что бы ни казалось нам ошибкой, какие бы заблуждения в отношении вайшнавизма ни возникали, в наших сердцах в действительности это не является недостатками вайшнавизма, а происходит в силу сложившихся в обществе стереотипов и традиций. Эти традиции помогают большинству обычных людей понять неизвестные и непонятные вещи. Я не думаю, что такой образованный человек, как ты, стал бы приверженцем какого-либо иллюзорного поклонения».
Бабаджи объясняет науку бхакти.
С улыбкой на лице Бабаджи ответил: «Вы недалеки от истины. Наука бхакти является на самом деле апарокша- вадой . То, что где-то было случайно услышано или увидено, далеко не всегда истина. Наука бхакти полностью транс- цендентна. Вот почему, все истории, описания и повествования в вайшнавизме связаны с духовным миром. Слово „Вайкунтха“ для нас стало уже обычным, но великолепие и разнообразие этого мира невозможно выразить словами и постичь умом. И причина этого в том, что слова и ум ограничены, так как поглощены материальными устремлениями в мире, состоящем из пяти элементов. Вайшнавизм, чтобы описать природу Вайкунтхи, использует аналоги, взятые из материального мира. Истины вайшнавизма доказаны и подробнейшим образом изучены вайшнавами, которые находились на самом высоком уровне самадхи. Вот почем› в вайшнавизме можно обнаружить более сокровенные истины, и меньше тех ошибок, что встречаются в других религиозных течениях, возникших на основе спекулятивной философии. Все подобные религии, основанные на измышлениях, несовершенны и обладают лишь частичной истиной. Но когда суть религии обретается в состоянии самадхи, знайте, что это вечная религия души. Душа вайшнавизма — это према. В спекулятивных религиях премы достичь невозможно. Вы очень удачливы, ибо привлеклись премой, к которой стремятся все вайшнавы. А сейчас давайте прервемся и почтим немного прасада. А потом я выслушаю все ваши сомнения и попытаюсь развеять их, насколько мне это удастся».
Бабаджи и его гости поют и танцуют перед Божеством.
В это время зазвучала раковина в храмовой комнате. Бабаджи сказал: «Закончилась пуджа. Пойдемте, получим даршан Божеств».
Все подошли к Божеству со сложенными ладонями и получили даршан Господа. Слезы блаженства полились из глаз Бабаджи. Он начал танцевать и запел песню:
джая радхе кришна, джая радхе кришна,
джая вриндавана-чандра
Видя, с каким блаженством танцует Бабаджи, Маллик Махашайя тоже принялся танцевать. Нарен и Ананд Бабу сказали друг другу: «Давай тоже будем танцевать. Здесь нет никого, кто мог бы посмеяться над нами. Если сегодня все наши сомнения развеются, то мы уже не будем больше стесняться петь Радха-Кришна». Сказав так, оба бабу стали хлопать в ладоши и танцевать вместе с Бабаджи. Потом пуджа- ры принес чаранамриту и каждый отпил немного.
Спустя некоторое время, полуденное предложение бхоги закончилось, и все с великой радостью расселись и почтили прасад.
ЛУЧ ШЕСТОЙ
Нарен Бабу получает письмо от последователя брахмоизма и читает его.
В течение нескольких дней не было дождя, и солнце нещадно палило. Почтив прасад, Йоги Бабаджи пригласил бабу расположиться в тени под патавати. Дул мягкий ветерок. В то время как они беседовали на разные темы, почтальон принес два письма, одно для Нарена Бабу, а другое для Маллика Махашайи.
Нарен открыл и внимательно прочитал вслух свое письмо, которое ему выслал один из калькуттских последователей брахмоизма:
«Нарен Бабу, Я не получал от тебя писем вот уже почти 10 дней. Священный «Брахмосамадж» ждет от тебя великих дел. Ты должен попытаться освободить умы молодежи Вриндавана от западни идолопоклонства. Вайшнавы не могут предложить ничего другого, кроме своих сладостных кир- танов. Если ты выучишь несколько новых мелодий за короткое время, то Нарендра Бабу смог бы сочинить несколько песен о «Брахмосамадже» на эти мелодии. Пожалуйста, вышли недельный отчет о твоей проповеди философии брахмоизма. Также я хотел бы сообщить вам обоим, что ваши ежемесячные взносы еще не поступили.
Нарен Бабу прочитал письмо, улыбнулся и задумчиво произнес: «Поживем- увидим. Скорее всего, «Брахмосамадж» уже не должен ожидать каких-либо пожертвований от меня».
Маллик Махашайя получает письмо от Нитьянанды Бабаджи.
Когда Нарен закончил читать, Маллик Махашайя прочитал свое письмо. Ему написал Нитьянада дас Бабаджи из Ахири-толы:
«Слава Господу, обители всего благого.
Я с нетерпением жду новостей о твоей духовной жизни. Прошлой ночью я видел во сне, как ты, одетый в вайшнав- скую одежду, танцуешь в киртане. Я не удивлюсь, если узнаю, что это соответствует истине, потому что ты общаешься с таким возвышенным преданным как Йоги Бабаджи, и как результат такого общения, семя лианы преданности, несомненно, даст всходы в твоем сердце. Как пишет Криш- надаса Кавираджа Госвами:
брахманда бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пайя бхакти-лата-биджа
«Из всех живых существ во Вселенной, тот, кто по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя,- очень удачлив. По милости гуру и Кришны в его сердце попадает семя лианы преданного служения».
Я знаю, что у тебя есть также желание практиковать йогу. Но не трать все свое время на одну только йогу, которая иссушает чувства. Хотя Йоги Бабаджи искусен в йоге, он также и расика. Воспользуйся возможностью и получи у него несколько уроков о раса-таттве. Если это будет возможно, то с согласия Бабаджи сходи к почтенному Пандиту дасу Бабаджи. К сожалению, твое окружение не очень благоприятно. Как правило, последователи брахмоизма, христиане и мусульмане склонны к спорам и измышлениям. Общение с ними иссушает сердце расика-бхакты. Просто знать, что Бог всемогущ, и что каждый должен поклоняться Ему еще недостаточно. Поклонение может быть двух видов — анта- ранга (внешним) и бахиранга (внутренним). Внешнее поклонение зависит от материальных измышлений. Оно исходит из чувства долга, выражения почтения, молитв, пения гимнов, и т. п. Во внутреннем поклонении нет подобного умонастроения. Вся деятельность совершается под влиянием сокровенной любви, которую невозможно описать словами.
Надеюсь, что ты примешь совет такого недостойного вайшнава, как я, и поступишь соответственно. На этом я закончу свое письмо.
Акинчана Нитьянанда дас».
Выслушав письмо, двое бабу горько сожалеют о своем прошлом поведении.
Выслушав письмо Нитьянанды даса с большим вниманием, Нарен Бабу, вздохнув, сказал: «Будь проклята эта спекулятивная философия! Все, что написал Нитьянада Бабаджи-абсолютно верно. Ананд Бабу! Почему столько времени мы избегали общения с ним? Он часто приходил к Маллику Махашайе, но мы старались держаться в стороне, думая, что общение с ним не приведет ни к чему хорошему. Если по воле Верховного Господа мы будем опять в Калькутте, то обязательно должны попросить у него прощения».
Двое бабаджи из секты баула поют киртан.
Не успел еще Нарен Бабу закончить говорить, как к ним подошли двое бабаджи из секты баула. В руках они держали лоты с водой и гопи-янтры (однострунные музыкальные инструменты). Они были с усами и бородами, волосы на голове были завязаны узлом и напоминали корону. На них были одеты каупины и другая одежда. Бабаджи пели такую песню:
аре!гуру-таттва джене кришна-дхана чинле на
дхрува-прахладера мата эмана бхакта ара хабе на
декха натака наме эка пакта, тара кришна-наме хайя дакша, кевала матра упалакша, бале пхатика джала де’ на
тара нава гхана вари вине, анйя вари пана каре на декха сарва анге бхасма макха, ара сарвада шмашане тхака,
ганджа бханг дхутура пханка, бхава-расе хайя магана се йе трипурари, према-бхикхари, кришна-пада ваи джане на
джате ати апакришта, мучирама даса премира шрештха, маха-бхавете ништха, каре иштха садхана
тара мана йе чанга, катуяя ганга, гангате ганга тхаке на
«Увы! Не понимая гуру-таттвы, ты не способен по достоинству оценить великое сокровище — Шри Кришну. В наше время уже не возможно найти таких преданных как Дхрува или Прахлад Махарадж.
Когда птица чатака поет, то кажется, что она повторяет имя Кришны, но на самом деле, это иллюзия, потому что она просто просит чистой воды. Эти птицы пьют только свежую, дождевую воду.
Посмотри! Его тело покрыто пеплом, он всегда там, где сжигают мертвые тела. Он курит ганджу, употребляет бханг и дхатуру и погружен в блаженство. Он — Трипурари (Шива). Он не хочет знать ничего, кроме лотосных стоп Кришны, и всегда жаждет премы.
Мучи Рамадаса — величайший преданный Бога, хотя принадлежит к низшей касте. Он погружен в махабхаву, служа своему возлюбленному Господу. Его ум абсолютно чист и ему нет нужды идти к Ганге — она уже присутствует в его лоте».
Баулы — монисты.
Закончив петь, баулы немного отдохнули и, попросив разрешения у Йоги Бабаджи, отправились в западном направлении.
Ананд Бабу спросил: «Кто это такие?»
Бабаджи ответил: «Это бабаджи из баула-сампрадайи. Их философия отличается от нашей. Хотя они и прославляют Шри Чайтанью Махапрабху, мы не считаем их вай- шнавами, полностью принимающими нашу философию, так как они следуют собственной, выдуманной философии, которая неприемлема для нас. По